Современный русский язык
По значению сочинительные союзы делятся на три группы:
. соединительные союзы, например: и, да (в значении «и»), тоже, также,
ни...ни, не только...но и. Данные союзы имеют значение соединения: Ночью
ветер злится, да стучит в окно (А. Фет);
. противительные союзы, например: но, а, да (в значении «но»), зато,
однако. Данные союзы имеют значение противопоставления: Он попробовал
отстраниться, но тело его точно влипло в снег (Б. Полевой);
. разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то. Данные
союзы имеют значение разделения: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет
(К. Паустовский).
Подчинительными называют союзы, которые служат для связи простых
предложений в сложноподчиненном предложении, например: Я надел старую
шинель и взял зонтик, потому что шел дождь (Н. Гоголь).
По значению подчинительные союзы делятся на следующие группы:
. временные (когда, пока, только, лишь только, едва, после того как, перед
тем как и др.), например: Пока можно было оставаться на палубе, мы часто
подымались на бак и смотрели на море (К. Паустовский);
. причинные (потому что, так как, ибо, оттого что, вследствие того что, в
связи с тем что и др.), например: Лиственница может переносить сухие,
суровые зимы, так как она сбрасывает хвою на зиму (К. Паустовский);
. целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), например: Чтобы
полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать (Д. Шостакович);
. условные (если, раз, хотя, ли, если бы и др.), например: Если я долго не
приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со
мной (А. Чехов);
. уступительные (несмотря на то что, хотя, пускай и др.), например: Хотя
было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко);
. сравнительные (как, как будто, словно и др.), например: Было так тихо,
будто город вымер (К. Паустовский);
. следственные (так что), например: В сенях дуло со всех сторон, так что
едва не погасла свеча (А. Чехов);
. изъяснительные (что, как, чтобы, будто и др.), например: В сотый раз я
пожалел, что не родился художником (К. Паустовский).
Частицы
Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения
оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм
слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -
смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования
форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся
следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да,
давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых
частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и
входят в состав того же члена предложения, что и глагол.
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения
говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие
группы:
. отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
. вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
. указательные: вот, вон, это;
. уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
. ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти,
единственно, -то;
. восклицательные: что за, ну и, как;
. усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
. со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку
не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать,
якобы, мол).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного
предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная
при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При
повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза
(В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).
Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то,
выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий.
Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти
(частица).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и
приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и
наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или
раздельного написания.
Предмет и задачи синтаксиса
Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения и
раздела науки о языке.
Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность
действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических
единиц.
Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический
строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой
сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного
противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с
другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости
слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.
Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и
показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из
чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты
(элементы) в синтаксические единицы.
Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических
единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах
связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.
Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы
(компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной
из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую
парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в
синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых
ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.
Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В
предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.
Таким образом, словоформы являются строевыми элементами
синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного
предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными
синтаксическими единицами.
Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами)
синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических
построений.
Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в
синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических
отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру
предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации
лексического значения слова.
Основные виды (типы) синтаксической связи – сочинение и подчинение.
Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми
отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.
Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде
такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе –
как зависимое.
Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде
такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по
отношению друг к другу.
Словосочетание. Предложение.
Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или
нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и
грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф.
Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание
называет предметы, признаки, действия, но только делает это более
конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.
Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух
самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь:
чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению
являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский
полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).
Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных
(знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с
друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания
образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил
брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть
разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата,
встретил друга; написал брату, написал письмо).
Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит
«субординативный» характер. Субординация – связь прямая и односторонне
направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных
способа связи слов в словосочетании.
Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай,
этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова
красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской
род, именительный падеж, что и главное слово сарай.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно
изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему
сараю, этими сараями.
Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое
слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении
существительного) ставится при главном слове в определенном падеже,
например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин
(Р. п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не
изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя,
увидели учителя.
Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое
неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)
связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво
интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.
Словосочетания не употребляются в речи сами по себе, а только в
составе предложения.
Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит
сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу).
Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает
смысловой законченностью.
Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу,
состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них.
В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения,
которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение
Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в
будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также
предложение характеризуется интонационной законченностью, которая
выражается большой паузой в конце предложения.
Основными признаками предложения являются:
1. грамматическая форма в виде предикативной основы – главных
членов;
2. предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;
3. интонация, имеющая завершенное строение;
4. свободное лексическое наполнение.
Предложения в русском языке строятся с помощью синтаксических средств:
это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова -
главное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между
ними, а также могут непосредственно пере давать грамматические значения.
Например: Редела тень. Восток алел (П. п.) спрягаемые глагольные формы с
помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подлежащим, а
посредством суффикса -л- выражают значения реальной модальности
(изъявительное наклонение) и прошедшего времени.
Служебные слова являются вспомогательным средством. Одни из них
(предлоги, союзы) участвуют в грамматической связи словоформ: От непривычки
к плачу и к слезам у него у самого зачесались глаза. (Ч.); другие выражают
оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы)
или общие грамматические значения предложения (связки): Мир все еще не был
подписан (А. Т.).
Порядок слов также помогает оформить грамматическую связь или выразить
значение члена предложения; например, в предложениях Мой брат - учитель и
Учитель - мой брат с помощью порядка слов различаются подлежащее и
сказуемое: подлежащее располагается перед сказуемым.
Интонация оформляет предложение в целом, выражает его завершенность,
передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы
голоса, темпа, благодаря паузам интонация помогает передать грамматическое
и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С
помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как
повествование, вопрос, побуждение; ср.: Утро. – Утро?(вопрос); Тишина. -
Тишина! (приказ).
Виды высказываний в предложении оформляются с помощью соответствующих
типов предложений – повествовательных, вопросительных, побудительных.
Повествовательными называют предложения, которые заключают в себе
сообщение о каком-либо факте, явлении или событии или их описание,
например: Балтийское море глубоко вдается в материк Европы (Н. Михайлов).
Повествовательные предложения встречаются в русском языке гораздо чаще
других предложений (побудительных или вопросительных). Для предложений
подобного рода характерна определенная интонация: тон повышается на том
члене предложения, который содержит наиболее важную мысль, и понижается к
концу предложения.
Побудительными называют предложения, которые выражают побуждение к
действию (приказ, просьбу, совет, пожелание, призыв), например: А ну,
трогай рысью! (М. Шолохов) Грамматическим средством оформления побуждения
прежде всего является побудительная интонация: такие предложения
произносятся высоким тоном, с большей силой напряженности. Побудительные
предложения обычно имеют один главный член - сказуемое, выраженное глаголом
в форме повелительного наклонения, например: Отец, пойдем! (А. Чехов)
Наличие местоимения-подлежащего смягчает побуждение, например: Ты мне дай
совет (Л. Толстой). Значение побуждения может быть выражено междометными
предложениями и частицами пусть, давай (давайте), да, например: -Ш-ш-ш! -
говорит Семен. - Тише, всех перебудишь (Виноградова); Да погоди, куда ты
летишь? (М. Шолохов) Часто в побудительных предложениях мы можем найти
обращение, указывающее лицо или предмет, к которому обращено побуждение,
которого побуждают к действию, например: Мой друг, отчизне посвятим души
прекрасные порывы! (А. Пушкин)
Вопросительными называют предложения, которые содержат в себе вопрос,
например: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.
Маршак) Вопросительные предложения обычно включают в свой состав
вопросительные частицы (неужели, разве, ли), например: Разве я тебе этого
не сказал? (М. Поповский); или вопросительные местоимения и наречия (кто,
что, какой, где, откуда, сколько, почему и т.д.), например: Что же это мне
приснилось? (С. Маршак) Грамматическим средством оформления побуждения
прежде всего является вопросительная интонация: тон повышается на слове, с
которым связан смысл вопроса.
Различное строение предложения, его предикативной основы отражено в
классификациях. Главными структурными типами в русском языке являются
простое предложение и сложное предложение. Простое предложение имеет одну
предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе
Лариных умолк (П.) - основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или
более) предикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению
простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А.
Т.).
Простое предложение
Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается
грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения
синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами.
Это различие закреплено в двух типах простого предложения – двусоставных и
одно составных.
Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных
членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал
кусочек сыру (И. Крылов).
Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного
главного члена - подлежащего или сказуемого. По значению и способу
выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие
группы:
. определенно-личные, например: Люблю ходить босиком по траве;
. неопределенно-личные, например: В поселке открыли новую школу;
. безличные, например: Светает;
. обобщенно-личные, например: Цыплят по осени считают (Пословица);
. назывные, например: Ночь.
Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются
утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь
действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или
наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.);
Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали.
Вот и дом (Сер.).
В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с
предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например:
Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание
имеет специальный показатель – частицу не (ни), но может быть выражено
описательно: Ступай, ступай – нет работы! Какая зимой работа? (М.Г.). При
наличии «двойного» отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не
мог не любоваться конем (Л.Т.).
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены
предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения:
определение, дополнение и обстоятельство.
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет
речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например:
Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась
назад (А. Чехов).
Подлежащее может быть выражено:
. именем существительным в именительном падеже, например: Слова у Пришвина
цветут, сверкают (К. Паустовский);
. местоимением в именительном падеже, например: Мы ехали по широкому лугу
(А. Пушкин);
. прилагательным, употребленным в значении существительного, например:
Смелый к победе стремится (А. Сурков);
. причастием, употребленным в значении существительного, например:
Присутствующие говорили о разных предметах (И. Тургенев);
. числительным, употребленным в значении существительного, например: Семь -
мое счастливое число;
. наречием, употребленным в значении существительного, например: Завтра не
будет похоже на сегодня (И. Гончаров);
. неопределенной формой глагола, например: Охранять природу - значит
охранять Родину (К. Паустовский);
. фразеологизмом, например: В поле вышли от мала до велика;
. синтаксически неделимым словосочетанием, например: Несколько повозок
въехало во двор гостиницы (М. Лермонтов);
. междометием, употребленным в значении существительного, например: Далече
грянуло ура (А. Пушкин).
Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с
подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|