рефераты скачать

МЕНЮ


Промышленная политика Нижегородской области

категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей

со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную

конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства

стихийного роста инвестиций.

2. Необходимо проработать вопрос о предоставлении инвесторам - как

российским, так и иностранным - законодательных гарантий не ухудшения всех

определяемых государством условий их деятельности в течение первых 5 лет.

3.Целесообразно провести ревизию всех действующих механизмов, направленных

на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять

необоснованные ограничения, объективно противодействующие ввозу в страну не

спекулятивных капиталов.

4. Следует широко проектировать новые формы привлечения отечественных и

зарубежных инвесторов через коммуникационные сети ИНТЕРНЕТ, в том числе,

ускорить размещение инвестиционных предложений промышленных предприятий

региона на наиболее посещаемых российских сайтах, например, сайт,

IVR.RU, Фонда «Институт прямых инвестиций» Министерства экономического

развития и торговли РФ.

5. Следует рассмотреть возможность улучшения законодательного регулирования

инвестиционной деятельности в России и в регионе в части выявления и

устранения имеющихся противоречий и дублирования.

6. Необходимо придать позитивную динамику развитию финансовых институтов.

Ключевыми элементами построения финансовой системы, адекватной потребностям

современной региональной экономики являются: усиление банковского сектора,

развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка

страховых услуг.

3.2. Оздоровление институциональной среды

Важнейшими компонентами оздоровления институциональной среды сегодня

представляются обеспечение декриминализации процедуры банкротства и

проведение реструктуризации предприятий.

Декриминализация процедуры банкротства, в первую очередь необходима для

нормального развития промышленности. Следует устранить несовершенства

«Закона о банкротстве», обеспечить государственный контроль за соблюдением

"правил игры" при проведении банкротств и решить вопрос о стимулировании

создания крупных управляющих корпораций, обладающих достаточными

интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и

финансовыми ресурсами, чтобы осуществлять внешнее управление предприятиями-

банкротами.

Для реструктуризации предприятий целесообразно рассмотреть возможность

относительно широкомасштабной реструктуризации долга предприятий перед

государством.

В ходе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом,

замораживания взаимной просроченной задолженности и оздоровления

предприятий важно учитывать необходимость восстановления единых

технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-

под криминального контроля и формирования на этой основе относительно

крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих

интеграции страны.

На этой основе надо вести подготовку к восстановлению сохранивших

жизнеспособность и созданию новых "технологических цепочек" и

межрегиональных территориально-производственных комплексов в приоритетных

направлениях, которые, как "локомотивы", смогут вытащить за собой целый ряд

секторов региональной экономики.

Совершенствование антимонопольной политики. Следует скорректировать ее

направленность, сосредоточив усилия не только на естественных, но и на всех

монополиях вообще и на борьбе не с ними как таковыми, а лишь со

злоупотреблениями ими своим монопольным положением.

Следует рассмотреть вопрос о введении прямого и постоянного

государственного контроля за структурой цен и тарифов естественных

монополий. Целесообразно взять курс на укрепление государственного контроля

за естественными монополиями, как едиными экономическими комплексами,

ориентируясь не на частные показатели - доходы от приватизации, налоги или

дивиденды, а на совокупность всего, что естественная монополия дает стране

(налогов, зарплаты, натуральной продукции) и ее собственного состояния

(эффективных инвестиций и качества управления).

Для развития цивилизованной конкуренции представляется важным максимальное

упрощение организации бизнеса и процедур его контроля. В частности, для

развития мелкого и среднего бизнеса разумно рассмотреть вопрос о переходе

от разрешительного к заявительному принципу его регистрации.

Создание государственных и смешанных лизинговых фирм, осуществляющих

приобретение отечественной высокотехнологичной продукции (авиационная

техника, сельхозтехника, оборудование и т.д.) и сдачу его в аренду.

Государство и региональные власти должны поднимать корпорации регионального

уровня на уровень Федерации, а затем стимулировать их внешнеэкономическую

экспансию. Необходимо брать пример с США, выращивающих из своих

национальных корпораций мировых лидеров.

.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса

Главной преградой на пути устойчивого роста экономики остается

ограниченность спроса, связанного с высокой долей сырья. Преодоление этого

препятствия связано с увеличением ёмкости внутреннего рынка и опирающейся

на него внешнеэкономической экспансии (чисто экспортная ориентация

бесперспективна из-за опасного разрыва экономики на "экспортную" и

"внутреннюю" части). На покупательную способность существенно влияет и

доля сырья в экспорте (см. рис. 4)

1. Прежде всего, необходимо гарантировать каждому гражданину получение

доходов на уровне прожиточного минимума, сложившегося в регионе его

проживания. Такая гарантия является экономическим выражением права на

жизнь.

При отсутствии резервов в федеральном и региональном бюджетах решение этой

задачи должно осуществляться поэтапно. Следует добиваться осуществления ее

за счет эмиссии, которая будет низкоинфляционной, так как средства пойдут

беднейшей части общества, расходующей на покупку валюты лишь незначительную

часть своих доходов.

2. Представляется важным приложить усилия для окончательного решения

проблемы бюджетных долгов перед населением по всем видам прямых выплат.

3. Целесообразно развивать все виды ипотеки и потребительского кредита (в

том числе государственными структурами и под государственные гарантии) для

покупок товаров отечественного производства.

4. В рамках политики стимулирования спроса разумно поддерживать экспорт, в

том числе с использованием возможностей международных финансовых

институтов, и при помощи механизма гарантий. Для обеспечения национальной

конкурентоспособности представляется целесообразным стремиться к

закреплению на наиболее емких рынках - США и Евросоюза.

5. Следует определить возможности более полного использования для защиты

внутреннего рынка всех инструментов, разрешаемых ВТО, включая нетарифные

ограничения и аграрный протекционизм (в виде исключения - так же, как США и

ЕС).

6. Импортные пошлины на детали и комплектующие для функционирования

сборочных производств во всех без исключения случаях (а не только в целом,

как сейчас) должны быть значительно меньше пошлин на соответствующие виды

готовой продукции, а пошлины на сырье - меньше пошлин на полуфабрикаты.

7. Импортные пошлины на ввоз не производимого в России оборудования должны

либо отсутствовать вовсе, либо быть незначительными и взиматься в рассрочку

С целью обеспечения устойчивого промышленного роста Администрация

разрабатывает матричный план, предусматривающий привлечение дополнительных

инвестиций в промышленность под целевые программы с целью развития

промышленности региона, а также оздоровление институциональной среды и

расширение спроса.

Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИ ТИКИ

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Для достижения глобальной цели промышленной политики регион должен выбрать

стратегию развития исходя из основных направлений, обеспечивающих

устойчивый экономический рост, опираясь на свои существующие

конкурентные преимущества и с учетом своих слабых мест.

К числу конкурентных преимуществ в настоящее время следует отнести:

. Наличие международных и межрегиональных соглашений, способствующих

интеграции области в общероссийское и мировое разделение труда.

. Благоприятное геополитическое положение и присутствие на территории

области административных структур Приволжского федерального округа, что

позволяет усилить межрегиональные производственные и торговые связи.

. Постоянное присутствие области в десятке ведущих российских регионов –

«доноров» с хорошими перспективами увеличения прямого и косвенного

экспорта.

. Высокий уровень развития инфраструктуры и возможности ее дальнейшего

развития, связанные с Транс Европейским коридором.

. Более высокий, чем в других регионах России, уровень квалификации

трудовых ресурсов и их относительная дешевизна.

. Уникальность ряда промышленных производств и научно-исследовательских

институтов. Возможность использования наиболее ценных элементов

накопленного научно-технического потенциала.

. Мононациональный состав трудовых коллективов на большинстве предприятий

региона. Сохранившийся высокий уровень корпоративной культуры на ряде

ведущих предприятий.

. Возможность влияния на решения федерального уровня по промышленной

политике через активную работу в Федеральном Собрании.

К наиболее уязвимым местам относятся:

. Несоответствие структуры промышленного производства параметрам,

характерным для экономик промышленных регионов развитых стран, главным из

которых является высокая доля в выпуске и экспорте обрабатывающей

промышленности наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

. Серьезное технологическое отставание от мирового уровня, обуславливающее

низкую конкурентоспособность в большинстве отраслей промышленности.

Недостаточное внимание к интеллектуальной собственности, существующей на

промышленных предприятиях, институтах и учебных заведениях.

. Высокий уровень ресурсоемкости в промышленности, по основным видам

ресурсов они превышают соответствующие показатели развитых стран.

. Низкая инновационная активность на фоне морально устаревшего и физически

изношенного производственного аппарата, что препятствует модернизации

производства и повышению производительности труда.

. Отсутствие развитой инфраструктуры и навыков сбыта продукции и

обслуживания.

. Неравные условия конкуренции для разных хозяйствующих субъектов.

. Недостаточное внимание к проблемам охраны окружающей среды, низка доля

затрата на очистные мероприятия в общей объеме инвестиций.

. Отсутствие собственной сырьевой базы может стать ограничителем роста и

причиной приостановки промышленного производства.

. Снижение конкурентно способности предприятий, в том числе в отраслях

глубокой переработки.

. Снижение инвестиционной привлекательности региона, недостаточный

уровень развития соответствующей инфраструктуры.

. Невысокий уровень оплаты на большинстве предприятий области, плохо

развитая система стимулирования труда.

. Слабо развитые механизмы привлечения долгосрочных кредитных ресурсов.

. Низкий уровень управления и организации, особенно в управлении

финансовыми ресурсами.

Стратегические аспекты, связанные с экономическими и социальными

силами представлены на рисунке 5

При выработке стратегии также следует учесть опыт развития многих стран и

регионов России. Он позволяет выделить следующие типы стратегий развития:

1. Стратегия использования природных ресурсов. Ее могут придерживаться в

основном те регионы страны, где есть возможности для экспорта добываемого

сырья и топлива.

2. Стратегия «преследования». Суть ее в том, что промышленность опираясь

главным образом на дешевую рабочую силу, осваивает производство

конкурентно-способной продукции, производившейся ранее в развитых

индустриальных странах, и заполняет ниши на рынках, с которых эти страны

вытесняются более дешевыми изделиями. На первых этапах потребителю не

предлагается новых продуктов: основной упор делается на воспроизведение

уже созданных образцов по более низкой цене.

3. Стратегия «передовых рубежей», которой придерживаются США, Германия и

другие индустриально развитые страны состоит в том, чтобы, опираясь на

достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и

технологии, формировать спрос на них и новые рынки.

Реально в Нижегородской области возможна реализация двух последних

стратегий.

Стратегию «передовых рубежей» можно проводить только в производстве

некоторых видов вооружений, в авиационной, атомной промышленности. Сюда же

можно отнести некоторые уникальные наукоемкие производства.

В тоже время для большинства отраслей промышленности, где сложилась

отставание от передового уровня производства, должна быть принята стратегия

«преследования», прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем

рынке.

Исходя из изложенного промышленная политика должна приобрести

дифференцированный характер, т.е. с точки зрения применяемых методов

строиться по-разному для разных групп производств и отраслей. Для каждой из

групп отраслей должна быть определена своя стратегия, выработана и

утверждена соответствующая программа ее реализации.

Разработка каждой стратегии и программы ее реализации предполагает

тщательный анализ факторов макроуровня (политических, экономических,

социальных, технологических), а также анализ сильных и слабых сторон,

внешних возможностей и угроз, влияющих на формирование и реализацию

промышленной политики (см. Приложение 2).

Программы должны составляться на основе сценарного подхода и учитывать три

альтернативных сценария развития экономики страны и региона: оптимистичный,

реалистичный, пессимистичный.

Программы должны строится по 2-х уровневому принципу и отражать: во-первых,

общие отраслевые тенденции развития, во-вторых, тенденции в развитии

отдельных важнейших предприятий.

В пессимистичном сценарии особое внимание должно быть уделено мерам по

защите жизненно важных отраслей в целевых возникновению локальных или

глобальных кризисных явлений.

В оптимистичном и реалистичном сценариях реализация стратегий

«преследования» и «передовых рубежей» должна происходить на фоне улучшения

общих условий хозяйствования, что подразумевает:

Защиту прав собственности и совершенствование корпоративного управления.

Выравнивание условий конкуренции.

Дерегулирование экономики.

Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование

бухгалтерского учета и статистики.

Исходным условием формирования эффективной экономической системы и

благоприятного делового климата является защита прав собственности.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной

политики является повышение конкурентно способности продукции и

технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной

продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение

импортной продукции и перевод на этой основе инновационно - активного

промышленного производства в стадию стабильного роста.

В этом контексте наиболее значимыми являются следующие направления

модернизации техники и технологий:

. Ресурсосбережение.

Увеличение доли продукции высокой степени переработки.

Обеспечение необходимой динамики обновления технологий.

Расширение сырьевой базы производства.

. Обеспечение гибкости производства.

Стратегические задачи связаны с обеспечением устойчивого функционирования

отраслей промышленности жизненно важных для населения региона, повышения

экономической эффективности и бюджетной отдачи остальных отраслей

промышленности.

Первоочередная задача - компенсировать ожидающееся постепенное ухудшение

конъюнктуры (в том числе, вызванное повышением тарифов на продукцию

естественных монополий, усилением фискального давления внутри страны и

возможным снижением мировых цен на нефть) энергичной и осознанной

государственной и региональной политикой.

Решение этих задач предполагает разработку и реализацию взвешенной

промышленной политики направленной на:

. Создание условий для скорейшей мобилизации всех внутренних ресурсов

области и сосредоточении их на наиболее перспективных направлениях, с

максимально возможным ростом производительности труда;

. Развитие отраслей, от которых зависит жизнеспособность экономики и всего

общества (транспортной и информационной инфраструктуры, систем связи,

инженерных сетей, коммуникаций и других объектов общего пользования);

. Разработку механизмов по стимулированию «точек роста» в экономике

области и выравниванию социально-экономического развития территорий

области.

. Разработку региональных программ стимулирования развития депрессивных

территорий.

. Разработку и реализацию системы мер по более полному использованию

резервов экономического роста предприятий и индивидуальными

предпринимателями.

. Создание на предприятиях эффективной системы по использованию, учету и

контролю трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

. Развитие эффективных механизмов разработки и внедрения инноваций.

. Разработку и реализацию механизмов лоббирования интересов предприятий

Нижегородской области на федеральном уровне.

. Формирование нового имиджа области, как одного из ключевых факторов

повышения конкурентно способности предприятий региона.

. Мониторинг «барьеров» для предпринимательства, создание соответствующей

системы индикаторов для последующей разработки мероприятий по их

ликвидации.

. Создание равных условий конкуренции при получении Государственного,

областного и муниципального заказов для всех предприятий независимо от

формы собственности и вида деятельности.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Основные направления поддержки реализации промышленной политики

. Формирование институциональных и законодательных условий для развития и

закрепления позитивных изменений в промышленности. Прежде всего, это

общие условия, обеспечивающие защиту прав собственности, выполнение

обязательств по контрактам, информационную открытость компаний для

инвесторов.

. Реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения

равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для

развития эффективного производства на основе самофинансирования.

. Содействие расширению спроса на промышленную продукцию на внутреннем

рынке. Это может осуществляться через государственные расходы,

преференции российским производителям при распределении бюджетных

средств, содействие улучшению анализа спроса, маркетинга, рекламы

российских товаров.

. Важной формой увеличения спроса в ближайшие годы будет развитие лизинга,

особенно продукции машиностроения.

. Стимулирование частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством

обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение

инвестиционных рисков и повышения доверия со стороны инвесторов. Кроме

того, в ближайшие годы будут необходимы меры, стимулирующие инвестиции в

производство, в том числе, в форме долевого участия государства, льготных

кредитов, государственных гарантий на основе конкурсных инвестиционных

проектов.

. Прямые государственные инвестиции и иные вложения будут предусматриваться

в тех случаях, когда важные для региона проекты временно не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.