Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Характерно, что желание стать профессиональным военным изъявили 1%
опрошенных.
Нельзя сказать, что сегодня государственные органы не уделяют должного
внимания Вооруженным Силам – законы принимаются в целом хорошие. Практически
нет такой недели, а то и дня, чтобы в средствах массовой информации не была
поднята какая-нибудь армейская тема. Хотя до недавнего времени большинство
материалов отличалось негативным отношением к армии, предвзятостью и не способствовало
созданию в обществе положительного имиджа ВС. Государственные органы
при этом чаще всего просто отмалчивались. Только известные действия блока НАТО
в Югославии, трагические события в городах России и разгул терроризма в
стране, а также успешные действия войск в контртеррористической операции на Кавказе
заставили изменить тон многих выступлений и публикаций.
А ведь имидж буквально означает образ, но образ, целенаправленно
формируемый, выделяющий целостные характеристики, призванные оказать
эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации. В
этом определении целесообразно выделить два словосочетания: "целостные
характеристики" и "образ, целенаправленно формируемый". Спектр
целостных характеристик Вооруженных Сил, которые могли бы оказать позитивное
эмоционально-психологическое воздействие на общество и целенаправленно
формировать образ армии, достаточно широк. К основным из них относятся
следующие: социально-политический статус военнослужащих,
материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, воинское подвижничество и
преданность делу, духовность и культура (прежде всего офицерского состава), высокий
профессионализм, бескорыстность служения Родине и др. Однако реальное видение
населением армии и военной службы несколько иное: "дедовщина", низкое
материальное обеспечение, невысокий моральный дух, бескультурье и т.д.
Именно такое расхождение общей и военной культуры общества да еще в
условиях противоречивости личностного бытия в современной России возникает когнитивный
диссонанс. Когнитивный диссонанс – это интеллектуальный конфликт,
возникающий тогда, когда уже имеющимся мнениям и представлениям противоречит
новая информация.
Дискомфорт, вызванный конфликтом, может быть устранен при помощи одного
из следующих действий:
― индивид отвергает или избегает новой
информации;
― убеждает себя, что противоречия на самом деле
не существует;
― примиряет противоречия;
― прибегает к другим мерам с целью сохранения
стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе.
Существенная практическая задача состоит в том, чтобы сблизить
культурные коды общей и военной культуры, в противном случае когнитивный
диссонанс приобретает необратимый характер и фактически блокирует процесс
социокультурной адаптации современной российской молодежи к военной службе.
Примечания
1. #"_Toc117731181">Процессы трансформации, происходящие в
российском обществе, начались в политической сфере, но, по сути, затронули все
его институты: и политические, и экономические, и правовые, и культурные.
Крайняя неустойчивость политического и экономического «самочувствия» личности в
постсоветскую эпоху, неопределенность и двусмысленность политических
ориентиров, неясность в отношении базовых ценностей общества, несправедливость
распределения его богатств и многое другое – все это не может не оказывать
своего отрицательного влияния на процессы политической социализации и,
следовательно, на становление «здорового» гражданского общества, в конечном же
счете, – на стабильность социальной системы как таковой. Одной
из особенностей политической социализации в современном российском обществе
является то, что она все еще сохраняет черты советской политической
социализации. Это относится, прежде всего, к политическому сознанию и
политическому поведению граждан.
Несмотря на поколенческое «разнообразие», представленное сегодня на
российском политическом пространстве, большая часть его населения проходила
первичную социализацию в Советском Союзе. Не в последнюю очередь именно поэтому
и говорят о сохранении определенных традиций в отношении социализации. Должна
произойти не одна смена поколений, чтобы в обществе (в политической культуре)
начали доминировать новые нормы.
Примечания
1. Модернизация в России и конфликт ценностей / Под
ред. СМ. Матвеевой. - М., 1994.
2. Лапин М.И. Модернизация базовых ценностей
россиян. - М., 2000.
3. Лапин Н.И. Ценности как компоненты
социокультурной эволюции современной России // Социол.исслед. - 1994. - № 5.
4. Денисов И. Политическое сознание
современного российского общества. - М., 2004.
5. Человек постсоветского пространства:
Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,
2005.
6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и
политические институты в современной России: проблемы коэволюции // ПОЛИС. – 1999.
- № 6.
7. Семененко И.С. Группы интересов в социокультурном
пространстве: вызов демократизации или ресурс демократии? // Политические
институты на рубеже тысячелетий. Дубна, Феникс, 2001.
8. Рамишвили В.М. Человек постсоветсткого пространства:
Сборник материалов конференции.
С.И. Юдина ,
СГУ, г. Ставрополь
СОЦИАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Проблема адаптации человека к
постоянно меняющимся условиям социальной и предметной среды в последние годы
приобрела особую актуальность в связи со сменой социально-экономических,
политических, идейно-нравственных, а также воспитательных парадигм. Это, в
равной мере, касается феномена детства и межпоколенных отношений в целом.
Период детства является
существенным в формировании основных нравственных представлений, норм,
ценностей, идеалов, жизненных стратегий, формирующих личность, что придает
важность влиянию ближайших родственников, членов семьи. Вместе с тем, целым
рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное
состояние семьи как института первичной социализации, проявляющееся, в том
числе и в увеличении численности социальных сирот (1, С. 3).
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в 2005 г.
достигало по официальным данным 497,4 тыс. чел. (2). При этом ежегодный прирост
численности таких детей составляет от 3 до 4% (3, С. 17).
Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться
такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство),
передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему
значительная часть сирот находится в различных государственных интернатных
учреждениях.
Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения
проблем адаптации детей-сирот в новых социально-экономических условиях.
В.А. Никитин приводит такое определение социальной адаптации:
«социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменившейся
социальной среде» (4, С. 15). Это достаточно общее понимание процесса
социальной адаптации, но, тем не менее, оно отражает существенные стороны этого
явления при рассмотрении проблемы социальной адаптации детей-сирот в
современном российском обществе.
Как известно, средством социальной адаптации детей, лишенных
родительского попечительства, является принятие ими норм и ценностей новой
социальной среды (например, детского дома, куда попадает ребенок, или учебного
заведения по выходу из детского дома).
Социальная адаптация имеет две формы: активную,
когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее
изменения (т.е. изменения тех норм, ценностей, форм социального взаимодействия
и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он
не стремится к воздействию на нее. Показатели успешной социальной адаптации:
высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его
психологическая удовлетворенность ею (например, удовлетворенность условиями
жизни в детском доме). Показателями низкой социальной адаптации являются
перемещение индивида в другую социальную среду (например, побеги из детских
учреждений, бродяжничество), аномия и отклоняющееся поведение (4, С. 15-16).
Успешность социальной адаптации зависит от
характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена
изменениям), а также от индивидуальных личностных характеристик детей. Поэтому особое
внимание в процессе социальной адаптации детей-сирот уделяется формированию их
самосознания: имя собственное, притязание на признание,
половая идентификация; психологическое время личности: самобытие в прошлом,
настоящем, будущем; социальное пространство: долг и права.
Благодаря этому, обеспечивается самоорганизация,
самоконтроль, формируется целенаправленное поведение, уровень притязаний и
самооценка формирующейся личности ребенка-сироты.
Современная образовательная и воспитательная системы специальных
учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, имеет ряд
недостатков с точки зрения подготовки ребенка к «взрослой» жизни, создания
условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях,
сознательного выбора индивидом своей социальной роли.
Как показывают исследования, сегодня в
обществе происходит возрастание референтной роли семьи и взаимоотношений в ней.
Семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для
подростка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие семьи, лишены
самого мощного и действенного пути социальной адаптации (5, С. 48). Это
проявляется, прежде всего, в особенностях их эмоционально-волевой сферы,
самосознания, а также в психофизиологических особенностях.
Проведенное В.В. Барановой и Н.П. Ивановой
сравнительное исследование уровня социальной адаптации детей из кровных,
приемных семей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, показало,
что у последних имеются большие проблемы с состоянием здоровья. Только 17% из
них практически здоровы, у 24% − задержка психического развития, у 60% −
общее недоразвитие речи или ее нарушение и почти 90% детей имеют социальную
дезадаптацию в разной степени (5, С. 49).
Указанные результаты
экспериментально-психологического исследования приводят к мысли о том, что
особенности психофизического развития воспитанников детских домов проявляются,
в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. С одной
стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности
взрослого, а с другой – полная неудовлетворенность этой потребности, что лишает
детей важнейшего для их социальной адаптации переживания своей значимости,
необходимости и ценности для других людей. Нарушения, связанные с
неудовлетворенностью потребности в общении со взрослыми, приводят к деформации
личности, искажению форм самосознания, глубокой депривации социального опыта,
искажению контактов с внешним миром.
Таким образом, социальная
адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленная негативными
факторами, и представляет собой специфический процесс преодоления
социо-психо-физической недостаточности и формирования необходимых социальных
качеств для развития и полноценного включения в жизнедеятельность современного
общества.
Процесс приспособления ребенка к
жизни в детском доме не является одномоментным, он сложен и требует
комплексного подхода и постепенности. Важной задачей социальной адаптации
является утверждение в детском доме таких человеческих связей и взаимоотношений,
которые позволили бы ребенку восстановить коммуникативную деятельность,
преодолеть трудности общения со взрослыми и сверстниками.
Примечания
1.
См.: Тимошенко Е.Ю.
Социальное сиротство в условиях трансформации российского общества: Дис. канд.
социол. наук, Волгоград, 2006; Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития
детского и подросткового возраста. – Спб. – М., 2004;Лангмейер Й., Матейчек З.
Психическая депривация в детском возрасте. – М.,2002; Прихожан А.М., Толстых
Н.Н. Психология сиротства. – Спб, 2005; Славина Л.С. Трудные дети. – М. –
Воронеж, 1998.
2.
Из материалов федеральной
службы государственной статистики, (http://www.gks.ru).
3.
Рыбинский Е.М. Управление
системой социальной защиты детства. – М., 2004.
4.
Психолого-педагогические
основы дезадаптации. – Ставрополь, 2006.
5.
Психолого-педагогические
основы индивидуальной помощи детям. − Ставрополь, 2006.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
1.
АКОПЯН НОННА АРТУРОВНА – аспирант кафедры философии СГУ;
2.
АМИРОКОВА НАТАЛЬЯ
ВЛАДИМИРОВНА - аспирант
кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ;
3.
АНДРЕЕВА НАТАЛЬЯ
АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант
кафедры истории и философии науки СГУ;
4.
БАЖАНОВА ЛЮДМИЛА
МИХАЙЛОВНА - аспирант кафедры
философии СГУ;
5.
БОДРОВА ОЛЬГА
АЛЕКСАНДРОВНА - директор СКО
международного общественного фонда «Российский фонд мира»;
6.
ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ
МИХАЙЛОВИЧ – канд. полит.
наук, доцент кафедры философии СГУ;
7.
ВОРОНЦОВ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии науки
СГУ;
8.
ГАСУМЯН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ – соискатель кафедры философии СГАУ;
9.
ГОЛОВАШЕВ АЛЕКСАНДР
ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры
философии СГУ;
10.
ГОНЧАРОВ ПАВЕЛ. АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры социальной философии и этнологии
СГУ;
11.
ГРЕБЕНЬКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - начальник отдела аттестации образовательных
учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Управления
лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки;
12.
ДУЛИН ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ – канд. пед. наук, ПГТУ;
13.
ЕРОХИН АЛЕКСЕЙ
МИХАЙЛОВИЧ – д-р социол.
наук, профессор, зав. кафедрой философии СГУ;
14. КАНЦ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры
социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной
службы при Президенте РФ;
15.
КЛИМОВА ПОЛИНА ОЛЕГОВНА – аспирант кафедры истории и философии науки
СГУ;
16.
КОБИНА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА – канд. филос. наук, старший преподаватель
кафедры философии СГУ;
17.
КОЛЕСНИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - аспирант кафедры философии СГУ;
18.
КОРОТКОВ ВАДИМ
ЕВГЕНЬЕВИЧ – канд. филос.
наук, доцент кафедры философии СГУ;
19.
КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;
20.
ЛЯШЕНКО ОЛЕСЯ
ВИКТОРОВНА – канд. филос.
наук, старший преподаватель кафедры социальной философии и этнологии СГУ;
21.
ПОМОРЦЕВА АЛЬБИНА
МИХАЙЛОВНА - канд. филос.
наук, доцент кафедры философии СГУ;
22.
САПРЫКИНА ЕКАТЕРИНА
ВЛАДИМИРОВНА - канд. филос.
наук, доцент кафедры истории и философии науки СГУ;
23. СОРОКИНА АННА ЮРЬЕВНА – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры
культурологии и библиотековедения СГУ;
24.
СОЩЕНКО ИРИНА
ГЕННАДЬЕВНА – аспирант кафедры
философии СГУ;
25.
ФЕДОРЕНКО АЛИНА
ВАЛЕНТИНОВНА - соикатель
кафедры философии СГУ;
26.
ФИЛИППОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры философии
СГУ;
27.
ХАМОВ ВЛАДИМИР
ЛЕОНИДОВИЧ - старший
преподаватель кафедры общих гуманитарных, естественнонаучных и математических
дисциплин филиала Российского государственного социального университета;
28.
ЧЕРВЯКОВ АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДРОВИЧ – соискатель
кафедры социальной философии и этнологии СГУ, преподаватель СВИС РВ, г.
Ставрополь;
29.
ЧЕРКАСОВ ВАДИМ ПЕТРОВИЧ - старший преподаватель кафедры общих
гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин филиала Российского
государственного социального университета;
30.
ЧЕРНИКОВА ВАЛЕНТИНА
ЕВГЕНЬЕВНА – д-р филос. наук,
профессор кафедры философии СГУ;
31.
ЧЕРНИКОВА НАТАЛЬЯ
АЛЕКСЕЕВНА - канд. филос.
наук, старший преподаватель кафедры философии СГУ;
32.
ШИЛО ОКСАНА ЮРЬЕВНА – аспирант ПГТУ;
33.
ЮДИНА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА – студентка факультета психологии СГУ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экзистенциальные ценности человека и
общества
1. ЧЕРНИКОВА В.Е. Антропологизация
научного знания как фактор преодоления духовного кризиса.
2. ФИЛИППОВА И.Ю. Эссенциальные и
экзистенциальные основания бытия человека.
3. АКОПЯН Н.А. Профессиональная этика
теле- радиожурналиста.
4. КОБИНА Ю.Е. Актуализация духовных
ценностей в жизненном мире современного человека.
5. КОЛЕСНИКОВА Н.Н. Гендерное наполнение
категории инаковости в русской культуре.
6. ЧЕРВЯКОВ А.А. Культура солидарности и
культура мира: проблема дифференциации.
2. Человек-гражданин, его положение и призвание
1.
ГОЛОВАШЕВ
А.Е. Гражданское самосознание как основа развития гражданского общества.
2.
ГРЕБЕНЬКОВ
В.Н. Война и военная культура.
3.
ХАМОВ
В.Л. Политическая культура и воинственность (антропологический аспект).
3. Диалог цивилизаций и
трансформационные процессы современности
1. ПОМОРЦЕВА А.М. Проблема территориальных
цивилизационных разломов (на основе анализа позиций Н.Н. Моисеева и Е.
Бершина).
2. ГАСУМЯН В.И. Проблема деструкции в
мировоззренческой парадигме.
3. ГОНЧАРОВ П.А. Глобальное культурное
пространство – результат межкультурного и межцивилизационного диалога.
4. СОЩЕНКО И.Г. Сознание человека в
социокультурной динамике информационного общества.
4.
Наука и образование постиндустриального общества
1. КОРОТКОВ В.Е. Философия как
форма знания: опыт критического рассмотрения.
2. ЧЕРНИКОВА Н.А. Информатизация
знания.
3. ЧЕРНИКОВА Н.А.
Образовательный диалог: традиции и инновации.
4. АМИРОКОВА Н.В. Философские
основания педагогики П.Ф. Каптерева и востребованность идеи духовного развития
личности в современном образовательном пространстве.
5. ФЕДОРЕНКО А.В. Человек в
системе образования информационного общества.
5.
Культура рациональности и плюрализм научных картин мира
1. АНДРЕЕВА Н.А.
Информационно-коммуникативная компетентность ученого как фактор развития научного
сообщества.
2. БАЖАНОВА Л.М. Проблема конфликта в
историко-философском контексте.
3. ВОРОНЦОВ А.В. Критерии научности и
проблема легитимации знания в психологии.
4. ДУЛИН В.В. Ф.Ф. Королев как историк
педагогики.
5. КАНЦ Н.А. Трансформация
концепта «здоровье» в философском дискурсе.
6. КЛИМОВА П.О. Предпосылки активизации
феномена паранауки в современной культуре.
7. САПРЫКИНА Е.В. Коммуникативная
природа философского знания.
6.
Социально-экономическое, политическое и правовое положение
России
в условиях глобализации и интеграции
1. ЕРОХИН А.М., ВОРОБЬЕВ С.М.,
ГОЛОВАШЕВ А.Е. Политическая активность населения: некоторые тенденции и
возможные формы проявления.
2. БОДРОВА О. А. Участие
общественных организаций в публичных слушаниях по вопросам местного значения.
3. КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ Е.А.
Современные молодежные общественные организации в обеспечении воспроизводства
кадрового потенциала российского общества.
4. ЛЯШЕНКО О.В. Проблема мифологизация
духовной культуры современного российского общества
5. СОРОКИНА А.Ю. Приоритетные
направления культурной политики в Российской Федерации и Ставропольском крае.
6.
ЧЕРКАСОВ
В.П. Когнитивный диссонанс как проблема социокультурной адаптации российской молодежи
к военной службе.
7. ШИЛО О.А. Трансформация
политического сознания россиян.
8. ЮДИНА С.И. Социальная
адаптация детей-сирот в современном российском обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|