рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы предприятий и корпораций

акционерных предприятий, денежные ресурсы банков, резервы страховых

компаний и др. финансовых посредников и т.д.. Выбор наиболее

эффективного способа инвестирования начинается с четкого определения

возможных вариантов, т.е. альтернативные проекты поочередно сравниваются

друг с другом и выбирается наилучший из них; с точки зрения соотношения

издержек и прибыли (уменьшение издержек, увеличение прибыли). Речь идет о

любых инвестициях (либо реальных в предприятия, в товары, в ценные бумаги

и т.д.). После этого определяют эффективность инвестиций с точки зрения

срока окупаемости затрат, степени риска, высоких темпов инфляции,

перспектив налогообложения и др. факторов.

Поэтому в качестве критерия инвестиционных решений учитывается:

1 отсутствии более выгодных альтернатив;

2 минимизация риска потерь от инфляции;

3 краткосрочных рисков окупаемости затрат;

4 дешевизна проекта;

5 обеспечение стабильности поступлений выручки (доходов);

6 высокая рентабельность инвестиций как таковых;

7 высокая рентабельность после дисконтирования денежной выручки

или доходов;

8 большая прибыль, чем банковский процент;

При чем для принятия решений используются комбинации критериев.

При выборе инвестиционной стратегии на предприятиях необходимо

вести учет жизненного цикла товара, продукции и т.д.. (порог

рентабельности). На первой стадии цикла освоения выручка растет очень

медленно,

т.к. объемы продаж не велики;

2 стадия - быстрый рост прибыли, выручки, т.е. объема продаж;

3 стадия - выручка остается на одном и том же уровне, прибыль

достигает максимального значения;

4 стадия - выручка уменьшается, прибыль сокращается.

Финансовое планирование.

1 Сущность, задачи.

2 Объекты.

3 Виды финансового плана.

Планирование представляет собой составную часть управления

направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном

исходе. Планирование - процесс деятельности людей связанный с принятием

определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее

обусловленных пара метрах или границах).

Основными задачами финансового планирования является:

1 обеспечение производственного и социального развития предприятия

за счет собственных средств или ресурсов;

2 увеличение прибыли за счет роста объемов производства и оптимизации

системы государственного регулирования, т.е. увеличение реальной прибыли и

минимизация (оптимизация) налогообложения;

3 обеспечение финансовой устойчивости предприятия, т.е. обеспечение

своевременности расчетов по всем своим обязательствам, включая расчеты с

бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и т.д..

До перехода к перестройке все предприятия в обязательном порядке

должны были разрабатывать финансовый план по рекомендуемым формам и в

разрезе месяц, квартал, год, пятилетие (по унифицированным формам). С 1987

года все финансовое планирование отдано на самостоятельность предприятий,

отменены все формы расчетов, осталась только система государственного

регулирования состояния финансовых планов. Фактически большинство

предприятий отказалось от составления таких планов самостоятельно.

Теоретически методологическая база перенесена на составление бизнес-планов,

а финансовый план - составная часть бизнес-плана. Опыт зарубежных

предприятий и российских предприятий перешедших на бизнес-план,

неправильный перевод терминов, показателей и т.д. привели к обрат ному

эффекту при составлении бизнес-планов.

Следует иметь в виду, что бизнес-план за рубежом представляет собой

now- how, и поэтому ни в одной книжке не распечатывается.

Российские предприятия основываясь на своей методологической базе и

применяя бизнес-план фактически оказались в той ситуации, когда план есть,

а ресурсов нет, т.к. все зарубежные планы рассчитаны на стабильные условия

деятельности предприятия.

Объектами финансового планирования являются:

1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах

расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);

2 прибыль, ее формирование, распределение и использование;

3 Фонды специального назначения: потребления, накопления, резервный,

страховой; их формирование, распределение и использование;

4 объемы платежей в бюджет, внебюждетные фонды и другие отчисления.

Принципы составления финансовых планов:

1 Все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно связаны

между собой и составлять единую систему;

2 непрерывность планирования;

3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное

лицо;

4 данные финансовых планов являются коммерческой тайной предприятия и

вся информация, связанная с расчетами, только для внутреннего

использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана - это

финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем -

производство, снабжение, реализация. Т.о. финансовый план - завершающий

этап.

5 принцип научности;

6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет

конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е.

возможности нормальных расчетов;

7 соответствие сроков получения и использования средств;

8 Обеспечение возможности маневрирования при недостижении

запланированной реализации или при превышении плановых затрат;

9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в

новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;

10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом

финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования);

11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое

время. Основой для финансового планирования является принцип

самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может

рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = (

прибыль+амортизация )/привлеченные источники Реально коэффициент зависит от

трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для

нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных

средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

Типы финансовых планов.

1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов

движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с

подекадной или ежедневной разбивкой);

2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам.

Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей и

уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план, план

обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..

3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на

программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на

составление данный планов, но косвенно регулирует. Например, план движения

денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при

расчете с банком, инвестиционный план при получении бюджетных ассигнований

и т.д.; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий.

Как правило, на МП разрабатываются только оперативные финансовые планы,

т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов,

производства выручки (можно рассчитать только на стабильном МП).

Оперативные и текущие планы начинают разрабатываться, как правило, со

средних предприятий целью развития является расширение сферы деятельности и

закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование

прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов.

Перспективные планы разрабатываются ограниченно, только на конкретные

программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных

предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как

внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее

эффективное использование свободных денежных средств или прибыли;

оптимизация системы налогообложения.

Основой для составления финансового плана является:

1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями;

2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама,

представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и

применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский

кредит. Т.о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего объема

финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового планирования - план доходов и расходов

или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде этот план можно

составить в следующей форме (каждый показатель этого плана рассчитывается

по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных

средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли

и т.д.).

План доходов и расходов. ( см. приложение )

Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых

платежей, определить

необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в т.ч.

по авансам,

осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом

налоговый пресс на предприятие

и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли

под налогообложение

. 23 - 25%).

План движения денежных средств на счетах в банках и в кассе.

Он отражает поток денежных ресурсов (нал. и безнал.). Этот план

необязателен, но

годовой отчетности предусматривается отчет о движении денежных средств

(форма 4).Составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, с

делением на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Примерная схема:

1 все расходы и поступления;

2 все расходы и отчисления;

3 балансирующие статьи.

А также может быть составлен кассовый план (кассовая заявка) - план

оборота наличных денег (поступления или выплаты через кассу предприятия).

Включая поступления в кассу (кроме поступлений из банка), расходы наличкой,

расчет расходов на оплату труда.

Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года (сводный

баланс активов и пассивов). Составляется по форме бухгалтерского баланса

отчетного периода с учетом плановых изменений и корректировок. Он

показывает какое было состояние активов и пассивов после окончания периода

деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть

перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового плана) может

иметь соответствующие расшифровки или дополнения.

Перечень предприятий дебиторов и кредиторов: позволяет выявить

динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность

получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего

списания затрат на финансовые результаты. План движения капитала:

составляется в разрезе УК, добавочного капитала, резервного капитала

(фонда), фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой),

нераспределенная прибыль. Остаток на начало, планируемое поступление (все

источники), планируемое использование, остаток на конец.

Денежные потоки.

1 Цели задачи управления денежными потоками.

2 Денежные потоки, возникшие в текущей деятельности предприятия.

3 Денежные потоки, формируемые в инвестиционной сфере.

4 Прогнозирование денежных потоков по предприятию.

1. Вся совокупность финансовых отношений на предприятии

обуславливает использование денег денежных отношений. Для обеспечения

непрерывности процесса производства и реализации в соответствии с

целями развития данного предприятия они будут систематически

восстанавливать и пополнять, используя денежные средства, свои

производственные запасы, производственные фонды, выплачивать заработную

плату, производить расчеты с другими предприятиями, бюджетом и

внебюджетными фондами, реализовывать свою продукцию и т.д.. Т.е. при

наличии денежных средств совершается кругооборот средств на

предприятии.

В экономической литературе существует несколько толкований денежных

потоков:

1 Движение только наличных денег;

2 Движение только безналичных денег;

3 Денежные потоки связанные с обслуживанием только оборотного

капитала;

4 Денежные потоки связанные с обеспечением предприятия основным и

оборотным капиталом. Система денежных отношений, денежные потоки на

предприятии можно подразделить на денежные потоки:

1 между предприятием и другими предприятиями по поводу оплаты

поставок, оборудования,

материалов, сырья, реализация продукции, с работниками по выплате

заработной платы;

2 между предприятием и собственниками, учредителями или акционерами,

по выплате процентов,

дивидендов, вкладов в УК, дополнительных взносов и т.д.;

3 между предприятием и подразделениями (самост. и завис. юридически)

по нераспределенной

прибыли, оборотному капиталу и т.д.;

4 между предприятием и бюджетом, внебюджетными фондами по уплате

налогов и сборов,

получению бюджетных ассигнований и т.д;

5 между предприятием и банками по осуществлению расчетов, получению и

возврату кредита;

6 между предприятием и инвестиционными фондами, страховыми компаниями

и т.д. по получению и возврату инвестируемых средств;

7 между предприятием гражданами, как юридическими лицами, по получению

и возврату ссуд,

благотворительным взносам и т.д..

Потоки:

1 наличные;

2 безналичные: включающие непосредственно безналичные расчеты;

оплату векселями ; ценными бумагами; бартерные операции и т.д..

В зависимости от условий договоров по расчетам денежные потоки

могут иметь различные временные периоды осуществления :

1 предоплата;

2 оплата по аккредитивам;

3 оплата в кредит (краткосрочный кредит; среднесрочный кредит;

долгосрочный кредит и т.д.).

Основная цель управления денежными потоками – максимизация прибыли;

которая в части использования денежных средств (собственных; привлеченных;

заемных) включает в себя обеспечение предприятия необходимыми денежными

ресурсами для непрерывного процесса воспроизводства ; увеличения доходов

собственников (учредителей).

В соответствии с этой целью на предприятии решаются следующие

задачи:

1) формирование источников денежных фондов ( денежных потоков);

2) использование денежных средств и фондов;

3) контроль за формированием и использованием денежных средств и фондов.

Во временном периоде ( перспективная, текущая, оперативная

деятельность ) задачи управления денежными потоками различны и иногда

противоречат друг другу, что не является критическим. Задачей оперативного

формирования денежных потоков является необходимость обеспечения

непрерывности производственного процесса и рациональности.

Основными источниками информации о денежных потоках являются данные

баланса предприятия, данные отчета об использовании денежных средств и

другие разработочные таблицы и схемы. Но данные этой таблицы могут только

проследить изменения в общей структуре источников и расходование денежных

средств за период, следовательно основной раздел в формировании системы

управления – анализ движения денежных потоков.

Цель формирования денежных потоков – обеспеченность денежными

ресурсами, которая зависит от многих факторов:

1) организация производства;

2) структура производства;

3) наличие ресурсов;

4) грамотность управления;

5) система налогообложения;

6) уровень состояния учета ( оперативный и бухгалтерский ).

Формирование денежных потоков в текущей деятельности не должно

противоречить общей направленности формирования стратегических потоков.

1. Одним из источников денежных потоков в текущей деятельности является

выручка от реализации продукции, работ, услуг ( первое исключается ),

выручка от реализации имущества.

Этот объем выручки зависит от производственного графика, уровня

издержек в производстве и обращении, объем продаж, времени и условий

реализации, затрат капитального характера и финансирования расходов (

которые не возмещаются ).

В Российской практике расчеты затруднены возможностями сокрытия,

искажения выручки из-за нечеткости законодательства.

Факторы, влияющие на величину источников денежных потоков могут быть

различны:

- независимыми от системы оперативного управления:

*уменьшение объема выручки при условии использования в данный период

амортизационных отчислений на капитальные затраты;

*финансирование расходов непроизводственного характера

(инфраструктуры);

*уровень налоговых отчислений и т.д.

- зависимые ( частично или полностью управляемые ):

*уровень затрат на производство и реализацию продукции ( организация

системы бюджетирования и центров ответственности );

*оптимальное регулирование наличия запасов;

*правильность расчетов и минимизация налоговых отчислений в бюджеты и

внебюджетные фонды;

*организация расчетов за сырье, материалы, реализацию продукции и т.д.

В каждом конкретном случае состав и набор факторов различен. Например,

на уровне малого предприятия, специализирующегося на выпуске одного – двух

видов продукции, влияние всех факторов носит упрощенный и прямолинейный

характер. На уровне крупного предприятия, когда на величину выручки

оказывают влияние структурные факторы и взаимоотношения внутри

подразделений, влияние одних факторов усиливается, а других – нивелируется.

Для предприятий-монополистов особое значение имеет установление монопольных

цен.

1. Другой источник – совокупность средств, временно свободных для целевого

использования: средства по выплате заработной платы, средства предстоящих

расходов, средства в бюджеты и внебюджетные фонды, средства дебиторов и

кредиторов и т.д.

2. Важный источник – заемные средства – краткосрочные ссуды банков и

краткосрочный коммерческий кредит. Особенность использования заемных

средств для различных предприятий – возможность привлечения этих средств

на различных условиях. Как правило, крупные предприятия используют

незначительное количество заемных средств, а т.к. суммы большие, то

проценты по ним небольшие.

3. Часть источников в текущей деятельности: средства начисленной

амортизации, долгосрочные кредиты, которые по своей сути имеют целевую

направленность, но как временный источник могут быть направлены на другие

цели ( кроме бюджетных средств ).

4. Дополнительные источники – средства эмиссионных доходов, средства от

увеличения УК и т.д. Т.к. предприятия имеют в своем распоряжении ряд

разных источников, разрабатывают графики поступления наличных и

безналичных средств.

Все денежные источники имеют самостоятельную направленность. Из

основного денежного источника ( выручка ) идет:

1) пополнение оборотных средств, израсходованных на производство и

реализацию продукции ( покупка сырья, материалов, топлива, коммерческие

расходы, оплата за выполненные работы );

2) изъятие денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды. На основании

планов развития производства, планов выплат доходов собственникам и

использование других источников составляются различные варианты планов. В

зависимости от целей деятельности: МП – на расширение производства,

средние и крупные – на расширение сфер деятельности, крупные – на

завоевание рынка ( в основном – мирового ).

В зависимости от форм собственности такое распределение на частных

предприятиях производится по окончании года ( по окончании программы ), на

частных акционерных предприятиях – ежеквартально или по году; но

предприятия с государственными или смешанными формами собственности –

ежеквартально. В части воспроизводства направление денежных потоков носит

упорядоченный характер, а в части увеличения или приложения нового капитала

– направление зависит от агрессивности характера деятельности. Такие

изменения анализируются ежемесячно, ежеквартально и ежегодно на основании

общепризнанных методик сравнительного анализа.

В отличие от текущей деятельности, которая требует регулярного

использования денежных средств в сравнительно небольшом объеме,

инвестиционная деятельность требует больших объемов денежных средств,

сформированных, главным образам, из собственного капитала, с привлечением в

некоторых случаях заемного капитала.

1. Основной источник, который формирует денежные фонды и потоки,

направленные на инвестирование – прибыль до и после налогообложения.

Несмотря на то, что прибыль – составная часть выручки, она формирует

инвестиционные фонды предприятия, а другая масса выручки идет на

возмещение и операционные расходы.

В соответствии с планами уже в оперативной деятельности прибыль

отделяется от операционных расходов и использование прибыли на

инвестирование прибыли связанной с порядком расчета амортизационных

отчислений. Сумма отделенная на инвестиции рассчитывается в таблице, где

собираются и дополнительные источники. Такое требование заложено в

законодательстве РФ, т.к. от полноты расчетов зависит возможность

использования льгот по налогообложению на предприятии. Внешнее

использование таких расчетов и сопоставление их с выручкой приводит к тому,

что в определенный момент вся поступающая выручка может быть равна прибыли

с учетом фонда амортизации ( в таких ситуациях предприятие должно

изыскивать дополнительные источники денежных потоков для покрытия

операционных расходов, которые необходимо производить ). В этом случае

привлекают дополнительные средства инвесторов или краткосрочные кредиты.

Для определения величины убытков, связанных с привлечением заемных средств

проводят сравнительный анализ учетного процента и рентабельности денежных

средств за предыдущий период ( т.е. период накопления средств на

инвестирование ).

2. Сумма денежных фондов, сформированных из бюджетных ассигнований как

источник, имеющий свою специфику на предприятии:

- можно сформировать весь денежный поток, направленный на инвестирование;

- время поступления денежных средств может не совпадать с временем их

использования. Получение денежных средств связано с большими трудностями

и ограничениями ( для крупного предприятия, работающего на стратегических

направлениях, а МП и средние могут использовать их только как часть

денежного потока со значительным опозданием по срокам).

5. Бюджетный ( налоговый ) кредит – выгоден для предприятия совпадением

сроков предоставления и использования, и низкими процентными ставками, с

отсрочкой платежей по ним. Т.к. формирование таких денежных потоков

производится из выручки, отрицательным является то, что не хватает

средств на операционные расходы.

В практике формирования денежных потолков на инвестирование основной

проблемой является увязка оперативного, текущего и перспективного планов

и графиков, что связано с невозможностью полного учета нарушения

договоров, сроков поступления выручки, предоставления ссуд.

6. При определенных условиях источником денежных потоков может быть сумма

средств, полученная от собственника ( учредителя ) в качестве взносов с

целевым назначением. Эти средства поступают на счет " добавочный капитал"

и учитываются там до момента перерегистрации. Привлечение такого

источника связано, например, с переводом наличного оборота в безналичный

оборот, инфляционным влиянием. Такое привлечение средств жестко

регламентируется государством.

7. Долгосрочные кредиты банков.

8. Иностранные инвестиции ( Закон об иностранных инвестициях в РФ, Закон о

валютном регулировании и валютном контроле ). Такой источник возможен

только для крупных предприятий ( это связано с желанием инвесторов ).

Направление денежных средств и фондов характеризуются некоторыми

понятиями: реальные инвестиции, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

инвестиции, капитальные вложения и закупка оборудования. Если предприятие

проводит одну линию инвестирования – составляет одну общую схему, если

несколько направлений – несколько взаимоувязанных схем. Одно из направлений

реальных инвестиций – капитальные вложения. Сложность: в соответствии с

условиями оплата может производиться в различных формах расчетов (

взаимозачетом, бартером, векселями и т.д. ), могут использоваться

лизинговые и трастовые операции. При вложении в ОФ или НМА оплата носит

разовый характер.

Практика использования бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов

требует отделения данных денежных потоков. При вложении в финансовые

инструменты используют на предприятии только свободные денежные средства.

Характерная особенность использования денежных потоков на МП такие

схемы очень просты, а на крупных – сложность заключается в взаиморасчетах

между текущей деятельностью и инвестиционной.

Планирование денежных потоков производится на основании анализа

планируемых и отчетных данных о наличии и движении денежных средств,

отраженных в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств с

точки зрения отчета и в финансовых планах. Этот анализ позволяет отделить

существенные операции от несущественных, несбалансированность в

использовании денежных средств, подтвердить обоснованность изменений в

составе производственных запасов и затрат, активов и пассивов и обосновать

сумму выручки при всех формах расчетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.