Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)
деятельностью.
Незаконным следует считать любое приобретение материальных благ в обход или
с нарушением законов, кот. образуют пр-е или иные правонарушения. При
этом имеет уголовно-пра-вовое значение только явное осознание лицом, что
отмываемые средства приобретены противоправным путем.
Субъектом данного пр-я м.б. практически любые лица, достигшие 16 лет.
Достаточно, чтобы они были вменяемы и совершали «отмывание» с прямым
умыслом.
Усиление ответственности виновного связано с неоднократностью данного
деяния, с использованием им своего служебного положения, с совершением пр-
я по предварительному сговору группой лиц (ч. 2), организованной группой
или в крупном размере (ч. 3).
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или
жемчуга (ст. 191) посягает на финансовую систему РФ и нарушает монополию
гос-ва на некот. валютные операции.
является едметом этого вступления?
Предметом данного состава пр-я является только то, что принято называть
«твердой» валютой: драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы
платиновой группы) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и др.
бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни
(алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты) в сыром и обработанном
виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и др. бытовых изделий из
камней и лома этих изделий1.
Согласно ч. 7 ст. 1 РФ Закона «О валютном регулировании и валютном
контроле» незаконными сделками с валютными ценностями являются: а)
операции, связанные с переходом права собственности и-иных прав на
валютные ценности; б) вывоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из
РФ валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов.
Под операциями, связанными с переходом права собственности и иных прав на
валютные ценности, понимается широкий круг гражданско-правовых сделок:
купля, продажа, обмен. Наиболее типичными из них являются купля и продажа
валютных ценностей. Согласно ст. 4 упомянутого закона частные лица имеют
право продавать и покупать валюту на внутреннем рынке РФ, но только через
уполномоченные на то банковские учреждения.
Порядок ввоза и пересылки валютных ценностей в РФ, вывоза и пересылки их из
РФ, наличное перемещение валютных ценностей через Государственную границу
РФ устанавливает Центральный банк России совместно с Государственным та-
меженным комитетом РФ. Таможенный кодекс РФ относит к незаконным сделкам с
валютными ценностями незаконное оставление валютных ценностей за
пределами РФ; совершение платежей в иностранной валюте по фиктивным
внешнеэкономическим сделкам и т.д. (ст. 221 ТК РФ).
Данное пр-е считается оконченным с момента совершения незаконной сделки с
валютными ценностями одним из вышеперечисл. способов.
С объективной стороны, помимо совершения незаконных сделок, незаконный
оборот может выражаться также в незаконном хранении, перевозке или
пересылке указанных предметов.
Квалифицирующими признаками пр-я, предусмотренного ст. 191, являются
незаконный оборот валютных ценностей, совершенный: а) лицом, ранее
судимым за такое же пр-е; б) в крупном размере; в) организованной группой
(ч. 2).
Крупный размер налицо, если стоимость предметов незаконного оборота
превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
С субъективной стороны это пр-е характеризуется прямым умыслом. Лицо
сознает, что совершает незаконные сделки с валютными ценностями, и желает
этого.
Субъектом данного пр-я м.б. граждане РФ, иностранные граждане и лица без
гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.
Опасность уклонения гражд. от уплаты, налога (ст. 198) определяется тем,
что это пр-е причиняет вред финансовым интересам гос-ва.
ем заключается ективная сторо-дслонения кданина от паты налога?
Указанное пр-е заключается в одном из перечисл. в диспозиции ст. 198
действий по уклонению от уплаты налога: непредставления декларации о
доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной;
включения в нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах, если
эти действия совершены в крупном размере.
Доходами, получаемыми гражданами, могут считаться доходы от
предпринимательской или иной трудовой деятельности, а также доход от
операций с ценными бумагами, от наследства и т.д.
К случаям, когда закон требует от гражд. подачи декларации, можно отнести,
к примеру, обязанность, установленную для. лиц, имевших в течение
отчетного года основное место работы и получивших в этот период доходы
помимо основного места работы1.
Включение в декларацию заведомо искаженных данных выражается либо в
умышленном занижении получаемых доходов, либо в указании вымышленных, а не
подлинных источников доходов и т. д.
Согласно примечанию к ст. 198 уклонение гражд. от уплаты налога
признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога
превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Данное деяние характеризуется только прямым умыслом. Субъект пр-я — любое
физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное в
соответствии с законодательством уплачивать налоги.
Квалифицированный состав (ч. 2) налицо, если уклонение от уплаты налога
совершено ранее судимым за это пр-е либо в особо крупном размере, т. е.
сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
Уклонение от уплаты, налогов с организаций (ст. 199) опасно тем, что в
результате такого уклонения финансовым интересам гос-ва причиняется
материальный ущерб в форме недополучения государством причитающихся ему
денежных средств, необходимых для осуществления его полномочий.
Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами.
Пр-е, предусмотренное ч. 1 ст. 199, заключается: в уклонении от уплаты
налогов, установленных законодательством, с организаций путем включения в
бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах
либо путем сокрытия др. объектов налогообложения, совершенное в крупном
размере.
Для признания пр-я оконченным не имеет значения, удалось ли субъекту
фактически уклониться от уплаты налогов или же он был разоблачен.
В конкретных случаях следственные органы и суд должны располагать
заключением Государственной налоговой службы о характере допущенного
субъектом
укрытия от налогообложения и его размерах в рублях с обязательной ссылкой
на нарушенные нормы налогового законодательства РФ. В спорных ситуациях,
при несогласии субъектов с заключением налоговой инспекции, надлежит
назначать финансово-экономическую экспертизу.
Согласно примечанию к ст. 199 уклонение от уплаты налога с организаций
признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога
превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Часть 2 ст. 199 предусм. ответ-ть за уклонение, совершенное неоднократно.
Под неоднократным уклонением от уплаты налогов с организаций понимается
совершение этих действий виновными не менее двух раз, если при этом не
истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной
ответственности и судимость (при ее наличии) не была погашена или снята в
установленном законом порядке.
Указанное пр-е характеризуется прямым умыслом.
За данное деяние несут ответ-ть как должностные лица предприятий,
объединений и организаций, так и частные, виновные в нарушении
законодательства РФ о налогах.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169) с
объективной стороны может проявляться: а) в неправомерном отказе в
регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
б) в ук-
лонении от их регистрации; в) в неправомерном отказе в выдаче специального
разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) в
уклонении от выдачи лицензии; д) в ограничении прав и законных интересов
индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости
от организационно-правовой формы или формы собственности; е) в
ограничении их самостоятельности; ж) в ином незаконном вмешательстве в их
деятельность.
Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности
являются должностные лица, кот. используют для этого свое служебное
положение.
Уг. ответ-ть усиливается за те же деяния, если они совершены в нарушение
вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный
ущерб.
Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178) выражаются
в посягательстве на охраняемые законом интересы предпринимателей и
потребителей, заключающиеся в том, чтобы каждый из них имел возможность
свободно осуществлять предпринимательство или приобретать товары по
нормальным (объективно складывающимся), а не искусственно (незаконно)
завышенным ценам. В некоторых случаях это пр-е может причинить вред
здоровью или личной свободе граждан, а также имущественным интересам
потребителей и предпринимателей.
Объективная сторона данного пр-я заключается в монополистических действиях,
совершенных путем установления монопольно высоких или монополь
но низких цен, или в ограничении конкуренции путем раздела рынка,
ограничения доступа на рынок, устранения с него др. субъектов
экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. С
момента совершения любого из перечисл. действий пр-е следует считать
оконченным.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с последующими
изменениями и дополнениями) под конкуренцией понимается состязательность
хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия
обращения товаров на дан-ною-.рьшке и стимулируют производство тех товаров,
кот. требуются потребителю1.
Рассматриваемое деяние совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что
совершает монополистические действия или ограничение конкуренции способами,
указанными в законе. Поэтому не будет подпадать под действие ст. 178,
напр., повышение цен, вызванное объективными условиями рынка, вследствие
бесхозяйственности или неосторожности торговцев, иными причинами
аналогичного характера.
Субъектом данного пр-я м.б. как лицо, занимающееся какой-либо
предпринимательской деятельностью, так и должностные лица государственных
органов власти.
Монополистические действия и ограничение конкуренции становятся
квалифицированным составом, если пр-е совершено неоднократно либо группой
лиц по предварительному сговору либо организованной группой хозяйствующих
субъектов или органов представительной и исполнительной власти.
Монополистические действия и ограничение конкуренции, совершенные путем
насилия или угрозы его применения, а равно сопряженные с уничтожением или
повреждением чужого имущества либо с угрозой уничтожения или повреждения
чужого имущества, влекут квалификацию по. ч. 3 ст. 178 УК.
Под насилием подразумевается причинение потерпевшему легкого или средней
тяжести вреда здоровью. Оно может выражаться также в нанесении ударов,
побоев, связывании чел., запирании в каком-либо помещении, а равно иных
насильственных действиях, сопряженных с причинением потерпевшему
физической боли либо с ограничением его свободы. Причинение же тяжкого
вреда здоровью требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
Опасность незаконного получения и разглашения сведений, составляющих
коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), состоит в нарушении
материальных и иных интересов юридических и физических лиц.
Предметом пр-я выступают сведения, составляющие коммерческую или банковскую
тайну.
С объективной стороны пр-е выражается в собирании сведений путем похищения
документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.
Ковы способы йрания сведений, тавляющих дмерческую банковскую
Собирание указанных сведений осуществляется различными способами: путем
личного наблюдения, фотографирования сведений, использования звукозаписи,
приобретения за деньги и т. п.
Похищение документов есть тайное или открытое изъятие из учреждений,
предприятий, организаций, банков, у отдельных лиц документов, содержащих
сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну.
К иным незаконным способам можно отнести получение таких сведений путем
обмана, злоупотребления доверием, шантажа и т. д.
Диспозиция ст. 183 УК является бланкетной, поэтому для решения вопроса о
наличии в действиях лица состава пр-я необходимо обратиться к
постановлению Правительства РФ «О перечне сведений, кот. не могут
составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35 и Закону РФ «О
банках и банковской деятельности». Перечень сведений, кот. могут
составлять коммерческую тайну, определяются руководителем предприятия.
Однако согласно упомянутому постановлению Правительства документы об уплате
налогов и обязательных платежей, документы о платежеспособности
предпринимателя и т. п. не могут составлять коммерческую тайну предприятия
и предпринимателя.
Часть 2 предусм. ответ-ть за незаконное разглашение или использование
сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их
владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и
причинившие крупный ущерб. На наш взгляд, при определении крупного ущерба
должен учитываться прежде всего стоимостный критерий: определенная сумма
денег, а равно стоимость (денежная оценка) имущества, которого
предприниматель лишается в связи с незаконным получением и разглашением
сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Видимо, это
должна быть сумма, в 100 раз превышающая минимальный размер оплаты труда.
Под разглашением коммерческой или банковской тайны понимается
несанкционированное (без надлежащего разрешения владельца или с нарушением
установленного порядка) распространение сведений, вследствие чего они
становятся достоянием хотя бы одного постороннего (неправомочного) лица.
Распространение м.б. устным (напр., во время беседы), письменным (сообщение
в письме) либо выразиться в непрепятствовании ознакомлению постороннего
лица с документами, составляющими коммерческую или банковскую тайну.
Под использованием сведений, составляющих коммерческую или банковскую
тайну, необходимо понимать, напр., применение этих сведений при заключении
сделок, принятии иных решений, в технологических процессах, опубликование
их и т.п.
С субъективной стороны незаконное получение и разглашение сведений,
составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершается с прямым
умыслом. Обязательным признаком состава, предусмотренного ч. 1 ст. 183,
является цель разглашения или незаконного использования сведений, а
состава незаконного их разглашения или использования — мотив корыстной или
иной личной заинтересованности.
Субъектом рассматриваемого пр-я м.б. любые физические, вменяемые лица,
достигшие 16 лет.
Потерпевшими от обмана потребителей (ст. 200) являются население,
граждане.
Способов обмана потребителей много:
обвешивание, обмеривание, обсчет, продажа фальсифицированных товаров,
предоставление некачественных услуг, продажа товаров низшего сорта по
цене высшего, искусственное увеличение веса или объема товара в момент
продажи и т. д.
Местом совершения обмана потребителей м.б. предприятия торговли,
общественного питания, бытового, коммунального, медицинского,
транспортного и иного обслуживания и любое др. место торговли и оказания
услуг населению, т. е. главным является не место, а характер деятельности.
Пр-е считается оконченным с момента причинения потребителю значительного
материального ущерба. Приспособление для обмана измерительных приборов,
недовложение товара при его расфасовке, фальсификация продукта до его
реализации должны рассматриваться как приготовление.
Лицо м.б. признано виновным в обмане потребителя, если оно действовало с
прямым умыслом. Мотивы и цели совершения данного пр-я значения для
квалификации не имеют.
Согласно примечанию к статье значительным является обман, причинивший
потребителю ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального
размера оплаты труда.
Субъектом обмана потребителей м.б. любой работник организации или гражд.,
осуществляющий торговую деятельность и оказывающий иные услуги на законной
основе, т. е. зарегистрированный в качестве предпринимателя в
установленном порядке.
Если обман потребителей осуществляется наемными работниками
непосредственно по указанию предпринимателя, руководителя хозяйствующего
объекта, последние рассматриваются как подстрекатели к преступлению.
Должностные лица государственных предприятий, обманывающие потребителей
при их непосредственном обслуживании или участвующие в их обмане (напр.,
путем дачи указаний), подлежат ответственности по совокупности ст. 200 и
285 УК.
Обман потребителей, совершенный лицом, ранее судимым по ст. 200, либо по
предварительному сговору группой лиц, организованной группой или в крупных
размерах, рассматривается как квалифицированный вид этого пр-я.
Под крупным размером понимается обман, причинивший потребителям ущерб в
сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.
§11. Смешанные виды пр-й в сфере экономической деятельности
Незаконное предпринимательство (ст. 171) нарушает интересы гос-ва, прежде
всего финансовые, создавая возможность получения неконтролируемой прибыли,
а также установленный порядок занятия предпринимательской деятельностью,
направленный на охрану интересов как общества, так и граждан.
ем выражается пр-е?
Оно выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без
регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда
такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий
лицензирования, если это причинило крупный ущерб или сопряжено с
извлечением дохода в крупном размере.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации означает,
что лицо не представило документов для регистрации или представило их, но
начало заниматься предпринимательской деятельностью до акта
государственной регистрации.
Предпринимательская деятельность не считается незарегистрированной в том
случае, когда были внесены изменения и дополнения в учредительные документы
предприятия и изменена организационно-правовая форма предприятия, кроме
предприятий с иностранными инвестициями.
При отказе в регистрации занятие предпринимательской деятельностью будет
незаконным до вступления в силу решения суда, признавшего отказ в
регистрации необоснованным.
Пр-ем является и занятие предпринимательской деятельностью без разрешения
(лицензии).
Крупный размер от незаконного предпринимательства чаще всего выражается в
получении неконтролируемого дохода, превышающего 200 минимальных размеров
оплаты труда. Не исключено, что под
крупным ущербом будет пониматься и дезорганизация рынка, и способствование
легализации полученного незаконным путем и приобретению или сбыту
имущества, заведомо добытого преступным путем, и т.д.
Данное деяние совершается с прямым умыслом. Неосторожное поведение, напр.
нарушение по небрежности условий лицензирования, не влечет уголовной
ответственности.
Субъектами незаконного предпринимательства могут выступать любые
граждане, не ограниченные в установленном законом порядке в своей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|