рефераты скачать

МЕНЮ


Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

округа, флота, группы войск и вида Вооруженных Сил СССР на срок до двух

месяцев, с санкции Прокурора РСФСР и Главного военного прокурора - до

четырех месяцев, а с санкции Генерального прокурора СССР - до шести

месяцев.

В соответствии с п. 1 ст. 77.1. УИК РФ при необходимости производства

следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами,

осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной

колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в

следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных

исправительных учреждений на основании мотивированного постановления

прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором

субъекта Российской Федерации или его заместителями либо приравненным к

нему прокурором или его заместителями, на срок, не превышающий двух

месяцев, а санкционированного Генеральным прокурором Российской Федерации и

его заместителями, на срок до трех месяцев. Т. о. налицо сокращение сроков

перевода осужденных.

П.2 ст.77.1 УИК РФ говорит о том, что при необходимости участия в

судебном разбирательстве по делам о преступлениях, совершенных другими

лицами, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи

оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор

из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (в ИТК РСФСР

особо подчеркивалось: «на время суда»).

Ранее действующим ИТК РСФСР (ст.16)предусматривалось, что в

исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы за

преступления небольшой или средней тяжести, которым отбывание наказания

назначено в исправительных колониях общего режима, а также лица, впервые

осужденные на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, могут быть с

их согласия оставлены в тюрьме, следственном изоляторе или лечебном

учреждении уголовно - исполнительной системы для работы по хозяйственному

обслуживанию (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ).

Оставление осужденных для выполнения этих работ производится приказом

начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии письменного

согласия осужденных.

Ст. 77 УИК РФ изменила ранее существовавшие положения и

предусматривает, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к

лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания

назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия

оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по

хозяйственному обслуживанию. Здесь нужно учитывать положения Федерального

закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному

обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при

наличии согласия осужденного в письменной форме.

Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для

выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых

общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим

Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом

ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

Особое внимание уделяется соблюдению законов органами, исполняющими

наказания. Так, если ИТК РСФСР предусматривал две формы надзора:

прокурорский надзор (ст. 11 ИТК РСФСР) и депутатский и общественный

контроль (ст. 11.1 ИТК РСФСР), то ныне действующий УИК РФ предусматривает:

контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления

(ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21) и

прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и

органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ).

УИК РФ, как и ранее действующий ИТК РСФСР сохранил раздельное

содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях:

1. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание

осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и

взрослых.

2. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от

осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном

учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к

лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других

осужденных, а также раздельно содержатся: осужденные при особо опасном

рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы;

осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением

свободы на определенный срок.

3. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные -

бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут

быть направлены и иные осужденные.

4. Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания

осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а

также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.

Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях,

установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

5. Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся

раздельно и отдельно от здоровых осужденных (ст. 80 УИК РФ).

Нужно отметить, что ИТК РСФСР предусматривал еще раздельное содержание

несовершеннолетних, осужденные за умышленные преступления в период

отбывания наказания к лишению свободы, а также систематически либо злостно

нарушающие режим отбывания наказания - от других осужденных, содержащихся в

воспитательных колониях усиленного режима (ст. 18 ИТК РСФСР).

Статья 81 УИК РФ, как и ст.19 ИТК РСФСР предусматривает отбывание

осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном

учреждении: осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок

наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или

воспитательной колонии.

Отбывание осужденным всего срока наказания в одном исправительном

учреждении создает возможность для последовательного, всестороннего и

полного изучения его личности, позволяет определить программу его

исправления. Отбывание наказания в течение всего срока в одном

исправительном учреждении помогает более эффективно использовать срок

наказания, что приобретает особый смысл при кратких сроках лишения

свободы.[40]

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной

колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в

случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности,

при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при

иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению

осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных

определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

2.2.РЕЖИМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Особо хотелось бы остановиться на понятии режима по новому уголовно-

исполнительному законодательству. Как пишет доктор юридических наук,

профессор Игнатьев А.А., режим – это регламентированный нормами уголовно-

исправительного права порядок исполнения и отбывания наказания в виде

лишения свободы.[41]

В понятие режима в исправительных учреждениях УИК РФ, в отличии от ИТК

РСФСР (ст.22) добавил охрану заключенных. Т.о. получается, что сейчас режим

это - установленный законом и соответствующими закону нормативными

правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы,

обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними,

исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных

интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное

содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в

зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом,

изменение условий отбывания наказания. В остальном все осталось без каких-

либо радикальных изменений.

Режим создает условия для применения других средств исправления

осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка

исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской

Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных

одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными

правовыми актами Российской Федерации.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут

подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится

лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них

осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр

находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к

нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их

вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы,

перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством

юстиции Российской Федерации. Перечень и количество вещей и предметов,

которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами

внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при

себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных

в перечне, не допускается.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности

изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка

исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до

освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время

отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания,

изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по

постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется

соответствующий акт.

Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг

обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Значительным новшеством стало введение положений о технических

средствах надзора и контроля в УИК РФ: администрация исправительных

учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные

технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других

преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в

целях получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК).

Как гарантия соблюдения законности закреплено положение о том, что

администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять

осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их

использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

Не выделялось в ранее действующем ИТК РСФСР и положений о оперативно -

розыскной деятельности в исправительных учреждениях. Во исполнение ст. 84

УИК РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации в

исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная

деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности

осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление,

предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных

учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания

наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из

исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания

лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений,

совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно - розыскная деятельность осуществляется оперативными

аппаратами исправительных учреждений (так п.4 ст.117 УПК РСФСР относит

начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов к органам

дознания), а также другими уполномоченными на то органами в пределах их

компетенции. Такое же положение содержит и ч.5 ст. 13 Федерального закона

РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.1999

г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

Как и ранее действующим законодательством УИК РФ предусмотрен режим

особых условий. Единственное принципиальное отличие действующего

законодательства от прежнего в изменении ведомственной подчиненности

системы исправительных учреждений. В соответствии со ст. 85 УИК РФ в

случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного

учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых

беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в

исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении

может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных,

предусмотренных УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый

порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность

производственных, коммунально-бытовых, культурно - просветительных, медико-

санитарных и иных служб.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра

юстиции Российской Федерации либо начальника территориального органа

уголовно - исполнительной системы субъекта Российской Федерации,

согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо

соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима

особых условий может быть продлено указанными должностными лицами

дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой

настоящей статьи.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью

осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения

может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК РФ,

самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного

принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение

трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении

режима особых условий или об отмене введенных мер.

Нужно отметить, что в соответствии со ст.86 УИК РФ в случаях оказания

осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного

неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в

массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или

совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или

задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях

пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения этими

осужденными вреда окружающим или самим себе применяется физическая сила,

специальные средства и оружие. Применение физической силы, специальных

средств и оружия предусмотрено и главой 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №

5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы».

В подтверждение необходимости данной нормы можно привести следующие

данные.

В 1992 г. в местах лишения свободы было совершено 168 убийств. В 1993 и

1994 гг. наблюдается их снижение: соответственно 120 и 76 преступлений. В

1995 г. этот показатель составил 93 преступления, в 1996 - 84, в 1997 - 44

и в 1998 г. - 36 преступлений. Как видим, в последнее время наблюдается

устойчивая тенденция к снижению числа убийств и покушений на убийство в

процессе отбывания наказания в исправительных колониях.

Пик умышленного причинения тяжкого вреда здоровью приходится на 1992 г.

- 268 преступлений. В дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к

снижению: в 1993 г. - 242; в 1994 - 165; в 1995 - 151, из них 48 повлекли

смерть потерпевшего; в 1996 - 127, из которых 32 повлекли смерть

потерпевшего; в 1997 - 111, из них 28 повлекли смерть потерпевшего; в 1998

г. - 105 преступлений, 26 из которых со смертельным исходом.

Среди преступлений против общественной безопасности и общественного

порядка имеют место захват заложника (ст. 206 УК) и хулиганство (ст. 213

УК). В 1995 г. было совершено 53 захвата, в 1996 г. этот показатель

сократился до 37 преступлений, а в 1997 и 1998 гг. - по одному захвату

заложника.

Наибольшее количество хулиганских действий приходится на 1992 г. - 113

преступлений. С 1993 г. наблюдается незначительное снижение - до 104, в

1994 г. - 101, в 1995 - 100 преступлений, в 1996 - 87, в 1997 - 62, в 1998

г. произошло увеличение числа хулиганских действий до 67 случаев.

В 1992 г. совершено 994 побега из исправительных колоний, после чего их

количество снижается до 606 в 1993 г. и 453 в 1994 г. В 1995 г. наблюдается

их увеличение до 545 с последующим уменьшением до 399 в 1996 г. В 1997 г.

совершено 1300 побегов, 520 из которых приходится на колонии - поселения. В

1998 г. совершен 941 побег, 349 из которых из колоний - поселений. Таким

образом, большинство побегов совершается из колоний - поселений, что должно

учитываться при проведении профилактических мероприятий.

С завидной регулярностью на протяжении с 1994 по 1998 г. совершается

уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК). Наибольшее количество

этих преступлений приходится на 1995 г. - 1712. В 1997 г. их число

сокращается до 138, в 1998 г. увеличилось до 151.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих

изоляцию от общества (ст. 321), всегда рассматривается как преступление,

непосредственно посягающее на нормальную деятельность исправительных

учреждений. Изучению причин его совершения уделяется самое пристальное

внимание. Они кроются, прежде всего, в невыполнении или ненадлежащем

выполнении администрацией этих учреждений обязанностей по надлежащему

исполнению наказания.

В 1992 г. было совершено 32 этих преступления, в 1993 - 23, в 1994 -

14, в 1995 и 1996 - по 5 преступлений. В 1997 г. количество действий,

дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию

от общества, увеличилось до 56, а в 1998 г. - до 77.

Кандидат юридических наук Костюк М. считает целесообразным, учитывая

характер и степень общественной опасности пенитенциарного рецидива,

дополнить ч. 1 ст. 63 УК пунктом "о" следующего содержания: "совершение

преступления в местах лишения свободы", а отдельные, наиболее опасные виды

преступлений во время отбывания наказания считать квалифицирующим

признаком. Прежде всего, ч. 2 ст. 105 УК РФ дополнить п. "о": "совершенное

во время отбывания уголовного наказания". Это позволит суду при назначении

наказания в полной мере учитывать специфику преступления и личность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.