Финансы предприятий и корпораций
- чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими
издержками;
- нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у
предприятия и которая необходима для поддержания его
стремлений использовать свой капитал на данном предприятии;
- экстремальная прибыль - в основном разовая прибыль,
полученная по рисковым операциям.
Формирование прибыли связано с различным набором факторов.
Внутренние факторы: объём выручки (объем продаж, объём реализации),
издержки (с/с).
На каждом предприятии, в зависимости от сфер деятельности, влияние
этих двух факторов связано ещё с некоторыми факторами, влияющими на внешние
и внутренние факторы.
От правильности определения величины прибыли на предприятии зависит
его обеспеченность денежными ресурсами, а формирование прибыли включает
различные виды деятельности: учёт изменений объёма производства, учёт
изменений ассортимента, учёт издержек, учёт цен на материалы, сырьё,
топливо, готовую продукцию.
Поэтому планирование прибыли делится на: планирование самой величины
прибыли и планирование её использования.
В планировании могут применяться различные коэффициенты:
- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал
определяется как оборотный капитал + инвестиции в основной
капитал;
- коэффициент прибыльности;
- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.
Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.
На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от
сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.
В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно
использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.
1) Метод прямого счёта.
2) Аналитический метод, который делится на два:
- посредством издержек на рубль произведённой (или
реализованной) продукции;
- по уровню базовой рентабельности.
5) Совмещённый метод – 1) + 2);
6) Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида
продукции;
7) Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших
предприятий.
Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду
реализованных изделий, по всему ассортименту.
Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт
принимаем объём реализации, в ценах реализации ( количество * цену ),
полную с/с ( единица продукции * *затраты на единицу продукции ) –
разница между ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции
берём: цена – полная с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.
Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она
увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной
продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно
прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому
используют расчёты предыдущего периода.
1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из
фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в
текущем году.
2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции,
выпущенной в текущем году с учётом корректировок.
3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.
4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.
5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и
т.п.
Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает
сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по
второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по
сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется
как сравнительный метод для проверки.
Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида
продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить
конкретные нормативы по расходованию средств ( применяется система
бюджетирования ), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами
затрат.
Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях,
где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе
используют стандартные программы анализа ( факторный, корреляционный,
индексный ). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль.
Определяется их влияние на величину прибыли ( теснота связи между прибылью
и показателями, между самими показателями ), определяется основной фактор (
как правило прибыль реализации ) и влияние остальных факторов на этот
показатель суммарно.
Т.о. существуют 5 методов, которые тесно связаны с функциями прибыли,
которые она выполняет. Существует балансовая прибыль, которая отличается от
налогооблагаемой, а эта в свою очередь отличается от чистой. Влияние этих
функций зависит от того, какую прибыль получает предприятие и как оно её
использует.
Функции прибыли.
1. оценочная;
2. стимулирующая;
3. основной доходный источник бюджетных средств государства.
Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе
хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным
показателем, при планировании используется система показателей (
относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на
эффект. Значение прибыли проявляется в том, что это конечный
финансовый результат. А на её динамику влияют как зависящие от
деятельности предприятия, так и не зависящие факторы. Кроме того,
часть факторов влияет прямо, а часть косвенно.
Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным
элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает
принцип самофинансирования
( из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и реальное
планирование ). Только чистая прибыль показывает реальный источник
финансирования, который может быть направлен на определённые цели.
Доходный источник бюджетов: 12%-Федеральный Бюджет, до 22%-бюджеты
субъектов РФ.
Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической
деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП,
но и всю ВП, налогооблагаемую, чистую.
На практике существуют 3 группы корректировок ВП:
1. на сумму реализованного имущества;
2. по предполагаемым затратам;
3. по налогообложению ( исключаются все виды других доходов, учёт
льгот ).
Общая схема корректировок состава затрат делится на:
- показатели, увеличивающие балансовую прибыль для целей
налогообложения;
- показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей
налогообложения;
Показатели, увеличивающие балансовую прибыль для налогообложения.
- Дополнительная прибыль, полученная от пересчёта выручки от
реализации, обмене и безвозмездной передаче, по ценен не
выше фактической с/с. Условие: предприятие ориентируется на
продажу аналогичной продукции в течение последних 30 дней, и
для целей налогообложения величина выручки увеличивается на
разницу между ценой фактической реализации и максимальной
ценой реализации за последние30 дней. Если за последние 30
дней не было реализации, то используется разница между
рыночной ценой и фактической ценой реализации.
- Затраты, которые могут быть включены в с/с реализованной
продукции, работ, услуг сверх установленных лимитов, норм и
нормативов: в соответствии с положением №552 определённый
ряд статей может быть включён в с/с в полном объёме, но для
целей налогообложения установлены лимиты:
8) сумма превышения процентов по рублёвым кредитам банков =
ставка рефинансирования + 3 пункта;
9) сумма превышения по валютным кредитам = ставка ЦБРФ – 15%;
10) сумма превышения по бюджетным ссудам, сверх установленного
законодательством размера;
11) на всю сумму по просроченным ссудам;
12) ограничения в командировочных расходах ( устанавливаются
Правительством, причём отдельно по рублёвым, отдельно по
валютным);
13) ограничение расходов по рекламе ( процент зависит от объёма
реализации продукции ), всё сверх норм идёт за счёт чистой
прибыли, включая налог;
14) ограничение представительских расходов ( зависит от объёма
реализации продукции );
15) расходы на подготовку кадров сверх норм;
16) компенсации за использование служебных автомобилей в личных
целях;
17) стоимость безвозмездно полученного имущества;
18) убытки от прочей реализации, внереализационные расходы в том
числе затраты, которые производит предприятие, но только за
счёт чистой прибыли ( от реализации ОФ и имущества, покупка
и продажа валюты );
19) в соответствии с Постановлением Правительства РФ предприятие
обязано по истечении 4 месяцев дебиторскую и кредиторскую
задолженность списывать на прибыль или убыток;
20) начисленные, но не уплаченные штрафы, пеня, неустойки по
хозяйственным договорам;
21) уценка сырья, материалов и ГП;
22) прочие.
Показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей налогообложения.
- присуждённые в пользу предприятия или признанные должником
штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным договорам;
- прочие.
Корректировки в части налогообложения, они связаны с возможностью
использования предприятием существующих льгот по налогообложению.
1) налоговые льготы, создающие условия для увеличения КВ: основные льготы
связаны с фактическими затратами, произведёнными на финансирование КВ
производственного назначения и погашение банковских кредитов по ним;
2) льготы в части фактических затрат, произведённых на содержание
находящихся на балансе предприятия объектов здравоохранения, образования,
культуры и т.п. + на благотворительные цели в пределах определённых сумм;
3) льготы, предоставляемые МП: по перечню сфер деятельности освобождаются
от налога на прибыль в первые два года существования, 25% - 50% общей
ставки последующие 3 – 4 года; право получать инвестиционные кредиты ( в
размере до 10% общей выручки ); по перечню сфер деятельности могут
использовать ускоренную амортизацию ( списывать 50% в первый год
существования );
4) не подлежат обложению налогом на прибыль ряд плательщиков: религиозные
объединения, организации инвалидов в части их уставной деятельности и
т.п.
5) снижение ставок – когда из общего числа работников более 50% - инвалиды;
6) не облагаются налогом на прибыль предприятия сельскохозяйственного
профиля ( если доля таких работ более 70% ).
Некоторые предприятия по-другому облагаются налогом на прибыль:
предприятия железнодорожного транспорта, ВПК, почта и др.
Из валовой прибыли вычитается ряд расходов, которые облагаются
отдельно и по другим ставкам:
- дивиденды, проценты, полученные по всем видам ценных бумаг (
по ставке = 15% у источника );
- доходы от казино, игорных домов и т.д. ( по ставке = 90% );
- видеосалоны, видеопрокат ( по ставке = 70% ).
Крупные предприятия получают консолидированную прибыль ( а не прибыль
по отдельным операциям ) – это прибыль по сводной бухгалтерской отчётности
о деятельности материнских и дочерних предприятий. Необходимость
консолидации прибыли связана с экономической целесообразностью и имеет
особенности:
1) сводная отчётность, из которой берутся данные, как правило, не
является юридической отчётностью ( используется только для
налогового планирования фирмы ) и имеет ярко выраженную
направленность в вариантах:
- минимизация нологообложения;
- эффективное использование капитала;
4) в такой отчётности отражаются активы и пассивы, доходы и расходы по
расчётам с третьими лицами за рамками компании ( т.е. внутренние
обороты из отчётности исключаются ).
После оптимального планирования величины прибыли, на предприятии
планируют её использование. Распределение прибыли: из валовой прибыли
вычитают налог на прибыль и другие виды налогов, которые облагаются по
другим ставкам, с учётом корректировок валовой прибыли и у предприятия
остаётся чистая прибыль.
Чистая прибыль распределяется:
1) штрафы, пеня, неустойки, которые платятся из ЧП;
2) часть местных налогов, лицензионные сборы, налоги, которые введены
местными законодательными органами власти;
3) фонд накопления:
- финансирование КВ в ОФ,
- финансирование КВ в оборотные фонды,
- все вложения в социальную сферу,
- финансовые вложения в другие предприятия и финансовые
структуры,
- возврат долгосрочных ссуд,
- все резервные фонды,
- благотворительные взносы,
- прочие.
12) фонд потребления:
- все премии,
- содержание социальной сферы,
- удешевление питания,
- покупка спецодежды,
- все ссуды работникам,
- негосударственное пенсионное страхование,
- сверхлимитное использование средств в части потребления,
- прочие.
Основа формирования фонда потребления в Положении №552, Законе о
подоходном налоге и методических указаниях МинФина по исчислению
подоходного налога.
Планирование и распределение прибыли имеет большое значение с точки
зрения правильности использования ЧП.
Коэффициенты рентабельности.
В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность
продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной
практике все показатели рентабельности являются косвенными ( относительными
) и в расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП.
Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с
выручка от продаж
Коэф. ЧП = ЧП ( после налогообложения )
Выручка от продаж
Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по
привилегированным акциям
СК – привилегированные акции по номинальной стоимости
Коэф. рентабельности активов = ЧП
_
Общая сумма материальных активов
Доходность (1) = ЧП ( после налогообложения _
Общая сумма материальных затрат
Доходность (2) = выручка от продажи _ ЧП
_
Общая сумма материальных затрат * выручка
от продажи
Рентабельность капитала ( формула Дюпона )
ЧП _ = ЧП _
оборот _ активы _
Акционерный капитал объём продаж * активы *
акционерный капитал
Показатель Леверидж (рычаг)
а) производственный леверидж
темпы прироста валового продукта _
темпы прироста объема реализованной продукции
б) финансовый леверидж
темп прироста ЧП _
темп прироста валового дохода
в) производственно – финансовый леверидж = производственный * финансовый
г) леверидж по заёмным средствам
кредиторская задолженность банку
активы баланса
Гиринг – отражает отношение заёмного капитала к собственному.
Леверидж фирмы показывает изменение заёмных средств с фиксированным
процентом, для повышения прибыли держателей обыкновенных акций:
Заёмные средства с фиксированным процентом
Прибыль по обыкновенным акциям
Операционный леверидж
Прибыль или изменение прибыли
_
Активы изменение постоянных и переменных затрат
Эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных
средств, полученных после использования кредитов.
- средняя процентная ставка = сумма процентов за кредит * 100%
общая сумма заёмных средств
- дифференциал = процент ( или прибыль )
_
рентабельность – средняя ставка процента
- плечо рычага ( гиринг ) = заёмные средства _
собственные
средства
- эффект финансового рычага = дифференциал * плечо рычага,
или с учётом налогообложения = 2/3 дифференциала * плечо
рычага.
Эффект финансового рычага должен быть больше или равен
рентабельности
( 2/3 рентабельности ).
Показатели прибыльности.
Показатели прибыльности рассчитываются, как правило, относительно
объёма продаж, активов баланса и акционерного капитала.
Коэффициент L = брутто прибыль
Объём продаж, показывает, на сколько выгодны были закупки сырья
и материалов ( как они повлияли на величину затрат на производство ) и цены
продаж.
L = объём продаж – затраты на производство
объём продаж
Коэффициент M показывает, какая доля прибыли будет приходиться на
объём продаж, если брутто прибыль будет уменьшена не расходы по содержанию
аппарата управления и амортизацию и рассчитывается:
1) сумма прибыли до уплаты процентов банку и налогов
объём продаж
2) брутто прибыль – накладные расходы
объём продаж
3) валовая прибыль
объём продаж
Сравнение коэффициентов L и M позволяет определить изменение
прибыльности в процентах в зависимости от объёма продажи условно-постоянных
расходов.
Коэффициент N показывает процент возврата в оборот средств, как
своих, так и заёмных. В принципе, это та сумма, которую следует платить
лицам, финансирующим предприятие, т.е. сравнить со стоимостью капитала:
N = прибыль до уплаты процентов и налогов
общая стоимость активов
Коэффициент О характеризует прибыльность производства для акционеров:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|