рефераты скачать

МЕНЮ


Современный русский язык

По значению сочинительные союзы делятся на три группы:

. соединительные союзы, например: и, да (в значении «и»), тоже, также,

ни...ни, не только...но и. Данные союзы имеют значение соединения: Ночью

ветер злится, да стучит в окно (А. Фет);

. противительные союзы, например: но, а, да (в значении «но»), зато,

однако. Данные союзы имеют значение противопоставления: Он попробовал

отстраниться, но тело его точно влипло в снег (Б. Полевой);

. разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то. Данные

союзы имеют значение разделения: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет

(К. Паустовский).

Подчинительными называют союзы, которые служат для связи простых

предложений в сложноподчиненном предложении, например: Я надел старую

шинель и взял зонтик, потому что шел дождь (Н. Гоголь).

По значению подчинительные союзы делятся на следующие группы:

. временные (когда, пока, только, лишь только, едва, после того как, перед

тем как и др.), например: Пока можно было оставаться на палубе, мы часто

подымались на бак и смотрели на море (К. Паустовский);

. причинные (потому что, так как, ибо, оттого что, вследствие того что, в

связи с тем что и др.), например: Лиственница может переносить сухие,

суровые зимы, так как она сбрасывает хвою на зиму (К. Паустовский);

. целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), например: Чтобы

полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать (Д. Шостакович);

. условные (если, раз, хотя, ли, если бы и др.), например: Если я долго не

приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со

мной (А. Чехов);

. уступительные (несмотря на то что, хотя, пускай и др.), например: Хотя

было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко);

. сравнительные (как, как будто, словно и др.), например: Было так тихо,

будто город вымер (К. Паустовский);

. следственные (так что), например: В сенях дуло со всех сторон, так что

едва не погасла свеча (А. Чехов);

. изъяснительные (что, как, чтобы, будто и др.), например: В сотый раз я

пожалел, что не родился художником (К. Паустовский).

Частицы

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения

оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм

слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -

смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования

форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся

следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да,

давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых

частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и

входят в состав того же члена предложения, что и глагол.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения

говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие

группы:

. отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

. вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

. указательные: вот, вон, это;

. уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

. ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти,

единственно, -то;

. восклицательные: что за, ну и, как;

. усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

. со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку

не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать,

якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного

предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная

при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При

повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза

(В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то,

выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий.

Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти

(частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и

приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и

наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или

раздельного написания.

Предмет и задачи синтаксиса

Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения и

раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность

действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических

единиц.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический

строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой

сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного

противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с

другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости

слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и

показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из

чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты

(элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических

единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах

связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы

(компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной

из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую

парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в

синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых

ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В

предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами

синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного

предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными

синтаксическими единицами.

Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами)

синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических

построений.

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в

синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических

отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру

предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации

лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи – сочинение и подчинение.

Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми

отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде

такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе –

как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде

такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по

отношению друг к другу.

Словосочетание. Предложение.

Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или

нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и

грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф.

Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание

называет предметы, признаки, действия, но только делает это более

конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух

самостоятельных слов; 2) их смысловое единство; 3) их грамматическая связь:

чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению

являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский

полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоятельных

(знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с

друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания

образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил

брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть

разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата,

встретил друга; написал брату, написал письмо).

Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит

«субординативный» характер. Субординация – связь прямая и односторонне

направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных

способа связи слов в словосочетании.

Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое

слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай,

этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова

красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской

род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно

изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему

сараю, этими сараями.

Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое

слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении

существительного) ставится при главном слове в определенном падеже,

например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин

(Р. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не

изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя,

увидели учителя.

Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое

неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)

связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво

интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

Словосочетания не употребляются в речи сами по себе, а только в

составе предложения.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит

сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу).

Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает

смысловой законченностью.

Предложение, в отличие от словосочетания, имеет грамматическую основу,

состоящую из главных членов (подлежащего или сказуемого) или одного из них.

В грамматической основе заключается грамматическое значение предложения,

которое связано с наклонением глагола-сказуемого, например: предложение

Скоро стемнеет содержит сообщение о том, что действие будет иметь место в

будущем, а предложение Сварила бы ты суп содержит побуждение. Также

предложение характеризуется интонационной законченностью, которая

выражается большой паузой в конце предложения.

Основными признаками предложения являются:

1. грамматическая форма в виде предикативной основы – главных

членов;

2. предикативное значение, выражаемое грамматическими средствами;

3. интонация, имеющая завершенное строение;

4. свободное лексическое наполнение.

Предложения в русском языке строятся с помощью синтаксических средств:

это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова -

главное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между

ними, а также могут непосредственно пере давать грамматические значения.

Например: Редела тень. Восток алел (П. п.) спрягаемые глагольные формы с

помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подлежащим, а

посредством суффикса -л- выражают значения реальной модальности

(изъявительное наклонение) и прошедшего времени.

Служебные слова являются вспомогательным средством. Одни из них

(предлоги, союзы) участвуют в грамматической связи словоформ: От непривычки

к плачу и к слезам у него у самого зачесались глаза. (Ч.); другие выражают

оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы)

или общие грамматические значения предложения (связки): Мир все еще не был

подписан (А. Т.).

Порядок слов также помогает оформить грамматическую связь или выразить

значение члена предложения; например, в предложениях Мой брат - учитель и

Учитель - мой брат с помощью порядка слов различаются подлежащее и

сказуемое: подлежащее располагается перед сказуемым.

Интонация оформляет предложение в целом, выражает его завершенность,

передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы

голоса, темпа, благодаря паузам интонация помогает передать грамматическое

и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С

помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как

повествование, вопрос, побуждение; ср.: Утро. – Утро?(вопрос); Тишина. -

Тишина! (приказ).

Виды высказываний в предложении оформляются с помощью соответствующих

типов предложений – повествовательных, вопросительных, побудительных.

Повествовательными называют предложения, которые заключают в себе

сообщение о каком-либо факте, явлении или событии или их описание,

например: Балтийское море глубоко вдается в материк Европы (Н. Михайлов).

Повествовательные предложения встречаются в русском языке гораздо чаще

других предложений (побудительных или вопросительных). Для предложений

подобного рода характерна определенная интонация: тон повышается на том

члене предложения, который содержит наиболее важную мысль, и понижается к

концу предложения.

Побудительными называют предложения, которые выражают побуждение к

действию (приказ, просьбу, совет, пожелание, призыв), например: А ну,

трогай рысью! (М. Шолохов) Грамматическим средством оформления побуждения

прежде всего является побудительная интонация: такие предложения

произносятся высоким тоном, с большей силой напряженности. Побудительные

предложения обычно имеют один главный член - сказуемое, выраженное глаголом

в форме повелительного наклонения, например: Отец, пойдем! (А. Чехов)

Наличие местоимения-подлежащего смягчает побуждение, например: Ты мне дай

совет (Л. Толстой). Значение побуждения может быть выражено междометными

предложениями и частицами пусть, давай (давайте), да, например: -Ш-ш-ш! -

говорит Семен. - Тише, всех перебудишь (Виноградова); Да погоди, куда ты

летишь? (М. Шолохов) Часто в побудительных предложениях мы можем найти

обращение, указывающее лицо или предмет, к которому обращено побуждение,

которого побуждают к действию, например: Мой друг, отчизне посвятим души

прекрасные порывы! (А. Пушкин)

Вопросительными называют предложения, которые содержат в себе вопрос,

например: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.

Маршак) Вопросительные предложения обычно включают в свой состав

вопросительные частицы (неужели, разве, ли), например: Разве я тебе этого

не сказал? (М. Поповский); или вопросительные местоимения и наречия (кто,

что, какой, где, откуда, сколько, почему и т.д.), например: Что же это мне

приснилось? (С. Маршак) Грамматическим средством оформления побуждения

прежде всего является вопросительная интонация: тон повышается на слове, с

которым связан смысл вопроса.

Различное строение предложения, его предикативной основы отражено в

классификациях. Главными структурными типами в русском языке являются

простое предложение и сложное предложение. Простое предложение имеет одну

предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе

Лариных умолк (П.) - основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или

более) предикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению

простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А.

Т.).

Простое предложение

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается

грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения

синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами.

Это различие закреплено в двух типах простого предложения – двусоставных и

одно составных.

Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных

членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал

кусочек сыру (И. Крылов).

Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного

главного члена - подлежащего или сказуемого. По значению и способу

выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие

группы:

. определенно-личные, например: Люблю ходить босиком по траве;

. неопределенно-личные, например: В поселке открыли новую школу;

. безличные, например: Светает;

. обобщенно-личные, например: Цыплят по осени считают (Пословица);

. назывные, например: Ночь.

Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются

утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь

действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или

наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.);

Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали.

Вот и дом (Сер.).

В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с

предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например:

Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание

имеет специальный показатель – частицу не (ни), но может быть выражено

описательно: Ступай, ступай – нет работы! Какая зимой работа? (М.Г.). При

наличии «двойного» отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не

мог не любоваться конем (Л.Т.).

Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены

предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения:

определение, дополнение и обстоятельство.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет

речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например:

Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась

назад (А. Чехов).

Подлежащее может быть выражено:

. именем существительным в именительном падеже, например: Слова у Пришвина

цветут, сверкают (К. Паустовский);

. местоимением в именительном падеже, например: Мы ехали по широкому лугу

(А. Пушкин);

. прилагательным, употребленным в значении существительного, например:

Смелый к победе стремится (А. Сурков);

. причастием, употребленным в значении существительного, например:

Присутствующие говорили о разных предметах (И. Тургенев);

. числительным, употребленным в значении существительного, например: Семь -

мое счастливое число;

. наречием, употребленным в значении существительного, например: Завтра не

будет похоже на сегодня (И. Гончаров);

. неопределенной формой глагола, например: Охранять природу - значит

охранять Родину (К. Паустовский);

. фразеологизмом, например: В поле вышли от мала до велика;

. синтаксически неделимым словосочетанием, например: Несколько повозок

въехало во двор гостиницы (М. Лермонтов);

. междометием, употребленным в значении существительного, например: Далече

грянуло ура (А. Пушкин).

Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с

подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.