рефераты скачать

МЕНЮ


Промышленная политика Нижегородской области

предприятий бюджетообразующих отраслей в вертикальные холдинги с

созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,

до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую

очередь это относится к автомобильной промышленности.

. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением

на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием

«экономически» независимых бизнес единиц.

. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава

выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,

так и вне региональных рынках.

. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет

нехватка технических специалистов и высоквалифицированного

управленческого персонала.

В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации

промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,

баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и

задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной

политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное

поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.

1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ

1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики

1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления

и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах

внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.

Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,

обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.

2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые

структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические

интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением

национального богатства и производительного капитала, а не с их

перераспределением.

3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы

взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих

системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и

достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики

региона.

4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и

повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и

социальных источников повышения эффективности становится не только

предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.

5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников

социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет

сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и

напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением

ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в

интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать

напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной

социально-экономической политикой государства и региональных властей.

Основная задача региональных властей - создание общественной

предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С

этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими

заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс

социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под

названием «Формирование социальные основ промышленной политики».

1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона

Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые

промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший

стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в

1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году

было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за

2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп

прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -

5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на

10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили

6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в

промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999

году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.

Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,

предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного

роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный

вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более

критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики

необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут

возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с

середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким

уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления

системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть

кризисных симптомов.

1. Инвестиционный кризис.

Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет

их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным

ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с

1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить

качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая

модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как

минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..

2. Социальный кризис.

Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и

потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области

сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число

граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление

населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к

2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что

переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую

плоскость.

3. Продовольственный кризис.

Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и

посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-

99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение

сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.

оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство

комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.

4. Бюджетная напряженность

Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные

затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%

ВВП.

За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов

эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до

1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение

которого ведет к гиперинфляции.

5. Топливный кризис

Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около

40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности

его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в

топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010

г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с

дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,

поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.

Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис

представляет серьезную угрозу.

6. Внешнеэкономические проблемы

Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию

благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях

избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.

Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних

обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация

рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до

109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние

инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)

снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.

Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или

группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких

регионов.

Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные

симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.

С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему

мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты

жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных

проблемных симптомов приведен в приложении 1.

3. Основные пути развития российской и региональной экономики

Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь

развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные

ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного

эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие

производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит

системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В

сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие

спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.

Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет

коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию

экономики.

При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется

экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится

деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут

сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области

данный путь неприемлем.

Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:

переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет

наращивания потребительского спроса.

"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не

экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не

обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.

"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к

поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного

перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.

Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления

региональной экономики рост.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование

государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве

своей основы активного привлечения инвестиций.

"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный

темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на

количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную

модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).

Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:

1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики,

выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами,

укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч.

финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической

модернизации производства.

2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования,

ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение

бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения

на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки

конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет

означать завершение этапа.

Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для

перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация

области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной

привлекательности Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно

государство и региональные власти смогут сбалансировать основные

экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,

материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,

в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,

ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы

можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом

финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления

внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность

экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет

неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,

ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной

нагрузки, заключаются преимущественно в:

• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;

• стабилизации социальной инфраструктуры;

• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении

экономических полномочий регионов за счет центра.

4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов

(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в

Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие

в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического

пространства) заключаются в основном в:

• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее

рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;

• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;

• освоении России западными корпорациями;

• внешней платежеспособности государства и предприятий;

• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита

собственности иностранных инвесторов.

Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному

ориентированных коалиций.

Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть

ориентирована на:

• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие

рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;

• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных

обязательств, в том числе социальных расходов;

• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,

усиление защиты прав иностранных инвесторов.

Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное

производство, переведет безработицу в открытую форму.

Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть

ориентирована на:

• поддержку социальной сферы и потребления населения;

• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;

• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей

продукции инфраструктурных монополий.

Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и

социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения

доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки

простаивающих мощностей).

Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что

объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность

интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных

сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной

поддержки со стороны государства.

Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить

интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:

• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение

иностранных инвестиций);

• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,

не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта

инфраструктурных монополий);

• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и

потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления

коммерческого и государственного управления.

С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с

лидерами основных политических коалиций.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

3.1. Прямое стимулирование инвестиций

Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные

успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной

поддержке государства.

Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным

устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью

инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции

в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на

28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на

17,7%.

Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и

инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной

окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного

регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая

капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно-

высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций

превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического

разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования

1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное

саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным.

При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.