рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы по философии

- о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и

познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и

чувственное восприятие.

Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления;

форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как

возможность; начало движения; цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея)

вещи является такой ее сущностью, которая находится в ней самой, и без

которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть

только еще самая возможность ее оформления и возможность эта - бесконечно

разнообразная. Эйдос вещи не есть ее материя, а материя вещи не есть ее

эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи

движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная

причина движения, то это значит, что необходимо признать некое

самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В

бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так, или иначе,

отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой

вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того

результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения -

специфическую категорию вещи, которая не есть ни ее форма, ни ее материя,

ни ее причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя,

форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая

вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи -

материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая

возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и

временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и

вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной. 3.

Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в

качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В

пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от

материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом

становятся текучими.

Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил

начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный

перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - растения. Способна к

размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая

обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения 3) разумная -

присуща человеку, познает и думает.

Теория познания. Ощущения человека являются отражениями, копиями

предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а

ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть

знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны.

Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки

науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от

рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность

мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о

формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель

главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам

вероятности и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от

общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов

является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на

все бытие и даже на бога.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими

он считает формы, при которых исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы

монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на

смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это

тирания, олигархия и крайняя демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные

политические условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть.

Заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характерно становлением

христианской догматики в условиях формирования Европейских государств в

результате падения Римской империи.

В условиях жесткого диктата церкви философия была объявлена служанкой

богословия, которой должна была использовать свой рациональный аппарат для

подтверждения догматов христианства.

Эта философия получила название «схоластики» (опиралась на форм. логику

Аристотеля). Еще в 5 В. (христианство уже государственная религия в Греции

и Риме) было сильно влияние философского неоплатонизма, враждебного

христианству (нехристианские философские школы были закрыты по декрету

императора Юстиана в 529г.).

При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к

использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла

литература апологетов (защитников) христианства, а за тем патристика -

сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.

Со 2 В. апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство.

Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2 В.) - существует непримиримое

разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и

человеческой мудростью.

Не создав философской системы, апологеты, однако, наметили круг вопросов,

которые стали основными для христианских философов (о боге, о творении

мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические

доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия

души. Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в

Тагасте). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона - это

мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою непрерывную

лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек,

который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и

свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек

действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него

бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град

человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное

господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она

преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-

12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос - о

отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских

текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты

отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась

изощренная логика. Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и

святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому

поводу известен как спор о универсалиях, то есть о природе общих родов и

понятий.

Существуют два основных решения этого вопроса: 1) общие роды

(универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн

Скот Эриугена, Фома Аквинский). Три вида универсалий: (троякость

существования): «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их

сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме как абстракции. -

умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только

вне вещей - Ансельм). Абеляр - существуют только единичные вещи. Но они

могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность

универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше

утверждение относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с

этим он предполагал реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по

которым бог творит вещи. Зачатки идеализма и неоплатонизм. 2) Универсалии

не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена.

(Росцелин). Существуют только индивидуальное, и только оно может быть

предметом познания - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил знание

от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов

Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в

уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще

только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения

перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, направленности

мысли. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие

объекты. Номинализм - зачатки материализма.

Иоанн Эриугена (810-877 родился в Ирландии, умер во Франции или Англии) -

Природу разделяет на четыре части: 1) природа несотворенная и творящая

(бог); 2) природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины

единичных вещей); 3) природа сотворенная и нетворящая (конечный мир и

земное бытие человека); 4) природа нетворящая и несотворенная (бог как цель

мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и

материального как соотношение изначального принципа формы с

неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние

первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Причислен к лику святых.

7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления

раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но

возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области

естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки

богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую

направленность.

Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения

символов в математике.

Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и

изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3)

тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего, возрождение проявилась в этике. Возобновление этических

учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла (1407-1457, Италия)),

направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление

всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое,

способности есть ощущения, и это единственный источник познания.

Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в

обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская

- разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести

нравственность из самой природы человека. Для Валла характерен взгляд на

природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.

Основа этого - пантеизм. Натуралистический – Бруно (1548-1600) - -

одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение

бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а

материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика,

изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию

бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские

концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении

схоластических методов осмысления природы.

Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в

философии были: 1) методы экспериментально-математического исследования

природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению.

К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить

явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в

целостности). Плюс эксперимент - научная методология. В нее вводится

количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ

исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности,

противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы

механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3)

формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение

субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими

качествами) законов природы (Галилей в механике).

Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих

социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества

как суммы изолированных индивидов.

Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая

сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате

«Государь» дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все

средства хороши в политических целях.

Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии

(Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый

план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические

мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр

вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый

антропоцентризм. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает

рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса

проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

«божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в

утверждении веры человека в себя.

8. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г во Франции в

семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в

Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в

Стокгольм, где и умер в 1650г.

Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает

два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную «протяженную субстанцию». Первую изучает метафизика, а вторую

- физика.

Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В

границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарта - идеалист. В теории познания Декарт

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: «Я мыслю, следовательно Я существую".

В учении о бытии утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод

координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система

алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность

движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также

закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих

тел.

В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы;

основной формой движения космической материи, определяющей строение

небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Мировая материя

(пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.

Сводит все качественное разнообразие природных явлений к материи,

тождественной с пространством и к ее движению. Движение возникает в

результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю,

движение и покой.

Ясность и отчетливость мышления Декарт объявляет необходимым и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания, таким образом, не в практике, а в человеческом сознании.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе

познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой

природы человеческого ума.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного

знания. Метод дедукции: допускать в качестве истинных только такие

положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать

никаких сомнений в истинности; расчленять каждую сложную проблему на

составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и

доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пропусков

в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье.

Знакомство с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Был отлучен от

общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб

шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель философии -

завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой

природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о

свободе.

Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая

является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой

творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа, творящая она есть

субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза

отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе

Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных,

преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и

бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование.

От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность

модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом.

Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.