рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с

другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего.

Выявить сущность материи можно только через изучение движения.

Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами

являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи

характеризует ее протяженность, структурность, существование и

взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма

бытия движущейся материи выражает длительность ее существования,

последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных

систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они

нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности

или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие

субстанциальной концепции пространства и времени.

Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная

протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо

процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям

равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях,

например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как

априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения

наших опытных данных.

Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная

концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою

особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не

существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения

современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию,

раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных

процессов.

В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории

относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что

при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются

пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и

временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые

сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также

глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе

существует единое пространство - время. Поскольку само изменение

пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела,

то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся

материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что

геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения,

которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит

искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и

замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует

органичное единство пространства, времени, движения, материи.

18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности

человека. Общественно-историческая сущность сознания.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И

в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема

сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже

таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие

парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология,

биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность,

многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его

определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним.

Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую

мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания,

педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.

Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей,

как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия,

прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука

доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи.

Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно

позднего развития материального мира.

Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе

преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания

связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности

человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.

Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в

которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных

действий в совместную коллективную деятельность по формированию и

воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания

общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и

представления общественного сознания, а активно включаются в реальную

совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой

деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в

одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к

другому.

Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой

коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание

выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему

воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления

сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по

способу функционирования (функция программирования совместного действия,

социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только

высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат

развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание

неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи,

определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,

объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно

взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают

определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов,

процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие

изменения, оставляет тем самым определенный в том объекте, явлении,

процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в

результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия

материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях

определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем

следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из

моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как

определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно

отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные

процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и,

наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и

связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-

материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для

понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из

этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды

отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных

уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения

инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной

деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция

сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные

ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается

в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма

психической деятельности, связанная с трудом и речью.

20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.

Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения

действительности, и продукт этого отражения - знание. Более того, понимание

происходящего в окружающей действительности выступает прежде всего в виде

знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность

ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того,

знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности,

что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из

качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает

операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых

ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор

от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить

ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда

получается результат, который уже в начале

этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».К. Маркс)

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно

воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с

потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя

этого сознания и его

самосознания.

Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его

характеристики:

1) это отражение действительности;

2) материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг;

3) сознание реализуется в форме знаний;

4) оно характеризуется целеполаганием;

5) сознание не только отражает объективный мир, но и творит его;

6) оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой

адаптации к окружающей среде.

Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии

развития материи, будучи связанным с особым способом её организации,

сознание оказывается неразрывно связанным с материей, не может существовать

без неё.

Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не

обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни

свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы

возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для

окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных

характеристик и других физических свойств.

21. Общественное сознание и его структура. Уровни и типы общественного

сознания.

ОС - отражение общ. жизни в опред. идеях, взглядах, теориях - сов-ть

индивид. созн. Соотношение инд. и общ. сознания:

1)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механ. сумме частей,

т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотн-ии типа связи: 1)

в ОС входит не все сод-ие ИС; 2)ОС не = ИС, т.к. явл-ся основой ИС;3) ОС

есть рез-т деят-ти ИС 2)Общее и единичное. Едичное шире, чем общее, т.к. в

нем больше признаков(общее+единичноое) ®в ИС>признаков, чем в ОС; с др. ст.

ОС фундаметальнее, глубже.

3)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания закл-ся в том, что оно

может давать знания о мире(нет границ). Ограниченность знаний на данном

этапе означает относительность сознания. Абс. процесс познания реал-ся

через ИС - отн-но,т.к. чел-к смертен, отд. чел-к не м. знать все.

Т.об. ОС и ИС не тождественны, пронизывают друг друга.

Структура: Теоретич. (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и

обыденное(сов-ть взглядов, к-рыми люди рук-ся в повсед. Жизни; здравый

смысл). С обыденным связана общ. психология(сов-ть соц. чувств, непосред.

отражение повсед. Жизни):чувств.(эмоции, настроения) и рациональная(идеи,

представления) ст.; нет отд. от масс носителя, выступает - массовое

сознание - продукт соц. условий жизни. В условиях госп-ва гос-ва -

этатисткое. С теоретич. связана идеология: сис. взглядов, теорий, отраж.

сущность, з-ны общ. бытия под углом зрения интересов общ-ва, классов,

соц.гр. - в отл. от психологии создается не всеми, а отд. представителями.

Форма сознания(отражает многост. общ. бытия) - сис. опр. Взглядов и

идеологич. Отн-ий, в к-рых эти взгляды выраж-ся.(экон., полит., нравст.,

прав.,философ.)

22. Природное и социальное. Трансформация природного в человеческом мире.

Дискуссия о природе человека.

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение чел-ка от высших приматов

третичного периода. При этом движущ силой стала общественно-трудовая

деятельность людей, создавшая специфические общ связи, культуру и

сформировавшая телесную организацию человека.

Процесс возникн чел от австралопитеков к наземному сущ, всеядному

питанию и естеств предметов в качестве орудий труда. Далее их

подправка и совместные действия как охота, дележ добычи привели к

появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и синантропы. Их потомки

--- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и куда

пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели

добывать огонь.

Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на создание

матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает

чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общ

жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем

самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть

приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1)

целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3)

средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона

развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из

необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь

устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.

Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка

появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое

онтологическое понятие, свойственноеисключительно человеку, и появившееся

из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема

соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг

жив существ.

Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене

веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос,

сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические

признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность.

Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что

определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и

предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов -биологического,

социального и психического.

23. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон

отрицания отрицания.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество. Суть:

количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят

в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым

качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой

скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-

коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество,

количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона

вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая

связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество -

внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя

определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких

пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое

качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи

определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в

которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи,

свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и

многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к

другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при

взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы

выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические

отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их

устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не

существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат

вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным

признаком количества является его делимость на однородные элементы.

Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что

может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и

количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные

между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера -

диалектическое единство качества и количества, или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная

определённость предмета. Единство качества и количества. Граница

существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в

качественные или переход из одного качественного состояния в другое

(возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических

формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и

качественные изменения. 2) Закон отрицания отрицания - это закон

противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.