Промышленная политика Нижегородской области
Промышленная политика Нижегородской области
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ
На период 2002 – 2005 гг.
г.Н. Новгород
2001 г.
АННОТАЦИЯ
В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации
промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов,
основным направлением которой является постоянное повышение
конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных
условиях.
В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и
STEP анализа.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА
ПЕРИОД 2002-2005 гг.
РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения
Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий
области.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ:
= Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных
предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально-
экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а
также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно
устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение
возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного ,
социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной
напряженности.
ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий
максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное
наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых
технологий.
ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА
. Прямое стимулирование инвестиций.
. Оздоровление институциональной среды.
. Поддержка инфляционно безопасного спроса.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя
из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест.
Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной
промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в
производстве некоторых видов вооружений.
Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей
промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства,
для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке.
НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
= ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной
промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко
встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда.
Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и
отвечает за пять составляющих промышленной политики:
. Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных
предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
. Привлечение инвестиций в промышленность.
. Развитие инфраструктуры промышленности.
. Повышение эффективности собственности в промышленности.
. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с
естественными монополиями.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ:
. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской
области и ее предприятий.
. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие
технопарков, специальных инновационно-консультационных центров,
создание системы их государственной поддержки.
. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,
имеющих жизненно важное значение для населения.
. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских
предприятий, включая подпрограмму повышения качества.
. Создание регионального фонда программ развития промышленности.
. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных
коалиций, действующих на территории области.
. Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной
политики Нижегородской области».
. Программа развития отраслей ВПК.
. Программа повышения экспорта и импортозамещения.
. Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических
циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных
источников энергоснабжения.
. Программа создания промышленного корпоративного информационного
пространства региона.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для координации работы между различными министерствами и ведомствами
создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем
Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается
Губернатором области.
Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению
инвестиций в регион и региональный фонд программ развития
промышленности.
Под руководством департамента промышленности организуются рабочие
группы для разработки основных программ, составляющих предмет
реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и
путем организации конкурсов.
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:
1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния
трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над
минимальной стоимостью потребительской корзины.
2. Критериями достижения тактических целей являются:
. Реальное повышение производительности труда.
. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее
пределами.
. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.
. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.
. Численность работающих в промышленности.
. Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных
конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.
. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и
обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной
активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического
перевооружения.
СОДЕРЖАНИЕ
|А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 |
| 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 |
| 2. Определение. ………………………………………………………… |8 |
| 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 |
| 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 |
| 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 |
| 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 |
|реализации | |
|Промышленной политики | |
| 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 |
| 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 |
| | |
|Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 |
|В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 |
|ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | |
|Формирование в региональной экономике эффективной | |
|воспроизводственной модели ……………………………………... |11 |
|Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | |
|региона. ………………………………………………………… |11 |
| 1.2.Необходимые социальные предпосылки | |
|реализации |11-13 |
|промышленной политики ……………………………………… | |
| 1.3. Основные пути развития российской и региональной| |
| |13-14 |
|экономики………………………………………………………… | |
|2.Формирование баланса интересов для обеспечения | |
|устойчивого |14-15 |
|промышленного роста. …………………………………………….. | |
| 3. Основные направления обеспечения устойчивого | |
| |15 |
|промышленного роста ……………………………………………….. | |
| 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 |
|………………………… | |
| 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 |
|…………………… | |
| 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 |
|……………….. | |
| | |
|Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| |
|ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 |
| 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 |
|……………… | |
| 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 |
|…………….. | |
| 3.Основные направления и меры поддержки реализации | |
|промышленной политики…………………………………………… |21 |
| 3.1. Основные направления поддержки реализации | |
|промышленной политики………………………………………. |21-23 |
| 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 |
|……………… | |
| | |
|Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | |
|ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 |
| 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 |
| 2. Организационная структура департамента |24-25 |
|промышленности…….. | |
| 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 |
| 4. Координация работ по промышленной политике |25 |
|…………………. | |
| | |
|Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 |
|Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………… |27 |
|Приложение 1……………………………………………………………… |28-30 |
|Экспертная оценка проблем и тенденций в промышленной | |
|политике | |
| | |
|Приложение 2 ………………………………………………………………. |31-33 |
|Факторы макроуровня, влияющие на формирование и реализацию| |
|промышленной политики ( политические, экономические, | |
|социальные и технологические) | |
| | |
|Приложение 3 ………………………………………………………………. |34-37 |
|Первоочередные мероприятия по активизации инвестиционных | |
|источников | |
А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ: Концепция является базовым документом для формирования
эффективной промышленной политики Нижегородской области на период 2002
–2005 годов, и основанием для разработки конкретных планов ее
реализации в эти годы, а также перспективных планов на период с 2006
года по 2010 год.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Региональная промышленная политика – это неотъемлемая часть
структурной политики модернизации экономики, представляющая комплекс
политических мероприятий, связанных с развитием региональной
промышленности, ориентированных на повышение конкурентоспособности
промышленных предприятий, повышение эффективности производств и
совершенствование их структуры.
Как часть структурной политики модернизации экономики она должна
обеспечивать неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического
развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей
как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокую
занятость населения.
1. ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения через
динамичное развитие промышленных предприятий области.
2. ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
. Создание условий для достижения устойчивого роста экономических и
социальных показателей деятельности промышленных предприятий через
повышение производительности труда.
. Обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов
хозяйствования на территории области.
. Повышение бюджетной отдачи предприятий.
. Переход от ресурсной к инвестиционной и инновационной экономике
5. МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ напрямую связано с основными направлениями
социально-экономического развития Нижегородской области и определяется
соответствующими аспектами структурной политики модернизации экономики,
социальной политики, а также политики управления человеческими ресурсами:
В части структурной
политики……….………………... Комплекс мер, оказывающих прямое и косвенное
влияние на
развитие предприятий,
ориентированных на
усиление
конкурентоспособности,
стратегического
партнерства, кооперации,
проведение
реструктуризации.
В части социальной
политики……………………. …. Комплекс мер, направленных на социальную
защиту персонала
предприятий, поддержку членов
их семей,
обеспечение эффективного трудового
процесса и
нормальной жизнедеятельности.
В части политики………….. ….. Комплекс мер, связанных с подготовкой,
управления человеческими переподготовкой, повышением квалификации
ресурсами персонала промышленных
предприятий, определению
требований к
знаниям, умениям и навыкам персонала
в перспективном
будущем.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:
. Модернизация условий конкуренции.
- Либерализация внешней и внутренней торговли, движения капитала;
- Развитие глобальных рынков электронных продаж;
- Перестройка структуры предприятий в смежных отраслях;
- Появление нового правового пространства.
. Модернизация техники и технологий.
- Применение современной отечественной техники и технологий
- Широкое использование иностранной техники и технологий
- Повышение уровня стандартов.
- Трансферт западных экологически чистых технологий
( Модернизация условий финансирования.
- Изменения в использовании средств российских и международных
финансовых институтов (в частности коммерческих и государственных
банков);
- Изменения в системе налогообложения.
( Модернизация менеджмента.
- внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность
управленческого персонала (управление ценой производства, контроль
качества, управление технологическим процессом);
- движение за повышение производительности труда и качества;
- установление новых отношений между рабочими и администрацией.
3. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Основой принцип:
= Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных
предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.
Дополнительные принципы:
= рациональное распределение сырьевых, энергетических,
финансовых, трудовых, информационных ресурсов, а также ускоренное
применение новейших ресурсосберегающих технологий, и др.;
= развитие корпоративной инфраструктуры поддержки
предприятий в динамично меняющихся рыночных условиях;
= оптимизация внутренних и внешних
партнерских связей;
= стимулирование и поддержка инноваций,
инновационных
процессов;
= создание «единого окна» для инвесторов и
предприятий;
= уменьшение и ликвидация отрицательных
последствий,
обусловленных негативными внешними факторами.
Основные виды промышленной политики
Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через:
Политику повышения конкурентоспособности продукции.
Политику ресурсосбережения.
Инвестиционную политику.
Инновационную политику.
Политику импортозамещения и расширения экспорта.
Политика формирования инфраструктуры поддержки развития
промышленности.
Политику конверсии оборонного комплекса.
Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности на
период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического
развития Нижегородской области.
Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает возможность
резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской
экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность
намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной
и хозяйственной сферах.
Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя
менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том
числе, учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более
значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых,
энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и
погашении государственного долга, внешних долгов области.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД
«ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г.
БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 –
2000 годов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».
ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ».
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ:
. Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат
существующее правовое поле хозяйствующих субъектов;
. Продолжится процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|