Ответы по философии
экзистенционалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы
наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в
основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.
Используется много разных понятий бытия: у Хайдеггера наличное бытие,
здесь бытие, бытие в мире, бытие для других. Сартр: бытие в себе, бытие для
себя, бытие для другого. Ясперс: бытие для других, ситуация. Бытие для себя
– осознание человеком своего присутствия в этом мире. Это осознание носит
временной, конечный характер. Человек осознает свою заброшенность в этот
мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Пограничная ситуация.
Исходная нерасчлененность бытия и его многослойность. Hет разделения на
субъект и объект. Мир стал объектом, наука инициализирует объект. Бытие
характеризуется единством существования и возможности. Экзистенция -
единственная посылка, которую человек обнаруживает. Человек также
обнаруживает, что он единственное, что не может быть объектом.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть «бытие в себе», а человеческое
существование есть «бытие для себя» или ничто. Поскольку всякое бытие
возникает из бытия и не может превратиться в ничто, то для философии
человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись
такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие
человеческое есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает
страх «человек есть его страх».
Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в
«пограничных ситуации» - страдание, борьба, смерть.
Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем,
кем он себя сделает. Человек это постоянная возможность, замысел , проект.
Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода.
Однако свобода понимается как нечто неизъяснимое, не поддающееся выражению
в понятиях, иррациональное. Свободу экзистенционалисты мыслят как свободу
вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание
индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Свобода - это свобода
выбора отношения к окружающей действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. «Человек осужден быть свободным» свобода есть
мучительная необходимость.
Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам
выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен
судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их
к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя
реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий
в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир
представляет среду, мир заботы, окружающий человека и находящийся в
неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого
существования. Время - это переживание своей ограниченности, временности.
Представление о времени до моего рождения и после смерти - произвольная
экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.
Личность и общество. Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и
разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая
личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом
смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем,
что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто
истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.
Хайдеггер. Первично настроение, то есть форма неразвитого сознания.
Априорные формы человеческой личности является забота, тревога, страх. Это
субъективное бытие человека, бытие-в-мире. Есть еще бытие-с-другими, бытие-
здесь и др. Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых
установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед
лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от
общественных идолов - научные абстракции, идеалы и т.д.
Ясперс- психиатр, в распаде личности видит не болезнь, а поиск своей
индивидуальности. Приходит к выводу, что любая рациональная картина мира
есть результат неосознанных стремлений, шифр бытия. Задача философии -
раскрыть шифр. Учение о пограничных состояниях - в них человек избавляется
от господствующих норм, ценностей, и очищенное Я дает возможность осознать
себя как экзистенцию.
Камю - нобелевский лауреат, писатель. Стоит ли жизнь того, чтобы жить?
Существование человека абсурдно. Вводит категорию абсурда в свою философию.
Образ Сизифа - сделал бессмысленное осмысленным. Не выдерживая, человек
бунтует, отсюда революции. Но это не выход. Умонастроение Камю - выражение
безысходного одиночества человека. Выход их ситуации - непокорство (Сизиф)
и самоубийство.
Сартр - дополнение к марксизму. Два вида бытия - бытие-в-себе, заменяющее
объективную действительность, и бытие-для-себя, тождественной человеческой
реальности, т.е. сознанию. Являясь причиной особого рода бытия, сознание
есть небытие бытия, но лишь оно является источником активности, движения,
многообразия жизни, вносит смысл в инертный и мир. В морали основная
категория - свобода. Человек или целиком свободен, или его нет вовсе. Это
сущность человеческого поведения. Каждый вынужден изобретать для себя свой
закон, выбирать свою мораль.
21. Современная философская герменевтика. Г. Гадамер.
Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым
классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать
памятники древней литературы.
В идущих от Вильгельма Дильтея (1833-1911, Германия) философских течениях
кон. 19-20 вв. учение о «понимании» (целостном душевно-духовном
переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от
«объяснения» в естественных науках).
Ганс Георг Гадамер (р. 1900), немецкий философ, один из главных
представителей философии герменевтики середины 20 в. («Истина и метод»,
1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.
Гадамер создал теорию понимания.
Искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста,
исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически
обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.
Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и
издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования
“Священного писания”.
В 19 в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не
ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика
превращается в специфический метод общих наук, призванный обеспечить
понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических
деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в
естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего,
закона.
В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных
методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма,
затем собственно в философии герменевтики. Так у Гадамера герменевтика
приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято,
есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма
существования общественной жизни и «критики идеологии». Проблема понимания
по Гадамеру и есть философия. Результатом оказывается замыкание философии в
кругу языка, что роднит гермевтику с неопозитивистским анализом языка.
В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика
идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и
социальной власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия.
Процедуры герменевтик могут быть использованы в истории, юриспруденции и
других науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов
сознательной человеческой деятельности.
Дильтей: герменевтика - связующее звено между философскими и
историческими науками.
22. Аналитическая философия в ХХ веке, ее эволюция и кризис. Современная
"философия науки".
Бэкон, Декаpт, Галилей. Основали рационалистический стиль мышления.
Конкретно философия науки появляется в 30-х гг. 19 века.
Философия науки - реакция на немецкую классическую философию. Царица наук
не обязана быть наукой. Наука сама себе философия. Первый этап -
становление позитивизма: Огюст Конт, Джон Стюаpт Милль, Геpбеpт Спенсеp,
Лавpов, Михайловский.
Огюст Конт (1798-1858, Франция). Написал закон о трех стадиях:
теологическая стадия (любой народ начинает со сверхъестественного
объяснения жизни), метафизическая стадия (философская, использование
отвлеченных абстрактных сущностей). На первых двух стадиях реального
объяснения нет. Третья стадия - позитивная, стадия естественных наук.
«Любовь как принцип освоения мира, порядок как условие прогресса, прогресс
как цель», - его утверждение. Создал классификацию наук, в фундаменте
которой физика. Социология для него физика общества. Он отец социологии. В
обществе есть структура, есть динамика развития у этих структур, но это же
физика.
Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Идея глобального
эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический
закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном
направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к
большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук
- ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна
отвечать. Философия становится сводом установленных, опробованных научных
истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с ними общественность.
Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение
научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое
предельное место в новой теории. Но это первый этап. На рубеже 19-20 вв.
произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство,
абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась
электромагнитная. Что же остается от старой науки? Второй этап развития
позитивизма - эмпириокритицизм.
Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария,
родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо
очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось
слишком много метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так
сказал Мах - на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше
думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле
исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить,
что одно - причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации
(пошло от Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его
восприятием. Где есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет
смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация,
в которой Я и дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта
- одновременное включение духовного и материального начала. Принцип
экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо
описывать (дескрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки
зрения биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый
закон помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится
поведение. (Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика
исходила от самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто
в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может.
Вместо экономии мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы
потом истина выжила.
Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм. Бертран Рассел
(1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ), Людвиг
Витгенштейн (1889-1951, Австрия, ученик и друг Рассела). Проблемы логики
научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования.
Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится
между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается. Задача
философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки.
Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть
сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям.
Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно
свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Язык - просвечивание ничто
(страх, тоска) у экзистенциалистов. Наши границы бытия определяются языком.
Всю реальность можно свести к логическим актам. Логическая структура языка
взаимосвязана с логической структурой мира. Рассел: «Что есть означает
есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».
Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых
средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки
философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный
единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы
выявить действительность ситуации употребления языковых средствв,
порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует
реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой,
либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное
исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ
философии, лингвистическая философия.
Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно
быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно
упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука -
деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет
смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая
философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание
слова.
23. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич
Чаадаев (1794-1856).
Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение
на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым
сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется
смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом
человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,
управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека,
который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.
Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную
философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному
и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает
нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно
разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.
Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской
истории, а истины давно известные в других странах, в России только
открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти
сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками,
народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в
частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и
определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой
дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал,
которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути
развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными
ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и
отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем
уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы
предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и
рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.
Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и
воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен
быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой
он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен
душевнобольным и взят под надзор.
24. Разработка теории славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.
Аксаков).
Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860),
Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином
общим), Даль.
У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять
все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки:
самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен
падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера
искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились
против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра.
До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от
народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое.
Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а
возвращать утраченное.
Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт.
Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только
христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и
общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное
органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ
всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование
человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для
сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера
(включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может
постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших
особенностей развития России, а в православии – единственный источник
просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной
цивилизации.
Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик,
публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене);
рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как
последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно
быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и
чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и
представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате
духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|