Расул Гамзатов
«заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное
воплощение в этом коротком жанре».[49]
Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как
синтез многих традиционных явлений и новаторских поисков.
Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь
с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в
творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это
поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях
традиций этого жанра.
«Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического
творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного
изображения и выражение. [50] «Восьмистишие» и «надписи» составлены из
блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В
них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений
своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как
опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами
очищенным от всего косного или лишнего».[51]
В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность
творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым.
Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно
проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому.
В результате такого движения происходило обновление жанров:
Напишите на своем кинжале
Имена детей, чтоб каждый раз
Вспыльчивые люди вспоминали
То, что забывается подчас.
На ружейном вырежьте прикладе
Лица матерей, чтобы каждый раз
С осужденьем иль мольбой во взгляде
Матери смотрели бы на вас.[52]
Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие
художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам
времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты.
Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и
исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие
жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве
Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов
Дагестана.
Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику
обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением,
эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием
поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем
и подготовкой.
Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на
традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как
современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной
культуры, ее завоевания.
Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем
художественного мышления народов Дагестана, является сонет.
Твои глаза.
Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день
Когда они темны, как ночи тень
Когда они , как горные озера,
Из под бровей глядят прозрачным взором
Я видел их когда им что-то снится
Когда их прячут длинные ресницы,
Смягчающимися видел их, бывало,
Печальными глядящими устало ...
Склонившимися над моей строкой ...
Они забрали ясность и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, -
А я чудак, пою их сотый раз.[53]
Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к
сонету.
На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу
Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М.
Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и
многие другие признанные мастера художественного слова.
Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности
противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества
проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес
многомиллионных.
Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной
культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На
такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего
творческого пути.
Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому
и видят вещи такими, какими они есть на самом деле.
Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и
мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение
действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое
счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях.
Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще ,
представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций
мировой поэзии.
В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические
чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах
продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В.
Маяковского.
«Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его
поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. [54]
Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть
гостеприимство как явление общечеловеческое.
Хоть дом мой в стороне
Но все же сделай крюк
И загляни ко мне,
Мой незнакомый, друг.
Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В
Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино ,
переливаются , словно краски на солнце. Чувства привязанности к
возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью.
Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине,
возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в
любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви,
воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в
гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет
слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».[55]
Буду я ночью осеннею длинной
Молча хранит твой покой
Кленом, склоненным над спящей долиной,
Тихой скалой над рекой.
Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских
читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не
принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию.
Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов
пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего
«расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со
страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические
герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений , тревог,
боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем
оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж
много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».[56]
Заключение
Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной
работе мы пришли к следующим выводам.
Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии
выработались все формы литературных связей. Даже последовательное
осмысление не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской
литературе и его замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность
особенно ему дорога, вызывает научный интерес, как одна из форм
литературных связей.
Его высказывания пронизаны высоким и трепетным отношением к русской
литературе, учат не только творческому подходу по опыту, но и
свидетельствует о благотворном воздействии русской литературы на
формирование эстетических взглядов поэта.
Широкое развитие у Расула Гамзатова получают и такие формы конкретных
связей, как творческое переосмысление мотивов и образные аналогии из
отдельных произведений русских классиков, по разному отзываясь в его
творческих устремлений. Но основная суть традиций русской литературы поэзии
Расула Гамзатова не во внешне ощутимых точек соприкосновения, а глубоком
творческом освоении его опыта, в принципах типизации действительности,
реалистическом и многомерном изображении человека , его связи с обществом,
с миром, в историзме раскрытия ведущих тенденций времени, что позволило ему
создать новаторские произведения.
Пушкинские традиции получают в творчестве Расула Гамзатова развитие.
Существенное значение имело его переводческая деятельность. Благодаря
кропотливой работе над переводом поэм Пушкина, он постигает «секреты»
художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и
выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл
жизни.
Пушкинские традиции через века получают новое наполнение в
гамзатовском восприятии философии, бессмертия жизни, пронизанном моралью
личности современной эпохи. Многие его произведения перекликаются с
пушкинскими.
Однако, перекличка стихами Пушкина, не повторение его темы или формы
образца лирики, а рассказ о гражданских чувствах героя нового советского
борца. Таким образом, обращение к опыту и образам великих гениев русской
литературы обогащает художественное видение дагестанским поэтом времени и
приближает их к нашей современности.
«Исследования последовательного исторического пути зарождения, становления,
формирования аварской литературы, как эстетической системы позволяет
утверждать, что творчество Расула Гамзатова, будучи новой, более высокой
ступенью его развития, в то же время является естественным и закономерным
продолжением традиции национальной художественной культуры».[57]
Национальная культура дал ему энергию и силу для дальнейшего
творческого взлета. Гамзатов по достоинству оценил творчество каждого
дореволюционного поэта, определил его вклад в развитии национальной
культуры. И на основе всего этого он создал довольно сложную картину
развития литератур народов Дагестана. И в то же время он , раскрывая свое
отношение к культурному наследию предков, объясняет, что он мог черпать из
него, что он приобрел, что продолжил от чего отказался, в какой области
пришлось продолжить новые пути.
Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести
читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождение песенного
слова».
Расул Гамзатов отобрал все лучшее от своих предшественников,
продолжил дополнение и обновил традиции дагестанских классиков.
Лирические начала Расул Гамзатов унаследовал от легендарного
аварского поэта - певца-поэта, творившего в конце XIX века Махмуда из Кахаб-
Росо. Махмуд из Кахаб-Росо - поэт любви и романтик. Романтизм Махмуда
сменила реалистическая сатира самобытного поэта Гамзата Цадасы. Он
правильно оценил происходящие в жизни процессы и отразил их правдиво,
поднял актуальные для общества вопросы.
Расул Гамзатов позаимствовал и соединил в своем творчестве
романтические традиции лирики Махмуда из Кахаб-Росо и реалистические
тенденции своего отца и наставника Гамзата Цадасы.
3. Расул Гамзатов определяет значение новаторства так:
«Искусство чуждо новаторство. Это все выдумано. Не потерять того , что
создано Пушкиным и Махмудом, - вот суть новаторства».[58]
Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула
Гамзатова проявляется выражении тех черт народного духа, каких не могла
открыть поэзия его отцов. Мелодия гор его стихах о Кубе, об Африке и
Японии. Общечеловеческие вопросы, молитвы не умолили национального в его
поэзии. Напротив, сделал национальное более высоким и могущественным.
Он обновил жанры поэзии: восьмистишие, четверостишие, надписи,
эпиграммы, сказания и т.д.
Такие жанры литературы, как сонет, эпиграмма, сказания ,
утвердившиеся в творчестве Расула Гамзатова являются жанрами новыми и
необычными для поэзии народов Дагестана.
Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику, обусловлены
индивидуальностью самого поэта, его мировидением, эстетическими
представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического
мышления.
Впервые в дагестанской литературе Расул Гамзатов обращается к форме
сонет, позаимствовав у европейской литературы. Творчество Расула Гамзатова
является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов
Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страна гор на новые более
высокие позиции, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы
искусства. Наряду с обогащением традиционных видов искусства Дагестана -
музыки, хореографии, театрального искусства, творчество поэта дала мощный
толчок зарождению новых видов искусств, как эстрада, балет, кино.
В советскую многонациональную культуру творчества Расула Гамзатова
вошло еденным могучим потоком, представляя собою широчайшую панораму
человеческой жизни, обращенную в слове, звуке, цвете, материале.
Расул Гамзатов - поэт и общественный деятель. Он достойно
представляет нашу многонациональную литературу зарубежом. Его поэзия
воспринимает современный мир во всей его сложности, противоречивости. Он
ставит в своем творчестве волнующие человечества проблемы.
Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия
как и великого русского поэта Пушкина останется всегда актуальной и никогда
не потеряет своего значения.
Библиография
1. Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала: 1993, с.24.
2. Абашидзе И. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова . Махачкала:
1986, с.164.
3. Антопольский Л.Б. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова.
4. Айтматов Ч. Да будет урожайной страда. //Расул Гамзатов - поэт и
гражданин. Махачкала: 1976, с.271.
5. Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный
литературный процесс. Махачкала: 1995, с.152.
6. Бушмин. Методологические вопросы литературных исследований. М.: с.167.
7. Гамзатов Р. Поэмы. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.575.
8. Гамзатов Р. Берегите матерей. Поэма. Махачкала: 1981, с.144.
9. Гамзатов Р. Восьмистишия и надписи. М.: Правда, 1962, с.32.
10. Гамзатов Р. Восьмистишия , эпиграммы. М.: Молодая гвардия, 1964, с.262.
11. Гамзатов Р. Мулатка. М.: Советский писатель, 1966, с.135.
12. Гамзатов Р. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: 1964, с.527.
13. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Правда, 1969, с.64.
14. Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.366.
15. Гамзатов Р. Избранные произведения. Т. I. Махачкала: 1970, с.495.
16. Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала: 1976, с.319.
17. Гамзатов Р. По земному беспокоюсь. Махачкала: 1987, с.203.
18. Гамзатов Р. Искусство неподдельно: Беседа с Антопольским.//Верность
таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.11.
19. Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.71.
20. Гринын В.В. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179.
21. Карим М. Жизни суть. //Литературная газета. Махачкала: 1962.
22. Лодыгин А.Б. Искусство неподдельно.//Диалектика преемственности. Минск:
1979, с.179.
23. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова.//Художественные искания в
современной дагестанской литературе. Махачкала: 1983, с.57.
24. Мусаханова Г.Б. Традиции Пушкина. В творчестве Расула
Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала:
1988, с.43.
25. Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове.//А.С.Пушкин. Сочинения , Т.I.
М.: 1985, с.352.
26. Огнев В. Расул Гамзатов. М.: 1964 , с.140.
27. Ромашко К.И. Традиции и современность. Минск: 1974, с.237.
28. Султанов. Поэт - полемист.//Этюды о литературах Дагестана. М.%
Советский писатель, 1978, с.270.
29. Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове.
Махачкала: 1973, с.227.
30. Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии.//Гамзат Цадаса в
воспоминаниях современников. Махачкала: 1983, с.192.
31. Хайбуллаев. Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.192.
32. Цадаса Г. Пушкину. Избранное. М.: 1977, с.235.
33. Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной
России.//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский
период. М.: 1985, с.297.
-----------------------
[1] Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный
литературный процесс. Махачкала: 1998, с.117.
[2] Мраклий Абашидзе. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова.
Махачкала: 1986, с.11.
[3] С.Хайбуллаев. Наследия и открытия. Махачкала: 1983.
[4] Р. Гамзатов. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970.
[5] Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235.
[6] Р.Гамзатов. Навстречу современности.
[7] Г.Б.Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Расула
Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала:
1988, с.128.
[8] Г.Б.Мусаханова. Традиции Пушкина в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин
и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35-36.
[9] В.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1,
с.8-12.
[10] Гамзатов Р. Навстречу современности.//Литература Дагестана и жизнь.
Махачкала: 1969, с.18.
[11] Гамзатов Р. Верность таланту.
[12] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.117.
[13] А.С.Пушкин. Сочинения. Т.1. Москва, 1985, с.352.
[14] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5.
[15] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5.
[16] Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Расула
Гамзатова.//Мастерство Р.Гамзатова. Махачкала: 1986, с.125.
[17] Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова.
//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35.
[18] Вл.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977,
№1, с.8-12.
[19] Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова.
[20] Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России.
//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.:
Наука, 1985. с.97.
[21] А.С.Пушкин. Сочинение. Т.II. Москва: 1986, с.21.
[22] Гамзатов Р. Искусство наподдельно: Беседа с А.Антопольским .//Верность
таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.117.
[23] Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.7.
[24] Хайбуллаев. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и
открытия. Махачкала: 1983, с.60.
[25] Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове.
Махачкала: 1973, с.54-55.
[26] Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований.
М.: с.167
[27] Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.54.
[28] Хайбулаев Г. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и
открытия. Махачкала: 1988, с.65.
[29] Ромашко Н.И. Традиции и современность. Минск: Изд-во БГУ, 1974, с.9.
[30] Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана. Махачкала: 1973, с.11.
[31] Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии. //Гамзат Цадаса в
воспоминаниях современников. Махачакла: Дагкнигиздат, 1967, с.7.
[32] Гамзатов Р. О любви. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 38.
[33] Гамзатов Р. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 52.
[34] Гамзатов Р. Берегите матерей. М.: Советская Россия, 1983, с.163.
[35] Гамзатов Р. Собрание сочинений . В трех тоиах. М.: 1969, с.231.
[36] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.50.
[37] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.24.
[38] Гамзатов Р. Поэмы. Собранные сочинения в 3-х томах. Т.2. М.: 1969,
с.150.
[39] Гринин В.В., Лодыгин А.Б. Искусство.//Диалектика преемственности.
Минск: 1979, с.179.
[40] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.119.
[41] Гамзатов Р. Избранные произведения. Т.I.. Махачкала: 1970, с.60.
[42] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.120.
[43] Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1969, с.92.
[44] Айтматов Ч. Да будет урожайный страда. //Расул Гамзатов - поэт и
гражданин. Махачкала: 1976, с.92.
[45] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.128.
[46] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.146.
[47] Тихонов Н.С. Широкое слово. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин.
Махачкала: 1976, с.15.
[48] Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: 1988, с.147.
[49] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118.
[50] Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.63.
[51] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118.
[52] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.21.
[53] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.62.
[54] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана.
М.: Советский писатель. 1978, с.157.
[55] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана.
М.: Советский писатель. 1978, с.162.
[56] Мустай Карим. Жизни суть. «Литературная газета», 15 ноября 1962.
[57] Хайбуллаев С. Творческое освоение литературного наследия. //Наследие и
открытия. Махачкала: 1983, с.60.
[58] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: 1982, с.215.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|