рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного

процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только

бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в

качестве отрицания этого конечного.

24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура

деятельности.

Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал:

«Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий

философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать,

действовать - вот для чего мы существуем».

Проблема деятельности в философии имеет мировоззренческое и

методологическое значение.

Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятельности заключается в том,

что она рассматривается в органической связи с проблемой активности,

универсального свойства развивающейся материи.

Деятельность является:

• основополагающим способом становления и развития нового уровня и формы

материальной организации - человеческого общества, цивилизации, культуры;

• основанием самоорганизации и самоуправления общественной, материальной

и духовной системы;

• источником и причиной возникновения и функционирования общественных

законов; Проблема деятельности - это проблема:

• социальной жизнедеятельности человека;

• формирования личности как субъекта общественно значимой деятельности;

• возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески

созидательной активности;

• космизации, воздействия космоса на деятельность человека, вовлечение в

человеческую деятельность факторов внеземной природы, вхождения человека в

космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую

эволюцию.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность,

направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности

связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих

жизнедеятельность общества.

В процессе материальной производственной деятельности возникают

общественные (экономические, социальные, политические, идеологические)

отношения как основа коммуникативной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту

деятельность называют духовным производством /наука, искусство, религия.../

Причиной возникновения и развития духовной деятельности является

материально-производственная деятельность, общественно-историческая

практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности

является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное,

эстетическое творчество, религиозная деятельность.

Особое место среди видов духовной деятельности ( идеологической,

нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная

деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной

деятельности является творчество.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения

человека к миру играет система мотиваций: потребности, интерес, воля, цель.

Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют

побудительными силами деятельности как активности.

25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и

гуманизма.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного

человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать

существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь

будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через

деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание

и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту,

человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного

продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.

Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание

новых предметов культуры называется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и

распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу

опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность

и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и

враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение

проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно

закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-

навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки

отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе

производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной

собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в

социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью

культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для

беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому

бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци

альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к

культуре.

26. Практика и ее основные формы.

27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности.

Творчество и свобода.

Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей,

т.е. практики. Практика - это чувственно-предметная деятельность человека,

преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания.

Она является источником, основой и целью познания, а также критерием

истины.

Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на

продуктивную (творческую), репродуктивную и рутинную. Эти три вида

деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а

присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой

профессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и нетворческих

профессий, закреплённых за субъектом деятельности раз и навсегда.

Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе

которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект

творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению

жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на

разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только

один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два

компонента - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в

человеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.

Творческая деятельность - это единственная сфера, в которой человек может

быть свободным. Свободным, таким образом, будет не тот, у кого есть свобода

выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он

становится творцом.

28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и

волюнтаризм

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной

активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и

деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с

ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность

- это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание

ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и

понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности -

необходимое средство управления поведением личности со стороны общества

через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее

индивидуальностью, которая находит свое выражение в природных задатках и

психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения,

темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и

его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание

сознания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности

их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы

потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный

человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его

способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а

также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни,

деятельности. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха

порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую живет

человек, родился и сформировался, уровень культуры народа определенным

образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность

фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В

индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность,

независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-

значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем,

но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма,

создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который

стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь

нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости

индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить

свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и беспринципность

чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида

не противоречат нравственности, принятой в данном конкретном обществе, или,

как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твоего

поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего

законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной

степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными

ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность

особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основанием

для становления целостной личности, где дух и природа находятся в

диалектико-гуманистическом единстве.

29. Социальное управление. Власть. Самоуправление.

Управление обществом принципиально отличается от управления в живых

системах и технических устройствах. Сочетая в себе материальные и духовные

компоненты, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит

принципу обратной связи. Это означает, что в процессе управления

взаимодействующие стороны меняются местами, т.е. «объект» управления влияет

на «субъект».

Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных

системах управления. В них господствует авторитарный, порой доходящий до

культа вождя, принцип управления. Инициатива снизу сведена до минимума.

Насилие, элементы которого присутствуют в любой системе управления,

становится единственным способом воздействия.

При расширении демократии принцип обратной связи становится просто

незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное

понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя

главной задачей подлинно демократического управление должно быть управление

творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает

самоуправление.

В современном мире широко распространено такое управление, при котором

господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе

страны противоречивое единство двух начал:

• централизованное руководство государственными органами;

• местное самоуправление.

Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального

управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания

распределения управленческих функций между звеньями единой системы

управления, что позволяет избежать как мелочной опеки со стороны

государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий,

которое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь

колоссальные негативные последствия для

страны в целом.

Ведь для успешной управленческой деятельности мало одного лишь научного

постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие

тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих

факторов, вплоть до морально-психологической атмосферы в обществе.

Необходимо ежеминутно сверять управленческую программу с конкретными

интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может

обречь управленческую деятельность на неудачу.

Искусство управления заключается в умении корректировать общее частным и в

то же время так воздействовать на частное, чтобы оно не выходило за пределы

общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста

культурного уровня народа общее и частное будут все больше и больше

совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят

органическое единство, т.е. подлинное самоуправление. Но это пока ещё

довольно отдалённая перспектива для человечества.

30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его

взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные

подходы к проблеме познаваемости мира.

Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе

различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира

значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает

действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-

практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством

преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это

воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности,

характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности

проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом

процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт,

позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и

интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является

практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий

способ бытия человека.

Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и

в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы

сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с

самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и

одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим

себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-

исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее

развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и

самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-

политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека,

практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто,

ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком,

становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым.

Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь

человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления

границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и

новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает

наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает

их. Понятно, что не все практически творимое человеком является

благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-

технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако

главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает

созидательную, творческую роль практики.

Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения

познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается

опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи,

вырабатываются разнообразные средства их разрешения;

2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.

31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.

32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения

человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.

Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-

теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно

осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий

мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в

многообразных видах деятельности, характер которой определяется

потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь

потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек,

взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему

ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и

интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является

практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий

способ бытия человека.

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное

отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые

осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,

являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или

гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая

вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит

переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует

отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь,

чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из

его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние,

слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ

является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение

общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.

Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не

наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.