рефераты скачать

МЕНЮ


Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе

честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к

правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало

искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.

Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет

своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания

осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и

теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996

г.).

Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного

права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3

УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,

чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской

Федерации, то применяются правила международного договора».

Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций

международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были

проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил

обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и

наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984

год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979

год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных

лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,

кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила

ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,

подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989

год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся

защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих

принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-

Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин

подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и

рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а

правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),

предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку

далеко не все государства в силу своего экономического положения могут

позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]

Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного

опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных

правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по

вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в

уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии

необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996

г.).

Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ

предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение

физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).

В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.

определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК

РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и

применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является

только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ

указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер

уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его

определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт

помилования или акт об амнистии (ст. 7).

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены

принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что

исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и

отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только

следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2

ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в

которой была определена система принципов уголовно-исполнительного

законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)

содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне

обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии

возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято

компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального

толкования ст. 8 УИК.[37]

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как

нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной

силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение

и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение

конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и

норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных

нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов

наказания.

В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -

исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на

принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед

законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и

стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с

исправительным воздействием (ст.8).

В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления

осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного

отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям

человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.

9).

Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9

УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания

(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-

воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).

В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных

применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид

наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по

ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности

совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее

действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду

- ст.7).

Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации

правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому

вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь

три статьи).

В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового

положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта

глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее

предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,

устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая

архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом

положении человека и гражданина также расположена после общих

конституционных положений и принципов.[38]

Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно

новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять

права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное

подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального

закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции

Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения

средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при

исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).

Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и

свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,

установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным

законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть

освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,

установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).

Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.

Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.

ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение

свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную

безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ

от 12.06.92г. N 2988-1.

Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности

осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять

установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан

Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы

поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,

определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в

соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять

законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих

наказания.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,

посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,

исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения

требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут

принудительному приводу.

Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей

установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,

а также невыполнение законных требований администрации учреждений и

органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом

ответственность.

Важной гарантией законности является установление в законе и перечня

прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.

Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и

обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида

наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,

обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их

с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала

учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому

или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к

осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты

медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и

жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в

вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими

наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы

государственной власти и органы местного самоуправления, общественные

объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод

человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства

правовой защиты осужденных.

Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут

переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей

статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке

Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта

Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные

граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку,

а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке

или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях

пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке

обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он

дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на

язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим

наказания.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной

медико - санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно -

поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского

заключения.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на

получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами

адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы -

иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими

представительствами и консульскими учреждениями своих государств в

Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических

представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с

дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их

интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой

указанных осужденных.

Изложение прав осужденных в новом УИК РФ на мой взгляд более

совершенно, чем в ранее действовавшем ИТК РСФСР. При осуществлении прав

осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а

также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ИТК РСФСР (ст. 12 в ред. Федерального закона от

21.12.96 N 160-ФЗ) исправительными учреждениями, исполняющими наказания в

виде ограничения свободы и лишения свободы, являлись: исправительные

центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и

воспитательные колонии.

Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению

свободы, отбывали наказание в исправительном центре, колонии - поселении,

исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет

- в воспитательной колонии.

Теперь же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями

являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные

исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции

исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для

выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Особых изменений в определении места отбывания лишения свободы не

произошло. Ст. 73 УИК РФ (как впрочем и ст. 6 ИТК РСФСР)предусматривает,

что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных

учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором

они проживали или были осуждены. Определение места, где должно отбываться

наказание имеет исключительное значение для осужденных, а также для

эффективного использования средств его перевоспитания.[39]

Новым явилось следующее положение ст. 73 УИК РФ: в исключительных

случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной

безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для

отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение,

расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения

исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности

размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные

направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на

территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с

соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной

системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого

субъекта Российской Федерации.

Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к

пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в

тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена

лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а

также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются

для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных

учреждений.

В соответствии со ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы

направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения

администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора

суда в законную силу (такое же положение содержалось и в ст. 14 ИТК РСФСР).

В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с

родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в

исправительные учреждения определяется Министерством юстиции Российской

Федерации. ( Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ полномочия МВД РФ по

управлению пенитенциарной системой были переданы Министерству юстиции РФ).

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация

учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней

со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного

по его выбору (ст. 17 и п.2 ст. 75 УИК РФ).

В соответствии со ст. 15 ИТК РСФСР (в ред. Федерального закона от

21.12.96 N 160-ФЗ) при необходимости производства следственных действий по

делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы

с отбыванием наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии

может быть оставлен в следственном изоляторе или в тюрьме с санкции

прокурора области, края, автономной республики, военного прокурора военного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.