Крутая шпора
деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное
влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или
имуществу вследствие нарушения законодательства, действующего в данной
сфере, юридическими и физическими лицами;
- ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан,
виновных в совершении экологических правонарушений.
Каковы права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной
области?
Согласно ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной
власти, местного самоуправления и учреждениях государственной са-нитарно-
эпидемиологической службы РФ информацию о санитарно-эпиде-миологической
обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
- принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного
самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологиче-ского
благополучия населения;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие
нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими
лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке,
установленном законодательством РФ.
Что входит в обязанности граждан?
Граждане обязаны:
- принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать
требования природоохранного законодательства и установленные нормативы
качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и
приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о
природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию
подрастающего поколения;
- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан
на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?
Указанные субъекты обязаны:
- выполнят!/требования действующего законодательства в области охраны
окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, а также постановлений, предписаний и заключений органов и
должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в данной области;
- разрабатывать и проводить соответствующие профилактические мероприятия;
- осуществлять производственный контроль за соблюдением действующих правил
и норм в соответствующей сфере;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики
контроля факторов среды обитания и др.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» особо оговорены правомочия
общественных экологических организаций в области охраны окружающей
природной среды. Таковыми являются:
- разработка, утверждение и пропаганда своих экологических программ, защита
экологических прав и интересов граждан, развитие экологической культуры
населения, привлечение на добровольных началах граждан к активной
природоохранной деятельности;
- выполнение за счет собственных средств и добровольного трудового участия
населения работ по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению
окружающей среды, оказание всемерного содействия государственным органам в
борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создание
общественных фондов по охране окружающей природной среды и расходование их
на проведение экологических мероприятий;
- требовать предоставления достоверной и полной информации о загрязнении
окружающей природной среды и мерах по ее охране;
- рекомендовать своих представителей для участия в государственной
экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов,
проводить общественную экологическую экспертизу и др.
Какие существуют государственные гарантии экологических прав граждан и
общественных объединений?
Государство, говорится в ст. 14 Закона «Об охране окружающей природной
среды», гарантирует экологическим и иным общественным объединениям,
выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации
предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Органы государственной власти, специально уполномоченные государственные
органы в области охраны окружающей природной среды, их должностные лица
обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и
гражданам в осуществлении ими экологических прав и обязанностей, принимать
необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации
природоохранной деятельности.
Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными
объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей,
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Тема 5
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Какие формы собственности
на природные ресурсы предусмотрены
действующим законодательством?
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных
формах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы
собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым
простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности,
в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю
и другие природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на
использование данных ресурсов охраняются и гарантируются всей правовой
системой нашего государства. Особо важную роль земля играет в
агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и
пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными
ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в
быту.
Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с
преобразования отношений собственности и коренного изменения форм
собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,
зна-
менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции
России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без
всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему
неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю
отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в
аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С
реформирования отношений собственности начались и преобразования в
современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной
реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и
введены две основные формы собственности на землю: государственная и
частная. Эти положения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили
закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том
числе и в Конституции Российской Федерации.
Что понимается под государственной собственностью на землю и другие
природные ресурсы и каковы ее виды?
Государственной собственностью являются все земли и другие природные
ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она
выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов
Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем
законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ
государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,
принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная
собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам
Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта
Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права
собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).
Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной
собственности, закрепляются за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с
действующим законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном соответствующим законодательством. Указом Президента
Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных
ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим
законодательством осуществлять разграничение государственной собственности
на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр,
ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы
исходя из принципа их общегосударственного значения.
К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для
обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-
ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению
федеральных органов государственной власти;
- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и
космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,
метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а
также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных
государственных природных заповедников, национальных природных парков,
государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных
зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской
Федерации;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо
охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и
более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам,
подпадающим под действие международных договоров;
- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов
Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Муниципальная собственность на природные объекты
Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а
также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального
образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления
в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются
за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и
распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Каким законодательством регулируется разграничение государственной
собственности на землю?
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной
собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регулирование
отношений в области разграничения государственной собственности на землю
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными за-
конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее
субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной
регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для такой
регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении
перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право
собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения
по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на
землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у
Российской Федерации возникает право собственности, является включение
таких земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий
федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,
находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов,
земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;
земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается
недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти
земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской
Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному
предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой
организации, которые созданы органами государственной власти Российской
Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных
участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся
до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью
этих земельные участков находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество,
находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое
имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской
Федерации.
Настоящим Законом определены также основания - внесения земельных участков
в перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).
Частная собственность на землю и другие природные ресурсы
Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических
лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-
ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать
гражданам или юридическим лицам.
Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности
закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение,
пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами
осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на
основе федерального закона.
Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о
праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда
достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве
собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3
марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2
«Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории
Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в
недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются
государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-
продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной
форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться
или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот
допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и
иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной
государственной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного
природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из
недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся
в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся
государственной собственностью.
Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской
Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная
же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные
водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве
собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в
соответствии с гражданским законодательством.
Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной
фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел
II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса
установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-
кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,
находящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит
ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и
| распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-
ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства
и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная
собственность может быть индивидуальной и общей.
Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или
нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество,
находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой
собственностью, без определения долей - совместной собственностью.
Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других
прав на природные ресурсы?
Действующее законодательство содержит определенные гарантии и
предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные
ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и
иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей
правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита
частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что
является важной конституционной гарантией прав и законных интересов
собственников, владельцев и пользователей земли и других природных
ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в
силу монополии государственной собственности на землю и иные природные
ресурсы.
Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов
собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов
служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно
земельному законодательству к таковым относятся:
— добровольный отказ от земельного участка или части его;
— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,
крестьянского (фермерского) хозяйства;
— использование земли не по целевому назначению;
— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|