Современный русский язык
каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Уже проснулись
певчие птицы (И. Соколов-Микитов). Сказуемое может быть простым (Я хотел
булочку), составным (Я хотел съесть булочку) и сложным (Я хотел стать
булочником).
Простое глагольное сказуемое - это сказуемое, выраженное одним
глаголом в форме какого-либо наклонения, например: Дети перелезли через
забор и тихонько остановились за спиной художника (В. Катаев) - в данном
примере сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения
прошедшего времени; Я бы в летчики пошел, пусть меня научат (В. Маяковский)
- сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; Закрой дверь! -
сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.
Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из
вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и
неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение,
например: Молодой Дубровский хотел заняться делами (А. Пушкин). В роли
вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных
должен, готов, рад и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из
наклонений, например: Я готов с вами поспорить (А. Пушкин); Через несколько
дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин). Также в
роли вспомогательного глагола могут выступать слова со значением
желательности, необходимости, возможности - надо, нужно, необходимо, можно,
нельзя и др., например: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон
(М. Горький); а также слова, выражающие эмоциональную оценку действия,
названного инфинитивом - грустно, весело, приятно, горько, противно и др.
Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из
глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной
части, выражающей его основное лексическое значение, например: Метель была
страшная.
Самой распространенной является глагол-связка быть, которая выражает
только грамматические значения. Особенность этого глагола-связки
заключается в том, что в настоящем времени он не употребляется, т.е. связка
нулевая, например: На нем была серая куртка (прош. вр.) - На нем серая
куртка (наст. вр.). Другие глаголы-связки делаться, стать, казаться,
являться, считаться, представляться, становиться употребляются в русском
языке реже, но они выражают и добавочные лексические значения, например:
Дворец казался островом печальным; Все делается светлее, веселее от первого
снега (А. Пушкин).
Также в роли связок могут выступать глаголы, которые имеют значения
движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др., например: Девушка
пришла усталая (Б. Полевой).
Именная часть составного сказуемого может быть выражена:
1) именем существительным, например: Все небо было в мелких облаках
(Д. Гранин);
2) именем прилагательным, например: Ветер был встречный (Л. Толстой);
3) кратким страдательным причастием, например: Брови ее были сдвинуты,
губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев);
4) именем числительным, например: Семь плюс три будет десять;
5) местоимением, например: Комната у нее была именно такая, какой я ее
себе представлял (А. Куприн);
6) наречием, например: Ей туфли будут впору;
7) фразеологизмом, например: Он был мастер на все руки (Н. Дубов);
8) синтаксически неделимым словосочетанием, например: Вечером море
было черного цвета.
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно и др.,
например: Она мне как песня была (С. Есенин).
Второстепенные члены предложения зависят от главных, грамматически
подчинены им. Второстепенные члены поясняют, уточняют значение
господствующих над ними словоформ.
Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает
признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены
предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.
По способу выражения определения делятся на согласованные и
несогласованные. Согласованные определения выражаются прилагательными,
местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с
определяемым словом в роде, числе и падеже. Несогласованные определения
выражаются существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов,
сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием, которые
согласуются с определяемым словом при помощи управления или примыкания
Также определением является и причастный оборот. Особым видом
определения является приложение.
Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным,
согласованным с определяемым словом в падеже, и обозначающий различные
добавочные сведения о предмете (возраст, национальность, профессия,
специальность, собственные имена и собственные наименования, качества
характера), например: Возница-киргиз сидит неподвижно на облучке (Д.
Фурманов). Приложение может быть согласованным и несогласованным.
Несогласованными являются приложения, представляющие собой собственные
наименования (названия газет, журналов, предприятий, художественных
произведений и т. д.). Все остальные приложения являются согласованными,
т.е. ставятся в том же числе и падеже, что и определяемое слово.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает
предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнение
отвечает на вопросы косвенных падежей. В словосочетании дополнение
связывается с главным словом при помощи примыкания и управления.
Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямое дополнение обозначает
предмет, на который направлено действие, а косвенное дополнение выражается
формами косвенных падежей с предлогами и без них.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который
обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы как?
в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? и др.
Обстоятельства поясняют сказуемое (в большинстве случаев) или другие члены
предложения.
По значению обстоятельства делятся на следующие виды:
1. обстоятельства образа действия и степени (отвечают на вопросы как? каким
образом? в какой степени?), например: Снег падал медленно и бесшумно (С.
Антонов); Число нападавших вдесятеро увеличилось (А. Пушкин);
2. обстоятельства места (отвечают на вопросы где? куда? откуда?), например:
С горы бежит поток проворный (А. Фет);
3. обстоятельства времени (отвечают на вопросы когда? как долго? с каких
пор? до каких пор?), например: Солнечные дни установились надолго;
4. обстоятельства условия (отвечают на вопрос при каком условии?),
например: При желании можно многого добиться;
5. обстоятельства причины (отвечают на вопросы почему? отчего?), например:
Сенокос запоздал из-за дождей (К. Паустовский);
6. обстоятельства цели (отвечают на вопросы зачем? для чего?), например:
Алексей Мересьев был направлен в Москву на излечение (Б. Полевой);
7. обстоятельства уступки (отвечают на вопрос несмотря на что? вопреки
чему?), например: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (К.
Паустовский).
В русском языке предложения могут быть распространенными и
нераспространенными.
Распространенными называют предложения, которые имеют в своем составе
как главные члены предложения, так и второстепенные (или хотя бы один из
них), например: Пес съел колбасу; Перед глазами ехавших растиралась
широкая, бесконечная равнина (А. Чехов). В распространенном предложении
имеются те же способы связи, что и в словосочетаниях - согласование,
управление, примыкание.
Нераспространенными называют предложения, которые имеют в своем
составе только главные члены предложения или один из них, например:
Смеркалось; Идет дождь. Таких предложений в русском языке подавляющее
меньшинство.
Полными называют предложения, в которых есть все члены предложения,
необходимые для полноты строения и значения, например: Слова у Пришвина
цветут, сверкают (К. Паустовский).
Неполными называют предложения, в которых пропущен какой-либо член
предложения - главный или второстепенный, необходимый для полноты строения
и значения. Но такие пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста
или по ситуации, например: Как тебя зовут? - Меня Аночкой (К. Федин).
Неполные предложения часто встречаются в диалогах
Также неполные предложения встречаются во второй части сложных
предложений, например: Землю солнце красит, а человека - труд.
Сложносочиненные предложения
Основные признаки сложносочиненного предложения:
1. равнозначность и независимость составляющих его частей;
2. сочинительная связь между ними.
Эти признаки находят выражение в сочинительных союзах. Сочинительный
союз стоит между соединяемыми частями и не входит ни в одну из них; он
представляет грамматическую форму всего сложносочиненного предложения,
Разновидности грамматических отношений между частями зависят от
значения союза, а также от особенностей интонации, дополнительными
показателями могут быть частицы, а также слова с указательным значением,
например: даже, же, все-таки: потому, поэтому и под.
Соединение (перечисление) выражается союзами и, тоже, также, как...
так и, не только... но и. Основной союз и имеет общее («чистое»)
соединительное значение, указывает на полную равнозначность, аналогичность
частей; например: Под вечер была гроза, и дождь остался на ночь (Пришв.). К
соединительному значению может быть добавлен оттенок следствия; например:
Становились жарко, и я поспешил домой (П.).
Все другие соединительные союзы вносят в сложное предложение
определенные оттенки: тоже, также - оттенок уподобления и присоединения;
например: Люди устали, лошади тоже нуждались в отдыхе (Аре.); как... так и,
не только... но (а) и - оттенок обязательности; например: Не только дети
должны понимать отцов, но и отцы детей (Газ.).
Сопоставление выражается союзами а, же; они подчеркивают различие
признаков, действий, отнесенных к разным предметам; например: Одна сторона
улицы была залита лунным светом, а другая чернела от теней (Ч.). Основным
является союз а; же употребляется ограниченно, имеет оттенок книжности,
этот союз ставится не между частями, а внутри второй части, после слова,
которое обозначает основание сопоставления; например: Ученье и обед делали
дни очень интересным,. вечера же проходили скучновато (Ч.) - сопоставляются
дни и вечера.
Противопоставление выражается союзами но, да, однако, а, зато, только.
Они указывают на противоположность содержания второй предикативной части
ожидаемому. Наиболее четко противопоставление обозначается основным союзом
но; например: Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев (Л. Т.). Другие
союзы отличаются или стилистической окраской, или оттенками значения. Союз
однако отличается книжностью, да - разговорностью; например: Легли опять
спать генералы, да не спится им натощак (С.-Щ.). Союз зато совмещает
значения противоположности и сопоставления; в значении этого союза есть
оттенок «замещения». Союз только выражает неполное, частичное
противопоставление; например: На улице было совершенно темно, только редко
где светились окна (Л. Т.).
Чередование выражается союзом то... то; например; То капля надежды
блеснет, то взбушуется море отчаяния (Л. Т.).
Неразличение оформляется с помощью союзов не то... не то, то ли... то
ли; например: Не то я сам за эти три года утратил мою способность уживаться
с людьми, не то люди стали за это время более пройдохами (М. Г.).
Взаимоисключение, выбор (альтернатива), обозначается союзами или,
либо; например: Пусть перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь
отсюда (Ч.).
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненными называют предложения, в которых одно из предложений
(придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним
подчинительными союзом или союзным словом, например: Дорогу размыло дождем,
так что по краям образовались рытвины (И. Гончаров).
Подчинительная связь оформляется союзными средствами, -
подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами. Союзные
средства выполняют две общие для сложного предложения функции: 1) соединяют
предикативные чисти; 2) выражают отношения между ними; кроме того, союзы и
союзные слова выполняют третью, специальную, функцию: оформляют придаточное
предложение.
Подчинительные союзы различаются по значению: время (когда, пока, как
только и др.); условие (если, коли); сравнение (как, будто, точно и др.);
цель (чтобы); причина (так как, потому что} и др., причем в каждой группе
есть основной союз (или основные), а все другие имеют ограниченное
употребление, отличаются деталями значения или стилистической окраской.
Союзные слова (относительные местоимения) не относятся к служебным
частям речи. Они сохраняют в сложноподчиненном предложении свое
местоименное значение, т.е., указывают па лицо (кто), предмет (что),
признак (который), количество (сколько), пространство (где, куда) и пр.
Союзные слова не только выполняют все три функции, характерные для
подчинительных союзов, но и являются членами предложения в придаточной
части; например: Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом,
показалась мне тяжким несчастном (П.) - союзное слово который связывает
придаточное предложение с главным (с существительным служба), выражает
определительные отношения, представляет грамматическую форму придаточного
предложения и является в нем дополнением при глаголе-сказуемом думал. Своей
знаменательностью союзные слова противопоставлены подчинительным союзам
вообще и союзам-омонимам в частности (что, как, когда).
Сложноподчиненные предложения различаются по видам грамматических
отношений, которые зависят от союзных средств.
Основными типами являются сложноподчиненные предложения с присловными
придаточными и с приосновными придаточными.
Предложение с присловными придаточными имеет основной структурный
признак: придаточное предложение связано с одним из членов главного и
поясняет его; например: К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро,
и не подчиняюсь им (Ч.).
Основной структурный признак предложения с приосновными придаточными –
связь придаточного с главным предложением в целом, невозможностью этой
связи с отдельной словоформой.
Бессоюзные сложные предложения
В бессоюзном сложном предложении отсутствует одно из основных средств
связи - союзы и союзные слова. Функцию связывания и выражения отношений
между частями выполняет преимущественно интонация. В отдельных конструкциях
используются дополнительные средства: 1) указательные местоименные слова
(так, таков, одно и др.); 2) слова с общеуказательным значением (сначала,
сперва, потому, это, поэтому, для этого и др.); 3) соотношение видо-
временных форм глагола, форм наклонения.
В бессоюзных сложных предложениях роль знаков препинания более важна,
чем в союзных; правила их употребления более сложны. Благодаря знакам
различаются предложения одной структуры, но с разными видами отношений;
ср., например: Машина остановилась, мотор заглох (перечисление); Машина
остановилась: мотор заглох (причина во второй части); Машина остановилась -
мотор заглох (следствие во второй части); эти предложения имеют разное
строение интонации.
Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или
неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или
сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни
независимость, ни зависимость частей.
Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений:
перечисление и сопоставление.
Перечисление выражается интонацией («интонацией перечисления»), для
которой характерно равномерное повышение тона в конце каждой части;
количество частей не ограничено; например: Начинало светать, река
туманилась, наш костер потух (Кор.). При перечислении выражается
одновременность (глагольные формы несовершенного вида) или разновременность
(совершенный вид); например: Густая роса лежала на измятой траве, с липовых
листьев падали тяжелые капли (А. Т.); Днепра стал темен брег отлогий; с
востока льется ночи тень (П.).
При перечислении между частями бессоюзного сложного предложения
ставятся запятые.
Сопоставление выражается интонацией (противительной»), особенностью
которой является более высокий тон в первой предикативной части, более
низкий – во второй, между частями выдерживается пауза.
Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в
сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочинительных союзов и, а.
В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь
событий, положений.
Условные отношения отражают обусловленность одного события другим;
условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например:
Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться
на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку
(Поел.).
Причинно-следственные отношения; 1) причина во второй предикативной
части; например: Радости жизни нельзя навсегда удержать у себя: радость
приходит и уходит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части;
например: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).
В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со
значением следствия - тире.
Пояснительные отношения выражаются во второй части бессоюзного
сложного предложения в следующих случаях: 1) в первой части имеется
указательное слово; например: Этот голос всегда означал только одно: другим
людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Сол.); 2) в первой
части употреблен глагол, который нуждается в дополнении; например: Так, не
ошиблись вы: три клада в сей жизни были мне отрада (П.); 3) в первой чисти
употреблено слово с метафорическим или слишком широким значением которое
нуждается в уточнении, разъяснении; например: года и благодарность -
родные: одна родилась в природе, другая - в душе человека (Пришв.).
В предложениях с пояснительными отношениями основной знак - двоеточие.
Предложения неравнозначного типа могут быть перестроены в
сложноподчиненные с помощью соответствующих союзов (если, потому что, так
что и др.).
Кроме предложений равнозначного и неравнозначного типа, бессоюзное
строение имеют присоединительные конструкции. Они не аналогичны
сложносочиненным и сложноподчиненным, не допускают введения соответствующих
союзов.
Во-первых, это предложения, где в первой части употреблены глаголы,
которые называют действия, связанные с восприятием: выглянул, оглянулся
(чтобы увидеть), замер, затаился (чтобы услышать) и т. п., или которые
обозначают восприятие, не направленное прямо на объект: прислушался,
взглянул, вгляделся и под. Вторая часть бессоюзного сложного предложения
обозначает событие, положение, которое воспринято; например: Самгин
оглянулся: за спиной его сидела на диване молоденькая девушка и навзрыд
плакала (М. Г.); Вдруг все смолкли и подняли головы: из-за избы показался
сосед (Б.).
В этих предложениях употребляется двоеточие.
Во-вторых, первая часть является законченной, не нуждается в
добавлении; вторая часть выражает содержание тоже вполне самостоятельное.
Основной знак - точка с запятой; например: Но вот на колокольне монастыря
пробило пять часов; вечер быстро приближался (Т.).
Принципы современной русской пунктуации
Пунктуация - это совокупность знаков препинания и правила их
употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер;
значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой
для пишущего и читающего. С помощью пунктуации передается членение текста,
его целенаправленность, структура и основные особенности интонации.
Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных
правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что
назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь
таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки
отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-
интонационное строение.
Знаки препинания - это графические (письменные) знаки, нужные для
того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности
строения предложений и их интонацию.
Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак.
восклицательный знак - это знаки конца предложения; 2) запятую, тире,
двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3)
скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части
предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки;
если выделяемая конструкция стоит в начале пли в конце предложения,
употребляется одна запятая или тире; 4) особый знак многоточие,
«смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую
значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной
или взволнованной речи.
Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление
вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический
вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской:
Кто же из нас не думал о воине?! Конечно, все думали (Сим.). Соединение
разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым
знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, - подковы высекли две
синие искры из камня (М. Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце
пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая
однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире
подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться
рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном
предложении после запятой, передающей обособление; ср.: Ты, брат, - это
батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и
сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.
Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными
правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них
является основным, т- е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные
конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы
четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что
почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с
помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице
- она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река желтой воды (С.-
Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним
из многих и второстепенным.
Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления
сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо
основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна — мы будем
вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с
запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо
угрюмое - ревела и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.);
Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно
выделение обособленных определений и приложении двумя знаками - запятой и
тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в
три тона (Пауст,). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми
другими правилами (в частности, запятой и точки с запятой в сложном
бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении,
восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом
вопросе и др.).
Проявляется вариантность также в возможности употребления или
неупотребления знаков в некоторых других случаях, например
непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в
самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с
присоединяемым существительным.
Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М.
Грека, Л. Зизания, затем - М. Смотрицкого.
Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в «Российской
грамматике» М.В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания
(«строчных» знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов
сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки
знаков: это смысловая сторона речи и ее структура. М.В. Ломоносов пишет:
«Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».
Правила сформулированы самые общие, без детальной разработки, однако
значение знаков определено довольно четко. Эти значения мало чем отличаются
от основных значений знаков в современной пунктуации, что свидетельствует о
ее устойчивости и стабильности.
Н. Курганов, А.А. Барсов, Н.И. Греч расширяют общие правила М.В.
Ломоносова, дают более подробные характеристики значений отдельных знаков и
правил их расстановки.
Далее разработка вопросов пунктуации связана с именами А.X. Востокова,
И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева и, наконец, Я.К. Грота, который подводит
определенные итоги изысканиям предшествующих авторов. Основа пунктуации
Я.К. Грота - логическое членение речи, передающееся в устной речи паузами и
интонацией. Я.К. Грот стремился изучить интонационное оформление речи и
паузы различной длительности, соответствующие логическому делению речи.
Однако практически, формулируя правила расстановки знаков, Я.К. Грот
учитывал прежде всего синтаксическое строение предложения и смысловые
отношения между его частями.
Оригинальное решение вопросов русской пунктуации находим в трудах А.М.
Пешковского и Л.В. Щербы.
Основой пунктуации для А.М. Пешковского является ритмомелодическая
сторона речи, он считает, что пунктуация отражает не грамматическое, а
«декламационно-психологическое расчленение речи».
Л.В. Щерба также усматривает во «фразовой интонации» основу для
расстановки знаков препинания. Однако он углубляет взгляд А.М. Пешковского
на пунктуацию и старается определить существо ритмомелодии, которая
выражает «членение потока нашей мысли» и «некоторые смысловые оттенки».
Практически же, анализируя употребление знаков препинания, Л.В. Щерба
приходит к выводу, что некоторые из них ставятся на чисто формальном
основании и подчас даже вопреки смыслу.
В дальнейшем разработка вопросов теории пунктуации (с учетом ее
истории) пошла по пути выявления не одного какого-либо принципа в ущерб
другим, а комплекса принципов, действующих в практике печати. Это принципы
формально-грамматический, смысловой и интонационный. Причем наибольший
процент объективности заложен в первых двух принципах. Они и признаются как
ведущие, что позволяет объединить их и терминологически в единый структурно-
семантический принцип.
Литература:
«Современный русский литературный язык»: учебник для филологических
специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и
др.; Под ред. П. Леканта - М., 1988.
Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., - 1970.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. «Современный русский язык». -
М., - 2002.
Валгина Н.С. «Синтаксис современного русского языка», М., - 2000
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|