Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
МИР ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК В
МИРЕ:
ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МАТЕРИАЛЫ 52 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СГУ
«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА – РЕГИОНУ»
Ставрополь, 2007
Редакционная коллегия:
проф. Ерохин А.М.
(председатель ред. коллегии),
проф. Черникова В.Е. (зам.
председателя),
канд. филос. наук. Поморцева
А.М. (ответственная за выпуск).
Мир человека и человек в мире: философско-теоретические
и научно-методологические аспекты. – Ставрополь: СГУ, 2007. – с.
В сборнике представлены материалы 52
научно-практической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская
наука – региону». Авторы тезисов и научных статей поднимают актуальные проблемы
философии культуры, философской антропологии, философии науки и современного
образования. В издание также включены работы в области социологии, политологии,
истории, культурологи.
Адресован научным работникам, аспирантам, студентам, а
также всем интересующимся проблемами современной философии.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В.Е. Черникова,
СГУ, г. Ставрополь
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ
СОВРЕМЕННОГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Интерес к антропологической проблематике связан с
антропологическим поворотом в науке и антропологическим кризисом, порожденным
глобализацией. Этот интерес напрямую связан с проблемами будущего человека и
человечества, духовности, взаимодействием человека и природы. Современное
человековедение трактуется как познание человеком не только самого себя, но
создаваемой им реальности. Обращаясь к классическому наследию философской и социологической
мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается
принцип «Я и Они». К.Леви-Стросс в известной работе «Жан-Жак Руссо – основатель
гуманитарных наук» фокусирует внимание на размышлениях великого просветителя:
«Кто они, для меня чужие и незнакомые?.. А я – что такое я сам, оторванный от
них и от всего? Вот что мне, прежде всего следует искать» (1, С. 225 - 226).
Поиски ответов на эти вопросы в разных вариациях служили и служат объектом
исследования наук о человеке. И теперь, более чем 250 лет после написания
Ж.Ж.Руссо «Прогулок одинокого мечтателя», мы в центр исследования современных
наук, и не только гуманитарных, ставим феномены: человек, жизнь, разум,
взаимодействие человека и природы, цели и смыслы нашего существования в
космическом кругообороте миров.
Сущность современной антропософии состоит в том, что ее основой
выступает человек и как объект, и как самоцель. Это – системное многообразие
знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в
мире. Оно понимается нами не как отказ от предметно-дифференцированного знания,
оно не в апологии «многознания», которое «Уму не научает» (Гераклит), оно
требует содержательного полилога, состоящего из представителей всех
гуманитарных «цехов» вокруг образующего совокупное ядро знания о человеке как
целостном феномене. Назначение гуманитарного знания – в его мудром синтезе
философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, истории,
семиотики, социолингвистики и других наук, изучающих человека.
В последние годы достигнуты определенные сдвиги в направлении
антропологизации знания, начиная от возвращения в научную и образовательную
жизнь значительной части классического наследия и заканчивая публикацией
инновационных работ отечественных и зарубежных авторов по различным отраслям
знания о человеке и социуме. В гуманитарное знание настойчиво пробивают себе
дорогу идеи единства человеческих судеб и природы, стремление увидеть целостную
картину мирового процесса, роль и место человека в эпоху ноосферы.
Ноосфера в трудах В.Вернадского и Т.Шардена приобрела значение
целостной сферы разума, т.е. новое эволюционное состояние биосферы, связанное с
возникновением и развитием в нем нового человеческого общества. Учение о
ноосфере является одним из крупнейших обобщений великого русского ученого и мыслителя
В.Вернадского, вершиной его творчества и основанием для современного этапа
развития знаний о человеке. Учение о ноосфере закладывает прочный фундамент для
синтеза естественных и гуманитарных наук.
В начале третьего тысячелетия было бы правильнее говорить не
просто о ноосфере как таковой, а об эпохе ноосферы. Вступление человечества в
эту эпоху потребует от него огромных усилий по осмыслению новой реальности и
разработке новой метатеории, способной направить технико-экономическое
развитие, преобразование общественных структур, осознанное поведения людей на
самосохранение рода человеческого. При этом человечеству нельзя ни на минуту
забывать о том, что экологический и морально-этический императивы накладывают
весьма жесткие ограничения на общественное и научно-техническое развитие.
Антропологические императивы призваны жестче выполнять табуирующую функцию по
отношению всех видов жизнедеятельности людей, ради их выживания и самосохранения.
Это означает, что ключевыми моментами стало решение ряда новых
проблем, связанных с выдвижением на первый план вопросов об этике, смена
принципиальных оснований научной парадигмы, которая полностью станет возможной
лишь при условии интеграции и модернизации существующих (традиционных) наук об
обществе, а также освоение областей знания, которые совсем недавно были
запретными. Это парапсихология, психотроника, психоэнергетика, уфология и
другие отрасли интуитивного знания, а также гендерология. Зарождение и развитие
новых видов знания обусловливает подготовку к возрождению человечества, минуя
опасный процесс начавшегося саморазрушения через заметное ухудшение его
генофонда. Ему предстоит второе рождение в новом качестве
биоэнергоинформационных взаимодействий и на основе самосовершенствования
традиционных социальных отношений. Основа этому закладывается уже сегодня. Пока
ясно одно: проблему не решить без четкого, ясного понимания места и роли
человека в системе мироздания.
Одним из актуальных аспектов человекознания является утверждение
о том, что экологический кризис, грозящий перерасти в экологическую катастрофу
и уничтожить человечество, вызван действием разума. Прекратить этот процесс
можно только с помощью разума, рожденной им цивилизации и массовых нравственно-духовных
качеств человека. В этом явно просматривается диалектическая сущность нового
знания: разум – против человека и разум в органическом единстве с духовностью –
за человека и человечество, его спасение от самоуничтожения, за его выживание и
социальный прогресс.
Духовный (в словаре В. Даля) означает бесплотный, бестелесный, из
одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все,
относимое к душе человека, все умственные и нравственные его силы, ум и воля.
Духовность человечества формировалась вместе со становлением
человека и его культуры. Антропологи утверждают, что элементы духовности
возникли и развивались в длительном процессе антропосоциогенеза. Мы убеждены,
что у истоков феномена духовности стоит родительская и, чаще всего, материнская
любовь. Основной элемент духовности состоит в заботе индивида не только лично о
себе, но о детях, человеке вообще. Духовность зарождалась как любовь матери к
своим детям, а также к своим братьям и сестрам, родителям, от которых зависит
благополучие матери и ее потомства. Отсюда же в истории человечества
проистекает любовь к своему роду, племени, народу, стране, их традициям,
мечтам, идеалам.
Другой элемент высокой духовности – это чувство и поведение
альтруизма, которые также связаны с любовью матери. Разумеется, что это еще не
человеческий альтруизм, не нравственный принцип, согласно которому благо и
жизнь другого важнее собственного «Я». Зрелым и осознанным принципом
человеческой духовности он становится в процессе эволюции человека, но истоками
его является материнский альтруизм. Сходным образом обстоит дело и с другими
этическими ценностями духовности – мужеством, совестью, милосердием. Все эти
ценности, становясь реальными качествами конкретной личности приводят эволюцию
человека в самую сердцевину гуманности. Отсюда один из главных теоретических
выводов: гуманность и духовность – это фундаментальные качества, наличие
которых позволяет назвать человека Человеком.
Таким образом, духовность в нашем понимании есть способность
переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личность на
аксиологической, интеллектуальной основе; способность создавать тот внутренний
мир, благодаря которому реализуется самотождественность человека, ликвидация
его жесткой зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Индивидуальность есть
своеобразный итог развития духовной культуры общества, а сама эта культура есть
своеобразный итог духовного саморазвития и самоопределения каждой в отдельности
личности.
На это впервые обратил внимание М.Вебер, методологические
принципы которого часто используются при исследовании сферы духовности в
образовании и при разработке концепции антропологического знания.
Фундаментальной константой данного вида знания является
«человек». Проблема человека приобретает новые существенные аспекты и
измерения. Этому способствовали изменения самой жизни: повсеместная
конфликтизация социального бытия, всплеск терроризма, практика укрощения
строптивцев с помощью ракетно-бомбовых ударов и другого оружия, растущая
бездуховность и нравственная деградация личности в условиях ужесточающихся
вызовов экологии, технологии и цивилизации. Все это требует более глубокого
знания природы и сущности человека и на этой основе – более конкретного целеполагания
и эффективного функционирования системы воспитания и образования.
В контексте данной проблематики, где человек выступает и
объектом, и субъектом знания, саморазвивающейся системой, нам важно уточнить
природу и сущность данного феномена. Человек предстает как противоречивая
реалия, проявляющая себя в совокупном множестве разнородных «кругов»
собственного бытия. Основными из них, на наш взгляд, являются: круг космический
с ипостасью человека как материального объекта и его антропно-космологической
функцией; биологический круг жизни людей с их абсолютными атрибутами дыхания,
питания, воспроизводства, инстинктов, смерти и т.д.; круг
логико-психологический с характерными для человека разумного качествами
чувственных восприятий, стрессов, рассудка, интеллекта, эмоций, мышления,
самопознания, интересов, предпочтений и т.д.; круг социальный, с его
историческим плюрализмом общественных отношений, социальных действий,
этнических и иных общностей; круг духовно-личностный с его миром индивидуальных
и социальных ценностей, целей, идеалов, верований, мировоззрений, прав, свобод
и обязанностей. Короче говоря, человек – объект космический, организм живой, существо
с особой психикой, субъект социального действия, духовная личность, носитель
физического и психического здоровья. Следовательно, при изучении феномена
человека необходимо учитывать, что природа его представляет собой
космо-био-психо-социо-духовную субстанцию.
Теперь обратимся к понятию «гуманизм» как смыслоопределяющему
понятию в антропософском знании. Из известных нам концепций гуманизма
(абстрактного, реального, натуралистического, религиозного, романтического и
др.) особое значение представляет один – действенно-практический гуманизм. Он
включает в свое содержание особое понимание человека, специфические отношения и
чувства, соответствующий нравственный образ жизни людей на достойном уровне их
материального благополучия и главное – конкретные предметные, практически
социальные действия во всех сферах жизни общества с ориентацией на человека как
конечную цель и высшую ценность.
Сошлемся на суждения В. Пуляева. Он считает, что гуманизм
означает, прежде всего, человечность и апеллирует к значимости самой личности,
к осуществлению индивидуально-личностного начала. Гуманистическое миропонимание
связано с определенной системой ценностей и самоценностей, оно реализуется в
отношениях человека к природе, обществу, самому себе. Ценности и самоценности,
утверждающие в человеке гуманизм, проявляются в самореализации личности, в ее
свободной ориентации и способности развернуть в творческом порыве свой
внутренний духовный потенциал. Гуманистические начала в обществе исходят из
культа человека, его человечности, способности к состраданию, доброте, любви.
Гуманизм, таким образом, есть возвращение человеку человечности, и это должно
относиться к каждому индивиду. Такое понимание гуманизма в его глобальной
экстраполяции, на наш взгляд, может и должно составлять основу стратегии
выживания человечества перед лицом социотехногенных кризисов начавшегося тысячелетия.
Изучение смыслов данного понятия открывает широкий когнитивный горизонт: явно
просматриваются контуры новых проблем, связанных с проблемой выработки для
человека современных ценностных ориентаций посредством системы знаний о жизни,
высших ценностях человека, его социальных действиях и отношениях с другими
людьми, с природой, обществом и государством. Это должна быть система знаний,
вырабатывающая у человека установки действенно-практического гуманизма.
Основной методологический вывод состоит в том, что современное
знание о человеке признается важнейшим источником, основой и ресурсом
общественных изменений. Ушедшие в историю век и тысячелетие принесли мировому
сообществу не только выдающиеся материально-технические, научные и культурные
достижения, но и катастрофические по своим разрушительным последствиям
катаклизмы, войны и революции, расовые, межнациональные и конфессиональные
распри, социальное отчуждение, международный терроризм, опасность ядерного
самоуничтожения и экономического коллапса. Общество вступило в новый век под
грузом созданных им самим глобальных проблем: экологического кризиса, тупика
научно-технического прогресса, кризиса науки и культуры, утраты идеалов и
ценностных ориентаций, упадка духовности и нравственности.
В результате можно отметить, что человеческая цивилизация мало
продвинулась в разрешении главной загадки истории, связанной с
противоположностью целей и результатов собственной жизнедеятельности (И. Кант).
Этот вопрос приобрел в современный период поистине судьбоносное значение.
Почему же это произошло?
Основная причина, по нашему мнению, состоит в следующем. Еще не
созрели условия, во-первых, для того, чтобы развитие человека, а не реализация
целей (экономических, политических, идеологических), внешних по отношению к
решению этой задачи, стало основным источником и самоцелью развития общества;
во-вторых, для того, чтобы общество смогло преодолеть социальную дезинтеграцию,
раскол и превратилось в целостную систему, скрепляемую общими целями и
ценностями. Пока силы центростремительного, центробежного характера преобладают
над силами интеграции, взаимодействия, объединения. «Разность потенциалов»,
поляризация физической и духовной энергии противостоящих социумов с их
противоположными идеологическими доктринами, национальными приоритетами,
религиозными догматами, усиливаемыми внешними манипуляциями, общественным и
индивидуальным сознанием угрожают оказаться не менее разрушительными, чем
«неукрощенная» энергия атома. Это – серьезный вывод, который находится в центре
внимания мировой цивилизации. Думается, что определенную роль в разрешении
современного «конфликта ценностей» сыграет антропосоциогуманитарное знание,
потенциал которого велик.
Примечания
1. Леви-Стросс К. Жан-Жак Руссо – основатель гуманитарных наук // Личность.
Культура. Общество. – 2000. –Т.2. – Вып.1.
И.Ю. Филиппова,
СГУ, г. Ставрополь
ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема определения сущностных оснований бытия человека, осознания его
места, роли, предназначения в мире, выступает источником развития не только
философского и научного знания, но и культуры в целом.
В истории философской мысли данная проблема решалась в зависимости от
господствующей в обществе идеологии, системы ценностей, мировоззренческих
ориентаций – от раскрытия «истинной природы» человека до полного отрицания
оснований его бытия.
В философских учениях Древнего Востока и в античной философской
традиции человек мыслился как микрокосмос – часть макрокосмоса, неотъемлемая
часть мироздания. Носитель мифологического сознания, не имея иных средств
самовыражения, «творил мир» по своему образу и подобию, наделяя природные и
социальные явления антропоморфными чертами. В средневековой философии
кардинально меняется место человека в мире – из существа творящего он
превращается в сотворенное Богом, по его образу и подобию. Происходит
разделение мира на естественный и сверхъестественный и самого человека
рассматривают как «состоящего» из души, духа и тела. Эпоха Возрождения
знаменует возврат к античному пониманию человека, реабилитируя его природное,
телесное начало, дополняя его культом красоты и величия человека-творца. В
философии Нового времени в качестве основополагающей способности человека
выступает разум – единственный «судия» всего сущего.
Противопоставление естественной среде обитания в процессе покорения и
преобразования Природы является скорее следствием неразумности и духовной
неразвитости, чем свидетельством безграничных возможностей и способностей
«венца творения». С тех пор, как человек выделил себя из Царства Природы, он
живет в искусственно созданном мире, обрекая себя на вечные поиски истины и
утраченной гармонии, встречая бесконечные преграды на пути познания мира и
самого себя.
Современная наука и философия рассматривают человека как существо
биопсихокосмосоциальное, принадлежащее природному и социальному мирам,
обладающее собственным внутренним миром, способностью к самопознанию и
осознанию себя как части мироздания, мирового космического целого.
Среди основополагающих характеристик человеческой сущности можно
выделить: способность к разумной целеполагающей деятельности, направленной не
только на адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды, но и на ее
преобразование в соответствии со своими интересами; наличие сознания и самосознания;
потребность в общении и самоактуализации.
Уникальность человеческого существования заключается в возможности
осознанного самосозидания и саморазрушения, раскрытия потенциального содержания
и разумного самоограничения вплоть до самоуничтожения. Человеческое
существование характеризуется преодолением границ среды обитания, стремлением к
выходу за пределы действительности в сферу трансцендентного. Особую роль в
человеческом существовании играет необходимость не только заниматься актуальной
деятельностью, но и придавать своему существованию цель и смысл, составлять
представление о том, какой должна быть жизнь и сам человек. Исполнение
предназначения предоставляется самому человеку, наделенному свободой выбора и
осознающему ответственность за последствия этого выбора.
В ситуации неопределенности, непредсказуемости, несмотря на все попытки
рационального постижения мира, человек утрачивает не только способность
преобразования окружающей действительности в соответствии со своими
потребностями, но и адекватной оценки происходящих событий. Мир становится все
более непредсказуемым, не подчиняющимся в своем развитии жестким
закономерностям. Человек, как часть этого мира, находится в процессе
становления, изменения, представляет собой потенциальную возможность, актуализирующую
свою сущность, «особую форму бесконечного содержания» (Вл.Соловьев). Свобода,
как проявление творческого хаоса, дает ему возможность самореализации и
создания новой реальности. Вместе с тем, стремление к безопасности, обретению
состояния устойчивого равновесия, побуждает его ограничивать творческое
самовыражение. Цель человека – преодоление своего несовершенства.
В начале третьего тысячелетия человечество приходит к осознанию
необходимости изменения способа и стиля мышления, более глубокого познания
собственной сущности как условия изменения окружающего мира в соответствии с
идеалами Добра, Истины и Красоты. Человек не может называть себя разумным,
если истребляет среду обитания и себе подобных в погоне за «хорошей» жизнью,
забывая о том, что жизнь сама по себе уже есть Благо. В процессе становления из
несовершенного существа в совершенную «симфоническую» (Л.Карсавин) личность,
через постижение собственной сущности , человек может прийти к осознанию
горизонтов и бесконечности своего существования.
Н.А. Акопян,
СГУ, г.
Ставрополь
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА ТЕЛЕ- РАДИОЖУРНАЛИСТОВ
Нам очень часто приходилось слышать, а иногда и самим
употреблять словосочетание «этические стандарты». И каждый раз чувствуется
несовершенство этого выражения. Это все равно, что говорить о стандартах в
творчестве. Соблюдение этики – это по-настоящему творческий процесс, такой же,
как и воспитание детей. Во-первых, потому что в реальности ситуация редко
полностью вписывается в те или иные правила, а нам порой приходится долго
ломать голову, как в данном случае поступить. И, во-вторых, потому, что разные
журналисты, разные издания, радио - и телестанции, разные журналистские
ассоциации и объединения понимают этику совершенно по-разному.