рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального

познания являются понятия, суждения и умозаключения.

33.Познание как процесс. Субъективные и объективные условия познания.

Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в

сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая

деятельность сознания, а активная целенаправленная деятельность, цель и

смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле,

возможность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково

справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой

процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность

вещей, в их закономерные связи и отношения. На уровне отражения явлений

человек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его

деятельность является познавательной, потому что познавательная

деятельность предполагает выяснение сущности процессов и явлений,

установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина

и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или

интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки

зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее

информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности.

Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность

разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического

и рационального в научном познании.

Человеческое познание представляет собою единство чувственного и

мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и

особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное

главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль,

характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса,

в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному,

преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.

Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их

первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что?

что и как происходит?

Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и

может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание

разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание.

Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является

идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания.

Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.

Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами

развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное

знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных

объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого;

объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное

средство практического преобразования действительности).

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное

отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые

осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,

являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или

гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая

вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит

переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их

созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной

истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной

действительности.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение

общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.

Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не

наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и

развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального

познания являются понятия, суждения и умозаключения.

36.Гипотеза и теория как ступени научного исследования. Научная теория, ее

структура и развитие. Соотношение теории и эксперимента.

Гипотеза&Теория см. вопрос 38.

37.Преемственность в развитии научного знания и научные революции.

38.Формы и методы научного познания.

Основными формами научного познания являются: 1) Проблема - научный

вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим

сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой

вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет

проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности

для познания которых необходимы специальные научные средства познания.

Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее

проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В

структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а)

Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное

наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и

незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит

элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже

своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут

конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться

(формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится

ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется

на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза -

предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы

известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних

позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность

(любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве

гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции

и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2

основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий,

описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория

выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические

обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и

методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и

описательные части. Описание - характера существенных черт, форм,

структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова,

какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое

возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих.

Различают ряд типов объяснения: - на основе закона (законы, как стороны

сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания

и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); -

генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает

понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного

познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие

или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство

фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные

теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым

представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при

условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного

познания - способы познания, подходы к действительности. наиболее общий

метод, разрабатываемый философией; общенаучные методы - научно осмысленные

и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования,

анализа и синтеза , индукции и дедукции - методы идеализации, формализации,

математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.

39.Понятие "наука" и "техника". Сущность научно-технического прогресса и

научно-технической революции.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке

знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно.

Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и

сложными задачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходимы

исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой

научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять

изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие

практические действия.

Греческое "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство,

умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с

анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не

является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком

объект, как отмечалось, часто называют артефактом. Латинское "артефак-

тум"означает буквально искусственно сделанный. Техника есть совокупность

артефактов.

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном

инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли

возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд

механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако,

вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является

продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он

дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате

комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию,

человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На

первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его

интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение

науки и технологии, следствием которого является научно-технологический

прогресс, называемый часто научно-технологической революцией. Имеется в

виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса

общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-

технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет

параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса.

Если "революцию пара" от "революции электричества" отделяли сотни лет, то

современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика,

приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между

ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

40.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) –

мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел

понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1)

Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3)

Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная

диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как

учение о природе. В истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется

как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется в

значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и

независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник

развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в

процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и

становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод

мышления.

Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть

как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-

ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д.

обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во

классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д.

Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде

процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал

попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая

душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и

Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-

цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве

и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и

в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие

- движущ сила и источник всякого развития.

41.Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.

1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые

изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные

качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям.

Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком

которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества.

Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и

отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена

категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-

ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть

внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то

широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое

качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи

определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в

которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая

хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это

выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства

не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические

свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к

ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда.

Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество -

свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако

свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая

определённость вещи. Характерным признаком количества является его

делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через

перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной,

размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и

в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов.

Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и

количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах

которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство

качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход

количественных изменений в качественные или переход из одного качественного

состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-

экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные

количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы

противоположностей является ядром диалектики. Суть его состоит в том, что

развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем

раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых и происходит

развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой

сущности предметов: ничто не движется без противоречий. 3) Закон отрицания

отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности.

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием

предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное

может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее

бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

42.Мораль и нравственность. Нравственность как проявление духовности

человека. Нравственные качества личности.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регулирующие поведение людей.

В более строгом понимании - совокупность норм и ценностей, которые

ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства.

Идеал единства выражается в солидарности и братской (милосердной) любви.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные

отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их

человечности. Основными формами объективации морали являются добродетели

(совершенностные личностные качества), например, правдивость, честность,

доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых

действий (требования, заповеди, правила) например, «не лги», «не кради»,

«не убий». Соответственно этому анализ морали можно проводить в двух

направлениях: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как мера господства

человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен

за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно

направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной

(абсолютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает

осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую

позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.