рефераты скачать

МЕНЮ


Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

льготный.

Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима,

использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных

помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и

направлялись на работу по общему списку.

Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.

Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря

и на занятие административных должностей в управлении лагеря и

производством.

Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений

начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26]

Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:

1) изоляторы для подследственных;

2) пересыльные пункты;

3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и

сельскохозяйственного типа;

4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;

5) штрафные исправительно-трудовые колонии.

Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы

фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась

подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих

для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись

несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати

лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам

несовершеннолетних.

Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения.

В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая

реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-

трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных

органов.

Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД

было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями

(ГУЛАГ).[27]

Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано

особое совещание, которому было предоставлено право применять в

административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-

трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.

В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа

было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц,

отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях,

систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.

Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника

республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного

года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на

срок до двух лет с санкции прокурора СССР.

Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П.

и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933

г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения

законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР

были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя

отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-

рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом,

инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное

внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и

перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее

эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее

промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала:

золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924

тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.

Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300

тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]

1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После войны советское государство приступило к восстановлению и

дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-

трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей

силы.

В послевоенное время была усилена ответственность за хищение

государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти

преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению

свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим

преступлениям.[29]

Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года

выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми

учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей

и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.

Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в

ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и

Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической

деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.

Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных

лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных

им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного

трудового использования заключенных.

При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних

дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых

лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было

возложено непосредственное руководство и ответственность за работу

исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,

краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения

заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]

Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через

управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-

трудовых лагерей и колоний.

На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,

находившихся в подчинении различных центральных органов.

В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:

общий и усиленный.

Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление

лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а

также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные

разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]

Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались

друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные

имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и

посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они

получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %

из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.

Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в

десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение

гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных

переводов на неограниченную сумму.

Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-

трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо

опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и

рецидивисты.

Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия

одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником

лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий

режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право

досрочного перевода с усиленного на общий режим.

Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали

переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.

В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за

бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие

преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный

пункт являлся приказ начальника лагеря.

За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться

как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.

10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об

исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило

основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.

На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными

наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения

новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно

полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.

Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно

которой в ИТК должны были содержаться :

1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;

2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо

опасные преступления,

3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания

наказания.

В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.

Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в

лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.

В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за

менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,

так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако

осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два

раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных

подразделениях.

В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества

судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное

убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего

и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.

При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после

отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть

переведены на общий режим.

В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные

за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также

переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.

В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок

до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не

особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых

колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания

наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с

общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.

Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась

существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала

стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и

общего предупреждения преступлений.[32]

1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ

1956 Г.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование

исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей

государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим

исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые

колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых

колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было

установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.

В колониях общего режима могли содержаться:

1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за

менее тяжкое преступление;

2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;

3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за

менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;

4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее

опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;

5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях

для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления

к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;

7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения

свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за

совершенные вновь менее опасные преступления.

В колониях усиленного режима содержались:

1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию

лишения свободы сроком свыше трех лет;

2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь

осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде

лишения свободы на срок свыше трех лет;

3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением

свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию

наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для

несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком

свыше трех лет;

5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно,

и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;

6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в

порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь

тяжкие преступления.

В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:

1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к

реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока

наказания из колоний особого режима;

3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена

лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания

из колонии особого режима;

4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде

лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий

режим;

5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;

6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные

преступления.

В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так

и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать

состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то

нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,

осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]

Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по

искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В

конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120

человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший

специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала

выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию

возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и

оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.

Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,

специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника

колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по

общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники

отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно

начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,

бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная

часть.[34]

Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.

Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы

в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших

особо опасные государственные преступления по достижении

восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего

возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению

свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,

переводимых из ИТК на срок до трех лет.

Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на

ВТК общего и усиленного режимов.

В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за менее тяжкие преступления;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;

3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.

В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению

свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее

отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные

преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;

3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и

переведенные за это из ВТК общего режима.

В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:

1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности,

осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как

исключение – до 10 лет);

2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний

общего, усиленного и строгого режимов.

18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с

1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную

характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время

УИК РФ 1997 г.

2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО

ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного

законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь

остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это

законодательство.

Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения

уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.