Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д.
Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.
43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории
философии.
Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих
ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о
наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой
деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются,
закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по
законам красоты.
Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего
предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в
себя изучение:
1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и
предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;
2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной
через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему
её категорий;
3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и
искусства.
Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является
эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство
предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта
действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода
природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное
обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики
человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно
объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в
обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в
эстетическом идеале и искусстве).
Объект => Эстетическое завихрения падающих частиц =>
образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде
переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является
всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи
воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они
являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем
сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей.
Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того,
который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать
заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное
мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3
ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы
вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание
чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)
Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в
неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность,
отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки,
которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями,
полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе);
теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд
противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и
времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых
частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по
необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая
форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные
противоречия охвачены, но существенно обрублены.
58. Диалектика Г.В. Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2
фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая
объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления,
лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к
сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона
развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и
борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём
развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства
и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап
бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в
качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия,
развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как
таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие
лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически
превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в
нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное
бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные
понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности
и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь
идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к
высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3)
организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,
идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,
выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт
строительство человека, отделение природных сил человека от его
мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его
психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек).
Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство,
религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от
низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он
разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее
содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой
Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в
мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития
идеи.
59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во
всемирной истории XIХ-ХХ веков.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для
жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат
- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл
ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот
создаются в производстве - средством жизни, физ
существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор
потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.
Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен
только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма
деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная
жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для
поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству
не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб
отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
60.Философская мысль в России.
Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,
что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".
Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в
качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной
философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и
свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции,
противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая
диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.
Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,
Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр
в альманахе.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям
природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже
дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир.
методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо
свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и
свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее
общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль
божественного закона в природе в духе объективного идеализма.
Идеи коллективизма --- человеческая коллективность определяет
индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная
сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится
и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе
России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал
необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р -
единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились.
Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот
позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих
ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению
об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ
особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства
божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима
модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не
сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще
хуже.
Особенности нац развития России ставят в центр осмысление нац задач и путей
развития. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.
Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и
И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их внимания нах судьбы Р и
ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели
залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап
культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж
в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.
Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист
концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.
Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,
отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),
так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или
соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.
Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и
обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее
"центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж
целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее
общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор
прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь
синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной
Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом
трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они
уходят от свободы в природную или социальную необходимость.
61.Позитивизм и основные ступени его развития.
Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап
фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,
частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую
науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия
(онтологию,гносеологию)
П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как
средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает
право говорить о мире в
целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о
мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить
проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие,
сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть
проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм
объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины
на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть,
предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты
отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на
чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание
умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными,
метафизическими.
3 этапа в эволюции позитивизма:
1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн,
Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"
Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного
подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон,
классификация наук.
62.Современные неоклассические философские концепции (экзистенциализм,
неотомизм, фрейдизм и т.д.)
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс,
Г.Марсель, )
атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и
уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э.
поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной
ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы
которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и
бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные
проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека.
Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.
Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого Я,
благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как
мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не
сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение эк -- ее
необъективируемость. можно объективировать способности и знания через матер
мир, рассматривать психические акты и деят, единственное, что неподвластно
объект - эк. В обыденной жизни челов не осознает эк, для этого ему надо
оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, человек обретает
свободу.
Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени
Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный
детерминист,Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике,
решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить
изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но
одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,
отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в
отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика
рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно
материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными
психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека
властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных
стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом
реальности", к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния,
все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления
Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление
бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-
психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное)
становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства,
науки, религии, государства, права, войн и т.п.
В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная
энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс
развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития
ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и
воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в
действие вытеснение и сублимация.
Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область
бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние
на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя
выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в
разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким
образом, либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не
происходит, то человек может психически заболеть.
63.Ленин как философ.
Л. развил все составные части марксизма — философию, политич. экономию,
научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения
науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение
диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как
объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал
коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и
теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка
материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы
противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях
современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной
революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл
фундаментальных открытий великих исследователей природы... Высказанная им
мысль о неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного
познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую
социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы,
категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич.
формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производит, сил
и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах
и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.-
освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в
обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о
роли народных масс и личности в истории.
Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких
проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в
частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных
пережитков, агр. отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и
бурж.-де-мократич. революций, социальной структуры капиталистич. общества,
сущности и формы бурж. государства, историч. миссии и форм классовой борьбы
пролетариата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в
историч. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.
Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии
капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистич. и гос.-
монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав
крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания
материальных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о
том, что империализм — это канун социалистич. революции.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|