Ответы по философии
самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада
в духе учений восточной патристики.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк,
лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену
крепостного права при сохранении монархии.
25. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-
политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями
утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах
произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.
Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная
ориентированность философское осмысления судеб русской истории,
противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки
зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -
миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -
братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и
атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-
нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и
рабством, Христом и Антихристом.
В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не
только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная
свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это
недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь
Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая
ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой,
страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и
мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?
Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,
пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского
трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к
удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он
отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным
путем, без коренных социально-политических потрясений.
Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти
человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно
разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей
эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не
«фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых
посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего
самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых
условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в
себя нравственное наказание.
26. Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные
понятия).
Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора
29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды
большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,
теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и
отчасти славянофилов.
Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей
западноевропейской и восточной мысли
Общественно-историческая задача философии - спасение человека и
человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь,
следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь
поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит
понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие
нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.
Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -
Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное
второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом
- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских
ценностей.
Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого
сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и
красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает
признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а
реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического
прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность
раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.
Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,
посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ
всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через
божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.
Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль
освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и
божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель
мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством.
Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между
божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому
человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,
единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою
волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи
провиденционализма.
В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз
людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является
объединение католической и православной церквей. Русская идея -
исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)
- единение церкви, государства и общества.
27. Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.
В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской
идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду
религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-
1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905)
Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен
Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).
Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.
Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия
«абсолютное знание». Если по Соловьеву абсолют – сущность всего в мире, то,
по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и
возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о
мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.
Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В
центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,
отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.
Пространство и время – формы чувственности некой мировой души, коренящейся
в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,
разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности –
объединения людей в «церковном богочеловеческом организме».
Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился
создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и
искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование
православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.
Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с
исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,
физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение
как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера
определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.
Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым
в 1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и
развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное
мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости
божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения
христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса
в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного
творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-
исторической обоснованности общественной и политической культуры». Всю
жизнь Франк утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве
восприятия и признания ценности всего конкретно-живого».
28. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и
творчество.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С
1922 года жил за границей.
Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового
христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем
религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.
Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема
человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет
даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом,
творчеством, духом, корнями уходит в небытие. Онтология строится на
противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе
свободу, творчество начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не
находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это
объекты, вещи.
Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек
есть микрокосмос и микротеос, по подобию Бога, потому он существо
беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное
и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда
отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид -
натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление
человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом.
Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога
не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,
как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде
идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы
дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.
В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания.
Объект философского познания - мировые тайны, например, тайна свободы
творчества. Основные формы познания - мистический опыт, религиозное
откровение.
Социальная философия. Общество есть объективация человеческих отношений,
чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество -
часть личности. В объективном обществе царит разобщение, при наличии
коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники.
Особая роль России - связь Запала и Востока.
29. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.
В античной древности первое осознание, как единодушно полагают
специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе
субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую
за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не
существование чего-то, а просто существование.
Воодушевленные этой идеей философы - элеаты приняли абстракцию чистого
бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное,
за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для
Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней
реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.
Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и
красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как
чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.
По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими
принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы
обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности
вещи); во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой
соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной
формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение
(принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное
назначение (принцип цели).
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,
если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного
бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется
как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение
бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и
этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в
последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы
через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто
и т.д.).
Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным
богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков
христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла
в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.
В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство
бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а
именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в
уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит
исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь
оспаривалось (вплоть до наших дней).
В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время происходит секуляризация
(обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное, разделение
философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация»
понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.
Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная
реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне
отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по
себе, а Вселенная - как машина.
Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход:
субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное
основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции,
преходящие и изменяющиеся.
Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания,
человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это
означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц
выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение
эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и
утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».
По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть
прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в
суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем
ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность
Я, а материальное бытие - ее продукт.
Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и
абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Почему именно с него? Разве
бытие лишено всякой определенности? Разве это самое «тощее» понятие? А быть
может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве
его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все - материальный и
духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодействиях? И да, и нет.
«Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего
больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо
абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и
пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю
парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь
посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично,
есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония здравого смысла. Она же
- плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с
наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не
ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие,
и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство
противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него
совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в
нечто. Эта концепция подвергалась критике. Так А.И. Герцен писал: «Чистое
бытие - пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия
(а между тем они-то одни и существуют), не что иное, как логическая
абстракция, так, как точка, линия - математические абстракции; в начале
логического процесса оно столько же бытие, сколько небытие. Но не надобно
думать, что бытие определенное возникает в самом деле из чистого бытия;
разве из понятия рода возникает существующий индивид?» Имеется в виду, что
иерархия «чистого» и «определенного» бытия должна быть обратна гегелевской.
В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления (идею о котором он
разделял) проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное
бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (как всеобщность).
Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не
полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель здесь обращается к
«онтологическому аргументу» (т.е. упоминавшемуся выше доказательству бытия
Бога). Он утверждает, что «конкретная всеобщность» - Бог - не может не
содержать столь скудное определение, как бытие, парадоксально замечая: «Для
мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем
бытие».
Современная трактовка бытия, как философской категории: прежде всего
существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие часто называют
существованием, идеальное - сущностью. Сущее - многообразие, в котором
бытие является идентичным. "Сущее и бытие различаются так же, как
различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное
и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом
многом одно и то же… Действительное многообразно, но в нем одна
действительность, идентичный модус бытия" (Николай Гартман 1882-1950, нем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|