рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д.

Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле.

43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории

философии.

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих

ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о

наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой

деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются,

закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по

законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего

предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в

себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и

предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной

через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему

её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и

искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является

эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство

предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта

действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода

природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное

обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики

человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно

объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в

обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в

эстетическом идеале и искусстве).

Объект => Эстетическое завихрения падающих частиц =>

образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде

переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является

всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи

воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они

являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем

сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей.

Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того,

который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать

заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное

мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3

ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы

вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание

чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)

Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в

неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность,

отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки,

которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями,

полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе);

теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд

противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и

времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых

частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по

необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая

форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные

противоречия охвачены, но существенно обрублены.

58. Диалектика Г.В. Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2

фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая

объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления,

лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к

сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона

развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и

борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём

развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства

и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап

бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в

качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия,

развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как

таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие

лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически

превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в

нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное

бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные

понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности

и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь

идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к

высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3)

организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,

идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,

выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт

строительство человека, отделение природных сил человека от его

мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его

психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек).

Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство,

религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от

низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он

разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее

содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой

Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в

мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития

идеи.

59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во

всемирной истории XIХ-ХХ веков.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

60.Философская мысль в России.

Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".

Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в

качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной

философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и

свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции,

противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая

диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.

Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,

Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр

в альманахе.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже

дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир.

методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и

свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее

общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль

божественного закона в природе в духе объективного идеализма.

Идеи коллективизма --- человеческая коллективность определяет

индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная

сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится

и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе

России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал

необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р -

единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились.

Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот

позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих

ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению

об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ

особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства

божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима

модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не

сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще

хуже.

Особенности нац развития России ставят в центр осмысление нац задач и путей

развития. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и

И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их внимания нах судьбы Р и

ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист

концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.

Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,

отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),

так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или

соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.

Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и

обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее

"центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее

общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор

прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь

синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной

Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом

трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они

уходят от свободы в природную или социальную необходимость.

61.Позитивизм и основные ступени его развития.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как

средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает

право говорить о мире в

целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о

мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить

проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие,

сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть

проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм

объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины

на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть,

предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты

отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на

чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание

умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными,

метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн,

Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"

Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного

подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон,

классификация наук.

62.Современные неоклассические философские концепции (экзистенциализм,

неотомизм, фрейдизм и т.д.)

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс,

Г.Марсель, )

атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э.

поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные

проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека.

Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого Я,

благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как

мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не

сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение эк -- ее

необъективируемость. можно объективировать способности и знания через матер

мир, рассматривать психические акты и деят, единственное, что неподвластно

объект - эк. В обыденной жизни челов не осознает эк, для этого ему надо

оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, человек обретает

свободу.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный

детерминист,Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике,

решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить

изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но

одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,

отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в

отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика

рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно

материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными

психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека

властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных

стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом

реальности", к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния,

все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления

Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление

бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-

психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное)

становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства,

науки, религии, государства, права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная

энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс

развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития

ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и

воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в

действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область

бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние

на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя

выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в

разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким

образом, либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не

происходит, то человек может психически заболеть.

63.Ленин как философ.

Л. развил все составные части марксизма — философию, политич. экономию,

научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения

науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение

диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как

объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал

коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и

теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка

материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы

противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях

современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной

революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл

фундаментальных открытий великих исследователей природы... Высказанная им

мысль о неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного

познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую

социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы,

категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич.

формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производит, сил

и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах

и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.-

освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в

обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о

роли народных масс и личности в истории.

Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких

проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в

частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных

пережитков, агр. отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и

бурж.-де-мократич. революций, социальной структуры капиталистич. общества,

сущности и формы бурж. государства, историч. миссии и форм классовой борьбы

пролетариата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в

историч. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии

капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистич. и гос.-

монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав

крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания

материальных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о

том, что империализм — это канун социалистич. революции.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.