Ценности-традиции и аксиологическая парадигма современности
Современная эпоха
характеризуется как эпоха цивилизационного сдвига, эпоха глобального
цивилизационного кризиса. Есть разные оценки самого кризиса – оптимистическая,
как естественного явления смены культур, как «конца истории», и
пессимистическая – как краха цивилизации, поскольку глобальный цивилизационный
кризис современности имеет такую важнейшую составляющую, как глобальный
экологический кризис. Поэтому высокая значимость таких ценностей как
экологические будет вполне закономерной. Глобальный экологический кризис – это
не результат ошибочной стратегии технического или социального развития, а
отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс
взаимодействия людей с обществом и природой. Вопрос взаимоотношений человека и
природы является чрезвычайно сложным для решения потому, что современный
экологический кризис обусловлен не только развитием экономики,
научно-технической революцией, но и носит мировоззренческий характер.
Исторически
в культуре прослеживаются две основные группы аксиологических
приоритетов по отношению к природе, которые в отдельные периоды
человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не
исключали одна другую. Первая группа ценностных установок – это
противопоставление человека природе. Она присутствовала в общественном
сознании, начиная с поздней античности, но стала преобладать в философии с
Нового времени. Ещё Декарт говорил, что люди «должны сделаться хозяевами и
господами природы». Именно принцип покорения природы, господства над нею,
сегодня со всей очевидностью обнаруживает свою историческую несостоятельность.
В самой краткой форме такое ценностно-утилитаристское отношение к природе можно
представить словами Френсиса Бэкона: «Наука нужна для того, чтобы покорять
природу и ставить её силы на службу человека» [10, с. 4], или призывом И.
Мичурина о том, что «не надо ждать милостей от природы – взять их наша задача».
Вторая
система ценностных установок заключается в абсолютном поклонении природе, её
романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в
общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах. Осознание
своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в
формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме,
тотемизме, магии, мифологических представлениях, по мнению Л.Н. Гумилева,
именно тогда, в древности, человек находился в состоянии «гомеостазиса»
(равновесия) с окружающим его ландшафтом [18, с. 15].
В
эпоху Просвещения, в
эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления
разума, призыва к познанию законов природы и использования её благ для
достижения счастья романтизация природы становится наиболее выраженной в
философских воззрениях Ж.-Ж. Руссо. Он воспринимает природу не как объект
познания и преобразования, а как таинственную силу, своего рода мистически
понятое творческое начало, во всех этих частях его философии близость к
романтизму очевидна, Руссо принципиально отказывался видеть в природе
«пассивную и мертвую материю», способную произвести живые, чувствующие
существа. Великий мыслитель рассматривал природу в теологическом,
естественноисторическом, психологическом и эстетическом аспектах. Теологическое
понимание природы основано на признании творческой силы природы, происходящей
от её божественной сотворенности. Естественноисторическое понимание природы
проявляется в трактовке естественного человека и животных, действующих на
основании инстинктов, как проявления естественных законов, а также в трактовке
утилитарных взаимосвязей между человеком и природой, как и между другими живыми
существами и природой. Психологическое понимание природы определяет восприятие
человеком своего места в окружающей природе через ощущение приобщенности,
включенности, единения или, наоборот, разобщенности, отчуждения, разъединения.
Эстетическое понимание природы Руссо связано с определением гармоничности и
природосообразности как критериев красоты [49, с. 49].
Следует
подчеркнуть, что при всей своей полярности указанные ориентации в ценностных
установках имеют между собой и некоторую общность, обусловленную тем, что
природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В
современной ситуации человек, как герой русской сказки, оказывается на развилке
трёх дорог: одна из них продолжает путь, по которому он шел последние столетия,
не желая, по известному слову И. Мичурина, «ждать милостей от природы» и
рискуя, по-прежнему, «брать их» своей научно-технической силой; идти по второй
его манит утопический призыв П. Тейяр де Шардена «благоговеть перед природой»,
что означает – вернуться к детски-языческому поклонению ей; третья дорога
открывает перспективу нового, ещё не изведанного историей, диалога человека с
природой, который может и должен сделать его отношения с нею не религиозными и
не технологическими, а нравственно-эстетическими [28].
Такая
ситуация неизбежно приводит к постановке вопроса – на какой философской основе
происходит формирование новых экологических ценностей. По мнению автора,
основополагающим фактором формирования нового типа ценностей в России может
служить идея русского космизма, так как обращение к идеям космизма позволяет
разрешить противоречия в системе «человек – общество – природа».
Ранее автором
отмечалось в главе 2, что идеи русского космизма естественным образом
перекликаются с аксиологическими и антропологическими идеями русской философии
«серебряного века». Учёные-космисты (В.И. Вернадский,
К.Э. Циолковский) рассматривали эволюцию природы, её направленное
прогрессивное развитие, видели в ней внутреннюю цель. Жизнь на Земле мыслилась
как результат космических излучений, т.е. как космический феномен. Идеалом
провозглашается деятельность людей, которая могла бы обеспечить гармонизацию
человека и природы, их совместное согласованное развитие. Условием же
реализации этого идеала русские философы считали единение человечества и
планетарную общность и его духовное развитие, основанное на понимании
органической целостности Космоса, развитие научного познания, результатом
которого была развитая Вернадским концепция биосферы и ноосферы. Согласно В.И.
Вернадскому, ноосфера – это преобразованная в интересах человека природа,
равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью
человечества, это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды.
Ноосфера – это порождение разума человека, и её развитие должно основываться на
высшем проявлении интеллекта – научном познании, на продуманных и
аргументированных ценностных основаниях, на всесторонней программе
взаимодействия и диалога культур. Сегодня теория ноосферы, на взгляд автора,
является методологически новым основанием формирования ноосферного мышления и
приоритета экологических ценностей.
Ценностное осмысление
природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек
и общество выступают как элементы единой системы «природа – общество», вне
которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы
выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества,
включаются в сферу ценностей. При таком подходе природа в новой системе
экзистенциальных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо
связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.
Своеобразным итогом
эволюции ценностей в общественном сознании, обусловливающим многослойность отношений
человека и природы, должно стать ценностное отношение к природе, отражающее не
только рационально-интеллектуальные, чувственно-эмоциональные стороны этих
отношений, но и состоящее в том, чтобы видеть в окружающей природе ценность
культуры. Осознание в полном объеме всей серьезности экологической проблемы
предполагает совершенно новое отношение к природе. В современной техногенной
цивилизации складывается новый способ бытия, где культура и природа не
противоположны, а составляют целостность.
Таким образом, ценности в процессе
развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может
перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого,
наряду с появлением новых ценностей. Современный период развития культуры
характеризуется новым этапом в эволюции ценностей. Мощные информационные и
коммуникационные технологии, оперативно реагируя и на объём, и на качество
быстро меняющейся информации в современном мире, в то же время аккумулируют их
и становятся не только важнейшим социальным ресурсом, но и способствуют
формированию новой иерархии ценностей в аксиосфере культуры. Изучение этих
процессов заставляет делать выводы о том, что человечество – в лице последних
достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции –
имеет дело с появлением новых ценностей в рамках современной аксиосферы. В
период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые
изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологические
ценности приобретают экзистенциальный смысл.
ВЫВОДЫ
Вопрос
о специфических условиях человеческого существования, о значении ценностей в
жизни человека – один из главных вопросов философии, определившей появление
целой отрасли философского знания – аксиологии. В период цивилизационного
сдвига, меняющего аксиологические основы бытия человека, насущной проблемой
современности становится поиск новых базисных ценностей, и в этой связи в
социально-гуманитарном познании непрерывно возрастает интерес к аксиологии, её
проблематике и истории развития. Я пришел к выводу, что парадигмальный подход к
исследованию ценностей является вполне продуктивным. Аксиологическая парадигма
исследования культуры определяет направленность культурологических изысканий,
задавая общие критерии понимания природы культуры и её строения, отбора фактов
и их обобщение. Аксиологическая парадигма современности отражает взаимодействие
объектного бытия и субъектного бытия ценностей в духовном мире человека, в
динамике которого человек раскрывает соизмеримый с собой смысл, осуществляет
различение понятий и даёт им оценку.
В
понимании природы ценности существуют две основные тенденции. Согласно первой
из них, ценность – осуществление эмоций, желаний, имеющими ценность считаются
предмет или явления, которые удовлетворяют какое-либо желание человека. В
противоположность психологистичности такого понимания, другое направление
пытается найти ценности метафизическое объяснение и оправдание. Понятие
ценности в философии подразумевает эмоциональное отношение человека к
действительности. Что мне нравится? Что я ненавижу? Что люблю? Чему отдаю
предпочтение? Обобщая идеи, высказанные философами, можно сделать вывод о том,
что именно спецификой человеческого существования обусловлены экзистенциальные
ценности человека.
В своём
исследовании я рассматриваю только некоторые аксиологические конструкты,
возникшие в русской философии ХIХ –
первой половины ХХ вв. Интеллектуальный климат России начала XX в. во многом
определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма,
которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряжённых поисков истины о
мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов,
происходящих в общественном сознании современного общества.
В
современных отечественных философских исследованиях по проблематике ценности
можно выделить два основных подхода: подход, утверждающий субъектно-объектный
характер ценностей (М.С. Каган); подход, согласно которому специфику ценностей
следует искать в межсубъектных отношениях (Г.П. Выжлецов). На самом деле, они
не являются взаимоисключающими, а наоборот, акцентируя внимание на разных
моментах ценностного отношения, фактически взаимодополняют друг друга. Я сделал
вывод о том, что современный этап развития философского знания вводит в аксиологию
социологический, семиотический, экзистенциальный, феноменологический и даже
психоаналитический методы исследования, существенно меняя при этом как
теоретический смысл понятия ценности, так и его содержание. Современные подходы
в изучении ценностной проблематики представляют собой синтез классических и
новых нестандартных подходов.
В
результате проведённого мною исследования можно сделать вывод о том, что
сложность и противоречивость современных социокультурных процессов в России
обусловлена ценностным кризисом. Я считаю, что с позиции парадигмального
подхода к исследованию ценностей, проявление ценностного кризиса является
вполне закономерным и исторически обусловленным. Выход из этого кризиса
возможен только путём образования новых ценностей, на основе исторической
преемственности – общечеловеческих. В современном мире роль экзистенциальных
ценностей в качестве системообразующего фактора культуры колоссально
возрастает, потому что общечеловеческими ценностями с позиций
ценностно-культурного подхода выступают именно экзистенциальные ценности.
Проанализированные
с позиции ценностно-культурного подхода тенденции изменения системы ценностей
подтверждают общий вывод о том, что духовные ценности всегда выступали и
продолжают выступать в качестве долговременных ориентиров и жизненных правил, в
которых видится внутренний мир человека и без которых человек существовать не
может. Ситуация ценностного кризиса вовсе не означает повального крушения
традиционных ценностей, в современной культуре, наряду с традиционными
ценностями, существуют и новые ценности, формирование происходит в соответствии
с понятием экстраординарного периода развития аксиосферы. Начало ХХI в.
ознаменовано движением человечества к информационному обществу, характерные
черты которого – индивидуализация и глобализация информационных процессов,
которые способствуют формированию ценностей мира виртуальных возможностей и
форм. Помимо указанных ценностей, в период экологического кризиса, возрастает
значимость экологических ценностей, которые приобретают экзистенциальный смысл.
В подтверждение своих доводов я
привожу слова известного современного философа В.С. Стёпина: «Мы потеряли
старые жизненные ориентиры и ищем новые… Сегодня, как никогда остро, стоит
вопрос о выработке новых жизненных ориентиров, призванных обеспечить выход из
глобальных кризисов и вхождение человечества в новый, посттехногенный цикл
цивилизационного развития. Поиск таких ориентиров идёт во всей мировой
философии, хотя пока можно говорить лишь об отдельных перспективных идеях» [31].
В заключение своего
исследования я отмечу большую научную привлекательность и одновременно
сложность избранной темы, некоторые важные вопросы которой были отражены в
исследовании, привлечь к ним внимание и вызвать интерес к дальнейшему
философскому осмыслению и необходимости дальнейшего изучения тенденции развития
и динамики ценностей. Я надеюсь, что проведённый мною теоретический анализ
сможет осветить ещё одну грань культуры и окажется полезным для практической
жизни общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
Алексеев П.В.
Философы России XIX – XX столетий: биографии, идеи, труды [Текст] / П.В.
Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. Проект, 2009. – 944 с.
2.
Андреенкова А.В.
Материалистические / постматериалистические ценности в России [Текст] / А.В.
Андреенкова // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 73–81.
3.
Архипов М.В. Социально-утопический
космизм Н.Ф. Фёдорова [Текст] / М.В. Архипов // Россия: прошлое, настоящее
будущее: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 16–19
декабря 2006 г. / отв. ред. М.С. Уваров. – СПб.: Изд-во
БГТУ, 2006.
4.
Баева, Л.В.
Аксиология неклассической и постнеклассической эпохи [Электронный ресурс] / Л.В. Баева // Онтология и
постнеклассическая наука: материалы межрегион. электронной науч. конф. – URL:
#"#">Некоторые особенности постсоветского общественного мнения
[Текст] / А.П. Вардомацкий // Социологические исследования. – 2008.
– № 9. – С. 59–62.
12.
Вернадский В.И.
Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2009. – 400 с.
13. Виндельбанд В. Дух и история [Текст] / В.
Виндельбанд. – М., 2006. – 480 с.
14. Волков Ю.Г. В поисках новой
идеологической парадигмы [Текст] / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные
знания. – 2007. – № 2. – С. 80–100.
15. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление
и основные этапы развития [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический
журнал. – 2006. – № 1. – С. 86–99.
16. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и
судьба России [Текст] / Г.П. Выжлецов
// Социально-политический журнал. – 2008. – № 3–6. – С. 16–32.
17. Гартман Н. Этика [Текст] / Н.
Гартман. – М.: Владимир Даль, 2007. – 708 с.
18. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера
Земли [Текст] / Л.Н. гумилёв.
– М.: Мишель и Ко, 2010. – 206 с.
19. Гуревич П.С. Философия культуры
[Текст] / П.С. Гуревич. – М.: ИФРАН, 2007. – 300 с.
20. Гусинский Э.Н. Введение в философию
образования [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос,
2008. – 224 с.
21. Дилигенский Г.Г. «Запад» в российском
общественном сознании [Текст] / Г.Г.
Дилигенский // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5. – С.
5–19.
22. Дробницкий О.Г. Проблемы
нравственности [Текст] / О.Г. Дробниц-кий. – М.: Политиздат, 2007. – 150 с.
23. Евлампиев И.И. История русской
философии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.И. Евлампиев. – М.: Высш. шк.,
2008. – 584 с.
24. Жюлиа Д.
Философский словарь [Текст]: пер. с франц. / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2009.
– 544 с.
25. Завершинский К. Культура и
культурология в жизни общества [Электронный ресурс] /
К. Завершинский. – URL: #"#">#"#">#"#">Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты
или романтики потребления [Текст] /
М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111–115.
40. Леонтьев Д.А. Методика изучения
ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. – M., 2009. – С. 34.
41. Леонтьев Д.А. Ценность как
междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А.
Леонтьев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 4–36.
42. Лосский Н.О. Условия абсолютного
добра [Текст] / Н.О. Лосский. –М. 2008. – 300 с.
43. Лосский Н.О. Ценность и бытие [Текст]
/ Н.О. Лосский. – М.: Республика, 2007. – 250 с.
44. Лукьянов В.Г. Аксиологическая мысль в
Петербурге: две парадигмы – возможен ли синтез? (аксиологические концепции
М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова) [Текст] / В.Г. Лукьянов // Культурное
пространство Петербурга: история и современность. – СПб.: СПбГУП, 2007. –
С. 29–32.
45. Лукьянов В.Г. Аксиология Н.О.
Лосского: ценности как ядро духовной жизни человека [Текст] / В.Г. Лукьянов //
Герценовские чтения 2004. Современное общество. Социологические измерение повседневности.
– СПб., 2006. – С. 108–114.
46. Лукьянов В.Г. О понятии «русская
религиозная аксиология» [Текст] / В.Г. Лукьянов // Герценовские чтения 2002.
Кафедре социологии 10 лет. – СПб., 2008. – С. 80–87.
47. Мазаева Т.А. Этнокультурная
инновационность: традиции и новаторство [Текст] /
Т.А. Мазаева. − Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2007.
48. Маслоу А.Г.
Психология бытия [Текст]: пер. с англ. / А.Г. Маслоу. – М., 2007. – 304 с.
49. Мельник Н.Б. Сущность человека в
понимании Ж.-Ж. Руссо [Текст] / Н.Б. Мельник // Человек – Культура – Общество.
Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований.
– М., 2008. – Т. 1. – 180 с.
50. Михайлов А.Н. Диагностика виртуальной
образности [Текст] / А.Н. Михайлов, Н.А.
Носов. – М., 2008. – 220 с.
51. Ницше Ф. Воля к власти [Текст] / Ф.
Ницше. – М.: Культурная революция, 2008. – 880 с.
52. Новая философская энциклопедия
[Текст]. в 4 т. Т. 1 / Ин-т
философии РАН. – М.: Мысль, 2010. – 721 с.
53. Новая философская энциклопедия
[Текст]. в 4 т. Т. 4 / Ин-т
философии РАН. – М.: Мысль, 2009. – 605 с.
54. Новейший философский словарь [Текст]
/ сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд-во В.М. Скакун, 2008. – 896 с.
55. Ольховиков К.М. Нравственная основа
русской религиозной философии [Текст] / К.М. Ольховиков // Религия. Человек.
Общество. Тезисы сообщений международного религиоведческого Конгресса. –
Курган, 2008. – Ч. 2. – С. 61–63.
56. Перевозчикова Л.С. Гуманистическая
парадигма образования [Текст] / Л.С. Перевозчикова // Философия и будущее
цивилизации: Тез. докл. и выступ. IV Рос. филос. конгр. – М.: Современные тетради,
2007. – Т. 4. – С. 15–25.
57. Покровская Е.А. Динамика русского
синтаксиса XX столетия и парадигмы культуры [Текст] / Е.А. Покровская //
Междунар. конгресс «Русский язык: исторические судьбы и современность»: труды и
материалы. – М.: МГУ, 2008. – С. 435.
58.
Попов С.И. К
вопросу о специфике социалистических ценностей [Текст] / С.И. Попов // Научный коммунизм. – 2010. – № 4. – С. 33–34.
59. Психология [Текст]: словарь / под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2010. – 494 с.
60. Рассел Б. Философский словарь разума, материи, морали [Электронный ресурс] / Б. Рассел. – URL: http://terme.ru /dictionary/178/
61. Риккерт Г. Два пути Познания [Текст]
/ Г. Риккерт. – СПб., 2008. – 350 с. (Новые идеи в философии. Сб. 7: Теория
познания III.)
62. Розов Н.С. Конструктивная аксиология
и интеллектуальная культура будущего [Текст] / Н.С. Розов // Философия
образования для ХХI века: сб. ст. –
М., 2010. – С. 49–72.
63.
Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные
приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2008. – 292 с.
64. Розов Н.С. Рациональная философия
истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии [Текст] / Н.С. Розов //
Гуманитарные науки в Сибири. – 2007. – № 1. – С. 50–58.
65. Розов Н.С. Конструктивная аксиология
и этика ценностного сознания [Текст] / Н.С. Розов // Философия и общество. –
2009. – № 5. – С. 92–119.
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|