рефераты скачать

МЕНЮ


Теория экономического прогнозирования

скорее качественное, чем количественное выражение.

2. Продуктовом (предметном), где процесс достижения цели разбивается на

решение задач по отдельным видам продукции.

3. Технологическом - процесс достижения цели разбивается по отдельным

стадиям производственного процесса и стадиям жизненного цикла товара

(товаром при этом может считаться как сама добываемая нефть, так и нефтяное

месторождение).

4. Ресурсном ~ цели делятся по видам ресурсов, необходимых для

производства.

Иерархическое дерево целей строится на логической основе сверху вниз,

исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем, так, чтобы мероприятия

предыдущего уровня обеспечивали задачи последующего.

Для каждого уровня дерева целей эксперты должны устанавливать

коэффициенты относительной важности всех его этапов. Расчет коэффициента

относительной важности вдоль ветви дерева цели учитывает связи элемента

данного уровня с одним или несколькими элементами вышестоящего уровня и

определяется как сумма произведений соответствующих коэффициентов

относительной важности.

При разработке подсистем (задач), входящих в данное дерево целей,

принимаются во внимание возможности частичного использования результатов

одних подсистем для других, характеризуемые коэффициентами взаимной

полезности. Эти коэффициенты экспортно оцениваются специалистами и

выражают относительное снижение затрат времени и других ресурсов.

Прогнозирование по аналогии

Прогнозирование по аналогии - это достаточно часто применяемый тип

прогнозирования. Следует иметь в виду, что прогнозирование по аналогии

корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между:

объектами управления, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней

среды в случае, имеющем место ранее на практике, в конкретном случае

прогнозирования.

Понятие аналогии связано с понятием адекватности, при этом объект

прогнозирования может рассматриваться как модель другого объекта -аналога,

а цели и задачи его прогнозирования должны соответствовать таким же целям и

задачам объекта аналога. Таким образом, понятие аналога включает схожесть

объектов прогнозирования, а также целей и последствий прогнозирования.

В процессе прогнозирования по аналогии должны рассматриваться следующие

направления аналогии:

• объекта протезирования и объекта, выбранного в качестве аналога;

• типов и целей менеджмента;

• реакции внутренней среды на управляющие воздействия;

• реакции внешней среды на изменении состояния объекта прогнозирования.

В процессе предпрогнозного анализа возможно установление количественной

и (или) качественной аналогии.

Одним из методов качественного доказательства аналогии является логика

предположений [7]. Формальная логика устанавливает общие методы и схемы

правильных умозаключений.

Для установления аналогии могут быть также использованы методы

распознавания образов [26]. Процедура прогнозирования состоит в том, что

выбираются классы состояний исследуемых объектов, заданные как диапазоном

изменения некоторых параметров, так и определенными качественными

характеристиками. По совокупности признаков, определяющих состояние

объектов, находится соответствие принадлежности каждого нового объекта или

объекта в будущем времени к определенному классу. Это позволяет дать

прогноз состояния объекта или указать диапазон изменения параметров,

характеризующих его на прогнозируемый период [9].

2.3. Экспертные методы прогнозирования

В случае чрезвычайной сложности системы (объекта прогнозирования), его

новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков,

недостаточной полноты информации и невозможности полной математической

формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к

рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающим проблему

экспертам.

Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных

оценок результатов, обработка последних формальными методами получили

название метода экспертных оценок.

Этот метод включает три составляющие:

• интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента;

• решение и выдачу количественной или качественной характеристики

(оценка, результат решения);

• обработку результатов решения - полученных от экспертов оценок.

Интуитивно-логический анализ строится на логическом мышлении и интуиции

экспертов и базируется на их знаниях и опыте. Это индивидуальный процесс.

Каждый из экспертов не только моделирует, но и производит сравнительный

анализ альтернатив решения, их количественные измерения. Часто этот процесс

осуществляется в условиях недостаточности и недостоверности данных об

исследуемом объекте, условиях, в которых он функционирует и будет

развиваться. Это обусловливает уровень требований, предъявляемых к

экспертам.

Принятие экспертом решения по рассматриваемой проблеме и оценка

ожидаемого результата - завершающая часть индивидуальной работы эксперта.

Полученные от эксперта решения используются для обобщения и

формирования результирующего показателя - итоговой оценки явления,

проблемы. Это очень трудоемкий процесс, поскольку в зависимости от

поставленной цели (определение согласованности мнений экспертов, построение

обобщенной оценки объекта, явления, процесса на основе индивидуальных

оценок экспертов и др.) изменяется количество выполненных расчетных и

логических процедур, набор учитываемых показателей. Поэтому для

оперативности получения результата и минимизации ошибок целесообразно

использовать ЭВМ. Несмотря на то, что это требует формализации процессов

обработки экспертной информации (для алгоритмизации и программирования),

выигрыш столь существенен, что данный путь вполне оправдан.

Методами экспертных оценок решается целый ряд задач планирования и

прогнозирования. Основными являются: распределение различных видов

ресурсов с установлением приоритетности; формирование целей и задач

планирования по уровням управления и их ранжирование по важности;

определение возможных вариантов решения задач с оценкой

предпочтительности каждого из вариантов; оценка степени влияния на объект

различных факторов; определение перспективных направлений развития

производственной системы, организационно-функциональной структуры; оценка

деятельности предприятий или подразделений (когда оценка производится по

множеству показателей, большинство из которых - качественные);

определение очередности выполнения работ; оценка качества выпускаемой

продукции; научно-техническое и экономическое прогнозирование;

формирование тематики НИОКР; выбор вариантов технического и социально-

экономического развития предприятия; определение перспективных

направлений развития производственных систем, организационно-

функциональных структур; прочие задачи.

Экспертные оценки делятся на индивидуальные и коллективные. К

индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические докладные

записки.

«Интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с

прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии

системы и ее среды.

Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу

эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.

Коллективные экспертные оценки (метод «комиссий», метод «мозгового

штурма», метод Дельфи и др.) включают:

• подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;

• статистические методы обработки полученных материалов.

Метод «комиссий» может означать организацию «круглого стола» и других

подобных мероприятий, где происходит согласование мнений экспертов.

Для метода «мозгового штурма (атаки)» характерна коллективная генерация

идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой

свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей (включая

самые невероятные) по избранной теме, которые спонтанно высказываются

участниками встречи [5, 12].

Сущность метода состоит в разделении решения двух задач:

• генерирование новых идей;

• анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно образуются две группы: группа генераторов идей и группа

аналитиков. Группа генераторов идей состоит из 4-15 человек, но может быть

и больше.

При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие правила:

• любые критические высказывания или оценки ценности предложенной мысли,

идеи недопустимы;

• должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;

• необходимо «свободное парение» мысли: чем необычнее идея, тем лучше;

• мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться,

результатом должна быть лавина идей.

В завершении «мозгового штурма» производится тщательный анализ, критика

высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них. Первоначально

отбрасываются предположения, явно не представляющие ценности, оставшиеся

классифицируют на группы по категориям, зависящим от сущности проблемы, а

затем производят оценку как внутри группы, так и межгрупповую.

Отделение этапа анализа от этапа генерирования идей лишь способствует

углубленно анализа, усилению критики и делает ее более объективной и

разносторонней.

Метод «мозгового штурма (атаки)» целесообразно использовать в

критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих

концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей решения

поставленной проблемы [12].

Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской

корпорации «РЭНД» Олафом Хельмером.

Суть метода - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной

области знаний. Основными особенностями этого метода являются:

• полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;

• многоуровневая процедура опроса экспертов;

• обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информацией между

ними после каждого тура опроса, при сохранении анонимности оценок,

аргументации и критики;

• обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Обычно после первого тура опроса наблюдается значительный разброс

мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает

проведение 3-4 опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят

с итогами предыдущих туров для того, чтобы эксперт мог получить

предварительную информацию о предмете опроса.

Чаще всего после третьего или четвертого тура опроса ответы экспертов

перестают изменяться; что и является сигналом к прекращению опросов.

Организация экспертизы по методу Дельфи включает следующие этапы [12]:

• предварительную ориентировку экспертов, включающую формулирование

проблемы и инструктаж экспертов;

• формулирование вопросов экспертам в виде, требующем четких

количественных и качественных оценок;

• разработку способов и порядка информационного обеспечения экспертов,

включая обмен аргументаций;

• разработку алгоритмов и порядка промежуточной и окончательной

обработки результатов.

Метод Дельфи обладает определенными недостатками: большими затратами

времени на многотуровую экспертизу, полным исключением прямого столкновения

мнений экспертов, необходимостью неоднократного пересмотра оценок.

Отмеченные недостатки могут быть устранены путем создания

автоматизированной системы сбора и обработки мнений экспертов и их

информационного обеспечения на основе ЭВМ, а также использованием различных

модификаций метода Дельфи.

Метод построения сценариев

Особое место среди экспертных оценок занимает построение сценариев, так

как помимо традиционной экспертизы этот метод включает целый ряд

параметрических подходов и тяготеет к комбинированным методам.

Впервые термин «сценарий» был употреблен футурологом Х.Каном в 1960 г.

при разработке картин будущего, необходимых для решения военных

стратегических вопросов.

Сценарий — это описание (гипотетическая картина) будущего, составленное

с учетом наиболее правдоподобных предположений.

Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития

технологии, рыночных сегментов, стран, регионов, отдельных фирм и т.д.

Экономические организации со сложной структурой и разноплановой

деятельностью в меньшей степени поддаются прогнозированию в рамках

сценария.

Для прогнозируемой ситуации характерно существование определенного

количества вероятных вариантов развития системы (рис. 2.4). Поэтому прогноз

включает в себя несколько сценариев («трубку сценариев»). В большинстве

случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний -

реалистичный (наиболее вероятный).

При построении сценариев принято отвечать на три основных вопроса [37]:

• каковы тенденции развития системы в различных условиях и какими

факторами они определяются?

• с какими проблемными ситуациями и «узкими» местами может встретиться

развитие системы в будущем и как это повлияет на прогнозирование

состояния системы?

• какие управленческие решения и в какой степени влияют на траекторию

будущего развития прогнозируемой системы, каковы последствия различных

альтернатив рассматриваемого решения?

Конкретная формулировка поставленных вопросов определяет целевую

установку исследования.

Диапазон изменений

[pic]

Пространство будущих возможностей

Разрушительные события

Текущая ситуация

Сценарии

Прогнозируемый период

Рис. 2.4. Модель сценариев

Вся совокупность причин, определяющих функционирование и развитие

исследуемого объекта, называется факторами:

• внутренние (эндогенные) факторы обусловлены закономерностями развития

отдельных элементов и системы как целого, возникают в результате

саморазвития системы;

• внешние (экзогенные) факторы определяются взаимодействием системы

между собой и внешней средой, то есть с более широкой системой, в которую

прогнозируемая система входит как один из элементов.

Влияние внешней среды называют прогнозным фоном, а параметры,

описывающие влияние фоновых факторов, - фоновыми переменными.

Факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие

на систему в целом и ее элементы, называются управляющими параметрами.

Факторы, значение которых объективно непредсказуемо и составляет

систему предположений об условиях будущего развития хозяйственной системы,

называются сценарными параметрами.

При построении сценариев следует учитывать воздействие двух основных

групп ограничений:

1 группа - это ограничения, накладываемые законами природы (например,

по ресурсам). Такие ограничения являются естественными, и носят постоянный

характер;

2 группа связана с процессами жизнедеятельности систем (особенно

социальных). Их называют ограничениями по состоянию системы, в реальных

системах такие ограничения принимают форму нормативных ограничений. Они

закрепляются в законодательном порядке, то есть носят праковой характер и с

помощью нормативных ограничений обеспечивается динамическое равновесие

системы.

Эти ограничения меняются с развитием системы, и одной из наиболее

сложных задач прогнозирования является предсказание этих изменений.

Одним из приемов разрешения неопределенности, связанной с неточным

знанием границ состояния прогнозируемой системы, является введение

индикаторов состояния.

Индикатор - это критический к предельным состояниям системы параметр,

который должен измеряться количественно. В качестве индикаторов обычно

выбираются объективно измеряемые параметры системы с известными предельными

значениями, выход за пределы которых вызывает неустойчивость системы и

возможность ее перехода в другое качественное состояние или ведет к гибели.

Например, цена на товар - индикатор состояния рынка; темпы инвестиций -

показатель экономической активности.

Важной и сложной проблемой является выбор методов варьирования значений

сценарных параметров. Одним из таких методов является гарантированный

прогноз. Процедура гарантируемого прогноза включает следующие шаги:

1) задаются максимально возможные значения параметров, характеризующих

факторы, положительно влияющие на развитие исследуемой системы, и

минимальные значения тех факторов, которые препятствуют ее развитию. Таким

образом, выбирается «идеальное», то есть наилучшее состояние системы;

2) для определения нижнего предела поступают наоборот;

3) получают «трубку сценариев» развития системы, которая подвергается

дальнейшему анализу.

Процесс построения сценариев можно разбить на два больших этапа:

• предсценарный предназначен для содержательного и формального

исследования и описания прогнозируемых процессов, построения моделей

системы и подготовки всей необходимой информации для синтеза сценариев;

• сценарный этап как конечный результат прогнозирования, когда проводятся

расчеты по всем базовым сценариям и даются рекомендации по результатам

прогнозирования с подробным описанием последствий реализаций каждой из

предложенных альтернатив.

На предсценарном этапе формулируется исходная гипотеза о

целенаправленном развитии рассматриваемой системы, которая оформляется в

виде рабочего документа, содержание которого максимально структурировано и

отвечает принципам системного описания объекта прогнозирования. На данном

этапе определяется объект и предмет прогнозирования.

Системное описание объекта начинается с его декомпозиции на элементы,

и строится первая матричная схема целостной системы. Далее отбираются и

фиксируются факторы, определяющие эволюцию системы, т.е. возможности

перехода из одного состояния в другие. По результатам этой работы строится

матрица «Состояния-факторы» (рис. 2.5). За каждым фактором или группой

факторов стоит конкретный объект или явление, которые являются или

элементами рассматриваемой системы, или элементами более высокого порядка

(внешней среды). Это означает, что каждому содержанию матрицы «Состояния-

факторы» соответствует определенная декомпозиция прогнозируемой системы.

После формирования матрицы выбирается минимальное число параметров,

характеризующих состояние системы относительно целей прогнозирования.

Параметры могут быть как количественными, так и качественными. Качественные

параметры можно представить шкалой качественных значений (баллов). Если

число параметров велико, то из них выбирают индикаторы, доминирующие

показатели, по которым судят о состоянии системы.

|Состояния |Внешние факторы |Внутренние факторы |

| |Экономические |Политические | |

| |Факторы |

| | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.