Крутая шпора
законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным
договором;
— неиспользование земельного участка, предоставленного для
сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока,
за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода
мелиоративного строительства;
— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;
— нерациональное использование, выразившееся для земель
сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение
последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,
установленного по кадастровой оценке земель;
— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных
сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
- использование земельного участка способами, приводящими к снижению
плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.
Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона
продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-
исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-
запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо
охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель
устанавливается субъектами Российской Федерации. Определенные гарантии
соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных
товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством
порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27
ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышленных предприятий и
для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с
собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки
несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского
хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по
кадастровой оценке.
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой
группы, для государственных и общественных нужд допускается только в
исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.
Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников
земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков
у граждан может производиться после выделения по их желанию местной
администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом
месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится
земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых
и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.
Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков
колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских
учреждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных,
общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может
производиться при условии строительства по их желанию жилых,
производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном
объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.
Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации
предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча
земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.
Тема 6
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?
Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право
природопользования». Природопользование как фактическое использование
человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей
природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого
общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне
природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же
природопользования возникло лишь на определенном этапе развития
человеческого общества вместе с возникновением государства и такого
регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием
понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей
природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их
использование, которое урегулировано нормами права.
Право природопользования - это один из фундаментальных институтов
экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного,
горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового
регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов,
их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии
государства на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего
юридического института и правомочия субъектов права и в настоящее время.
В правовой литературе различают право природопользования как юридический
институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой
институт природопользование представляет собой систему норм права,
определяющих характер и порядок использования природных богатств. Как
правомочие природопользование есть субъективное право того или иного
участника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.
Право природопользования может быть классифицировано по различным
критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и
др. Особый интерес представляет классификация права природопользования по
его объектам, поскольку она охватывает обширный круг общественных
отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном,
горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному
основанию различают право землепользования, недро-пользования,
водопользования, лесопользования и др.
Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру
и основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего
и специального природопользования.
Что понимается
под общим и специальным природопользованием?
Право общего природопользования признается за всеми субъектами (потому оно
и именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого
разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта
права, каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естественных
потребностей в использовании тех или иных свойств и качеств окружающей
природной среды. Такое право возникает не на основе каких-либо специальных
разрешений, а в силу самого закона или иных нормативных правовых актов.
Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют
право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для
общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или
муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные
объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также
собственником соответствующих земельных участков. Аналогичные нормы
содержатся в Водном кодексе РФ (ст. 27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.
Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется
гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений
(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования
является одним из эффективнейших способов государственного регулирования
природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.
18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под
которым понимается пользование природными комплексами в определенных
территориальных границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование
выдаются специально уполномоченными на то государственными „.органами
Российской Федерации в области охраны окружающей природной -среды с
указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по
^Использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых
опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.
Тема 7
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?
Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в
научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще
достаточного законодательного закрепления.
Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье
72 предусматривает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды
и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность
- это состояние защищенности важных интересов общества и государства от
внутренних и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую
безопасность можно определить как состояние защищенности человека,
общества, государства и окружающей среды от негативного природного и
техногенно-го воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми,
экономическими, научно-техническими и иными средствами и способами.
Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?
Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть
руководящими
1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное
ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:
• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-
|.ственной деятельности;
обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и
иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую
опасность;
- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:
жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное
лицензирование производственно-хозяйственной дея-
•.• тельности, представляющей экологическую опасность;
;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически
• опасной деятельности;
- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.
экологической безопасности.
, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:
мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-
• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйственной и
иной деятельности.
: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых
институтом экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и
классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологической
безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окружающую
природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по
обеспечению экологической безопасности, и др.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически
неблагополучные ситуации по степени опасности для окружающей природной
среды, здоровья населения, состояния естественных экологических систем,
генетических фондов растений и животных подразделяются на два вида:
чрезвычайные экологические ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми
объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и
иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в
окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию
естественных экологических систем, генетических фондов растений
:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-
•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые
•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное
ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение
естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,
Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих
ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей
природной среды, для здоровья человека и для территории и в целях
й}?ссификации экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную,
**™"тывающую всю нашу планету; национальную, касающуюся экологической
пасности отдельно взятого государства; региональную, применительно к
тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных местностей;
индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности индивидуума;
человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его экологических прав
и законных интересов в данной области.
Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению
экологической безопасности?
Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его
объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и
ее составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые
природные территории и др.
Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и
свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права
в данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его
имущество и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных
правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-
эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а
следовательно, и человека определено как состояние его здоровья, среды
обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на
человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности
(статья 1 Закона).
В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено определенное
внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:
объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,
разрушения на территории Российской Федерации и республик в ее составе и
особо охраняемые объекты. К первой группе отнесены: земля, ее недра,
поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная
растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные
естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во
вторую группу объектов входят: государственные природные заповедники,
природные заказники, национальные природные парки, памятники природы,
редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и
места их обитания.
Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государстве как
объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасности, следует
добавить, что они в то же время являются важнейшими субъектами указанных
правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих
сферах обеспечения экологической безопасности. Необходимо также иметь в
виду, что такая «двойственность» свойственна не только гражданам, их
объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные
природные заповедники, национальные парки, заказники и т.п., которые также
представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности,
и субъекты этих отношений. Что же касается таких природных объектов, как
земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как
и окружающая природная среда в целом, не обладая правосубъектностью,
выступают только в качестве объектов соответствующих правоотношений.
ЙГема 8
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Понятие государственного регулирования
природопользования
и охраны окружающей среды
Под государственным регулированием в сфере природопользования и охраны
окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на
усиление в современный период экономических методов управления, роль
административно-правового механизма в охране природной среды остается
значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую
специфику организации управления в сфере использования и охраны природных
ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном
подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно-
организаторских и контрольно-надзорных полномочий.
Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и
охраны окружающей среды?
Основными функциями государственного регулирования в области
природопользования и охраны окружающей природной среды являются:
- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране
окружающей природной среды;
- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование,
финансирование, лицензирование;
- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением
природоохранительного законодательства.
Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и
охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного
регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,
определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, —
административные и экономические методы. Если для первых характерными
являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое
стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране
природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.
Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление
экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том
числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в
данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмотря на широкое
распространение разнообразных экономических методов в данной сфере
отношений, административно-правовое регулирование и административные методы
охраны и обеспечения рационального использования природных ресурсов
сохраняют свое значение. Применяются такие методы управления, как
предписания, запреты и дозволения. Большое место в деятельности
природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на
использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или
иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию
и охране окружающей природной среды.
Какова система органов исполнительной власти
в сфере природопользования и охраны окружающей среды?
Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной
среды - задача всего государственного механизма, всех государственных
органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально
уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение
рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей
природной среды в целом.
Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),
природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической
безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана
памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре
природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да
органы-общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне
относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние,
Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации,
государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские
агентства, федеральные надзоры России.
Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|