рефераты скачать

МЕНЮ


Промышленная политика Нижегородской области

привлекательны для частного капитала.

. Совершенствование системы управления, предусматривает разработку

законодательного механизма разграничения прав и обязанностей

собственников и управляющих, создание системы государственного контроля

за деятельностью управляющих, создание системы непрерывного обучения и

переподготовки управляющих кадров.

Основные направления реформирования и оздоровления промышленных

предприятий региона представлены на рис. 6

Наиболее важное направление для развития региональной промышленности среди

перечисленных имеют:

· реформирование системы налогообложения;

· формирование внутреннего рынка:

. обеспечение финансовыми ресурсами.

Поддержка реализации этих направлений является первоочередной задачей

государственных органов власти Нижегородской области на федеральном уровне.

Совершенствование системы налогообложения

Для стимулирования производства необходимо снижение ставок налогов,

напрямую влияющих на деловую активность предприятий, и перенос налогового

бремени на долю условно-постоянных налогов: таких как налог на имущество,

землю и др.

Снижение ставки НДС - до 15% позволит предприятиям сэкономить оборотные

средства и снизить цены на продукцию.

Отмена запретительного налогообложения продаж продукции ниже себестоимости

и имущества ниже остаточной стоимости будет содействовать снижению цен,

решению проблемы неплатежей и активизации перераспределения имущества в

пользу эффективного собственника.

Необходимо вывести из-под налогообложения прибыль, инвестируемую в развитие

реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность,

разрешить органам местного самоуправления корректировать ставку налога для

социально значимых предприятий.

Формирование внутреннего рынка

Активное применение защитных мер в соответствии с Федеральным законом "О

мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли

товарами":

· использование квот и пошлин для защиты перспективных и значимых для

общества и государства производств и видов деятельности, приведение их в

соответствие с приоритетами промышленной политики;

· осуществление жёсткого контроля качества ввозимой продукции;

· квотирование экспорта стратегических видов сырья с учётом приоритетного

обеспечения нужд отечественной промышленности, в первую очередь по экспорту

приоритетных для промышленности области видов сырья: нефти, алюминия, лома

цветных и чёрных металлов, кожевенного сырья.

Разработка и утверждение дифференцированной системы мер государственной

поддержки инвестиционных проектов в промышленности

· предоставление налоговых льгот и государственных гарантий в зависимости

от объёма инвестиций, сроков окупаемости проекта, приоритетности отрасли и

региона, в котором осуществляется проект.

Содействие установлению максимально низких цен и издержек

товаропроизводителей:

· установить прямое государственное регулирование через систему

нормирования затрат и осуществить снижение цен на услуги естественных

монополий и производителей некоторых видов топливно-энергетических

ресурсов;

· установить пониженные нормативы амортизационных отчислений на основные

фонды, полученные предприятием в результате приватизации;

· стимулирование вывода из состава имущества предприятия неиспользуемых

мощностей путём освобождения от НДС безвозмездно передаваемых неликвидных и

не участвующих в производственной деятельности основных фондов и товарно-

материальных ценностей.

Обеспечение доступности кредитно-денежных ресурсов

· поддержание доходности операций с ценными государственными бумагами на

уровне, сопоставимым с доходностью вложений в реальный сектор;

· привлечение иностранных банков к кредитованию реального сектора

3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности

Включает совокупность прямых и косвенных мер.

Прямые меры поддержки промышленности

К прямым мерам государственной поддержки промышленности относятся:

· предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение

(полное или частичное) от уплаты налога в областной бюджет;

· предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;

· отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной бюджет;

· предоставление кредита на льготных условиях;

· предоставление инвестиций из областного внебюджетного Фонда развития

промышленности;

· финансирование программ развития промышленности на долевых началах с

другими участниками.

Косвенные меры поддержки промышленности

К косвенным мерам государственной поддержки промышленности относятся:

1) создание стабильных условий хозяйствования, в том числе условий

налогообложения и ставок налогов в течение финансового года в части,

зачисляемой в областной бюджет;

2) проведение протекционистской политики в федеральных органах

государственной власти с целью получения для предприятий области:

- контрактов на поставку продукции для федеральных и областных

государственных нужд;

- централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том

числе в рамках федеральных целевых программ;

- инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного)

от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный

бюджет;

- гарантий Правительства РФ для инвесторов;

3) содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через

развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей области

с другими регионами и государствами;

4) гарантии областной Администрации для инвесторов;

5) стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям

промышленности (услуги сертификации, штрих кодирования, консалтинга,

лизинга обучения кадров и др.)

6) содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную

собственность ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек,

связанных с расходами на их содержание;

7) содействие развитию экономически обоснованных и технологически

обусловленных производственных связей между предприятиями;

8) содействие предприятиям оборонных областей промышленности, расположенным

в области, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки

вооружения и военной техники;

9) содействие предприятиям оборонных отраслей промышленности, расположенным

в области, в проведении взаимозачетов с федеральным бюджетом в случае

несвоевременного финансирования государственного оборонного заказа или

конверсионных программ;

10) содействие предприятиям области в выполнении государственного

оборонного заказа.

Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Основная роль Департамента:

= РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА.

Положение департамента промышленности как региональной административной

единицы позволяет ему служить катализатором превращения региональной

промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко

включенную в общероссийскую и международную систему разделения труда.

Департамент интегрирует усилия основных секторов ближнего и дальнего

окружения (включая региональные и федеральные представительства, деловые

круги, учебные заведения, частные и общественные предприятия) в

Нижегородском регионе, России, других странах мира на достижении

глобальной и тактических целей промышленной политики, а также на достижении

их общего понимания.

Реализация данной Концепции предполагает, что Департамент промышленности и

Администрация Нижегородской области обеспечивает, организовывает,

поддерживает, формирует и отвечает за пять составляющих промышленной

политики:

. Формирование внутреннего рынка и организация работы промышленных

предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

. Привлечение инвестиций в промышленность.

. Развитие инфраструктуры промышленности.

. Повышение эффективности собственности в промышленности.

. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с

естественными монополиями .

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

«Вертикально» организованные сектора:

. Руководство департамента

. Информационно-аналитическое управление

. Отдел промышленной политики

. Отдел методологии и анализа экономики промышленности

. Отдел программ и инвестиций

. Отдел информации

. Управление гражданских отраслей промышленности

. Отдел машиностроения и металлургии

. Отдел легкой промышленности

. Отдел межотраслевых взаимоотношений

. Управление по военно-промышленному комплексу и конверсии

. Отдел анализа прогнозирования ВПК

. Отдел конверсии и кредитования

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

«Горизонтально» организованные сектора:

Администрация НО: департамент транспорта и связи, департамент экономики и

прогнозирования, департамент внешнеэкономических связей и торговли,

департамент финансов.

Региональные органы – представляющие федеральные структуры, включая

Антимонопольный комитет по Нижегородской области., ФСФНО, и др

заинтересованные учреждения.

При департаменте промышленности организуются рабочие группы по основным

направлениям промышленной политики, составленные из:

. Внешних экспертов и специалистов консультационных фирм и

образовательных учреждений;

. Представителей ассоциации промышленников и предпринимателей;

. Работодателей и представителей трудовых коллективов и общественных

организаций.

При департаменте промышленности также создается сеть стратегических

партнеров.

В их число входят: НОК, вузы, консалтинговые фирмы, учебные центры

смежных и дочерних предприятий, профессиональные ассоциации, отдельные

известные специалисты. Администрация устанавливает ключевые организации в

России и за рубежом, оценивает их возможности в соответствии с реализуемой

промышленной политикой, отбирает и для совместной работы, заключает

стратегический договор.

Совместно со стратегическими партнерами департамент осуществляет

командный и процессный подход в подготовке управленческого персонала.

Первоочередное внимание уделяется подготовке к решению трех

основных задач: реструктуризации предприятий, разработки и реализации

стратегий развития в ХХI веке, достижения высокого уровня конкурентно

способности выпускаемой продукции.

Для организации эффективной работы с горизонтально организованными

секторами и сетью партнеров Администрация должна сформировать и

поддерживать единое информационное пространство, включающее

информационные среды отдельных предприятий и учреждений. Департамент

должен иметь интегрированную базу данных, связанную со всеми

основными базами данных, входящими в корпоративную информационную

систему предприятий и смежных департаментов.

4. КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Для координации работ Департамента промышленности с горизонтально

организованными секторами и стратегическими партнерами создается

Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем

Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается

губернатором области. Под руководством Совета формируется Комиссия по

привлечению инвестиций в регион и региональный фонд программ развития

промышленности.

Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции промышленной политики начинается после ее

утверждения в Законодательном Собрании Нижегородской области. После

утверждения Концепции Департамент промышленности совместно с

горизонтально организованными секторами и сетевыми партнерами

приступает к ее поэтапной реализации. На каждом этапе предполагается

разработать и реализовать следующие программы и документы.

1 этап. До конца 2001 года.

. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской

области (Имидж и инфраструктура).

. Программа привлечения инвестиций в Нижегородскую область

(Правовое поле, международные и межрегиональные соглашения и т.д.).

. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая защиту

интеллектуальной собственности.

. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,

имеющих жизненно важное значение для населения.

. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских

предприятий, включая специальную подпрограмму повышения качества.

2 этап. До конца 2002 года.

. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных

коалиций, действующих на территории области.

. Комплекс социально ориентированных программ « Формирование

социальных основ промышленной политики Нижегородской области».

. Программа развития отраслей ВПК.

. Программа повышения экспорта и импортозамещения.

. Программа ресурсосбережения , введение экологически чистых

производств и разработка альтернативных источников энергоснабжения.

. Программу создания корпоративного информационного производства

промышленности

Разработка программ ведется под руководством Совета по промышленной

политике творческими коллективами, выбираемыми на конкурсной основе.

Механизм принятия решения по реализации Концепции приведен ниже.

Реализация всех программ должна закончиться в 2005 году.

Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

3. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния

трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над

минимальной стоимостью потребительской корзины.

4. Критериями достижения тактических целей соответственно являются:

. Реальное повышение производительности труда.

. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее

пределами.

. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.

. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.

. Численность работающих в промышленности.

. Введение системы нормативных актов на деле способствующих привлечению

инвестиций, развитию инновационных процессов, созданию равных

конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.

. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей

и обеспечивающей разработку и реализации системы налогового

стимулирования эффективности промышленного производства,

инвестиционной активности, расширения налогооблагаемой базы, ускорения

технического перевооружения.

Приложение 1

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Оценка проблем и тенденций промышленной политики производилась 62

экспертами по 81 позиции. Результаты обработки по 43 кластерам показали

следующие результаты.

1. Активизация инновационной деятельности - (25 *), в том числе новые

возможности разработки высоких технологий (8), увеличение техногенных

рисков (8), сдерживание разработки новых технологий. (5), отсутствие

государственной системы поддержки инноваций (3), отсутствие трансферта

технологий. (1).

2. Отношение к интеллектуальной собственности (патентная политика,

неучтенная интеллектуальная собственность и ее оценка, спрос на

образованных людей, утечка мозгов, увеличение доли платного образования,

увеличение объема образовательных и консалтинговых услуг) - (21).

3. Отсутствие долгосрочной экономической политики в России - (18),

в том числе и промышленной политики области - (3).

4. Возрастающая зависимость промышленности области от сырьевого рынка

(необходимость защиты сырьевых рынков и отсутствие собственной сырьевой

базы) - (18),

в том числе высокая стоимость сырья и энергоносителей - (11).

5. Развитие менеджмента на предприятиях - (17), в том числе и возрастание

роли знаний. (3).

6. Низкая производительность труда и неравные условия хозяйствования -

(16).

7. Финансовые потоки - (13), в том числе, перераспределение средств между

центром и регионами -(8), контроль над финансовыми потоками - (3), отток

средств из области -(2).

8. Обострение проблем управления человеческими ресурсами – (12), в том

числе, недостаток квалифицированных топ менеджеров, клановые и

административно-командные принципы управления, снижение качества

образования-(3), дефицит квалифицированной рабочей силы - (3),

дискриминация по возрасту –(2).

9. Низкий платежеспособный спрос, включая поляризацию населения по доходам

- (12).

10. Развитие финансовых инструментов - (11), в том числе, проблемы

денежного обращения-(7), дорогие кредитные ресурсы, нет механизмов

долгосрочного кредитования- (2), появление российских инвесторов-(2).

11. Ухудшение положения в бюджетной сфере (низкая зарплата, устаревшее

законодательство, низкая социальная защищенность) – (11).

12. Несовершенные налоговая и таможенная политика- (10).

13. Смена собственников и формирование новой бизнес элиты. - (9)

14. Повышение качества продукции - (9), в том числе, внедрение стандартов

ИСО-9000 (6), недостаточное качество продукции предприятий – (3).

15. Снижение конкурентно способности - (8), в том числе в отраслях

глубокой переработки -(6).

16. Искажение затрат на производстве, дефицит амортизационных средств на

реновацию - (8).

17. Усиление проблем участия в мировом разделении труда – (8), в том числе,

увеличение разрыва в уровне технологий с мировым сообществом- (7).

18. Недостаточно развитая инфраструктура (гостиницы, дороги, жилье). (8).

19. Коррупция – (8)

20. Низкая инвестиционная привлекательность региона - (8), в том числе,

неблагоприятный инвестиционный климат (2), грубые ошибки в инвестиционной

политике. Ограниченность инвестиций в промышленности (2).

21. Государственное регулирование экономики (усиление государственной

вертикали, формирование политики) - (6), в том числе, неопределенны

статус и граница допустимого вмешательства государства (1).

22. Неэффективность управления региональных властей – (5).

23. Недостаточный имидж области - (5), в том числе, отсутствие высоких

брендов- (2), участие в ярмарках и выставках - (3).

24. Национальный протекционизм (4), в том числе, рост импорта ТНП

(глобализация, слияние российских предприятий, слабая поддержка

импортозамещения) – (2).

25. Укрупнение и экспансия монополий, повышение влияния естественных

монополий на политику- (4).

26. Неконкурентная зарплата в промышленности -(4).

27. Высокие трансакционные издержки - (4).

28. Социальная апатия молодежи - (4).

29. Рост недоверия к политической власти (замыкание власти на интересах

крупных собственников). (3).

30. Экологическая политика (экологические стандарты, превращение в мировую

свалку) – (3).

31. Закон о снятии административных барьеров –(3).

32. Ужесточение конкуренции. (3).

33. Переход на международные стандарты - (2).

34. Рост объемов теневой экономики, экономическое лоббирование интересов

олигархов) - (2).

35. Незащищенность малого бизнеса – (2).

36. Неравные конкурентные условия. Некачественное проведение конкурсных

торгов - (1).

37. Рост прямого и косвенного экспорта – (1).

38. Ухудшение имиджа России - (1).

39. Рост объемов производства.

40. Старение инженерной отрасли и систем жизнеобеспечения - (1)

41. Низкая мобильность населения – (1).

41. Деградация местного самоуправления - (1).

43. Дегуманизация общества- (1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.