рефераты скачать

МЕНЮ


Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты


Характерно, что желание стать профессиональным военным изъявили 1% опрошенных.

Нельзя сказать, что сегодня государственные органы не уделяют должного внимания Вооруженным Силам – законы принимаются в целом хорошие. Практически нет такой недели, а то и дня, чтобы в средствах массовой информации не была поднята какая-нибудь ар­мейская тема. Хотя до недавнего времени большинство материалов от­личалось негативным отношением к армии, предвзятостью и не спо­собствовало созданию в обществе положительного имиджа ВС. Госу­дарственные органы при этом чаще всего просто отмалчивались. Толь­ко известные действия блока НАТО в Югославии, трагические собы­тия в городах России и разгул терроризма в стране, а также успешные действия войск в контртеррористической операции на Кавказе заста­вили изменить тон многих выступлений и публикаций.

А ведь имидж буквально означает образ, но образ, целенаправлен­но формируемый, выделяющий целостные характеристики, призван­ные оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации. В этом определении целесообразно выделить два словосочетания: "целостные характеристики" и "образ, целена­правленно формируемый". Спектр целостных характеристик Вооруженных Сил, кото­рые могли бы оказать позитивное эмоционально-психологическое воздействие на общество и целенаправленно формировать образ армии, достаточно широк. К основным из них относятся следующие: социально-полити­ческий статус военнослужащих, материально-техническое обеспече­ние Вооруженных Сил, воинское подвижничество и преданность делу, духовность и культура (прежде всего офицерского состава), высокий профессиона­лизм, бескорыстность служения Родине и др. Однако реальное видение населением армии и военной службы несколько иное: "дедовщина", низкое материальное обеспечение, невысокий моральный дух, бескультурье и т.д.

Именно такое расхождение общей и военной культуры общества да еще в условиях противоречивости личностного бытия в современной России возникает когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс – это интеллектуальный конфликт, возникающий тогда, когда уже имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация.

Дискомфорт, вызванный конфликтом, может быть устранен при помощи одного из следующих действий:

―       индивид отвергает или избегает новой информации;

―       убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует;

―       примиряет противоречия;

―       прибегает к другим мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе.

Существенная практическая задача состоит в том, чтобы сблизить культурные коды общей и военной культуры, в противном случае когнитивный диссонанс приобретает необратимый характер и фактически блокирует процесс социокультурной адаптации современной российской молодежи к военной службе.


Примечания

 1. #"_Toc117731181">Процессы трансформации, происходящие в российском обществе, начались в политической сфере, но, по сути, затронули все его институты: и политические, и экономические, и правовые, и культурные. Крайняя неустойчивость политического и экономического «самочувствия» личности в постсоветскую эпоху, неопределенность и двусмысленность политических ориентиров, неясность в отношении базовых ценностей общества, несправедливость распределения его богатств и многое другое – все это не может не оказывать своего отрицательного влияния на процессы политической социализации и, следовательно, на становление «здорового» гражданского общества, в конечном же счете, – на стабильность социальной системы как таковой. Одной из особенностей политической социализации в современном российском обществе является то, что она все еще сохраняет черты советской политической социализации. Это относится, прежде всего, к политическому сознанию и политическому поведению граждан.

Несмотря на поколенческое «разнообразие», представленное сегодня на российском политическом пространстве, большая часть его населения  проходила первичную социализацию в Советском Союзе. Не в последнюю очередь именно поэтому и говорят о сохранении определенных традиций в отношении социализации. Должна произойти не одна смена поколений, чтобы в обществе (в политической культуре) начали доминировать новые нормы.


Примечания


1. Модернизация в России и конфликт ценностей / Под ред. СМ. Матвеевой. - М., 1994. 

2. Лапин М.И. Модернизация базовых ценностей россиян. - М., 2000.

3. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социол.исслед. - 1994. - № 5.

4. Денисов И. Политическое сознание современного российского общества. - М., 2004.

5. Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005.

6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // ПОЛИС. – 1999. -  № 6.

7. Семененко И.С. Группы интересов в социокультурном пространстве: вызов демократизации или ресурс демократии? // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, Феникс, 2001.

8. Рамишвили В.М. Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции.


С.И. Юдина ,

СГУ, г. Ставрополь


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ


Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям социальной и предметной среды в последние годы приобрела особую актуальность в связи со сменой социально-экономических, политических, идейно-нравственных, а также воспитательных парадигм. Это, в равной мере, касается феномена детства и межпоколенных отношений в целом.

Период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий, формирующих личность, что придает важность влиянию ближайших родственников, членов семьи. Вместе с тем, целым рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное состояние семьи как института первичной социализации, проявляющееся, в том числе и в увеличении численности социальных сирот (1, С. 3).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в 2005 г. достигало по официальным данным 497,4 тыс. чел. (2). При этом ежегодный прирост численности таких детей составляет от 3 до 4% (3, С. 17).

Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот находится в различных государственных интернатных учреждениях.

Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения проблем адаптации детей-сирот в новых социально-экономических условиях.

В.А. Никитин приводит такое определение социальной адаптации: «социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде» (4, С. 15). Это достаточно общее понимание процесса социальной адаптации, но, тем не менее, оно отражает существенные стороны этого явления при рассмотрении проблемы социальной адаптации детей-сирот в современном российском обществе.

Как известно, средством социальной адаптации детей, лишенных родительского попечительства, является принятие ими норм и ценностей новой социальной среды (например, детского дома, куда попадает ребенок, или  учебного заведения по выходу из детского дома).

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм, ценностей, форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Показатели успешной социальной адаптации: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (например, удовлетворенность условиями жизни в детском доме). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (например, побеги из детских учреждений, бродяжничество), аномия и отклоняющееся поведение (4, С. 15-16).

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от индивидуальных личностных характеристик детей. Поэтому особое внимание в процессе социальной адаптации детей-сирот уделяется формированию их самосознания: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация; психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; социальное пространство: долг и права.

Благодаря этому, обеспечивается самоорганизация, самоконтроль, формируется целенаправленное поведение, уровень притязаний и самооценка формирующейся личности ребенка-сироты.

Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, имеет ряд недостатков с точки зрения подготовки ребенка к «взрослой» жизни, создания условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора   индивидом своей социальной роли. 

Как показывают исследования, сегодня в обществе происходит возрастание референтной роли семьи и взаимоотношений в ней. Семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для подростка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие семьи, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации (5, С. 48). Это проявляется, прежде всего, в особенностях их эмоционально-волевой сферы, самосознания, а также в психофизиологических особенностях.

Проведенное В.В. Барановой и Н.П. Ивановой сравнительное исследование уровня социальной адаптации детей из кровных, приемных семей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, показало, что у последних имеются большие проблемы с состоянием здоровья. Только 17% из них практически здоровы, у 24% − задержка психического развития, у 60% − общее недоразвитие речи или ее нарушение и почти 90% детей имеют социальную дезадаптацию в разной степени (5, С. 49).

Указанные результаты экспериментально-психологического исследования приводят к мысли о том, что особенности психофизического развития воспитанников детских домов проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, а с другой – полная неудовлетворенность этой потребности, что лишает детей важнейшего для их социальной адаптации переживания своей значимости, необходимости и ценности для других людей. Нарушения, связанные с неудовлетворенностью потребности в общении со взрослыми, приводят к деформации личности, искажению форм самосознания, глубокой депривации социального опыта, искажению контактов с внешним миром.

Таким образом, социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленная негативными факторами, и представляет собой специфический процесс преодоления социо-психо-физической недостаточности и формирования необходимых социальных качеств для развития и полноценного включения в жизнедеятельность современного общества.

Процесс приспособления ребенка к жизни в детском доме не является одномоментным, он сложен и требует комплексного подхода и постепенности. Важной задачей социальной адаптации является утверждение в детском доме таких человеческих связей и взаимоотношений, которые позволили бы ребенку восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения со взрослыми и сверстниками.


Примечания


1.       См.: Тимошенко Е.Ю. Социальное сиротство в условиях трансформации российского общества: Дис. канд. социол. наук, Волгоград, 2006; Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. – Спб. – М., 2004;Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – М.,2002; Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – Спб, 2005; Славина Л.С. Трудные дети. – М. – Воронеж, 1998.

2.       Из материалов федеральной службы государственной статистики, (http://www.gks.ru).

3.       Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. – М., 2004.

4.       Психолого-педагогические основы дезадаптации. – Ставрополь, 2006.

5.       Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям. − Ставрополь, 2006.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1.      АКОПЯН НОННА АРТУРОВНА – аспирант кафедры философии СГУ;

2.      АМИРОКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ;

3.      АНДРЕЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

4.      БАЖАНОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

5.      БОДРОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА  - директор СКО международного общественного фонда «Российский фонд мира»;

6.      ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ – канд. полит. наук, доцент кафедры философии СГУ;

7.      ВОРОНЦОВ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

8.      ГАСУМЯН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ – соискатель кафедры философии СГАУ;

9.      ГОЛОВАШЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры философии СГУ;

10.  ГОНЧАРОВ ПАВЕЛ. АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры социальной философии и этнологии СГУ;

11.  ГРЕБЕНЬКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - начальник отдела аттестации образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

12.  ДУЛИН ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ – канд. пед. наук, ПГТУ;

13.  ЕРОХИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ – д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой философии СГУ;

14.  КАНЦ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА  - канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ;

15.  КЛИМОВА ПОЛИНА ОЛЕГОВНА – аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

16.  КОБИНА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА – канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии СГУ;

17.  КОЛЕСНИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

18.  КОРОТКОВ ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ – канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

19.  КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

20.  ЛЯШЕНКО ОЛЕСЯ ВИКТОРОВНА – канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры социальной философии и этнологии СГУ;

21.  ПОМОРЦЕВА АЛЬБИНА МИХАЙЛОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

22.  САПРЫКИНА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии науки СГУ;

23.  СОРОКИНА АННА ЮРЬЕВНА – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры культурологии и библиотековедения СГУ;

24.  СОЩЕНКО ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА – аспирант кафедры философии СГУ;

25.  ФЕДОРЕНКО АЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА - соикатель кафедры философии СГУ;

26.  ФИЛИППОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

27.  ХАМОВ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин филиала Российского государственного социального университета;

28.  ЧЕРВЯКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ – соискатель кафедры социальной философии и этнологии СГУ, преподаватель СВИС РВ, г. Ставрополь;

29.  ЧЕРКАСОВ ВАДИМ ПЕТРОВИЧ - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин филиала Российского государственного социального университета;

30.  ЧЕРНИКОВА ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА – д-р филос. наук, профессор кафедры философии СГУ;

31.  ЧЕРНИКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии СГУ;

32.  ШИЛО ОКСАНА ЮРЬЕВНА – аспирант ПГТУ;

33.  ЮДИНА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА – студентка факультета психологии СГУ.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Экзистенциальные ценности человека и общества


1.   ЧЕРНИКОВА В.Е. Антропологизация научного знания как фактор преодоления духовного кризиса.

2.  ФИЛИППОВА И.Ю. Эссенциальные и экзистенциальные основания бытия человека.

3.  АКОПЯН Н.А. Профессиональная этика теле- радиожурналиста.

4.  КОБИНА Ю.Е. Актуализация духовных ценностей в жизненном мире современного человека.

5.  КОЛЕСНИКОВА Н.Н. Гендерное наполнение категории инаковости в русской культуре.

6.  ЧЕРВЯКОВ А.А. Культура солидарности и культура мира: проблема дифференциации.



2. Человек-гражданин, его положение и призвание

1.  ГОЛОВАШЕВ А.Е. Гражданское самосознание как основа развития гражданского общества.

2.  ГРЕБЕНЬКОВ В.Н. Война и военная культура.

3.  ХАМОВ В.Л. Политическая культура и воинственность (антропологический аспект).


3. Диалог цивилизаций и трансформационные процессы современности

 

1.  ПОМОРЦЕВА А.М. Проблема территориальных цивилизационных разломов (на основе анализа позиций Н.Н. Моисеева и Е. Бершина).

2.  ГАСУМЯН В.И. Проблема деструкции в мировоззренческой парадигме.

3.  ГОНЧАРОВ П.А. Глобальное культурное пространство – результат межкультурного и межцивилизационного диалога.

4.  СОЩЕНКО И.Г. Сознание человека в социокультурной динамике информационного общества.


 

 

 

4. Наука и образование постиндустриального общества

 

1.      КОРОТКОВ В.Е. Философия как форма знания: опыт критического рассмотрения.

2.      ЧЕРНИКОВА Н.А. Информатизация знания.

3.      ЧЕРНИКОВА Н.А. Образовательный диалог: традиции и инновации.

4.      АМИРОКОВА Н.В. Философские основания педагогики П.Ф. Каптерева и востребованность идеи духовного развития личности в современном образовательном пространстве.

5.      ФЕДОРЕНКО А.В. Человек в системе образования информационного общества.


5. Культура рациональности и плюрализм научных картин мира

 

1.  АНДРЕЕВА Н.А. Информационно-коммуникативная компетентность ученого как фактор развития научного сообщества.

2.  БАЖАНОВА Л.М. Проблема конфликта в историко-философском контексте. 

3.  ВОРОНЦОВ А.В. Критерии научности и проблема легитимации знания в психологии.

4.  ДУЛИН В.В. Ф.Ф. Королев как историк педагогики.

5.  КАНЦ Н.А. Трансформация концепта «здоровье» в философском дискурсе.

6.  КЛИМОВА П.О. Предпосылки активизации феномена паранауки в современной культуре.

7.  САПРЫКИНА Е.В. Коммуникативная природа философского знания.


6. Социально-экономическое, политическое и правовое положение

России в условиях глобализации и интеграции

 

1.      ЕРОХИН А.М., ВОРОБЬЕВ С.М., ГОЛОВАШЕВ А.Е. Политическая активность населения:  некоторые тенденции и возможные формы проявления.

2.      БОДРОВА О. А.  Участие общественных организаций в публичных слушаниях по вопросам местного значения.

3.      КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ Е.А. Современные молодежные общественные организации в обеспечении воспроизводства кадрового потенциала российского общества.

4.  ЛЯШЕНКО О.В. Проблема мифологизация духовной культуры современного российского общества

5.      СОРОКИНА А.Ю. Приоритетные направления культурной политики в Российской Федерации и Ставропольском крае.

6.      ЧЕРКАСОВ В.П. Когнитивный диссонанс как проблема социокультурной адаптации российской молодежи к военной службе.

7.      ШИЛО О.А. Трансформация политического сознания россиян.

8.      ЮДИНА С.И. Социальная адаптация детей-сирот в современном российском обществе.








Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.