Крутая шпора
Крутая шпора
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема!
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Что такое «экология» ?
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и
logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в
1866 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки,
хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в
трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее
развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде
получил в биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая
половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась
практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет
вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в
кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных
проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь
совместными усилиями всего человечества.
Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных
знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их
обитания, об охране окружающей природной среды.
Что такое экологическое право?
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой
систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере
взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и
улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих
поколений людей. Данное определение экологического права базируется в
основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране
окружающей природной среды», в которой определены задачи приро-
доохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в
сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных
богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения
экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,
оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления
законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Что является предметом экологического права
как отрасли права?
Предмет экологического права - общественные отношения в сфере охраны,
оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и
устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной
деятельности.
Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление
его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного,
лесного, одной из основных задач которых также является охрана и
рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету
указанных отраслей права относятся главным образом отношения по
рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли,
недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.
Каковы основные этапы развития экологического законодательства?
Периодизация развития экологического законодательства может быть
осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и
углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно
четко выделяются три основных этапа.
Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает
конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в
начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей
природной среды в целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов
животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода
заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в 1913
году на первой международной конференции в Берне, созванной по инициативе
швейцарского ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой
фауны от хищнического истребления в погоне
за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной ее
эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники
- Баргузинский, Астраханский и др.
Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характе-.'
ризуется значительным расширением понимания охраны природы, под которой в
этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов
животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому
этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно
также условно, природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в
тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были
приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под
охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только
исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух,
типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что
хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но
представляло значительный экологический интерес.
Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время -
характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей природной
среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране
самой природной среды обитания человека, что является непременным условием
не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее
существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим,
появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по
экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.
Каковы основные принципы охраны окружающей среды?
Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной
среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной
деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей
природной среды, органы государственной власти, другие государственные
органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской
Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства
обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных
экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
— научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов
общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и
благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды,
потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости
воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~" :
последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- соблюдение требований природоохранительного законодательства,
неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;
- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и
населением в решении природоохранительных задач;
- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной
среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей
страны - Конституции Российской Федерации,-о чем подробнее будет сказано в
теме 2, посвященной источникам экологического права.
Каковы методы правового регулирования экологических отношений?
Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не
обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового
регулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том
числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права.
Представляется более правильным говорить не о методе (методах)
экологического права, а о методах правового регулирования экологических
отношений.
Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере
вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия
определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает
классификационного значения метода правового регулирования. Однако по
сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный,
вспомогательный характер.
Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и
характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время
дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное
содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мнение, что праву
присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и
дозволение, находящие выражение в таких приемах регулирования, как
императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство
может регламентировать поведение участников общественных отношений либо
непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с
предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим
определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При
этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно
наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование
отличается юридическим равенством субъектов.
Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего
метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового
регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности
состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов,
характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-
ализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по
отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализированным,
свойственным только данной отрасли права.
Для экологического права характерно преобладание административно-правового
метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого
являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные
гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими
-' властными - полномочиями обладают природо-охранительные органы, стоящие
на страже интересов общества и гражданина.
Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений,
следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение
экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит
выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего
ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квалифицировалась как
одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление
экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и
в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и
преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.
Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не
наблюдается так называемой «замены» административных методов
экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые
методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой
последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для
каждого гражданина в отдельности.
В современных условиях произошло коренное изменение методов правового
регулирования экологических отношений: возросло значение частноправового
регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-
административной системы, и теория и практика начисто отрицали
частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное,
руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не
признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не
частное» (ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной экономике,
укреплением начал частной собственности, в том числе и в области
экологических отношений, и отменой монополии государства на землю,
утверждением частной собственности в качестве одной из основных форм
собственности, установлением платности пользования природными ресурсами,
укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права
гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологических
отношений. Однако признание и утверждение частноправовых начал в
регулировании экологических отношений вовсе не означает отмены или замены
публичноправового регулировании этих отношений. В силу специфи-и большой
социально-экономической и иной значимости последних их бличноправовое
регулирование остается и в современных условиях |авным и определяющим.
Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?
Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет
собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о
его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового
регулирования экологических отношений, основных институтах экологического
права, государственном регулировании экологических отношений, праве
собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за
экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны
природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных
странах и др.
Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об
экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в
соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.
Какова система экологического права?
Система экологического права как науки и система экологического права как
учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной
частей.
В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего
экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом
праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право
собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые
основы государственного регулирования природопользования и охраны
окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм
природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность
за экологические правонарушения.
Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как
правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного
воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий
и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными
веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных
территорий.
Специальная часть экологического права посвящается основным чертам
международной правовой охраны окружающей природной среды.
1? Тема 2
I ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Что такое источник права в юридическом смысле и каковы особенности
источников экологического права?
Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма
выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное
правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть
облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в
виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной
установленной форме.
Поскольку экологические отношения регулируются нормами не только
экологического права, но и других отраслей права, большое число среди его
источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях права, в
особенности природоресурсовых — земельном, водном, лесном и др.
Немалое место среди источников экологического права занимают законы, то
есть нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу
правового регулирования экологических отношений в тех или иных сферах.
Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных
законодательных актах, в особенности в Земельном, Водном, Лесном кодексах.
Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть
квалифицированы как кодификационные. К таковым следует отнести прежде всего
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружа-
ющей природной среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в
котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирующие
общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окружающей
природной среды. Именно в данном Законе содержатся основополагающие
принципы и нормы по регулированию экологических отношении в Российской
Федерации, которые, как правило, находят конкретизацию и развитие в
последующих нормативных актах.
Значительное место среди источников экологического права занимают
международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе
регулируют экологические отношения и внутри страны. Такие нормы, согласно
ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью нашей
правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным
договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним
законодательством, применяются правила международного договора.
Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического
права?
Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права.
Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и
свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических
отношений, федеративное устройство государства, органы государственной
власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие
принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового
регулирования экологических отношений в нашей стране.
Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42,
имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст. 9 Конституции,
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом
указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и
распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также
закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются
на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и
конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Так, п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъек-
находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана
памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий |?
действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Консти-;
туцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федераль-;;"
ным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-,
ции, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или
совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный право-v вой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|