рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости

перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,

научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует

всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает

множество проблем, для успешного решения которых необходима философская

культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в

соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и

народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это

обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то

глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого

разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную

ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что

я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что

такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы

мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что

тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение

имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и

бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,

героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится

с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен

или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли

она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества

или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое

человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова

природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и

самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком

направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее

сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать

каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал.

Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит

к определенной мировоззренческой позиции.

11.Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки.

Специфика философских категорий.

На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом

его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык

науки, без которого она существовать не может. Язык - информационно-

знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык

появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его

существования как способ обыденного эмпирического познания и средство

общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком.

Единицей этого языка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития

практических действий и форм общения, язык приобретает системность,

упорядоченность, структуру, особенно это проявляется на этапах становления

письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому, непосредственно

воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения, о чем

впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали

«чувственная видимость природы».

Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного

наблюдения связи, взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему,

целостный мир, он пытался выявить движущие силы, превращающие одни явления

в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегреческой философии

этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были

вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая причина», «Ум -

творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит

(VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бытия

назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего,

мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был

назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и

познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих,

существенных связей.

Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание может говорить

языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий),

а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о

том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания

системы связей предметного мира как источник его активности.

Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка,

формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как

отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии).

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во

взаимопереходах, в развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они

составляют основу развивающейся мысли. Категории отражают не единичную

связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая

система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см.

Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно, категории - это

системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип

действующих процессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и

прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в

мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя другие

категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту

особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий,

как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.

12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия.

Специфика человеческого бытия.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение

системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные

сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение

между ними как между самостоят субстанциями.

НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2---

реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений,

которые образуют между собой мат объекты. Вне системы взаимодействий пр и

время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных

систем. в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения

не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пр и времени.

В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой,

считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно

и необратимо..

13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет

познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории

философии.

Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек

остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по

образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то

"мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим

животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот

вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и

неисчерпаемым феноменом.

Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение

Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа

есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом

("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе

(“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается

частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит

космоцентрический характер.

В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе

Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и

"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:

"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым

божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку

новый онтологический статус религиозно-духовного существа.

В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные

изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих

способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания

мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке –

микрокосме, но на почве христианства.

В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится

познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога

ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом

знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает

представление о человеке как о «мылсящей вещи».

В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и

социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на

общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса,

"сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей

действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

14.Категория "материя" как средство философского объяснения мира. Отличие

категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и

свойствах конкретных вещей и процессов.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира

состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как

существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в

определение материи в широком значении - как сознание вообще:

индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более

широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она

означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании,

обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.

Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего

мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость

(первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1)

Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость

высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость

внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира

определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и

сознания заключается в независимости материи от сознания и производности

сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и

все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это

весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.

Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.

Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех

свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие

свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои

атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в

качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение

(развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств:

отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие

материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие

характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир,

существующий в перечисленных выше формах бытия.

15. Эволюция философских представлений о материи.

А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность

этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые

первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по

мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес

из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса -

огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов

являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые

вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять

природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении

сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала

пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени

отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с

протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А

французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой,

считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес,

непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи

на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например,

подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо

образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского

излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике

возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что

прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного

атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и

значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому

уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия

"материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же

следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была

выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя

исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло

изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до

сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего

философская категория, которая выработана для обозначения объективной

реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося

в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или

иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным

аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого

следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под

материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная

реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в

аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же

время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с

новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в

принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.

Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это

определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности

людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не

случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в

качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в

философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и

настоящего. Что же означает понятие "бытие"?

Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы,

состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт

существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это

позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений

бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что,

в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.

В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из

них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного

происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти

формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос,

имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в

философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в

основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных

вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые

она и существует.

Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции,

относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в

которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к

материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией

выступает дух, относится к идеалистическому монизму.

есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например,

согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами -

материальным и идеальным.

Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма.

Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с

точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком

подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого

материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных

объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия,

из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи.

17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в

природных и социальных системах.

Способом существования материи является движение. Этим сказано все.

Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно

и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения

нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном,

что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс

последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения .

Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение,

посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает

причиной самой себя.

Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее

самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.