рефераты скачать

МЕНЮ


Ценности-традиции и аксиологическая парадигма современности

Современная эпоха характеризуется как эпоха цивилизационного сдвига, эпоха глобального цивилизационного кризиса. Есть разные оценки самого кризиса – оптимистическая, как естественного явления смены культур, как «конца истории», и пессимистическая – как краха цивилизации, поскольку глобальный цивилизационный кризис современности имеет такую важнейшую составляющую, как глобальный экологический кризис. Поэтому высокая значимость таких ценностей как экологические будет вполне закономерной. Глобальный экологический кризис – это не результат ошибочной стратегии технического или социального развития, а отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей с обществом и природой. Вопрос взаимоотношений человека и природы является чрезвычайно сложным для решения потому, что современный экологический кризис обусловлен не только развитием экономики, научно-технической революцией, но и носит мировоззренческий характер.

Исторически в культуре прослеживаются две основные группы аксиологических приоритетов по отношению к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую. Первая группа ценностных установок – это противопоставление человека природе. Она присутствовала в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала преобладать в философии с Нового времени. Ещё Декарт говорил, что люди «должны сделаться хозяевами и господами природы». Именно принцип покорения природы, господства над нею, сегодня со всей очевидностью обнаруживает свою историческую несостоятельность. В самой краткой форме такое ценностно-утилитаристское отношение к природе можно представить словами Френсиса Бэкона: «Наука нужна для того, чтобы покорять природу и ставить её силы на службу человека» [10, с. 4], или призывом И. Мичурина о том, что «не надо ждать милостей от природы – взять их наша задача».

Вторая система ценностных установок заключается в абсолютном поклонении природе, её романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах. Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях, по мнению Л.Н. Гумилева, именно тогда, в древности, человек находился в состоянии «гомеостазиса» (равновесия) с окружающим его ландшафтом [18, с. 15].

В эпоху Просвещения, в эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления разума, призыва к познанию законов природы и использования её благ для достижения счастья романтизация природы становится наиболее выраженной в философских воззрениях Ж.-Ж. Руссо. Он воспринимает природу не как объект познания и преобразования, а как таинственную силу, своего рода мистически понятое творческое начало, во всех этих частях его философии близость к романтизму очевидна, Руссо принципиально отказывался видеть в природе «пассивную и мертвую материю», способную произвести живые, чувствующие существа. Великий мыслитель рассматривал природу в теологическом, естественноисторическом, психологическом и эстетическом аспектах. Теологическое понимание природы основано на признании творческой силы природы, происходящей от её божественной сотворенности. Естественноисторическое понимание природы проявляется в трактовке естественного человека и животных, действующих на основании инстинктов, как проявления естественных законов, а также в трактовке утилитарных взаимосвязей между человеком и природой, как и между другими живыми существами и природой. Психологическое понимание природы определяет восприятие человеком своего места в окружающей природе через ощущение приобщенности, включенности, единения или, наоборот, разобщенности, отчуждения, разъединения. Эстетическое понимание природы Руссо связано с определением гармоничности и природосообразности как критериев красоты [49, с. 49].

Следует подчеркнуть, что при всей своей полярности указанные ориентации в ценностных установках имеют между собой и некоторую общность, обусловленную тем, что природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. В современной ситуации человек, как герой русской сказки, оказывается на развилке трёх дорог: одна из них продолжает путь, по которому он шел последние столетия, не желая, по известному слову И. Мичурина, «ждать милостей от природы» и рискуя, по-прежнему, «брать их» своей научно-технической силой; идти по второй его манит утопический призыв П. Тейяр де Шардена «благоговеть перед природой», что означает – вернуться к детски-языческому поклонению ей; третья дорога открывает перспективу нового, ещё не изведанного историей, диалога человека с природой, который может и должен сделать его отношения с нею не религиозными и не технологическими, а нравственно-эстетическими [28].

Такая ситуация неизбежно приводит к постановке вопроса – на какой философской основе происходит формирование новых экологических ценностей. По мнению автора, основополагающим фактором формирования нового типа ценностей в России может служить идея русского космизма, так как обращение к идеям космизма позволяет разрешить противоречия в системе «человек – общество – природа».

Ранее автором отмечалось в главе 2, что идеи русского космизма естественным образом перекликаются с аксиологическими и антропологическими идеями русской философии «серебряного века». Учёные-космисты (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский) рассматривали эволюцию природы, её направленное прогрессивное развитие, видели в ней внутреннюю цель. Жизнь на Земле мыслилась как результат космических излучений, т.е. как космический феномен. Идеалом провозглашается деятельность людей, которая могла бы обеспечить гармонизацию человека и природы, их совместное согласованное развитие. Условием же реализации этого идеала русские философы считали единение человечества и планетарную общность и его духовное развитие, основанное на понимании органической целостности Космоса, развитие научного познания, результатом которого была развитая Вернадским концепция биосферы и ноосферы. Согласно В.И. Вернадскому, ноосфера – это преобразованная в интересах человека природа, равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью человечества, это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Ноосфера – это порождение разума человека, и её развитие должно основываться на высшем проявлении интеллекта – научном познании, на продуманных и аргументированных ценностных основаниях, на всесторонней программе взаимодействия и диалога культур. Сегодня теория ноосферы, на взгляд автора, является методологически новым основанием формирования ноосферного мышления и приоритета экологических ценностей.

Ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа – общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу ценностей. При таком подходе природа в новой системе экзистенциальных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.

Своеобразным итогом эволюции ценностей в общественном сознании, обусловливающим многослойность отношений человека и природы, должно стать ценностное отношение к природе, отражающее не только рационально-интеллектуальные, чувственно-эмоциональные стороны этих отношений, но и состоящее в том, чтобы видеть в окружающей природе ценность культуры. Осознание в полном объеме всей серьезности экологической проблемы предполагает совершенно новое отношение к природе. В современной техногенной цивилизации складывается новый способ бытия, где культура и природа не противоположны, а составляют целостность.

Таким образом, ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей. Современный период развития культуры характеризуется новым этапом в эволюции ценностей. Мощные информационные и коммуникационные технологии, оперативно реагируя и на объём, и на качество быстро меняющейся информации в современном мире, в то же время аккумулируют их и становятся не только важнейшим социальным ресурсом, но и способствуют формированию новой иерархии ценностей в аксиосфере культуры. Изучение этих процессов заставляет делать выводы о том, что человечество – в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции – имеет дело с появлением новых ценностей в рамках современной аксиосферы. В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологические ценности приобретают экзистенциальный смысл.

ВЫВОДЫ


Вопрос о специфических условиях человеческого существования, о значении ценностей в жизни человека – один из главных вопросов философии, определившей появление целой отрасли философского знания – аксиологии. В период цивилизационного сдвига, меняющего аксиологические основы бытия человека, насущной проблемой современности становится поиск новых базисных ценностей, и в этой связи в социально-гуманитарном познании непрерывно возрастает интерес к аксиологии, её проблематике и истории развития. Я пришел к выводу, что парадигмальный подход к исследованию ценностей является вполне продуктивным. Аксиологическая парадигма исследования культуры определяет направленность культурологических изысканий, задавая общие критерии понимания природы культуры и её строения, отбора фактов и их обобщение. Аксиологическая парадигма современности отражает взаимодействие объектного бытия и субъектного бытия ценностей в духовном мире человека, в динамике которого человек раскрывает соизмеримый с собой смысл, осуществляет различение понятий и даёт им оценку.

В понимании природы ценности существуют две основные тенденции. Согласно первой из них, ценность – осуществление эмоций, желаний, имеющими ценность считаются предмет или явления, которые удовлетворяют какое-либо желание человека. В противоположность психологистичности такого понимания, другое направление пытается найти ценности метафизическое объяснение и оправдание. Понятие ценности в философии подразумевает эмоциональное отношение человека к действительности. Что мне нравится? Что я ненавижу? Что люблю? Чему отдаю предпочтение? Обобщая идеи, высказанные философами, можно сделать вывод о том, что именно спецификой человеческого существования обусловлены экзистенциальные ценности человека.

В своём исследовании я рассматриваю только некоторые аксиологические конструкты, возникшие в русской философии ХIХ – первой половины ХХ вв. Интеллектуальный климат России начала XX в. во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряжённых поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества.

В современных отечественных философских исследованиях по проблематике ценности можно выделить два основных подхода: подход, утверждающий субъектно-объектный характер ценностей (М.С. Каган); подход, согласно которому специфику ценностей следует искать в межсубъектных отношениях (Г.П. Выжлецов). На самом деле, они не являются взаимоисключающими, а наоборот, акцентируя внимание на разных моментах ценностного отношения, фактически взаимодополняют друг друга. Я сделал вывод о том, что современный этап развития философского знания вводит в аксиологию социологический, семиотический, экзистенциальный, феноменологический и даже психоаналитический методы исследования, существенно меняя при этом как теоретический смысл понятия ценности, так и его содержание. Современные подходы в изучении ценностной проблематики представляют собой синтез классических и новых нестандартных подходов.

В результате проведённого мною исследования можно сделать вывод о том, что сложность и противоречивость современных социокультурных процессов в России обусловлена ценностным кризисом. Я считаю, что с позиции парадигмального подхода к исследованию ценностей, проявление ценностного кризиса является вполне закономерным и исторически обусловленным. Выход из этого кризиса возможен только путём образования новых ценностей, на основе исторической преемственности – общечеловеческих. В современном мире роль экзистенциальных ценностей в качестве системообразующего фактора культуры колоссально возрастает, потому что общечеловеческими ценностями с позиций ценностно-культурного подхода выступают именно экзистенциальные ценности.

Проанализированные с позиции ценностно-культурного подхода тенденции изменения системы ценностей подтверждают общий вывод о том, что духовные ценности всегда выступали и продолжают выступать в качестве долговременных ориентиров и жизненных правил, в которых видится внутренний мир человека и без которых человек существовать не может. Ситуация ценностного кризиса вовсе не означает повального крушения традиционных ценностей, в современной культуре, наряду с традиционными ценностями, существуют и новые ценности, формирование происходит в соответствии с понятием экстраординарного периода развития аксиосферы. Начало ХХI в. ознаменовано движением человечества к информационному обществу, характерные черты которого – индивидуализация и глобализация информационных процессов, которые способствуют формированию ценностей мира виртуальных возможностей и форм. Помимо указанных ценностей, в период экологического кризиса, возрастает значимость экологических ценностей, которые приобретают экзистенциальный смысл.

В подтверждение своих доводов я привожу слова известного современного философа В.С. Стёпина: «Мы потеряли старые жизненные ориентиры и ищем новые… Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о выработке новых жизненных ориентиров, призванных обеспечить выход из глобальных кризисов и вхождение человечества в новый, посттехногенный цикл цивилизационного развития. Поиск таких ориентиров идёт во всей мировой философии, хотя пока можно говорить лишь об отдельных перспективных идеях» [31].

В заключение своего исследования я отмечу большую научную привлекательность и одновременно сложность избранной темы, некоторые важные вопросы которой были отражены в исследовании, привлечь к ним внимание и вызвать интерес к дальнейшему философскому осмыслению и необходимости дальнейшего изучения тенденции развития и динамики ценностей. Я надеюсь, что проведённый мною теоретический анализ сможет осветить ещё одну грань культуры и окажется полезным для практической жизни общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.           Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий: биографии, идеи, труды [Текст] / П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. Проект, 2009. – 944 с.

2.           Андреенкова А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России [Текст] / А.В. Андреенкова // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 73–81.

3.           Архипов М.В. Социально-утопический космизм Н.Ф. Фёдорова [Текст] / М.В. Архипов // Россия: прошлое, настоящее будущее: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 16–19 декабря 2006 г. / отв. ред. М.С. Уваров. – СПб.: Изд-во БГТУ, 2006.

4.           Баева, Л.В. Аксиология неклассической и постнеклассической эпохи [Электронный ресурс] / Л.В. Баева // Онтология и постнеклассическая наука: материалы межрегион. электронной науч. конф. – URL: #"#">Некоторые особенности постсоветского общественного мнения [Текст] / А.П. Вардомацкий // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 59–62.

12.      Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2009. – 400 с.

13.      Виндельбанд В. Дух и история [Текст] / В. Виндельбанд. – М., 2006. – 480 с.

14.      Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы [Текст] / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 2. – С. 80–100.

15.      Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 2006. – № 1. – С. 86–99.

16.      Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России [Текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 2008. – № 3–6. – С. 16–32.

17.      Гартман Н. Этика [Текст] / Н. Гартман. – М.: Владимир Даль, 2007. – 708 с.

18.      Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л.Н. гумилёв. – М.: Мишель и Ко, 2010. – 206 с.

19.      Гуревич П.С. Философия культуры [Текст] / П.С. Гуревич. – М.: ИФРАН, 2007. – 300 с.

20.      Гусинский Э.Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2008. – 224 с.

21.      Дилигенский Г.Г. «Запад» в российском общественном сознании [Текст] / Г.Г. Дилигенский // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5. – С. 5–19.

22.      Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробниц-кий. – М.: Политиздат, 2007. – 150 с.

23.      Евлампиев И.И. История русской философии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.И. Евлампиев. – М.: Высш. шк., 2008. – 584 с.

24.      Жюлиа Д. Философский словарь [Текст]: пер. с франц. / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2009. – 544 с.

25.      Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества [Электронный ресурс] / К. Завершинский. – URL: #"#">#"#">#"#">Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления [Текст] / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111–115.

40.      Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д.А. Леонтьев. – M., 2009. – С. 34.

41.      Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 4–36.

42.      Лосский Н.О. Условия абсолютного добра [Текст] / Н.О. Лосский. –М. 2008. – 300 с.

43.      Лосский Н.О. Ценность и бытие [Текст] / Н.О. Лосский. – М.: Республика, 2007. – 250 с.

44.      Лукьянов В.Г. Аксиологическая мысль в Петербурге: две парадигмы – возможен ли синтез? (аксиологические концепции М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова) [Текст] / В.Г. Лукьянов // Культурное пространство Петербурга: история и современность. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С. 29–32.

45.      Лукьянов В.Г. Аксиология Н.О. Лосского: ценности как ядро духовной жизни человека [Текст] / В.Г. Лукьянов // Герценовские чтения 2004. Современное общество. Социологические измерение повседневности. – СПб., 2006. – С. 108–114.

46.      Лукьянов В.Г. О понятии «русская религиозная аксиология» [Текст] / В.Г. Лукьянов // Герценовские чтения 2002. Кафедре социологии 10 лет. – СПб., 2008. – С. 80–87.

47.      Мазаева Т.А. Этнокультурная инновационность: традиции и новаторство [Текст] / Т.А. Мазаева. − Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2007.

48.      Маслоу А.Г. Психология бытия [Текст]: пер. с англ. / А.Г. Маслоу. – М., 2007. – 304 с.

49.      Мельник Н.Б. Сущность человека в понимании Ж.-Ж. Руссо [Текст] / Н.Б. Мельник // Человек – Культура – Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. – М., 2008. – Т. 1. – 180 с.

50.      Михайлов А.Н. Диагностика виртуальной образности [Текст] / А.Н. Михайлов, Н.А. Носов. – М., 2008. – 220 с.

51.      Ницше Ф. Воля к власти [Текст] / Ф. Ницше. – М.: Культурная революция, 2008. – 880 с.

52.      Новая философская энциклопедия [Текст]. в 4 т. Т. 1 / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010. – 721 с.

53.      Новая философская энциклопедия [Текст]. в 4 т. Т. 4 / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2009. – 605 с.

54.      Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд-во В.М. Скакун, 2008. – 896 с.

55.      Ольховиков К.М. Нравственная основа русской религиозной философии [Текст] / К.М. Ольховиков // Религия. Человек. Общество. Тезисы сообщений международного религиоведческого Конгресса. – Курган, 2008. – Ч. 2. – С. 61–63.

56.      Перевозчикова Л.С. Гуманистическая парадигма образования [Текст] / Л.С. Перевозчикова // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступ. IV Рос. филос. конгр. – М.: Современные тетради, 2007. – Т. 4. – С. 15–25.

57.      Покровская Е.А. Динамика русского синтаксиса XX столетия и парадигмы культуры [Текст] / Е.А. Покровская // Междунар. конгресс «Русский язык: исторические судьбы и современность»: труды и материалы. – М.: МГУ, 2008. – С. 435.

58.      Попов С.И. К вопросу о специфике социалистических ценностей [Текст] / С.И. Попов // Научный коммунизм. – 2010. – № 4. – С. 33–34.

59.      Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2010. – 494 с.

60.      Рассел Б. Философский словарь разума, материи, морали [Электронный ресурс] / Б. Рассел. – URL: http://terme.ru /dictionary/178/

61.      Риккерт Г. Два пути Познания [Текст] / Г. Риккерт. – СПб., 2008. – 350 с. (Новые идеи в философии. Сб. 7: Теория познания III.)

62.      Розов Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего [Текст] / Н.С. Розов // Философия образования для ХХI века: сб. ст. – М., 2010. – С. 49–72.

63.      Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2008. – 292 с.

64.      Розов Н.С. Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии [Текст] / Н.С. Розов // Гуманитарные науки в Сибири. – 2007. – № 1. – С. 50–58.

65.      Розов Н.С. Конструктивная аксиология и этика ценностного сознания [Текст] / Н.С. Розов // Философия и общество. – 2009. – № 5. – С. 92–119.


Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.