Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
В условиях отсутствия
привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую
целостность человеческого сознания, неуверенности в будущем, отсутствия
достоверной информации о происходящих в обществе процессах, создается
благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны
политических элит, которые стремятся мобилизовать в своих интересах широкие
слои населения. В отличие от архаического мифа, миф ХХ – XXI веков – это, как правило, не
только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в
ремифологизации социума.
Как отмечает
Г.Ф. Гараева, «…в процессе ремифологизации в истории русской философской
мысли движущей силой выступает противоречие между потребностью в целостном
взгляде на мир и ограниченностью научного мировоззрения. Неудовлетворенная
потребность в целостном взгляде на мир заставляет философа строить нечто
похожее на миф, что отражается в смешении нового и архаического мифов» (3, С.
240).
Социальные мифы – мифосреды способны путем
внедрения в массовое сознательное или бессознательное изменить
действительность, заменив своими составными частями элементы действующей реальности
и последовательно ее преобразовать. Личностные мифы включают комплексное
видение мира и индивидуально-сущностные оценки действительности, дающие
субъективные возможности для ее ремифологизации и демифологизации.
Нельзя не заметить той
главной трансформации, которую претерпевает духовная культура в конце XX – начале ХХI веков. Будучи, как и в прежние
времена, достоянием всех людей, мифологическое сознание ныне – это уже не форма
преодоления незнания, а скорее способ безболезненного погружения в незнание.
Задача мифа конца XX века – не преодоление
человеческим логосом вселенского хаоса, а бесконечное погружение в этот хаос.
Современный российский исследователь
А. Косарев тоже отмечает, что особенно большой вера в разнообразные мифы
становится в кризисные для общества времена (войны, революции, разруху), когда
прежние ценности интенсивно разрушаются, а новые только начинают формироваться.
Именно в эти тяжелые для общества времена резко набирает силу мифологический
тип мышления. Возникают различные религиозные секты, возрождаются старые или
создаются новые мистические учения, появляются прорицатели. И все это
происходит совсем не случайно. В опасные для существования культуры времена
готовится почва для рождения мифа, способного положить начало новой культуре
(4, С. 6). Собственно, и «пассионарии» Л.Н. Гумилева – это люди, одержимые
какой либо идеей, обладающие мифологическим типом мышления: именно поэтому
взрыв пассионарности всегда предшествует рождению нового этноса (5, С. 96).
Каким-то непостижимым для нас образом биологическая природа человека (а, может
быть и не биологическая) узнает о грядущей опасности и старается ее
предотвратить. Подобно тому, как в военные и послевоенные годы увеличивается
рождаемость мальчиков, так и в кризисные времена резко увеличивается рождаемость
людей, обладающих, с точки зрения большинства обывателей, сверхъестественными
способностями.
На
наш взгляд, подобную ситуацию переживает и наше общество. Во всяком случае, все
возрастающий интерес населения к различным проявлениям мистицизма – явный
показатель мифологизации духовной культуры.
Социальные мифы зачастую становятся выразителями
стремлений и ожиданий больших масс людей, средством их социальной ориентировки.
Особенно важно, что в социальных мифах мы можем обнаружить кристаллизацию опыта
и надежд людей, более отчетливые, чем, допустим, в доктринерском выражении
аналитической мысли.
Некоторые авторы определяют ситуацию, сложившуюся в
России в конце XX – начале ХХI веков как духовно-идеологический кризис,
возникший в результате долгого господства мифов в советском обществе. Так, по
мнению Г.В. Осипова, кризис связан с утратой прежних форм культурной
самоидентификации, социального оптимизма, с методологическим кризисом в сфере
социального познания. «Раскол российского общества объясняется не столько
подлинными различиями в ценностях, интересах и целях разных групп населения,
сколько мифологизацией общественного сознания, недостатком политико-правовой
культуры» (6, С. 345).
На современном этапе переломное состояние
общества взрывает социум изнутри, меняет привычные взгляды и представления,
способствует мифологизации духовной культуры россиян. Надо отметить, что
всплеск социального творчества широких народных масс и выдающихся исторических
личностей – важнейшая особенность переломов в общественном развитии.
История показывает, что
мифологизация духовной культуры российского общества, безусловно, предрасполагает
к культу личностей и создает возможность перерождения демократии в режим личной
власти. Эта возможность будет сохраняться в течение всего периода
трансформации, пока новые социальные слои и группы и их интересы находятся в
стадии формирования. Будут сохраняться надежды общества на некую сильную
личность, на нового «отца Отечества», который мог бы извне, сверху объединить
социум, внести элементы упорядоченности в общественную жизнь.
Современное состояние
массового сознания характеризуется сочетанием самых различных ориентаций,
суждений, оценок, переживаний. К нему применимы совершенно противоположные
определения и характеристики. Данное обстоятельство является следствием той
проблемной ситуации, в которой находится российское общество, «размытость», а
во многом и разрушение государственных, социальных, корпоративно-профессиональных
связей и отношений, конфликтные этнополитические процессы, резкое изменение
социальной структуры, имущественное расслоение. Все это не могло не породить
возрождение старых исторических мифов и появление новых, взаимоисключающих
ценностных установок, различного миропонимания.
В числе факторов,
способствующих преодолению болезненных расколов российского общества, все более
заметную роль начинает играть осознание национального своеобразия, а иногда
даже цивилизационно-исторического одиночества России.
В качестве первопричины
такого состояния российского общества Г.В. Осипов совершенно справедливо
называет утопическое и мифическое сознание. «Одно учение, один миф, как
правило, объявлялись единственно правильными. Трагедия в том, что все строилось
на базе мифов» (7, С. 347). Последние находят благоприятную среду для распространения
в массовом сознании и всегда в почете у людей из властных структур.
Коммунистические, социал-демократические партии часто побеждали потому, что
выдвигали удачные лозунги, за которыми, при глубоком рассмотрении, ничего не
было. Так, одним из мифов, послуживших основанием Октябрьского переворота, стал
обличенный в научную форму миф о возможности победы социализма в одной отдельно
взятой стране. Свою лепту в историческое мифотворчество внесли В.И. Ленин,
И.В. Сталин, Н.С. Хрущев.
Главное следствие в
реализации мифов заключается в том, что, последние, зачастую воплощаясь в реальность,
неизбежно приводят к результатам, возможность которых никто не предполагал и
не желал. Ситуация существенно усугубляется тем, что мифология тесно сливается
с авторитарным мышлением, которое, к сожалению, нередко является имманентной
чертой политического сознания индивидов или социальных групп, тем или иным
способом включенных во властные структуры. Это превращает страну и народ в
объект безответственных и некомпетентных социальных экспериментов. Исторические
мифы о «светлом будущем» и социальная психопатология, в конечном счете, привели
к тому, что перестройка потеряла изначально разумный смысл, завела общество в
тупик, обернулась смутным временем, чреватым межгосударственными, гражданскими,
межнациональными, религиозными конфликтами и войнами. Кроме этого, социальные мифы
имеют еще одно негативное свойство. Они разоружают людей, порождают новые
иллюзии, ожидание нового чуда. Социальная же пассивность вместо повышенной активности,
которая так необходима именно в период крупных реформ, неизбежно закладывает
основу нового разочарования.
Таким образом, следует
отметить, что роль и место мифов в массовом сознании российского общества во
многом определяется своеобразием условий порождающей их эпохи, особенностями
российского менталитета, соотношением и расстановкой движущих сил, участвующих
в процессе мифотворчества. Мифологизация духовной культуры, массового сознания
осуществляется во всех областях и сферах российского общества, оказывает
заметное влияние на характер, результаты и оценку проводимых преобразований.
Так, И.М. Чудинова
справедливо отмечает, что, «во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования
мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него
усваиваются коллективные желания, во-вторых, для появления мифов необходимо
соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной
ситуации, когда можно легко поверить в катастрофу» (8. С. 124). Мифологический
аспект в современном массовом сознании российского общества формируется в
условиях не только недостатка, но и избытка информации о происходящих в
обществе процессах.
Кроме того, устойчивость
мифов в массовом сознании российского общества, на наш взгляд, обусловлена еще
и особенностями русского национального характера: крайней противоречивостью,
наличием глубоких пластов архаики.
Примечания
1. Косов А.В. Социальный миф: сущность, динамика, тенденции изменения и
развития // Вестник Армавирского института социального образования
(филиала) МГСУ. 2003. № 1.
2. Кассирер Э. Техника современных
политических мифов // Октябрь. 1997. № 7.
3. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как явление
ремифологизации // ВестникАрмавирского института социального образования
(филиал) МГСУ. 2003. № 1.
4. Косарев А. В. Философия мифа: мифология и
ее эвристическая значимость. – М., 2000.
5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и
история природы. – М., 1993.
6.
Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.
7.
Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.
8.
Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
А.Ю. Сорокина,
СГУ, г. Ставрополь
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
На сегодняшний
день существует несколько подходов к понятию «культурная политика». Первый (и
наиболее распространенный из них) - культурная политика определяется по
отношению к некоторым морфологически заданным областям и отраслям культуры,
как-то: кинематограф, театр, музей и т.д.
Второй смысл
культурной политики ближе к распространенному пониманию политической культуры,
культурной организации политической деятельности. В этом контексте можно
говорить о сосуществовании различных политических культур, соотносить их с
политическим и экономическим устройством того или иного региона или страны,
рассуждать о присущих им политических ценностях и т.д.
Третье
понимание, вытекающее из предыдущего, заключается в том, что с какого-то
исторического момента речь вообще идет о широкой политизации культурных
факторов: культура и различные культурные функции становятся предметом прямой
политической деятельности. В основном, этот процесс лежит в области
этнокультуры. Именно вокруг этого вопроса развертывается самый широкий пласт
дискуссий о возможностях и проблемах политизации культуры. Но одновременно этим
процессом затрагивается и вопросы конфессиональные, и вопросы профессиональной
культуры и т.д. (1, С.87).
В советское время культурная политика в стране выполняла, прежде всего,
идеологическую функцию. Во время кризиса начала 1990-х гг. культурная политика
потеряла привычные ценностные ориентиры и долгое время не могла адаптироваться
к новым экономическим условиям существования. Кроме того, сложившийся еще в
советское время «остаточный принцип» финансирования культуры обратился в
дальнейшем потерей многих клубных учреждений, особенно сельских, почти
наполовину.
Надо отметить, что принятый 9 октября 1992 года ФЗ «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре», подписанный президентом
Б.Ельциным, действует до сих пор, хотя давно морально устарел.
Сейчас важнейшим направлением культурной политики является правовое
регулирование различных отраслей культуры (в настоящее время существуют около
60 Федеральных законов и более 100 подзаконных актов). Первоочередные
законопроекты разрабатываются МК РФ совместно с Комитетом по культуре
Государственной Думы: «О внесении изменений в «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре»; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации»; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об авторском
праве и смежных правах». Также разрабатываются проекты ФЗ: «О меценатах и
меценатской деятельности», который позволит создать условия для привлечения
частных инвестиций в сферу культуры и искусства; «О статусе творческого
работника», который позволит урегулировать условия социальной защищенности
представителей творческих профессий и др. (2, С.3).
В качестве положительного нормотворческого опыта регионов Министерство
культуры РФ отметило Ставропольский край. Действительно, Министерство культуры
края участвует в федеральной программе «Мир Кавказу», в рамках которой ежегодно
в одном из субъектов Северного Кавказа проводятся фестивали мастеров искусств,
живущих на Ставрополье. Идет разработка Концепции краевой программы
«Ставрополье на пути к культуре мира», принята «Комплексная программа
гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае (2000-2005 гг.)» и
др. (3, С.8).
Государственная культурная политика РФ тесно связана с
совершенствованием отечественной системы художественного образования. Основные
задачи в этой области определены в «Концепции художественного образования в
Российской Федерации», утвержденной совместно Минкультуры и Минобразования
России в 2001 году.
Также приоритетным направлением культурной политики РФ становится
интеграция в мировой культурный процесс и укрепление положительного образа
России (популяризация
русского языка и культуры народов России в иностранных государствах, поддержка развития культурно-познавательного
туризма, развитие единого культурного и информационного пространства, и,
прежде всего, на территории бывшего СССР).
Не все так гладко в реализации культурной политики на местах.
Недооценка роли культуры сказалась при разработке Федерального закона № 131 «Об
общих принципах организации местного самоуправления», в результате
практического применения которого была ликвидирована часть учреждений культуры
(клубов, Домов культуры и Отделов культуры).
За последние годы МК Ставропольского края определило для себя
приоритетные направления деятельности: поддержка искусства, стимулирование
народного творчества, сохранение культурного наследия региона и развитие материально-технической
базы региональной культуры. Немаловажную роль в культурной политике играет
поддержка различных национально-культурных сообществ на территории края. Стало
традицией проведение в крае межрегиональных молодежных конкурсов, фольклорных
праздников - «Музыкальная осень Ставрополья», конкурсы молодых исполнителей
песни и танца «Восходящая звезда Северного Кавказа», открытый Всероссийский
конкурс юных пианистов им. В.И. Сафонова (г. Пятигорск), региональный фестиваль
джазовой музыки в г. Ставрополе и Минеральных Водах, Всероссийский
лермонтовский праздник поэзии в г. Пятигорске, выставки «Горцы Северного
Кавказа глазами художников», «Искусство горянок» и т.д. В течение последних лет
в празднование Дня Ставропольского края проводятся такие значительные
мероприятия, как фестивали «Многонациональное подворье», традиционной казачьей
культуры «Казачий пикет», фотовыставки «Мое Ставрополье» и др. В 2006 г.
планируется провести краевой фестиваль «Река дружбы» (3, с. 9).
Очевидно, что если в крае проживает население более ста
национальностей, то их культурные традиции не могут развиваться изолированно,
вне связи друг с другом. Ставропольский край (как и весь Южный Федеральный
округ) - это та лаборатория, где в течение многих веков осуществлялся синтез
различных культурных начал. В нем, как в фокусе, воплотились наиболее яркие
черты пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность и др.
Поэтому основой культурной политики в регионе должна стать гармонизация
межэтнических и межкультурных отношений, поддержка такого хрупкого процесса,
как диалог культур.
Примечания
1. О культурной политике (Собеседование с О.
Генисаретским) // Вопросы методологии. - 1998. - № ¾. - С. 85 -100.
2. Об основных направлениях государственной
политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской
Федерации и плане действий по их реализации // Выступление Министра культуры и
массовых коммуникаций РФ А.С. Соколова 15 сентября 2005 г.
3. Лычагин В.М. Национальные особенности
межкультурной коммуникации в Ставропольском крае // Национальные культурные
формирования в этнокультурном развитии Ставропольского края: проблемы, современность,
перспективы: материалы краевой научно-практической конференции. – Ставрополь,
2005. С.8.
В.П. Черкасов,
филиал РГСУ,
г.
Каменск-Шахтинский
Когнитивный диссонанс как
проблема социокультурной адаптации российской молодежи к военной службе
Если говорить о социокультурном кризисе российского общества и его
последствиях, то он, охватив основные сферы его социального бытия в конце XX века,
все еще оказывает свое влияние:
-
на политическую сферу, где
произошла потеря управляемости на всех уровнях и во всех звеньях
функционирования государства, развились острые политические конфликты
(межнациональные, корпоративные и иные), вплоть до вооруженных столкновений;
-
на экономическую сферу,
где сложилась гиперинфляция доходов населения;
-
на
структурно-производственную сферу, где обнажился дефицит природных и трудовых
ресурсов огромной страны, занимающей шестую часть суши всей планеты, дефицит,
обусловленный ресурсопоглощающей структурой милитаризованного производства;
-
собственно социальную
сферу, где произошла стремительная дезинтеграция социальных групп и институтов,
утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями и нормами.
Два кризиса – социальный и культурный – сложились в нашем обществе и
действовали в нем одновременно. Точнее, они взаимодействовали, но весьма
специфически, оказывая свое трассирующее влияние на образ мыслей и чувства
населения. Это влияние не прошло бесследно, и мы сегодня отмечаем амбивалентность
личности наличием в ней двух противоположных начал: тенденции к устойчивости,
сохранению и воспроизведению и тенденции к изменению, качественному
преобразованию, формированию новых ценностей, целей, планов, задач.
Эти обстоятельства во многом наложили отпечаток и на процесс
социокультурной адаптации молодежи к военной службе в условиях современной
России. Исследователи отмечают незнание, и даже неприятие большой частью
современной молодежи культурных образцов военной организации общества.
Показательным
при поиске ответа о месте военной службы в структуре ценностей современной российской
молодежи является обращение к анализу ответов на вопрос о долге перед Родиной.
Распределение
ответов на вопрос: "В чем Вы
видите свой долг перед Родиной?"
(Москва, 2000г., декабрь, n=721, % от числа опрошенных) (1)
В чем Вы видите свой долг перед Родиной?
|
%
|
Отдать на ее благо свои силы, свой талант,
все, что у меня есть, даже жизнь
|
10
|
"Построить дом, посадить дерево, вырастить
ребенка"
|
18
|
Духовно, интеллектуально и физически
совершенствоваться
|
12
|
Активно участвовать в общественно-политической,
культурной и экономической жизни общества
|
7
|
Уметь защитить ее в случае военной угрозы
|
12
|
Передать любовь к Родине своим детям и внукам
|
12
|
Принимать участие в работе военно-патриотических
общественных организаций
|
2
|
Принимать участие в работе
национально-патриотических общественных организаций
|
2
|
Дать отпор бандитам, грабителям и т.п.
|
5
|
Стать профессиональным военным
|
1
|
Быть законопослушным гражданином и
налогоплательщиком
|
12
|
Я никому ничего не должен
|
7
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|