Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
|совокуп-ти |прежде всего труд,|реальность, |Цицерона), в |
|признаков, присущих|продукты труда, |присутствующая в |дальнейшем - |
|данному классу |различ-е формы |самом чел-ке, |обозначение |
|предметов. Субъект |собствен-ти и |явл-ся неотъемлемой|единичного в |
|имеет теперь дело |вековая борьба за|частью его |отличие от |
|не с единич-м, как |нее, политика и |личности.. Дух. |совокупности, |
|в чувств-х формах |госуд-во, совок-ть |жизнь чел-ка |массы; отд. живое |
|познания, а с |различ-х |возникает на основе|существо, особь, |
|общим. Вопрос о |институтов, |его практич. |отд. человек - в |
|мех-зме выработки |утонченная сфера |деят-ти, явл. |отличие от |
|понятий считается |духа. Жизненная |особой формой |коллектива, |
|одним из самых |основа потока |отражения окруж-го |социальной группы, |
|остродискуссионнных|обществ-й жизни - |мира и средством |общества в целом. |
|. Феноменологии |труд. Объединение |взаимод-я с ним. К |Индивидуальность - |
|полагают, что чел-к|людей в целостную |дух. жизни относят,|неповторимое |
|усматривает общее |систему происходит|как правило, |своеобразие к.-л. |
|тогда, когда он |независимо от их |знания, веру, |явления, отд. |
|имеет дело с |воли: естественный|чувства, |существа, человека.|
|чувств-м |факт рождения с |переживания, |В самом общем плане|
|многообразием. Это |неизбежностью |потребности, |И. в качестве |
|мнение не разд-ся |включает человека |способ-ти, |особенного, |
|больш-вом |в общественную |стремление и цели |характеризующего |
|герменевтиков и |жизнь. В своих |людей. |данную единичность|
|аналитиков, кот. |действиях люди |Дух. сфера жизни |в ее качеств. |
|видят путь к |исходят из своих |общ-ва охватывает |отличиях, |
|понятиям в деят-ти |потребностей, |различ. формы и |противопостав-ся |
|людей и их языковой|мотивов; это |уровни обществ. |типичному как |
|практике. Видимо, |значит, что они |сознания: |общему, присущему |
|правомерно считать,|действуют |нравств-е, науч-е, |всем элементам дан.|
|что свою лепту в |сознательно. В |эстетич-е, |класса или |
|процесс выработки |ходе обществ-й |религиоз-е, |значительной части |
|понятий вносит и |жизни возникают и|политич-е, правовое|их. |
|чувств-я, и |борются |сознание. |Личность - |
|предметно-практич-я|прогрессивные и |Соответ-но ее |общежитейский и |
|, и языковая |реакционные, |элементами явл. |науч. термин, |
|деят-ть чел-ка. |передовые и |мораль, наука, |обозначающий: 1) |
|Понятие – мысль, |устарелые, |искусство, религия |человеч. индивида |
|соотносящ-ся с |правильные и ложные|и право. |как субъекта |
|отлич-ми признаками|идеи. |Мораль – это |отношений и сознат.|
|исследуемого |Сталкивается |совок-ть правил |деятельности (лицо,|
|объекта. Суждение –|бесчисленное |поведения, |в широком смысле |
|мысль, не только |множество |производных от |слова) или 2) |
|соотносящаяся с |индивидуальных и |представ-й людей о |устойчивую систему|
|некот-й ситуацией, |классовых, |добре и зле, |социально-значимых |
|но и являющ-ся |национальных и |справедл-ти и |черт, |
|утверждением или |межгосударственных |несправедл-ти, |характеризующих |
|отрицанием наличия |интересов. Бурлит |орошем и плохом, |индивида как члена |
|этой ситуации в |котел |кот. явл-ся |того или иного |
|действит-ти. И |противоречивых |следствием внутр-го|общества или |
|понятие, и сужд-е |чувств - любви и|убежд-я чел-ка либо|общности. |
|выраж-ся |ненависти, добра и |силой возд-я на |Человека ф. |
|повествоват-ми |зла. Чтобы познать|него обществ-го |понимает как |
|предлож-ми. Разница|общественную жизнь,|мнения. |целостность. |
|в том, что суждение|приходиться |Наука – это |Сущность ч. |
|как выссказ-е в |исследовать ее с |теоретич. |связана с |
|отличие от понятия |разных сторон. |систематизиров-е |обществ. условиями |
|как выссказыв-я |Отсюда многообразие|взгляды на окруж. |его функционир-я |
|должно быть |наук об обществе: |мир, |и развития, с |
|непременно истинным| |воспроизводящие его|деят-тью, в ходе |
|или ложным. |1) Этнография |существенные |кот. он |
|Умозаключение есть |изучает быт и |стороны в |оказывается и |
|вывод нового |культуру народов |абстрактно-логич-й |предпосылкой и |
|знания. Умоз-е |земного шара, их |форме (понятий, |продуктом истории. |
|предполагает |происхождение, |теорий, з-ов) и |Ч. - совокупность |
|доказ-во, в |расселение и |основан-е на |всех обществ. |
|процессе кот. |культурно-историчес|рез-тах науч-х |отношений. |
|правомерность |кие связи. 2) |исследований. |1) Идеалистич. и |
|появления новой |Юридич-я наука |Искусство – это |религиозно-мистич. |
|мысли обоснов-ся с |рассматр-т сущность|специфич-я форма |понимание ч. |
|помощью других |и историю госуд-ва |обществ-го |2) натуралистич. |
|мыслей. В логике, |и права. 3) |сознания, |(биологич.) |
|матем-ке, фил-ии |Языкознание изучает|представл-я собой |понимание ч. |
|разработаны различ.|язык, его культуру,|отражение окруж-й |3) сущностное |
|способы доказ-в. |законы функционир-я|действит-ти в |понимание ч. |
|Все 3 формы |и развития. 4) |худож-х образах. |4) целостное |
|рацион-го позн-я в |Педагогика имеет |Религия – это |понимание ч. |
|из единстве |своим предметом |совокуп-ть опред-х |Индивидуальность не|
|образуют некот-ю |вопросы воспитания,|мифов, догматов, |только обладает |
|целостность, ее как|образования и |культовых и |различными |
|форму способ-ти |обучения |обрядовых действий,|способностями, но |
|чел-ка наз. умом, а|подрастающих |а также религиозных|еще и |
|как нечто |поколений в |институтов |представляет некую |
|процессуальное – |соответствии с |(церковь). |их целостность. |
|мышлением. При |целями и задачами |Право – это система|Если понятие |
|анализе ума и |общества. 5) |общеобязат-х, |индивидуальности |
|мышления часто выд.|Литературоведение |формально опред-х |подводит |
|их уровни, степени |изучает художеств-ю|норм, установленных|деятельность |
|разв-я. |литер-ру, специфику|или |человека под меру|
|Филос-я традиция |литературного |санкционированных |своеобразия и |
|состоит в различ-и |творчества, |госуд-вом (а иногда|неповторимости, |
|рассудка и разума, |обществ-е значение |и непосред-но |многосторонности и |
|где разум – высшая |худож-ой литер-ры. |народом), реализ-я |гармоничности, |
|ступень логич-го | |кот. обеспечивается|естественности и |
|понимания, |6) Экономика |авторитетом или |непринужденности, |
|преодолевающая |изучает экономич-е|принудит-й силой |то понятие личности|
|недостатки |отнош-я людей, |гос-ва. |поддерживает в ней |
|рассуд-го мышления.|законы, |Поскольку дух. |сознательно-волевое|
|Рассудок менее |управляющие |жизнь общ-ва |начало. Чел-к как |
|гибок, менее |производством, |порождается |индивидуальность |
|теоретичен, чем |распределением и |все-таки жизнью |выражает себя в |
|разум. |обменом |матер-й, то и ее |продуктивных |
|Мышление - это |материальных благ. |стр-ра во многом |действиях, и |
|процесс | |схожа с последней: |поступки его |
|познавательной |-------------------|духов. потреб-ти, |интересуют нас лишь|
|деятель-ности, для |-------------------|дух. деят-ть (дух. |в той мере, в какой|
|которого характерно|-------------------|произв-во) и |они получают |
|создание |--------------- |созданные этой |органичное |
|обобщенных, |39. Материальная |деят-тью духовные |предметное |
|опосредованных |сфера жизни |блага (цен-ти). |воплощение. О |
|образов |общества, ее | |личности можно |
|действительности. |основные элементы |-------------------|сказать обратное: |
|Оно опосредовано |Матер.-произв. |-------------------|в ней интересны |
|чувственным |сфера общ-ва – |-------------------|именно поступки. |
|познанием и |основа |--------------- |Жизнеспособность |
|опирается на опыт, |естественно-историч|43. Культура и |человека покоится |
|в том числе и |-го и цивилизац-го |общество, |на воле к жизни |
|осмысленный ранее. |процесса развития. |философское понятие|и предполагает |
|Благодаря мышлению |Произ-во благ для |культуры |постоянное |
|человек отвлекается|удовлетворения |В общефилософ. |личностное усилие. |
|от конкретного |потреб-тей – |смысле культура – |Простейшей, |
|многообразия |движущая сила |это совокупный |исходной формой |
|явлений и выявляет |развития общ-ва. |надбиологич-й опыт,|этого усилия |
|присущие им общие и|Произв-во предст-ет|кот. существует в |является |
|существеннейшие |собой процесс |форме кодовых |подчинение |
|признаки. |воздействия чел-ка |систем, т.е. |общественным |
| |на предметы природы|универсалий. |нравственным |
|-------------------|в целях |Культура предстает |запретам, зрелой и |
|-------------------|удовлетворения |как общность норм, |развитой - работа|
|-------------------|своих потреб-тей. В|обычаев и нравов. |по опред-ю смысла |
|--------------- |процессе произв-ва |Поэтому осн. |жизни. |
|36. Понятие истины.|участвуют 3 |функциями культуры | |
|Истина абсолютная и|компонента: рабочая|явл. трансляция |-------------------|
|относительная |сила, предметы |соц-го опыта и |-------------------|
|Истина - адекватное|труда и средства |социализация |-------------------|
|отражение объекта |труда. Труд |личности. Выд. и |--------------- |
|познающим |поним-ся как |др. фун-ии |46. Человек в |
|субъектом, |целесообразная |культуры: |информационном |
|воспроизводящим |деят-ть, |воспитат-ю, |обществе |
|реальность такой, |направленная на |познават-ю, |Считается, что |
|какой она есть сама|получение опред-го |норматив-ю, |наиболее развит. |
|по себе, вне и |результата. В |коммуникац-ю, |страны в наст. вр. |
|независимо от |процессе труда |информац-ю, |функцион-ют в |
|сознания. Классич. |происходят |предметно-преобраз-|кач-ве информац-х |
|опред. Аристотеля: |изменения как |щую, упорядочив-ю. |общ-в. В такого |
|«Истина – это |объекта, так и |Взаимная |рода общ-вах |
|соответствие мысли |субъекта труда. |ответственность |соц.-экономич. |
|и предмета, знания |Природа и земля – |человека и |успехи и сдвиги |
|и действит-ти». |всеобщие предметы |общества. |зависят в первую |
|Истина ограниченна,|человеч. труда. |Цивилизация - это |очередь от |
|ибо она отражает |Предметы труда и |преобразованный |произв-ва, |
|объект не |средства труда явл.|человеком мир |переработки, |
|целиком, а в |средствами |внеположенных ему |хранения, |
|известных |произв-ва, они |матер-ных |распространения |
|пределах, которые |образуют веществ-й |объектов, а |среди членов общ-ва|
|постоянно |фактор произв-ва. |культура - это |информации. |
|изменяются и |Рабочая сила |внутр-е достояние |Компьютеризация |
|развиваются. |рассматр-ся как |самого чел-ка, |современного общ-ва|
|Относительная |активный и творч. |оценка его |– это факт. Чел-к |
|истина есть |элемент произв-ва. |духов-го развития, |стремится |
|ограниченно верное |Все вместе они |его подавленности |использовать |
|знание о чем-либо. |образ. систему |или свободы, его |достоинства |
|Абсолютная истина |производит. сил |полной зависимости|технич-х устройств.|
|- такое |общ-ва. |от окруж-го соц. |Инф-ю можно быстро |
|содержание знания,|Единство и |мира или его |обработать, быстро |
|которое не |взаимод-е |духов-й |передать, ее удобно|
|опровергается |производит. сил и |автономности. |сохранить. |
|последующим |производств. |Если культура, с |Первой основой |
|развитием науки, а |отнош-й образуют |этой точки зрения, |информационной |
|обогащается и |опред-й способ |формирует |технологии явл-ся |
|постоянно |произв-ва. |совершенную |рационализация. |
|поддерживается |Структуру матер. |личность, то |Компьютеризация |
|жизнью. |сферы общ-ва |цивилизация |общ-ва прежде всего|
|Обнаружить истину –|составляют |формирует |выступает как его |
|значит сопоставить |отношения |идеального |всемирная |
|представление |производства, |законно-послушного |рационализация, |
|(знание) с |распределения, |члена общ-ва, |организация деят-ти|
|объектом, а не с |обмена и |довольствующ-ся |чел-ка в |
|самим же знанием. |потребления жизн-х |предоставл-ми ему |соответствии с |
|Критерий истины |благ. |благами. |целесообразностью. |
|заключается в |Главенствующим в |Ж.Леви-Строса |Второй необх. базой|
|практике. |любой экономич. |(Франция): |информатизации |
|Некоторое |системе явл. |человеческая жизнь |общ-ва выступает |
|положение является|отношение |с развитием |развитой изоморфизм|
|истинным, если |собственности, под |цивилизации не |– это соответствие |
|можно доказать, |кот. понимают |улучшается, а |между субъектами и |
|применимо ли оно в |соединение |осложняется, |процессами |
|конкретной |работника со |принося с собой |различной природы. |
|ситуации. Конечно |средствами труда. |массу негативных |Третьей необх. |
|нельзя забывать, |Категория собств-ти|последствий для |базой инф. |
|что практика не |предполагает |чел-ка (искусство |технологии явл. |
|может полностью |присвоение средств |сделало чел-ка |развитие техники. |
|подтвердить или |произв-ва и |пленником |Информатизация |
|опровергнуть то |продуктов труда |символич-х |стала явью лишь |
|или иное |агентом экономич. |структур, => |там, где была |
|высказывание |процесса, |счастливыми были |развернута мощная |
|(пример делимость|сопровожд. |только первобытные |матер-я база по |
|атома). Практика |отчуждением, |люди, т.к. была |произв-ву |
|постоянно |распоряжением и |тесная связь с |вычислит-й техники.|
|развивается, |пользованием. Формы|породнившей их | |
|поэтому расширяются|собств-ти различны:|природой). |Наконец, инф. |
|и границы той |индивид-я, |Марксизм: чел-к во |технология требует |
|или иной истинны.|капиталистич-я, |многом находится |опред-х экономич-х,|
|Практика |акционер-я, |в неосознанной |социальных и |
|многогранна - от |кооператив-я, |зависимости от |политич-х |
|эмпирического |коллектив-я, |установив-ся в |институтов. |
|опыта до |госуд-я, частная, |общ-ве |Развитие инф-х |
|строжайшего |собств-ть обществ. |стереотипов. |технологий ставит |
|научного |организаций. |Однако степень |перед человеч-вом |
|эксперимента. В | |этой зависимости |массу новых |
|процессе развития |-------------------|исторически не |проблем, прежде |
|истинного знания, |-------------------|возрастает, а |всего по |
|наука и практика |-------------------|падает. |философскому |
|все больше |--------------- |Единственная |осмыслению |
|выступают в |40. Социальная |возможность прорыва|информац-го образа |
|неразрывном |сфера жизни |чел-ка к своему |жизни и содержания |
|единстве. |общества, |истинному "я" - в |информац-го |
|Отражение чел-ком |ее основные |установлении |подхода. |
|мира, в принципе, |элементы |соответств-х | |
|содержит возм-ть |Соц. жизнь общ-ва |обществ-х отнош-й, |-------------------|
|искажения, кот. |отражает тесное |и поэтому чел-к |-------------------|
|обуславл-ет |взаимод-вие меду |стремиться к |-------------------|
|возникновение |людьми. Историч. |достижению такого |--------------- |
|заблуждений – это |она складыв. на |обществ-го |47. Человек и |
|несоответствие |основе общностей, |состояния. |глобальные проблемы|
|знания и предмета |кот. бвли |Ф. Ницше: «чел-к по|современности |
|исследования, чему |объединены единым |своей природе – |К глобальным |
|способствует |типом хозяйства, |существо |относят проблемы, |
|сложность объектов |верований и |антикультурное, а |охватывающие |
|исследования. Ложь |ритуалов. Первой |сама культура – это|систему «мир – |
|– это установка на |формой соц. сферы |зло, кот. создано |чел-к» в целом и |
|преднамеренное, |жизни было |для подавления и |имеющие не |
|сознательное |кровнородств-е |порабощения |локальный, а |
|искажение истины. |объед-е людей – |чел-ка». |всеохватывающий |
| |род. Объедин-е | |планетарный |
|-------------------|родов составляло |-------------------|характер. От их |
|-------------------|племя и |-------------------|решения напрямую |
|-------------------|предполагало сущ-е |-------------------|зависят жизнь |
|--------------- |общего управления, |--------------- |общ-ва, судьба |
|37. Природа и |общие черты быта. |44. Культура как |человеч-ва, |
|общество |Союзы племен |система. |состояние природ. |
|Термин "природа" |составляли |Типы и виды |среды, соц-й |
|употребляется в |народность, кот. |культуры |прогресс и развитие|
|фил-и в 3-х |характериз-лась |Традиц-но культуру |цивилизации. К |
|значениях. В шир. |общностью |принято |глобальным |
|смысле им |территории, |подразделять на |проблемам относят в|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|