Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству
совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к
правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало
искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет
своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания
осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и
теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996
г.).
Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного
права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3
УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,
чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской
Федерации, то применяются правила международного договора».
Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были
проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила
ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,
подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989
год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих
принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-
Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин
подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и
рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а
правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),
предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку
далеко не все государства в силу своего экономического положения могут
позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]
Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного
опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных
правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по
вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в
уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии
необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996
г.).
Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ
предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение
физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).
В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.
определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК
РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и
применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является
только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ
указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер
уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его
определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт
помилования или акт об амнистии (ст. 7).
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены
принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что
исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и
отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только
следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2
ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в
которой была определена система принципов уголовно-исполнительного
законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)
содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне
обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии
возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято
компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального
толкования ст. 8 УИК.[37]
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как
нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной
силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение
и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и
норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных
нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов
наказания.
В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -
исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на
принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед
законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с
исправительным воздействием (ст.8).
В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления
осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного
отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.
9).
Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9
УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания
(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-
воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).
В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных
применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид
наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по
ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее
действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду
- ст.7).
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации
правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому
вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь
три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового
положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта
глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее
предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,
устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая
архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом
положении человека и гражданина также расположена после общих
конституционных положений и принципов.[38]
Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно
новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять
права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное
подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального
закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции
Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения
средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при
исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).
Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и
свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,
установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть
освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,
установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).
Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.
ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение
свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную
безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ
от 12.06.92г. N 2988-1.
Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности
осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять
установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан
Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы
поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,
определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в
соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять
законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих
наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,
посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,
исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения
требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут
принудительному приводу.
Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей
установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,
а также невыполнение законных требований администрации учреждений и
органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом
ответственность.
Важной гарантией законности является установление в законе и перечня
прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их
с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала
учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к
осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты
медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и
жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими
наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы
государственной власти и органы местного самоуправления, общественные
объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод
человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты осужденных.
Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут
переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей
статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке
Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта
Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные
граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку,
а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке
или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях
пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке
обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он
дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на
язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим
наказания.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной
медико - санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно -
поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского
заключения.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на
получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами
адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы -
иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими
представительствами и консульскими учреждениями своих государств в
Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических
представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с
дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их
интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой
указанных осужденных.
Изложение прав осужденных в новом УИК РФ на мой взгляд более
совершенно, чем в ранее действовавшем ИТК РСФСР. При осуществлении прав
осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а
также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ИТК РСФСР (ст. 12 в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ) исправительными учреждениями, исполняющими наказания в
виде ограничения свободы и лишения свободы, являлись: исправительные
центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и
воспитательные колонии.
Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению
свободы, отбывали наказание в исправительном центре, колонии - поселении,
исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет
- в воспитательной колонии.
Теперь же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями
являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные
исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции
исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для
выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Особых изменений в определении места отбывания лишения свободы не
произошло. Ст. 73 УИК РФ (как впрочем и ст. 6 ИТК РСФСР)предусматривает,
что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных
учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором
они проживали или были осуждены. Определение места, где должно отбываться
наказание имеет исключительное значение для осужденных, а также для
эффективного использования средств его перевоспитания.[39]
Новым явилось следующее положение ст. 73 УИК РФ: в исключительных
случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной
безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для
отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение,
расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения
исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности
размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные
направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на
территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с
соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной
системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого
субъекта Российской Федерации.
Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в
тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена
лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а
также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются
для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных
учреждений.
В соответствии со ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы
направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения
администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора
суда в законную силу (такое же положение содержалось и в ст. 14 ИТК РСФСР).
В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с
родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в
исправительные учреждения определяется Министерством юстиции Российской
Федерации. ( Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ полномочия МВД РФ по
управлению пенитенциарной системой были переданы Министерству юстиции РФ).
О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация
учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней
со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного
по его выбору (ст. 17 и п.2 ст. 75 УИК РФ).
В соответствии со ст. 15 ИТК РСФСР (в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ) при необходимости производства следственных действий по
делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы
с отбыванием наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии
может быть оставлен в следственном изоляторе или в тюрьме с санкции
прокурора области, края, автономной республики, военного прокурора военного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|