рефераты скачать

МЕНЮ


Освобождение от уголовной ответственности

централизации и децентрализации может быть понят через содержание

принципа федерализма; принцип "двойного подчинения", и ранее бывший

весьма специфическим, сейчас утратил свои чётко выраженные формы. Иного

рода принципы своё прямое отношение имеют к отдельным проявлениям

исполнительной власти (например, эффективность управления, линейные и

функциональные начала и т.п.), а потому и не раскрываются в качестве

основополагающих.

7. В числе действующих принципов называются также: народовластие;

гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-

юридическая значимость, очевидны.

Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов

исполнительной власти, можно перейти к анализу их действующей системы.[6]

Центральные органы исполнительной власти Российской Федерации.

Принципы построения системы органов

исполнительной власти Российской Федерации.

Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность

и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в

организации самой исполнительной власти в осуществлении её функций

множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и

полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается

в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное

устройство Российского государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её

государственной целостности, единстве системы государственной власти,

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст.5

Конституции Российской Федерации).

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится

и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и

децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции

Российской Федерации.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен

государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в

том, что в общую систему этих органов входят:

А)федеральные органы исполнительной власти;

В)органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации —

республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной

области, автономных округов.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской

Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую

систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции

Российской Федерации). Органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, созданные по другим предметам ведения, уже не входят в единую

систему исполнительной власти. Вместе с тем, федеральные органы

исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, в силу особенностей, присущих статусу Российской Федерации и её

субъектов, представляют собой относительно самостоятельные системы.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-

первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между

ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов,

закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской

Федерацией и её субъектами; во-вторых, Конституция Российской Федерации

регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и

её субъектов. В главном концепция сводится к тому, что законные акты

федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных

органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению

федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых

форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской

федерации становится административный договор. Он используется в качестве

элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере

функционирования исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной

власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78

Конституции Российской Федерации).

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с

принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что

сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не

обязательно сопутствует только федеральному устройству. Указанный принцип

оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной

власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного

наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов

исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление

исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и

субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством.

В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации

проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько

ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих

видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей

полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В

последнем случае соотношение централизации и децентрализации в

осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской

Федерации.

Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе

постоянного внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти

связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной

должна быть задача его ослабления и учёта в правотворчестве и

правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает,

что по образующим его вопросам принимаются совместные решения органами

исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Напротив, по

общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в

соответствии с законодательством, но самостоятельно.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов

ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он

(они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны

вышестоящих органов. При этом отсутствует «расщепление» предметов ведения и

полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При

децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают

высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов

исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом

исполнительной власти части своих полномочий подчинённому органу в целях

удобства управления на основе приближения его к объектам. Например,

федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным

органам. В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентрации

полномочий, смещение их от вышестоящего к нижестоящему органу. На

осуществление деконцентрированных полномочий может серьёзным образом влиять

вышестоящий орган. Создание подобных органов может служить организационно-

правовым средством решения общефедеральных и территориальных задач на

основе смещения тяжести управления на места, а также усиления

взаимодействия между субъектами Российской Федерации, так и её совместного

ведения с субъектами Российской Федерации.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении

исполнительной власти позволяет реализовать её единство в многообразии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы

государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию

Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к

конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской

Федерации.

Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность

строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о

соотношении актов органов государственной власти и её субъектов. Они

сформулированы в ст.76. В частности, законы и иные нормативные правовые

акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным

законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В

случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в

Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым

актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской

Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации,

действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере функционирования системы

центральных органов исполнительной власти.

Статус Президента Российской Федерации определён Конституцией

Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в

качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной

и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю

политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными

законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви

государственной власти.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в

области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию

организационной системы, так и содержанию её функционирования.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской

Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие

с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными

конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью

федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны,

безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных

ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по

представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о

них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как

Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование

Президентом с Государственной Думой назначение Председателя Правительства

Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в

конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (см.п.4

ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку

Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю

политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные

стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и

всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства

Российской Федерации от Президента. Она отчётливо проявляется в том, что

Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; его

указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации (см.п.2 ст.90 Конституции Российской Федерации); он

вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской

Федерации (п.3 ст.115 Конституции Российской Федерации); указы Президента

относятся к системе актов составляющих правовую основу деятельности

Правительства Российской Федерации (ст.113, п.«ж» ст.114 Конституции

Российской Федерации).

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент

Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти,

представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации

своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в

качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие

структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера,

связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы

Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-

правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление

специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в

соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской

Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями,

реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ

осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной

власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных

органов государственной власти, органов власти субъектов Российской

Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется

задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению

исполнительной власти, закреплёнными в ст.114 Конституции Российской

Федерации и конкретизированными в федеральном конституционном законе «О

Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года. Для реализации

этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в

своей совокупности вместе с Правительством Российской Федерации структуру

федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года была

установлена следующая структура федеральных органов исполнительной власти

Российской Федерации:

I. Правительство Российской Федерации.

II. Федеральные министерства:

. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательства;

. Министерство Российской Федерации по атомной энергии;

. Министерство внутренних дел Российской Федерации;

. Министерство государственного имущества Российской Федерации;

. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

. Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых

Государств;

. Министерство здравоохранения Российской Федерации;

. Министерство иностранных дел Российской Федерации;

. Министерство культуры Российской Федерации;

. Министерство науки и технологий Российской Федерации;

. Министерство национальной политики Российской Федерации;

. Министерство обороны Российской Федерации;

. Министерство общего и профессионального образования Российской

Федерации;

. Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

. Министерство путей сообщения Российской Федерации;

. Министерство региональной политики Российской Федерации;

. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской

Федерации;

. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации;

. Министерство торговли Российской Федерации;

. Министерство транспорта Российской Федерации;

. Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

. Министерство финансов Российской Федерации;

. Министерство экономики Российской Федерации;

. Министерство юстиции Российской Федерации;

. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

III. Государственные комитеты Российской Федерации:

. Государственный комитет Российской Федерации по государственным

резервам;

. Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи;

. Государственный земельный комитет Российской Федерации;

. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии;

. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей

среды;

. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству;

. Государственный комитет Российской Федерации по печати;

. Государственный комитет Российской Федерации по связи и

информатизации;

. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и

метрологии;

. Государственный комитет Российской Федерации по статистике;

. Государственный комитет Российской Федерации по строительной,

архитектурной и жилищной политике;

. Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

. Государственный комитет Российской Федерации физической культуре и

туризму.

IV. Федеральные комиссии России:

. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.

V. Федеральные службы России:

. Служба внешней разведки Российской Федерации;

. Федеральная авиационная служба России;

. Федеральная архивная служба России;

. Федеральная дорожная служба России;

. Федеральная служба геодезии и картографии России;

. Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации;

. Федеральная миграционная служба России;

. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды;

. Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;

. Федеральная служба лесного хозяйства России;

. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

. Федеральная служба охраны Российской Федерации;

. Федеральная служба России по делам несостоятельности и финансовому

оздоровлению;

. Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

. Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию.

VI. Российские агентства:

. Российское агентство по патентам и товарным знакам;

. Российское космическое агентство;

. Федеральное агентство правительственной связи и информации при

Президенте Российской Федерации.

VII. Федеральные надзоры России:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.