Расул Гамзатов
строки стихотворения, являющиеся, как у Пушкина, итогом рассказанного несут
по-пушкински светлую мысль о торжестве жизни, о торжестве ее вечных
начал:[16]
Люблю, и радуюсь, и стражду.
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.
Пускай покину мир однажды
Я жажду в нем не утолял.
Но людям жаждать этой жажды
Покуда вертится земля.
Как пишет Г.Б.Мусаханова в статье «Пушкинские традиции в творчестве
Р.Гамзатова» «...пушкинская традиция получает созвучие в гамзатовской
восприятии философии бессмертия жизни, пронизанном моралью личности
современника».[17]
Вспомним концовку пушкинского стихотворения:
Да здравствует музы, да здравствует разум !
Да здравствует солнце, да скроется тьма !
годами мы знаем это юношеское светлое восприятие жизни, ее вечных
животворящих начал получает полноту и глубину звучания в творчестве
Пушкина. И несмотря на драматизм обстоятельств его жизни, потерю и гибель
друзей-единомышленников, несмотря на все конфликты и катаклизм
действительности, отражавшиеся в его творчестве с глубокой остротой. Он
сохранил солнечное восприятие великой ценности жизни. Не случайно
передовая русская критика характеризовало его «солнечным гением», глубоко
гармоничным талантом.
В этом пушкинском ключе восприятия жизни созданы многие произведения
Р.Гамзатова зрелого периода, повествующие о быстротечности жизни к смерти,
характеризующими глубоким психологическим раскрытием «диалектики» души
человека. Осмысливая характер реализма Пушкина, историзм его
художественного мышления, Р.Гамзатов в диалоге с критиком Вл.Коркиным
говорит: «Реалист, какую бы трагедию или драму ни переживал, знает что
жизнь прекрасна и вечна ... Пушкинский реализм утверждает единство бытия в
перспективе истории, открывает закон гармонии реального мира, диалектику
души».[18]
Отличительная черта восприятия Р.Гамзатовым пушкинских традиций
заключается не во внешне ощутимых «точках» соприкосновения с его наследием,
а в многообразном творческом постижении жизни «секретов» мастерства, в
усвоении его принципов правдивого изображения человека и его связей с
обществом, в историзме постижения ведущих тенденций времени, в отношении к
родному фольклору, в поисках собственных путей в искусстве. И В этом
качестве связи творчества Р.Гамзатова с Пушкиным характеризуют новый
уровень контактов и сближения дагестанской литературы с русской
литературой. Одним из основных сближающих творческих начал обоих поэтом,
является «всеотзывчивость» их поэзии.
«Ф.М.Достоевский выделил как одну из важнейших особенностей
творчества Пушкина «всеотозванность его лиры», широту и глубину отклика на
ведущие проблемы времени, а В.Г.Белинский в «Евгении Онегине» увидел
«энциклопедию русской жизни» 20-х годов прошлого века».[19]
Но творчество Пушкина не было обращено только к русской
действительности его времени, поэта взволновали прошлое и будущее России, в
его поэзию как говорит Г.Ф.Юсуфов «врывались гул и раскаты европейских
революций и освободительных движений конца XVII начала XIX века.[20]
Запад и Восток панорама жизни народов России обретали под его пером
непреходящую художественную ценность, расширявшую идейные и тематические
горизонты русской литературы.
«Всеотзывчивость», широта осмысления истории и современности Запада и
Востока отличают и поэзию Р.Гамзатова, значительно обогатившую
тематические, национальные и интернациональные масштабы литературы
Советского Дагестана.
В широте охвата проблем современности опыт Пушкина определенным
образом служил ему примером. При этом выступают и типологические сближения,
поднявшие мир поэзии Р.Гамзатова с Пушкиным в поисках высокой духовности, в
проблемах нравственности и гуманизма, в художественных принципах
соотношения личности и общества, открытости чувств человека.
Особенно дорого Р.Гамзатову Пушкин патриотическими и
интернациональными чертами своей поэзии, о чем он с большой теплотой и
восхищением говорит о статье «Стоял он дум великий полн».
В конце XX века в поэзии Р.Гамзатова появляются образцы его любимых
поэтов Пушкина и Лермонтова - выступают как символы совести и чести,
высочайшей вершины человеческого духа. Это не только благ овеянная дань
памяти великим русским поэтам, что было характерно для многих произведений
дагестанской поэзии 30-х годов и последующих лет посвященных великим
русским классикам. В его произведениях нет их жизнеописания, но в них
присутствует высокий дух русских классиков, обогащающий раскрытию сложности
духовного мира современника, доискивающего до сути сложных вопросов бытия и
способствующий раскрытию новых граней исповедального характера поэзии
Р.Гамзатова. Так, в произведениях «Пришла пора» «задуть огни селениям»,
«Граница жизнь и смерть Пушкина» Лермонтова становится темой философского
нравственного осмысления границы между подлостью и величием духа, идейным
существованием и бессмертием.
Вместе с тем у Р.Гамзатова образы русских поэтов при всем почитании их
не хрестоматийны. Среди подобных произведений Р.Гамзатова, посвященных
Пушкину, выделяются одно небольшое стихотворение, в котором образ русского
поэта помогает осмыслению непростых в прошлом взаимоотношений народов
Дагестана и царской России. Это восьмистишие с эпиграфом одно строкой из
пушкинского «Кавказского пленника»: «Смирись, Кавказ, идет Ермолов !». И
затем все стихотворение представляет собой переосмысление этого эпиграфа:
Нет не смирились и не гнули спины
И в те годы, и через сотни лет
Ни горские сыны, ни их вершины
При виде генеральских ополет
Ни хитроумные бранное ни сила
Здесь ни причем. Я утверждать берусь:
Не Русь Ермолова нас покорила
Кавказ пленила пушкинская Русь.[21]
Как мы видим, заявлена очень серьезная тема и несмотря на лаконизм
художественного решения ее, автору удалось передать сложные взаимоотношения
Дагестана и России периода Кавказской войны и раскрыть смысл новых
взаимоотношений, рожденный дружбой народов, показать новое мироощущение
горца, чувствующего себя законным наследником передовой России -
«пушкинской Руси», ищущего в истории сближение наших народов духовные
начала. Замечательные строки четко отделял Пушкина сочувствующего горца, от
официальной царской России, являются новаторским художественным решением
темы «Пушкин и Кавказ». Это своеобразный поэтический памятник великому
русскому поэту. И в то же время стихотворение становится новым открытием
национальных и интернациональных черт характера современного горца, его
гражданских позиций. Образ Пушкина, его личность позволяет поэту высветить
сложность и многомерность жизни, ценность духовных и нравственных поисков
современника.
Обращение к опыту и образ гения русской литературы обогащают
художественное видение истории дагестанским поэтам и приближает Пушкина к
нашей современности.
Вместе с тем, творческое усвоение его опыта способствовало раскрытию
новых граней исповедальной направленности поэзии Р.Гамзатова, наполнению ее
философской глубиной. При этом еще ярче выразилась национальная
художественность его творчества, свидетельствуя о высоком уровне
литературных связей на современном этапе, когда контакты, способствуя новым
художественным открытиям, углубляют черты самобытности его поэзии,
представляющий собой целый образный мир идей и поэтические открытия.
Для понимания творческого характера связей поэзии Р.Гамзатова с
пушкинскими традициями значительный интерес представляет утверждение тонера
сонеты в его поэзии, который во многом развивается в русле пушкинских
традиций.
В своих художественных поисках создания этого жанра Р.Гамзатов
опирался на традиции всей мировой поэзии, но в его творчестве отозвались
традиции шекспирского и пушкинского сонета. Для Р.Гамзатова Пушкин и
Шекспир - величайшие вершины поэзии, художники, которые по его мнению, «с
равной силой владели двумя струнами человеческой природы - чувством и
мыслью»[22] и гениально их выразили в органическом сплаве. И в то же время
и горские сонеты Р.Гамзатова стали новым словом, открыли перед литературами
родного края, своего Северного Кавказа новые художественные возможности,
приобщив к общеевропейской культуре сонета.
Но главное, что особенно важно подчеркнуть, обращение к жанру сонета -
этой сложной форме лирики- соответствует художественной природе
дагестанского поэта и не воспринимаются инородным в его поэзии. Он
воспринял опыт русской поэзии и интернациональный опыт сонеты, исходя из
возможностей национальной традиции родной культуры и своей художественной
практики.
Еще до обращения к жанру сонеты, доля которого считается основным
изображением любви борьба страстей, нравственных конфликтов, Р.Гамзатов
проявил себя общепризнанным мастером любовной лирики, и в своих сонетах он
органически слил многовековые традиции восточной любовной лирики с
европейскими традициями сонеты, опоэтизировав и возвеличив Женщину,
святость чувств.
Так же соответствует сложившимся принципом его поэзии, особенно его
миниатюра и восьмистиший, характерная для сонеты краткость, метафоричность
и офоричность повествования с акцентом на глубину подтекста, обретающую
философскую значимость, с завершающими строками, являющимися смысловым,
ключом произведения.
В многовековое искусство сонета Р.Гамзатов внес живую струю
национальной горской поэзии. Поэт преодолел специфический барьер формальных
требований сонетной системы, с ее сложной рифмовой и компоновкой за счет
многообразия естественных средств аварского стиха, несмотря на отсутствие
конечной рифмы, о чем сам поэт сказал потом: «Брак аварского стиха с
европейским сонетом - это брак по любви, и в нем не было никакого насилия.
Здесь я на своем коне и у своей калитки».[23]
Все эти факты говорят о том, что традиции Пушкина, его реализма,
историзма глубокого постижения жизни и характера человека плодотворно
развиваются в дагестанской литературе дают новые импульсы, помогающей
духовному и поэтическому росту нашей литературы. Эти некоторые наблюдения,
естественно, не претендуют на полноту освещения взаимосвязи поэзии
Р.Гамзатова с творческим опытом Пушкина.
Глава II. Развитие традиций дагестанских классиков в
творчестве Расула Гамзатова.
Как пишет исследователь Хайбуллаев: исследования последовательного
исторического пути зарождения, становления, формирования аварской
литературы, как эстетической системы позволяет утверждать, что творчество
Расула Гамзатова, будучи новой , более высокой ступенью развития, в то же
время является естественным и закономерным продолжением традиций
национальной художественной культуры.[24]
Знаток и ценитель поэзии Н.С.Тихонов отметил связь творчества
Р.Гамзатова с тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и его
новаторский характер. В открытом письме в честь присуждения в 1963 году
Расулу Гамзатову Ленинской премии за сборник «Высокие звезды» Н.С.Тихонов
также писал: «Старый друг, дорогой Расул ! Нелегко быть выдающимся поэтом в
стране, где издавна известна и любима высокая поэзия. Нелегко продолжать
поэтическое дело в Дагестане, в Аварии, где были также могучие поэты, как
Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса, их хранить бережно народная
память, но тебе это сделать, потому что гордый родных гор, родного народа
дал тебе силу и слово для поэтического подвига. И тем заслужил ты любовь
большого читателя».[25]
Творческие связи поэта с традициями национальной культуры сложны и
многогранны. Приближаясь к творчеству Расула Гамзатова, с его статьями по
истории и теории литературы народов Дагестана, можно понять то, что он
освоил достижения художественной мысли мира и Дагестана, в эстетическом,
идейном и художественном плане.
Национальная культура дала ему энергию и силу для дальнейшего
творческого взлета.
Опыт развития аварской литературы подтверждает правильность вывода о
том, что «массовое литературное движение всегда является необходимой
исторической предпосылкой гениальных писателей».[26]
Литература Дагестана второй половины XIX века выдвинула Махмуда из
Кахаб-Росо, в которой были сконцентрированы творческая мощь эпохи.
Эпоха больших социальных перемен обусловила появление блестящего в
аварской литературе сатирика Гамзата Цадасы, ему на смену пришел Расул
Гамзатов - поэт большого дарования, который продолжил традиции дагестанской
лирической поэзии в XX веке.
Расул Гамзатов неоднократно указывал на особенности движения
эстетической мысли народов Дагестана.
«Надо помнить, что поэзия, - наиболее самобытная, первородная форма
нашей литературы - способствовала и способствует рождению и развитию других
народов и видов литературы. Мы улавливаем родство с позиций в нашей молодой
прозе и в драматургии».[27]
«Начиная с XVIII века на всем протяжении своего развития стержневыми в
аварской литературе были идейно-тематические ряды и проблемы: раскрепощение
человеческой личности, эмансипация женщины, борьба против религиозного
мракобесия. Сильные социальные мотивы, пристальный интерес к заботам и
нуждам трудового человека, воспевание добра и справедливости обусловили
гуманизм и демократизм развивающейся литературы».[28]
Прослеживая эволюцию жанровой структуры аварской литературы, мы и
здесь замечаем постоянную преемственность. Одним из распространенных жанров
аварской поэзии является философская лирика, зачинателями которого были
Магомед Кудутлинский и Гасан из Кудали, дальнейшее становление и развитие
она получает в поэзии Али-Гаджи из Инхо, затем в поэзии Гамзата Цадасы и
Расула Гамзатова. Традиции любовной лирики последовательно передавались
друг другу Анхил Марин, Эльдарилав, Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо, поэты
махмудовской поры: Этил Али из Тлетля, Нурмагомед из Местеруха, Магомед из
Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея. Она становится ведущей
в творчестве Галуатова.
Сатира, которая стала основным оружием Гамзата Цадасы, свое начало
берет в творчестве Саида Аракинского и получает дальнейшее развитие в
поэзии Магомедбега из Гергебеля, Алибаджи из Инхо, к ней также нередко
обращается и Расул Гамзатов.
Движение аварской литературы от эпохи к эпохе позволяет проследить
разнообразное проявление традиций в форме идейных, то в форме тематических,
то в форме жанровых, то в форме стилевых, то в форме принципов отбора,
обобщения, отражения жизненных явлений.
Каждое последующее поколение деятелей литературы располагало
культурным наследием - совокупностью художественных ценностей, созданных
предыдущими поколениями художников. Но не отвечало запросам и нуждам
последующих эпох, не все в нем могли быть воспринято и продолжено.
По точному выражению Ромашка «Традиция - это прошлое в современности и
современное в будущем, та активная тенденция в литературе, посредством
которой осуществляется времен, это общий язык для литературы разных
эпох».[29]
Будучи лирическим поэтом Расул Гамзатов сделал многое для развития
литературно-критической мысли Дагестана. Он по достоинству оценил
творчество каждого поэта дореволюционной аварской литературы, определил его
вклад в развитие национальной культуры. И в результате он создал довольно
полную противоречивую картину преемственного развития литературы народов
Дагестана поэтапно, начиная с ее истоков до современного состояния.
Расул Гамзатов, раскрывая свое отношение к культурному наследию
предков, объясняет, что он мог черпать из него , что он приобрел, что
продолжил, от чего отказался, в какой области пришлось продолжить новые
пути.
Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести
читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождения песенного
слова». Нов своих стихотворениях, поэмах, в прозе, литературно-критических
статьях он все чаще и чаще обращается к творческому и гражданскому облику
Махмуда из Кахаб-Росо и Гамзата Цадасы. Для него они являются художниками,
определившими целые этапы развития художественной культуры народа,
маяками, на которых ориентировались их современники и последователи, они
определяли уверенную поступь нашей литературы. Расул Гамзатов образно и в
то же время конкретно выразил это движение аварской литературы от одной
вехи к другой.
Расул Гамзатов, выросший на традициях своих предшественников, будит
Гамзата Цадасу, он свою очередь Махмуда, Махмуд собирает своих
предшественников и современников. Если расположить этот ряд в
хронологической последовательности, то Махмуд из Кахаб-Росо, по выражению
Н.С. Тихонова, «был призван завершить огромный путь развития горной
лирической поэзии созданием произведений, являющихся высоких образов не
только дагестанской, но и мировой лирики».[30]
Махмуд создал целую поэтическую школу. В период жизни Махмуда из Кахаб-
Росо творила целая плеяда лирических поэтов, которая шла по его стопам в
русле его тематики, проблематики, зачастую подражала ему, будучи не в
состоянии превзойти его силу в качества и степени своего таланта. Поэт
творил почти до конца первых десятилетий двадцатого века.
Махмуд - лирический поэт, но романтизму Махмуда сменили реалистические
тенденции появившегося на литературной арене самобытного поэта Гамзата
Цадасы.
Гамзат Цадаса правильно понял происходящие в жизни процессы, отразил
их правдиво, поднял актуальные для общественного развития вопросы и
стремился дать на них ясный ответ. Это усилила связь его литературы с
жизнью народа.
Н.С.Тихонов имел основание сказать, даже тогда, когда еще в полной
мере не раскрылся многогранный талант Гамзата Цадасы, о нем : «Это был
самый острый ум современной Аварии, поэт, убивавшим словом врагов нового,
мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный ко всему
ложному, смелый борец с невежеством , глупостью и корыстью».[31]
Унаследовав от своих учителей и наставников уроки гражданской и
художественной деятельности, Расул Гамзатов обращается к новому поэту,
чтобы тот разбудил его, разбудил его в том отношении, что ему, новому поэту
предстоит дальше нести поэтическую эстафету, когда-то принятую им самим от
предшественников.
Заслуга Расула Гамзатова в том, что не теряя достижений своих
предшественников, огонь их поэзии, сохраняя в своем творчестве дух и мощь
дореволюционной литературы, он проложил новую трапу развития культуры
народов Дагестана.
В обращении к женщине Махмуд из Кахаб-Росо и Расул Гамзатов очень
Страницы: 1, 2, 3, 4
|