рефераты скачать

МЕНЮ


Финансы предприятий и корпораций

- чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими

издержками;

- нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у

предприятия и которая необходима для поддержания его

стремлений использовать свой капитал на данном предприятии;

- экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль,

полученная по рисковым операциям.

Формирование прибыли связано с различным набором факторов.

Внутренние факторы: объём выручки (объем продаж, объём реализации),

издержки (с/с).

На каждом предприятии, в зависимости от сфер деятельности, влияние

этих двух факторов связано ещё с некоторыми факторами, влияющими на внешние

и внутренние факторы.

От правильности определения величины прибыли на предприятии зависит

его обеспеченность денежными ресурсами, а формирование прибыли включает

различные виды деятельности: учёт изменений объёма производства, учёт

изменений ассортимента, учёт издержек, учёт цен на материалы, сырьё,

топливо, готовую продукцию.

Поэтому планирование прибыли делится на: планирование самой величины

прибыли и планирование её использования.

В планировании могут применяться различные коэффициенты:

- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал

определяется как оборотный капитал + инвестиции в основной

капитал;

- коэффициент прибыльности;

- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.

Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от

сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно

использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.

1) Метод прямого счёта.

2) Аналитический метод, который делится на два:

- посредством издержек на рубль произведённой (или

реализованной) продукции;

- по уровню базовой рентабельности.

5) Совмещённый метод – 1) + 2);

6) Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида

продукции;

7) Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших

предприятий.

Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду

реализованных изделий, по всему ассортименту.

Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт

принимаем объём реализации, в ценах реализации ( количество * цену ),

полную с/с ( единица продукции * *затраты на единицу продукции ) –

разница между ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции

берём: цена – полная с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.

Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она

увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной

продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно

прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому

используют расчёты предыдущего периода.

1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из

фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в

текущем году.

2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции,

выпущенной в текущем году с учётом корректировок.

3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.

4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.

5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и

т.п.

Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает

сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по

второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по

сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется

как сравнительный метод для проверки.

Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида

продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить

конкретные нормативы по расходованию средств ( применяется система

бюджетирования ), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами

затрат.

Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях,

где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе

используют стандартные программы анализа ( факторный, корреляционный,

индексный ). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль.

Определяется их влияние на величину прибыли ( теснота связи между прибылью

и показателями, между самими показателями ), определяется основной фактор (

как правило прибыль реализации ) и влияние остальных факторов на этот

показатель суммарно.

Т.о. существуют 5 методов, которые тесно связаны с функциями прибыли,

которые она выполняет. Существует балансовая прибыль, которая отличается от

налогооблагаемой, а эта в свою очередь отличается от чистой. Влияние этих

функций зависит от того, какую прибыль получает предприятие и как оно её

использует.

Функции прибыли.

1. оценочная;

2. стимулирующая;

3. основной доходный источник бюджетных средств государства.

Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе

хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным

показателем, при планировании используется система показателей (

относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на

эффект. Значение прибыли проявляется в том, что это конечный

финансовый результат. А на её динамику влияют как зависящие от

деятельности предприятия, так и не зависящие факторы. Кроме того,

часть факторов влияет прямо, а часть косвенно.

Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным

элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает

принцип самофинансирования

( из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и реальное

планирование ). Только чистая прибыль показывает реальный источник

финансирования, который может быть направлен на определённые цели.

Доходный источник бюджетов: 12%-Федеральный Бюджет, до 22%-бюджеты

субъектов РФ.

Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической

деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП,

но и всю ВП, налогооблагаемую, чистую.

На практике существуют 3 группы корректировок ВП:

1. на сумму реализованного имущества;

2. по предполагаемым затратам;

3. по налогообложению ( исключаются все виды других доходов, учёт

льгот ).

Общая схема корректировок состава затрат делится на:

- показатели, увеличивающие балансовую прибыль для целей

налогообложения;

- показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей

налогообложения;

Показатели, увеличивающие балансовую прибыль для налогообложения.

- Дополнительная прибыль, полученная от пересчёта выручки от

реализации, обмене и безвозмездной передаче, по ценен не

выше фактической с/с. Условие: предприятие ориентируется на

продажу аналогичной продукции в течение последних 30 дней, и

для целей налогообложения величина выручки увеличивается на

разницу между ценой фактической реализации и максимальной

ценой реализации за последние30 дней. Если за последние 30

дней не было реализации, то используется разница между

рыночной ценой и фактической ценой реализации.

- Затраты, которые могут быть включены в с/с реализованной

продукции, работ, услуг сверх установленных лимитов, норм и

нормативов: в соответствии с положением №552 определённый

ряд статей может быть включён в с/с в полном объёме, но для

целей налогообложения установлены лимиты:

8) сумма превышения процентов по рублёвым кредитам банков =

ставка рефинансирования + 3 пункта;

9) сумма превышения по валютным кредитам = ставка ЦБРФ – 15%;

10) сумма превышения по бюджетным ссудам, сверх установленного

законодательством размера;

11) на всю сумму по просроченным ссудам;

12) ограничения в командировочных расходах ( устанавливаются

Правительством, причём отдельно по рублёвым, отдельно по

валютным);

13) ограничение расходов по рекламе ( процент зависит от объёма

реализации продукции ), всё сверх норм идёт за счёт чистой

прибыли, включая налог;

14) ограничение представительских расходов ( зависит от объёма

реализации продукции );

15) расходы на подготовку кадров сверх норм;

16) компенсации за использование служебных автомобилей в личных

целях;

17) стоимость безвозмездно полученного имущества;

18) убытки от прочей реализации, внереализационные расходы в том

числе затраты, которые производит предприятие, но только за

счёт чистой прибыли ( от реализации ОФ и имущества, покупка

и продажа валюты );

19) в соответствии с Постановлением Правительства РФ предприятие

обязано по истечении 4 месяцев дебиторскую и кредиторскую

задолженность списывать на прибыль или убыток;

20) начисленные, но не уплаченные штрафы, пеня, неустойки по

хозяйственным договорам;

21) уценка сырья, материалов и ГП;

22) прочие.

Показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей налогообложения.

- присуждённые в пользу предприятия или признанные должником

штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным договорам;

- прочие.

Корректировки в части налогообложения, они связаны с возможностью

использования предприятием существующих льгот по налогообложению.

1) налоговые льготы, создающие условия для увеличения КВ: основные льготы

связаны с фактическими затратами, произведёнными на финансирование КВ

производственного назначения и погашение банковских кредитов по ним;

2) льготы в части фактических затрат, произведённых на содержание

находящихся на балансе предприятия объектов здравоохранения, образования,

культуры и т.п. + на благотворительные цели в пределах определённых сумм;

3) льготы, предоставляемые МП: по перечню сфер деятельности освобождаются

от налога на прибыль в первые два года существования, 25% - 50% общей

ставки последующие 3 – 4 года; право получать инвестиционные кредиты ( в

размере до 10% общей выручки ); по перечню сфер деятельности могут

использовать ускоренную амортизацию ( списывать 50% в первый год

существования );

4) не подлежат обложению налогом на прибыль ряд плательщиков: религиозные

объединения, организации инвалидов в части их уставной деятельности и

т.п.

5) снижение ставок – когда из общего числа работников более 50% - инвалиды;

6) не облагаются налогом на прибыль предприятия сельскохозяйственного

профиля ( если доля таких работ более 70% ).

Некоторые предприятия по-другому облагаются налогом на прибыль:

предприятия железнодорожного транспорта, ВПК, почта и др.

Из валовой прибыли вычитается ряд расходов, которые облагаются

отдельно и по другим ставкам:

- дивиденды, проценты, полученные по всем видам ценных бумаг (

по ставке = 15% у источника );

- доходы от казино, игорных домов и т.д. ( по ставке = 90% );

- видеосалоны, видеопрокат ( по ставке = 70% ).

Крупные предприятия получают консолидированную прибыль ( а не прибыль

по отдельным операциям ) – это прибыль по сводной бухгалтерской отчётности

о деятельности материнских и дочерних предприятий. Необходимость

консолидации прибыли связана с экономической целесообразностью и имеет

особенности:

1) сводная отчётность, из которой берутся данные, как правило, не

является юридической отчётностью ( используется только для

налогового планирования фирмы ) и имеет ярко выраженную

направленность в вариантах:

- минимизация нологообложения;

- эффективное использование капитала;

4) в такой отчётности отражаются активы и пассивы, доходы и расходы по

расчётам с третьими лицами за рамками компании ( т.е. внутренние

обороты из отчётности исключаются ).

После оптимального планирования величины прибыли, на предприятии

планируют её использование. Распределение прибыли: из валовой прибыли

вычитают налог на прибыль и другие виды налогов, которые облагаются по

другим ставкам, с учётом корректировок валовой прибыли и у предприятия

остаётся чистая прибыль.

Чистая прибыль распределяется:

1) штрафы, пеня, неустойки, которые платятся из ЧП;

2) часть местных налогов, лицензионные сборы, налоги, которые введены

местными законодательными органами власти;

3) фонд накопления:

- финансирование КВ в ОФ,

- финансирование КВ в оборотные фонды,

- все вложения в социальную сферу,

- финансовые вложения в другие предприятия и финансовые

структуры,

- возврат долгосрочных ссуд,

- все резервные фонды,

- благотворительные взносы,

- прочие.

12) фонд потребления:

- все премии,

- содержание социальной сферы,

- удешевление питания,

- покупка спецодежды,

- все ссуды работникам,

- негосударственное пенсионное страхование,

- сверхлимитное использование средств в части потребления,

- прочие.

Основа формирования фонда потребления в Положении №552, Законе о

подоходном налоге и методических указаниях МинФина по исчислению

подоходного налога.

Планирование и распределение прибыли имеет большое значение с точки

зрения правильности использования ЧП.

Коэффициенты рентабельности.

В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность

продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной

практике все показатели рентабельности являются косвенными ( относительными

) и в расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП.

Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с

выручка от продаж

Коэф. ЧП = ЧП ( после налогообложения )

Выручка от продаж

Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по

привилегированным акциям

СК – привилегированные акции по номинальной стоимости

Коэф. рентабельности активов = ЧП

_

Общая сумма материальных активов

Доходность (1) = ЧП ( после налогообложения _

Общая сумма материальных затрат

Доходность (2) = выручка от продажи _ ЧП

_

Общая сумма материальных затрат * выручка

от продажи

Рентабельность капитала ( формула Дюпона )

ЧП _ = ЧП _

оборот _ активы _

Акционерный капитал объём продаж * активы *

акционерный капитал

Показатель Леверидж (рычаг)

а) производственный леверидж

темпы прироста валового продукта _

темпы прироста объема реализованной продукции

б) финансовый леверидж

темп прироста ЧП _

темп прироста валового дохода

в) производственно – финансовый леверидж = производственный * финансовый

г) леверидж по заёмным средствам

кредиторская задолженность банку

активы баланса

Гиринг – отражает отношение заёмного капитала к собственному.

Леверидж фирмы показывает изменение заёмных средств с фиксированным

процентом, для повышения прибыли держателей обыкновенных акций:

Заёмные средства с фиксированным процентом

Прибыль по обыкновенным акциям

Операционный леверидж

Прибыль или изменение прибыли

_

Активы изменение постоянных и переменных затрат

Эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных

средств, полученных после использования кредитов.

- средняя процентная ставка = сумма процентов за кредит * 100%

общая сумма заёмных средств

- дифференциал = процент ( или прибыль )

_

рентабельность – средняя ставка процента

- плечо рычага ( гиринг ) = заёмные средства _

собственные

средства

- эффект финансового рычага = дифференциал * плечо рычага,

или с учётом налогообложения = 2/3 дифференциала * плечо

рычага.

Эффект финансового рычага должен быть больше или равен

рентабельности

( 2/3 рентабельности ).

Показатели прибыльности.

Показатели прибыльности рассчитываются, как правило, относительно

объёма продаж, активов баланса и акционерного капитала.

Коэффициент L = брутто прибыль

Объём продаж, показывает, на сколько выгодны были закупки сырья

и материалов ( как они повлияли на величину затрат на производство ) и цены

продаж.

L = объём продаж – затраты на производство

объём продаж

Коэффициент M показывает, какая доля прибыли будет приходиться на

объём продаж, если брутто прибыль будет уменьшена не расходы по содержанию

аппарата управления и амортизацию и рассчитывается:

1) сумма прибыли до уплаты процентов банку и налогов

объём продаж

2) брутто прибыль – накладные расходы

объём продаж

3) валовая прибыль

объём продаж

Сравнение коэффициентов L и M позволяет определить изменение

прибыльности в процентах в зависимости от объёма продажи условно-постоянных

расходов.

Коэффициент N показывает процент возврата в оборот средств, как

своих, так и заёмных. В принципе, это та сумма, которую следует платить

лицам, финансирующим предприятие, т.е. сравнить со стоимостью капитала:

N = прибыль до уплаты процентов и налогов

общая стоимость активов

Коэффициент О характеризует прибыльность производства для акционеров:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.