рефераты скачать

МЕНЮ


Недвижимое имущество как объект гражданского права

долей собственников. Так, после приватизации сельскохозяйственных земель,

находившихся в государственной собственности, они стали собственностью

бывших членов коллективов, вышедших из колхозов и совхозов, с выделением

земельных долей, и работников сельскохозяйственных предприятий – на праве

общей (совместной или долевой) собственности на землю (Указ Президента РФ

от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной

реформы в РСФСР»).

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского)

хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное (Закон

РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»),

находится предоставленный или приобретенный земельный участок (ст.257, 258

ГК).

Общая совместная собственность устанавливается также на земли общего

пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных

кооперативов.

Говоря об общей долевой собственности, необходимо уточнить, что в

некоторых случаях требуется специальное регулирование отношений

собственности на землю нормами земельного законодательства. Например,

формальное применение гражданского законодательства к собственникам

земельных долей, возникших при приватизации сельскохозяйственных угодий, не

позволяет выделить земельную долю в натуре (на местности), так как получить

согласие значительного количества участников общей долевой собственности

(500-3000 человек) на выдел земельной доли в натуре (на местности),

нотариально удостоверить согласие каждого на практике невозможно.

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

федеральной собственности Российской Федерации в целом и собственности

субъектов Российской Федерации – республик в составе Российской Федерации,

краев, областей, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга,

автономных областей и автономных округов». (2.1, с.54).

Условия и порядок пользования земельными участками определяются

согласно Конституции Российской Федерации на основе федерального закона.

В соответствии со ст.52 Земельного Кодекса собственники земельных

участков имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на земле;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на

земельном участке общераспространенными полезные ископаемые, торф, лесные

угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и

сооружения;

собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и

насаждений;

в установленном порядке проводить оросительные, осушительные,

культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные

водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования

земельных участков;

участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при

предоставлении для государственных нужд, а также на возмещение убытков в

соответствии со статьей 97 ЗК.

Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами

собственников земельных участков, за исключением случаев, установленных

пунктом 7, а также правом на компетенцию вложенных затрат на повышение

плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и

арендаторы обязаны:

эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением,

повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства,

не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате

своей хозяйственной деятельности;

осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

своевременно вносить земельный налог и арендную плату;

не нарушать права других собственников земельных участков,

землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок

пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

своевременно предоставлять в соответствующий Совет народных депутатов

установленные законодательством сведения о состоянии и использовании

земель;

вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными

нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-

градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При

аренде земли у местных Советов народных депутатов возводить жилые,

производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в

соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при

аренде земли у собственника – с согласия собственника.

В этой связи необходимо отметить, что Градостроительный кодекс

Российской Федерации от 7 мая 1998 года устанавливает, что при разработке

градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по

охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку

градостроительной документации.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков

и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной

деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды и

экологической безопасности, предусмотренные градостроительной

документацией, а также санитарные правила. (ст.10).

При осуществлении градостроительной деятельности использование

земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися

соответственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами

земельных участков, проводится с соблюдением разрешенного использования

объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами,

предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий,

которые установлены проектами планировки. (ст.16).

Статья 55 Земельного кодекса устанавливает гарантии прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности на землю

сами не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли. Правомочие

пользования может реализовываться ими путем присвоения части, земельной

ренты, принадлежащей им как земельным собственникам и извлекаемой

гражданами, юридическими лицами, иностранными государствами, использующими

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Обладая правом на земельную ренту посредством и извлечения через систему

арендных платежей, подоходного налога, установления цен на продукцию и др.,

субъекты права государственной и муниципальной собственности могут ее не

извлекать оставляя полностью или частично землепользователю, арендатору.

Правомочие распоряжения земельными участками, принадлежащее субъектом права

государственной и муниципальной собственности на землю, осуществляется от

их имени управомоченными органами государственной власти и местного

самоуправления в пределах их компетенции.

Таким образом, рассмотрены особенности использования участков земли

как объектов естественного происхождения, которые как и участки недр,

относятся к недвижимому имуществу.

2.1.2. Участки недр.

Здесь необходимо отметить принцип взаимосвязи и взаимозависимости

правовых режимов на земле – и недропользования, который проявляется в двух

основных положениях. Во-первых, согласно ЗК РСФСР (ст.52), собственники

земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в

пределах своих земельных участков имеют право без специального разрешения в

установленном порядке использовать общераспространенные полезные

ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды. Во-вторых, как

это следует из норм того же ЗК РСФСР (ст.83), предоставление земельных

участков для пользования недрами проводится только после оформления горного

отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее

отработанных площадей.

«Следует сказать, что законы о природных ресурсах несколько по-иному

определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон РФ

«О недрах» признает объектом государственной собственности недра в целом

как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя и дна водоемов,

простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и

освоения». (2.7, с.274).

Недра являются одним из природных объектов. Потребляемая, используемая

часть недр является природным ресурсом, который, согласно Конституции

Российской Федерации (ст.9), наряду с другими природными ресурсами

используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и

деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К объектам прав на недра относятся государственный фонд недр Российской

Федерации и участки недр. Государственный фонд недр составляет используемые

участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ

Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст.2). Участки же недр в виде

горного отвода или геологического отвода Законом рассматриваются как

объекты, которые могут предоставляться в пользование.

Горный отвод представляет собой участок недр (геометризированный при помощи

пространственных границ блок недр), предоставленный для добычи полезных

ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных

с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических

объектов, а также для проведения геологического изучения недр с

одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных

ископаемых.

При определении границ горного отвода учитываются размеры участка

недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с

пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки и др.).

Геологический отвод представляет собой участок недр

(геометризированный при помощи пространственных границ блок недр),

предоставленный для геологического изучения недр.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.9), земля и

другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности.

Конституция провозгласила равенство всех форм собственности на

природные ресурсы. Однако законодательство о недрах и в первую очередь его

головной акт – Закон Российской Федерации «О недрах» – не восприняли

принцип множественности форм собственности на природные ресурсы и их равной

правовой защиты. Указанный закон не отвергает названный принцип, равно как

и нигде не употребляет термин «государственная собственность на недра».

Однако по существу все формы собственности он сводит только к

государственной. Так, ст.2 Закона дает понятие и состав государственного

фонда недр. Согласно ей, распоряжение государственным фондом недр

осуществляется путем принятия совместных решений государственных органов

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право пользования недрами является производным от права собственности

на недра. Это основной вид прав на участки недр. В зависимости от сроков

пользование участками недр подразделяется на бессрочное («без ограничения

срока») и срочное («на определенный срок»). Других видов прав на недра –

владение, аренду – Закон РФ «О недрах» не предусматривает.

Участки недр предоставляются в пользование для:

а) геологического изучения;

б) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов

горнодобывающего и связанных с ним производств;

в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых;

г) образований особо охраняемых геологических объектов, имеющих

научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное

значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказчики,

памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

д) сбора минералогических палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов». (2.5, с.235-236).

«Пользователями участков недр для добычи общераспространенных полезных

ископаемых, торфа, пресных подземных вод, а также для строительства

подземных сооружений для своих нужд в пределах участка недр могут быть

любые юридические лица и граждане. Пользователями недр для добычи

радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия». (2.5,

с.236).

«В соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования

недрами», утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992

г., пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право

осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с

предоставленной лицензией. Любая деятельность связанная с пользования

недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия

пользователя недр». (2.5., с.237-238).

«Гражданским законодательством к недвижимости кроме участков земли и

участков недр как объектов естественного происхождения отнесены и

обособленные водные объекты». (2.5, с.242).

2.1.3. Обособленный водный объект.

Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и

непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими

поверхностными водными объектами (ст.1 Водного кодекса от 18.10.95 г.)

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, водные

объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности.

Однако ВК РФ (ст.34) устанавливает, что в Российской Федерации

предусмотрена только государственная собственность на водные объекты в

целом. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться

не только в государственной собственности, но и в муниципальной, а также

принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные

водные объекты.

Обособленные водные объекты, не находящиеся в муниципальной

собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются

государственной собственностью (ст.35 ВК). В государственной собственности

находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской

Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на

праве собственности субъектам Российской Федерации (федеральная

собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности

субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской

Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках

своей компетенции.

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не

подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и

юридическим лицам. (ст.35 ВК).

Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности

городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям,

являются муниципальной собственностью, владение, пользование и распоряжение

которой осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. В

муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты,

предназначенные для муниципальных нужд (ст.39 ВК).

Статьей 41 ВК предусмотрены права на водные объекты лиц, не являющихся

их собственниками:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности,

предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и

краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного

потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного

пользования водным объектом устанавливается на срок от трех до двадцати

пяти лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по

инициативе водопользователя в установленном порядке. (ст.42 ВК).

Водным кодексом установлены формы ограниченного пользования водным

объектом – публичный и частный водные сервитуты. Каждый может пользоваться

водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное

не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный

сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в

долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу

иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Общие положения о

сервитутах, предусмотренные ГК, применяются к водным сервитутам в той мере,

в какой это не противоречит требованиям ВК.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и

устройств;

водопоя и пригона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов,

лодок и других маломерных плавательных средств.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или

договором, для его осуществления не требуется лицензии на

водоиспользование.

Права пользования водными объектами приобретаются и переходят от

одного лица к другому на основании лицензии на водопользование, выдаваемой

специально уполномоченным государственным органом управления использованием

и охраной водного фонда, и заключенного в соответствии с ней договора

пользования водным объектом.

Статья 59 ВК предусматривает государственную регистрацию договоров

пользования водными объектами.

Статья 86 ВК раскрывает понятие общего и специального водопользования.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических

средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами

и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических

средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами

и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за

исключением случаев использования водных объектов для плавания на

маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных

судов.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в

муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных

соответствующими органами местного самоуправления по согласованию

специально уполномоченным государственным органом управления использованием

и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в

установленном порядке об условиях общего водопользования или о его

запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в

собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях,

установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.