рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы по философии

бесконечное множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты)

и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный

ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но

наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как

бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты

субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина

самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и

бесконечный модус.

Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, модус мышления

- душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и

аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к

выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как

поведение, основанное на познании необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Закончил Лейпцигский университет

как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление,

изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил

мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип

вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть

выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение,

действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции

такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические

характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть

абсолютно простой. Монада есть душевная неделимая субстанция, создают

умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не

находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не

изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность

и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих

действий, и их цель. Душа - цель тела. взаимодействие души и тела монады

есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.

Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как

субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического

взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой

монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому

Лейбниц называл монады «живым зеркалом» вселенной.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в

развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно

малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает

возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в

органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые

различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя,

ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем

монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от

себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление -

монада духа (человек).

Создавал формально - логическую систему наподобие аристотелевской.

Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть

правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения

о врожденных идеях)

9. Эволюции английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).

Френсис Бэкон (1561-1626), сознательно поставил перед собой задачу

разработки научного метода на основе математического понимания природы.

Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный

опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник

всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении

рационального метода к чувственным данным.

Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия

рационального метода. Главный труд – «Новый Органон». В этом произведении

Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому

пониманию, на котором основан «Органон» Аристотеля.

Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» - цель - принесение

непосредственной пользы человеку; «светоносные» - цель не непосредственная

польза, а познание законов и свойств вещей.

Первым условием реформы науки является усовершенствование методов

обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от

заблуждений. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов -

рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по

аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства

человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их

сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие

наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - возникают вследствие общения между людьми посредством слов. Но во

многих случаях значения слов были установлены не на основе познания

сущности предмета, а на основе случайного впечатления от этого предмета.

Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы.

тетра не врождены нашему уму? Они возникают вследствие подчинения ума

ошибочным мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. В истории науки четко

выступают два пути или метода исследований: догматический и эмпирический.

Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремится

вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из

самого себя ткет паутину.

Ученые, следующие эмпирическому методу похож на муравья, который

беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод

состоит в умственной переработке материалов, доставляемых опытом (пчела).

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы

исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное

средство исследований. К нему относятся орудия, совершенствующие

способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую

мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности

умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция.

Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение,

противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

Материя - совокупность частиц, природа - совокупность тел с

многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д.

Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом,

занимаемым материей (протяженность), а время - объективная мера скорости

материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи).

Движение есть прирожденное свойство материи, оно вечно. Назвал 19 форм

движения.

Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма.

Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей

на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на

состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только

количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение

и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам,

а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать

деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти

операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в

сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг

другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности

достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на

чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира).

Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и

практической деятельности.

Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности,

приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть:

законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.

Давид Юм (1711-1776) сын небогатого Шотландского помещика. Юм - скептик,

агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Францию издал

«Трактат о человеческой природе», «Опыты нравственные и политические». В

1963 Юм снова во Франции. Он был знаком с Французкими просветителями

(Даламбер, Гельвеций, Дидро)

Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом

единственным предметом достоверного знания считает объекты математики. Все

другие объекты исследования касаются только фактов, которые не могут быть

доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта.

Действительность - поток впечатлений. Причины, порождающие эти

впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать существует ли внешний

мир. Существуют впечатления наших чувств (ощущения) и впечатления

внутренней деятельности души (рефлексии). От этих двух видов первоначальных

ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть

образована без предшествующего ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно, ни путем доказательства. Возможно, причинная связь и

существует. Но так это или не так - установить невозможно. Причинная связь

если и существует, то она непознаваема. Однако люди склонны делать

заключения из наблюдаемых в прошлом действий к подобным же действиям этих

объектов в будущем (за весной следует лето) Почему люди действ подобным

образом? Это привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить

наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания

(скептицизм). Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не

равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(учении о бытии) Юм отрицает существование категории

субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств.

В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто

причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим

разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

10. Социальная философия английского Просвещения.

Гоббс Томас (1588-1679). Человеческая природа первоначально пробуждается

только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным

состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех.

Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились

государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То,

что государь санкционирует, является хорошим, противоположное дурным.

Общественный закон есть советь гражданина. Страх перед теми невидимыми

силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами,

которые оно не признает, есть предрассудок.

Важнейшая заслуга Гоббса «Теория общественного договора». «Левиафан» -

государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан.

Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта

самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого

человека. Основа – стремление к самосохранению. Люди с самого начала не

слишком сильно отличаются друг от друга. Природа человека эгоистична и

направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Ресурсы

ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это

продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть

становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный

договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности

человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть.

Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже

не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее

редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше

защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти.

Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации

монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних

врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение.

Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не

хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство

выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с

государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным

и не расшатывалось изнутри). 2. Монархическая форма – наиболее оптимальная

форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его

развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4.

Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние –

все имеют равные права. Война всех против всех.

Локк Джон (1632-1704). В своем учении о государстве Локк ограничивает его

деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на

основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право

для всех, а также разделение власти.

11. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия).

Иммануил Кант родился в 1724г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал

ректором университета, писал свои труды и умер в 1804.

Он был не только философом, но также крупным ученым в области

естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делят на два

периода.

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать

филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как

умозрительная наука (без обращения к опытным данным). Рассмотрел новую,

немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из атомов, которые

обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил

строится космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея

постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение к

формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон.

Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате

приливов.

Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным, ввел

понятие отрицательных величин. Роль формально - дедуктивных методов

ограничивается в пользу опыта.

Во второй период (критический) пытается строго отделить явления от вещей

в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем

лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это

учение - агностицизм.

Кант называл его «критикой разума». Это учение ограничивает разум,

поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался: выяснить источники различного вида знаний - научного

и философского; на чем основывается достоверность знаний; исследовать формы

и категории научного мышления... При исследовании вопроса о границах и

формах человеческого познания заявляет, что мир сущностей должен быть

предметом веры. Вещи в себе трансцендентны, потусторонни, вне времени и

пространства. Отсюда его учение - трансцендентальный идеализм.

Учение "Критической философии" сформировалось к началу 80-х гг. Оно

изложено в трактах «Критика чистого разума» (81), «Критика практического

разума» (88) и «Критика способности суждения» (90) (теория познания, этика

и эстетика, учение о целесообразности в природе соответственно)

Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействую на наши органы

чувств и вызывают ощущения. Ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические

знания о «вещах в себе». Достоверное знание существует - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей к которым приложимы

формы нашего сознания. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (постаприорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем

возможны заблуждения и ошибки. «Все лебеди белые». Но опыт никогда не

заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее

знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию

суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится

связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового

знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в

субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяженность

(предикат - имеют протяженность). Если предикат не выводится из субъекта, а

соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые

тела тяжелы. Есть два класса синтетических суждений: связь предиката с

суждением мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди

черны) – апостериорные: эта связь не может основ на опыте. Она мыслится как

связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные

суждения.(все, что случается имеет причину).

Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос об априорных

суждениях он ставит в след форме: как возможны такие суждения в математике;

как возможны они в теоретическом естествознании; возможны ли они в

метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованием трех

основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возможности суждений в математике Кант

рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы

математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждении

математический синтез субъекта с предикатами основывается либо на

чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная

форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего).

У Канта пространство и время перестают быть формами сущности вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возможности априорного синтетического суждения в теоретическом

естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.