рефераты скачать

МЕНЮ


Расул Гамзатов

близки друг к другу. Но принципы этого обращения у них весьма различны. Они

определяют своеобразием идейно-художественных и эстетических систем двух

поэтов. В центре поэзии Махмуда из Кахаб-Росо его любимая. Продолжая

махмудовские традиции, и в то же время, соперничая с ним в постижении

глубины изобразительности и выразительности мира человеческих чувств, Расул

Гамзатов написал многие стихотворения любовной лирики. Их отличает

махмудовская страсть, накал чувств, темперамент. Иные произведения этого

цикла близки к поэзии Махмуда своей тональностью, романтической

приподнятостью, возвышенностью образной системы, стремлением подчинить

любви все силы природы.

По гребням лет не в образе башни,

А женщиной из плоти и огня

Она ко мне является поныне

И превращает в мальчика меня.[32]

В своих стихотворениях, называя имена своих учителей и наставников,

обращаясь к ним со словами благодарности , Гамзатов пишет:

Я знаю наизусть всего Махмуда,

Но вот не понимаю одного:

Откуда о любви моей, откуда

Узнал он до рождения моего? [33]

Образ матери представляет перед нами , как хранительницы семейного

очага, и того, из чего невозможно движение жизни, хранительницы воды и

огня, центральной опорой горской семейной сакли.

Трудно жить, навеки мать утратив

Нет счастливее вас, чья мать жива!

Именем моих погибших братьев

Вслушайтесь - молю! - в мои слова !

Как бы ни манил вас бы событий

Как ни влек бы свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягой и забот.[34]

Прослеживая творчество Гамзата Цадасы, можно ясно представить движение

мысли поэта от Дагестана к огромной России, от нее к заботам и чаяниям

человечества. Особенно этот процесс заметен в творчестве Цадасы 40-50

год в к периоду интенсивного литературного труда сына. Гамзат своим

творчеством, общественной деятельностью поднял сына на свои плечи, чтобы

ему видны были дали, к которым он шел в силу скоротечности человеческой

жизни не смог дойти. А Расул Гамзатов охватил своим взором эти дали,

рассказал о них Дагестану и им о своей Родине.

Я жизнь люблю, люблю и всю планету,

В ней каждый ,даже, малый уголок,

А более всего Страну Советов,

О ней я по-аварски пел, как мог. [35]

По всем странам, по всем континентам пронес Расул Гамзатов свою любовь

и свою боль, ни на минуту, не забывая родной Дагестан. И о чем бы не пел

Гамзатов, его песня в конечном счете о Родине:

С какой вершины, я не брошу камня,

Он вижу летит и продает там,

В какой низине песня не пришла мне,

Она летит к моим родным горам !

Перед дагестанским литературоведением стоит задача всестороннего

охвата вопросов русско-дагестанских литературных связей как во всей

дагестанской литературе, так и в творчестве ее ведущих представителей.

Творчество Расула Гамзатова дает возможность конкретизировать ответ на

вопрос «что дают русской литературе национальные литературы?», на который,

по существу, наша наука еще не ответила. Развитие литературного процесса

современности все настоятельнее выдвигает его перед дагестанским

литературоведением.

Вечные темы - любовь к матери, любовь к женщине - какая в них тайна!

Вроде бы все сказано, а прикоснись к ним рука истинного художника - и

зазвучат они словно в первый раз.

Когда для вас день начинается,

В тот миг, когда вспыхнет заря,

И солнце окошка касается,

Огнями на стеклах горя?

А мой лишь тогда начинается,

Когда, меня взглядом даря

Подруга моя просыпается. [36]

Книга любви Р.Гамзатова «Две шали» - книга сердца много и

противоречивого , простого и сложного. Любовь у него то прозрачный

кристалл, сквозь который светит материнское лицо.

Наполняй весь дом табачным духом

Лей бузу, вина захочешь - пей,

Можешь не жалеть меня, старуху

Только выздоравливай скорей.[37]

То горный поток, в котором сливаются разные ручьи. Национальный

аварский характер и народные традиции придает книге неповторимое

своеобразие. Как не подивиться еще раз родному русскому языку, чья щедрая

способность проникать в особенности иных ??43 дает нам возможность

наслаждаться переводами, чувствуя отличие итальянца от калмыка, эстонца от

индейца. Гамзатов по-русски звучит как горец и никто другой. В этом немалая

заслуга переводчиков, хотя и не все стихотворения в книге «Две шали»

переведены удачно и читателю подчас непросто пройти к истинному Гамзатову

через такие словосочетания, как «влычая молчанием уста, памяти седин»,

«надежду с утренним челом». Поэма «Берегите матерей» - гимн Родине,

матери, женщине. Поэма это многозначна и поднимается до высоких гражданских

обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и

концентрирует внимание на образе. Идея поэмы, рожденный потребностью

заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду

памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не

сводится к одному конкретному образу - в поэме глубокое и взволнованное

раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании

с матерью, прощание всех матерей и сыновей.

Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее

художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной

образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь

полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека,

сумевшего выстоять.

Это все замечательно определен и выражен одним единственным, но

чрезвычайно емким образом шали. Древний и обязательный , как закон, обычай

ношения платка - шали сделал его широким национальным символическим

образом. Белый платок горянки в фольклоре - символ чистоты и непорочности,

черный -знак траура и печали; снятый головы и брошенный к ногам враждующих,

он орудие миротворчества, потеря его - позор навеки и т.д.

Прямой и непосредственный свидетель и участник всех событий в жизни

матери, шаль становится эмоциональным заинтересованным рассказчиком, ибо

все драмы судьбы ее хозяйки вносили в ее «жизнь» коренные изменения.

Отражая смену волн, царивших в жизни матери - шире в человеческом вообще, -

менялись ее краски: веселые сменялись печальными, и, наоборот:

Какой только я не была!

И зеленой.

Как в Африке знойной могучий банан

Лиловой была, как преторы полян,

Что в мае коврами фиалок одеты.

Была и кофейного теплого цвета,

Оранжево-желтой была, как закат,

Была золотистою, как листопад,

И серой, как надпись на старом кинжале, -

Цвета перемены судьбы отражали.[38]

Глава III. Новаторство творчества Расула Гамзатова.

В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности

Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и

профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова

обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с

современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества,

идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего,

будущего глазами современного художника , современности художественного

языка, изобразительно-выразительных средств. По определению В.В.Гринина и

А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый современный герой ,

новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно

как и творческие находки воплощении замысла».[39]

Относительно российской многонациональной литературы термины и

понятия, современность и новаторство воспринимаются как синонимы, так как

лучшие художники - наши современники являются подлинными новаторами в

области художественного творчества.

К плеяде таких мастеров искусства мы относим Гамзатова, с творчеством

которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей

дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты

национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда

художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим

проблемам».[40]

Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений Р.Гамзатова «Иной

чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма

советских людей.

Да, его предки - поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ,

жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного

качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих

крыльев:

Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду. [41]

Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок,

республика строящая в большой семье народов советской страны счастливую

жизнь - предмет особой любви и восхищении.

Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание своей

причастности в великой созидательной деятельности советских народов

значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали

ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей

нашей многоликой планеты.»

Буквально с каждым новым сборником поэт все сильнее и сильнее тянется

к проблемам вечным и не приходящим : проблеме добра, справедливости,

человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран

близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт

приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества

...».[42]

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана.

В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его

поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам

России , оттуда еще шире к странам и континентам планеты.

Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на

зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я

не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем

Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех

явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь

мир».[43]

В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз

Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет:

«Практика Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству

сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе.

Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая

гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит

широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и

мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни,

проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность,

популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и

прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем

большого советского писателя».[44]

Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди

всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и

заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут

думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти

мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале.

«Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность

образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества».

Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной

деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический

материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия.[45]

В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных

стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и

вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность.

Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать

национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала

поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людам планеты, благодаря ей он

приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим

творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую

высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы

современности, одинаково важные и близкие для его родного народа, родной

страны. Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их

взаимное доверие.

Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике

Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и

континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный

подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во-

первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов,

художественных форм для отображения новой действительности, нового

человека, новой психологии.

Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики

прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития

художественных форм.

В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе

того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми

содержательными или формообразующими признаками, компонентами.

В-четвертых, в введении национальную художественную систему

непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной

практике».[46]

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт

народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет,

конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников

Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны,

сроившей коммунизм. Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж,

Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан множеством путей

связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран

и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал

он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и

самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об Африке

или Японии. Понятно, он - поэт «общий» применяя определение С.Стальского,

т. советский.

Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его

таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали

национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока:

«Страсть всякого поэта ... насыщена духом эпохи ... ибо в поэтическом

ощущении мира нет разрыва между личным и общим ...». Личное (свое) и общее

(общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться,

не координироваться между собой.

Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из

исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии

Гамзатова не подтверждает этого?

Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее

география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к

источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической

традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только

как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в

книгу. Они блестяще служат замыслам поэта.

У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой

подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили

был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его

коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться

в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность?

Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова.

Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с

народной дагестанской традицией.

В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской

поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской

поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает

новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом

Страны гор.

Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил

эту новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже

чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял

самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о

родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств,

нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое,

близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего

времени ».[47]

Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в

широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды

и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-

художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового

литературного процесса.

С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как

отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала

аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами,

которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной

практике».[48]

В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе,

широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие,

восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами.

Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам.

В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были

заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так

определяет творческую историю этих произведений.

«Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской

поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать

восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.