рефераты скачать

МЕНЮ


Теория экономического прогнозирования

На характеристики информации влияет целый ряд факторов: объем, способы

приема и методы обработки информации, скорость обработки первичных данных и

их предоставления менеджеру, степень устаревания данных, актуальность

информации в определенный момент времени, достоверность состояния

отражаемого объекта, полнота данных, комплектность информации. Особую роль

играют используемые средства обработки информации и информационные

технологии, применяемые в работе менеджера.

Характер информации для осуществления процесса прогнозирования зависит

от условий, в которых осуществляется прогноз. Эти условия можно разделить

на детерминированные {определенные}, случайные и неопределенные [34].

• Детерминированные, или определенные, имеют место тогда, когда известен

результат каждого из альтернативных вариантов прогноза и выбора на его

основе варианта решения. Такая ситуация в реальных экономических процессах

достаточно редка. По результатам анализа факторов, влияющих на параметры

объекта прогнозирования лишь часть параметров

можно считать жестко детерминированными. При этом считается, что существует

лишь один вариант значения или изменения параметров.

1. Случайные условия имеют место тогда, когда представляется возможность

определить вероятность появления каждого результата.

2. Вероятность определяют как степень возможности совершения данного

события,

и она изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна

быть равна единице (так как они образуют полную группу событий).

Вероятность появления событий можно оценить как частоту его появления на

практике или при фиктивном разыгрывании, моделировании ситуации.

Вероятности могут быть оценены с помощью экспертных оценок или на основе

статистических наблюдений в ретроспективе.

3. Неопределенные условия имеют место тогда, когда невозможно

оценить вероятность потенциальных результатов прогноза. Такая ситуация

возникает при противодействии разумного противника (конкурента), из

пользовании им тайны или конфиденциальности, а также в силу новизны и

сложности требующихся для разработки прогнозной модели факторов, по

которым практически невозможно получить исходную информацию.

По характеру отражения свойств располагаемая об объекте

прогнозирования информация может быть отнесена к трем видам.

4. Подсознательная или интуитивная, источниками которой может

быть опыт предыдущих лет, знания менеджера, его квалификация, интуиция и

т.п.

5. Предметная информация - описание процесса или состояния объекта

прогнозирования естественным языком с использованием приемов

формальной логики. Результат прогнозирования при этом имеет только

качественный характер.

6. Количественная, в том числе статистическая информация. Такая

информация получается на этапе ретроспекции при анализе объекта

прогнозирования. Результаты прогноза при этом имеют количественные оценки.

По степени достоверности информацию можно разделить на достоверную

(полученную из официальных источников), относительно достоверную (из

случайных источников) и информацию с возможным умышленным искажением

данных.

По отношению объекта управления к субъекту информацию можно

классифицировать на обмен между хозяйственной структурой и внешней средой,

между подразделениями фирмы, между руководителем и исполнителем и т.п.

Существуют также многообразные классификации информации по следующим

признакам:

• по способу передачи (электронная, телефонная, спутниковая, письменная

и др.);

7. по изменчивости во времени (условно-постоянная и условно-

переменная (недолговечная);

8. по режиму передачи (в не регламентируемые сроки, по запросу и

принудительно в определенные сроки);

9. по назначению (экономическая, техническая, организационная, социальная и

др.);

• по форме передачи (вербальная (словесная) и невербальная).

Практически все перечисленные виды информации могут быть в той или иной

степени задействованы как в процессе разработки прогнозной модели, так

и при ее реализации.

Возможности покрытия информационных потребностей при разработке

прогнозов зависят от имеющейся на предприятии информационной базы,

накопленной за предыдущие периоды деятельности.

Для большинства хозяйствующих субъектов информационные потребности

приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать следующим образом (рис.

4.1) [17].

Экономическая информация последовательно и полно отражает

производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Плановая информация служит для выбора действий, которые могут быть

приняты в будущем. Сюда можно отнести информацию, содержащуюся в сметах,

бюджетах, показатели производственной программы, экономические нормативы

для контроля плановых цифр и т.п.

Рис. 4.1. Классификация информационных потребностей

Нормативно-справочная информация - связующее звено между остальными

видами экономической информации. Ее состав определяется типом производства,

номенклатурой продукции, сложностью технологического процесса, уровнем

развития хозяйственных внутренних связей.

Учетная информация имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-

справочной и плановой информацией. Именно эта информация используется как

для оперативного управления, так и для разработки долгосрочных и

краткосрочных прогнозов.

Первичная информация обеспечивает данными финансовый и управленческий

учет. Это текущая оперативная информация о результатах деятельности всех

производственных подразделений (цехов, участков, бригад) и даже отдельных

работников.

Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних

пользователей, используя при этом для всех предприятий общие правила

ведения.

Управленческая учетная информация - это информация, специально

подготовленная для руководителей разных уровней и помогающая реализовывать

им свои функции. Именно этот вид учета позволяет создать информационную

базу, специально подготовленную для прогнозных расчетов.

Как ранее отмечалось (см. п.1.1.), прогнозирование может быть

оперативным (ежедневное, недельное, месячное, квартальное), годовым и

долгосрочным (свыше одного года). Наиболее часто реализуемое - это

ежедневное прогнозирование, выполняемое руководителями низшего уровня

управления скорее подсознательно (интуитивно). Оно касается сопоставления

возможностей, основанных на результатах прошедших дней, с суточными

данными. Так, например, прогнозируют суточный объем производства продукции,

принимают решения о незапланированных мероприятиях. Такой прогноз, чаще

всего, осуществляется с помощью метода индивидуальных экспертных оценок,

базирующегося на опыте и интуиции руководителя. Однако эти прогнозы часто

лишены экономической оценки последствий, их влияния на результаты

деятельности предприятия и направлены на выполнение плана только по

объемным натуральным показателям (носят разовый характер).

В рыночной среде основополагающими становятся прогнозы сбыта и

производства, а также прогноз предприятия в капитале (прогноз инвестиций).

При этом этапы процесса прогнозирования (рис. 4.2) базируются на

определенной, только им присущей информации, разделяющей всю необходимую

информационную базу на три составляющие: информацию о внешней среде,

информацию о хозяйственной деятельности предприятия и информацию о

финансовой деятельности.

Большинство показателей при прогнозе объемов производства определяются

путем экстраполяции тенденций развития процессов и явлений из прошлого в

будущее. Глубина используемой информации при построении тренда зависит, во-

первых, от начала развития тенденций (роста или снижения) и, во-вторых, от

переломного периода в общей тенденции (например, начала экономических

преобразований в стране). Кроме экстраполируемых данных, в прогнозе

используются удельные показатели и нормативы.

Потребности в информации на каждом этапе прогнозирования представлены в

таблице 4.1. Разработка прогноза начинается с изучения рынка, определения

прогнозных цен на продукцию и установления возможностей предприятия по

сбыту.

Рис. 4.2. Стадии реализации процесса прогнозирования

Следует учитывать, что прогноз есть вероятность наступления тех или

иных событий и практически всегда в нем присутствует ошибка

неопределенности и случайного влияния на показатель неучтенных и редко

происходящих фактов. Это означает, что «идеальный прогноз» часто

невозможен. Прогнозировать можно только область возможных состояний,

дополняя экстраполируемое значение доверительным интервалом прогноза. При

прогнозировании деятельности предприятия наименее детерминированным

событием является тенденция развития внешней среды, особенно цен, так как

они зачастую не зависят от деятельности самой хозяйственной структуры.

Поэтому именно для прогноза ценовых индексов-дефляторов определяется

область возможных значений, границы которой представляют собой

пессимистический и оптимистический варианты развития. Таким образом,

дальнейшие расчеты ведутся по трем вариантам, добавляя к уже названным двум

наиболее вероятный, соответствующий значениям линии тренда (т.е. средний

вариант прогноза).

На динамику некоторых стоимостных показателей (затрат по статьям,

капитальных вложений, отвлечений из прибыли) большое влияние оказывает

инфляция. В результате того, что в последние годы уровень инфляции

изменяется в больших пределах, ее влияние часто скрывало тенденции

происходящих на предприятиях процессов.

Поэтому для учета инфляции всю, накопленную за предыдущие периоды

стоимостную информацию приводят сначала в сопоставимый вид, освобождая ее

от влияния инфляционных процессов (то есть к единым ценам). Сопоставимыми

ценами при этом выбирают цены, действующие в период разработки прогноза,

связывая прошлые и будущие значения в текущем периоде, что позволяет

предварительно оценить текущее состояние предприятия. Затем сопоставимые

показатели экстраполируются, и полученные прогнозные значения приводят к

действующим в прогнозном периоде ценам.

Анализ состава данных, применяемых для разработки прогнозной модели,

позволяет сделать вывод о детерминированности (причинно-следственной

обусловленности) между объемом производства и практически всеми

показателями, отражающими деятельность хозяйственной структуры.

Экономические результаты в большей степени зависят от влияния внешних

факторов, часто носящих случайный характер (цены, темпы инфляции и т.п.).

Таблица 4.1 Характер информации для разработки прогнозной модели

|Стадии процесса |Результирующие |Характер информации |

|прогнозирования |показатели | |

|1 . Прогноз сбыта |Цена на продукцию |Тенденции изменения |

| |на внутреннем и |индексов-дефляторов, |

| |внешнем рынках, курс|тренды динамики курса |

| |доллара, суммы акциза, |доллара, ставок акциза, |

| |объемы выручки от прочей|тенденции в объемах |

| |реализации (работ, |услуг, оказываемых на |

| |услуг) |сторону (в натуральном и|

| | |стоимостном выражении) |

|2. Прогноз производства |Объемы производства |Экстраполяция объемов |

| |продукции в целом по |производства за |

| |предприятию и по |предшествующие периоды, |

| |структурным |норматив потерь при |

| |подразделениям, |транспортировке |

| |товарная продукция |продукции до |

| | |потребителя, расход |

| | |продукции на собственные|

| | |нужды |

|3. Прогноз доходов |Объемы реализации |Остатки продукции на |

| |продукции, выручка от |начало периода, период |

| |реализации продукции, |оборачиваемости |

| |общий объем доходов, |остатков, среднесуточный|

| |чистая выручка (без НДС |объем производства, |

| |и акцизов) |ожидаемая величина |

| | |остатков продукции на |

| | |конец периода, ставки |

| | |НДС, уровень |

| | |сопоставимых и |

| | |действующих цен |

|4. Прогноз затрат |Смета затрат по статьям |Распределение затрат |

| |себестоимость основных |на условно-постоянные|

| |видов продукции, себе |и условно -переменные, |

| |стоимость единицы |зависимость изменения |

| |продукции, налоги, |численности от объема |

| |относимые на |производства, динамика |

| |себестоимость |средней заработной платы|

| | |под влиянием инфляции, |

| | |тенденции в |

| | |изменении |

| | |амортизационных |

| | |отчислений, изменение |

| | |переменных затрат, |

| | |ожидаемый уровень прочих|

| | |и общепроизводственных |

| | |затрат |

|5. Прогноз прибыли |Прибыль от реализации |Прогнозы доходов и |

| |продукции и услуг, |затрат, расчет налогов, |

| |балансовая прибыль |относимых на прибыль, |

| | |динамика отвлеченных |

| | |денежных средств из |

| | |прибыли под воздействием|

| | |инфляции |

|6. Прогнозирование |Источники финансирования|Прогноз амортизационных |

|инвестиций |и финансовые расходы, |отчислений, прибыли, |

| |избыток (дефицит) |отвлечений из прибыли, |

| |денежных средств) |пополнение |

| | |собственных |

| | |оборотных средств, |

| | |прогноз инвестиционной |

| | |активности |

|7. Прогноз денежных |Объем реализации |Размер отгруженной |

|поступлений |продукции по |продукции в натуральном |

| |направлениям сбыта, |и стоимостном выражении |

| |чистая выручка от |на начало года, средний |

| |реализации продукции, |срок транспортировки до |

| |услуг на сторону по |потребителя, реализация |

| |направлениям, сумма |продукции в прогнозном |

| |денежных поступлений от |периоде по отгрузке, |

| |потребителей продукция |ожидаемый размер |

| |(работ, услуг) |отгруженной продукции на|

| | |конец прогнозного |

| | |периода, ожидаемый |

| | |размер дебиторской |

| | |задолженности |

|8. Прогнозирование |Сумма денежных расходов |Прогноз капитальных |

|денежных расходов | |вложений, прогнозное |

| | |значение налоговых |

| | |платежей, |

| | |эксплуатационные |

| | |расходы, размер |

| | |кредиторской |

| | |задолженности на начало |

| | |прогнозного периода, |

| | |период оборота |

| | |кредиторской |

| | |задолженности, ожидаемая|

| | |величина обязательств |

| | |на конец прогнозного |

| | |периода |

|9. Финансовый прогноз |Прогноз избытка или |Остаток средств на |

| |дефицита денежных |начало периода, |

| |средств, возможность |прогноз поступления и |

| |погашения недоимки в |использования денежных |

| |бюджеты и внебюджетные |средств, возможность |

| |фонды, прогноз создания |использования |

| |резервов денежных |краткосрочных и |

| |средств |долгосрочных заемных |

| | |средств, ожидаемый |

| | |остаток средств на конец|

| | |прогнозного периода |

|10. Прогнозный баланс |Распределение капитала |Результаты расчётов на |

| |предприятия по статьям |предыдущих стадиях |

| |агрегатированного |прогноза |

| |баланса, ликвидность, | |

| |платёжеспособность, | |

| |рентабельность капитана | |

При разработке долгосрочных прогнозов объем информации может быть

несколько сокращен в силу большой степени инерционности показателей и

эволюторного характера их развития. Внимание при прогнозировании при этом

должно уделяться количественной оценке влияния «фоновых» параметров,

формирующих внешнюю среду. В краткосрочном периоде все больше возрастает

зависимость результатов прогноза от объема информации.

С информационным обеспечением прогнозного моделирования связан ряд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.