Освобождение от уголовной ответственности
возглавляется Руководителем Аппарата правительства. Аппарат правительства
взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации,
аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает
совместно с органами исполнительной власти и другими государственными
органами реализацию полномочий правительства.
Руководитель аппарата правительства назначается на должность и
освобождается от должности президентом по представления председателя
правительства.
Руководитель аппарата:
o Организует деятельность аппарата и несёт ответственность за
выполнение возложенных на аппарат функций;
o Формирует в установленном порядке проекты плана заседаний
правительства на очередной период и повестки заседаний
правительства;
o Издаёт приказы и даёт поручения по вопросам работы аппарата;
o Совместно с руководителем администрации президента утверждает план
ежегодной полготовки государственных служащих федеральной
государственной службы;
o Решает вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной службы в аппарате правительства;
o Имеет другие полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Заместители руководителя аппарата правительства в соответствии с
распределением обязанностей между ними координируют и контролируют работу
соответствующих подразделений аппарата правительства, организуют подготовку
решений правительства, а также материалов к заседаниям правительства и его
президиума.
Организационная структура аппарата правительства включает в себя
руководство аппарата и подразделения аппарата — департаменты, управления и
секретариаты председателя правительства и его заместителей. В составе
департаментов и управлений создаются отделы. В аппарате правительства могут
образовываться также самостоятельные отделы, полномочия которых и
рассматриваемые ими вопросы устанавливаются руководителем аппарата.
Структурные подразделения аппарата правительства осуществляют свою
деятельность в тесном взаимодействии между собой.
Федеральные органы исполнительной власти.
Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном
несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и
государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими
чертами:
a) Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;
b) Они относятся к центральным органам исполнительной власти и
действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской
Федерации;
c) Большинство этих органов работает под непосредственным руководством
Правительства Российской Федерации;
d) Министры, председатели государственных комитетов назначаются
Президентом Российской Федерации;
e) Положение о каждом федеральном министерстве, государственном
комитете утверждается Президентом или по его поручению
Правительством Российской Федерации;
f) Министерства и государственные комитеты пользуются
самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами
других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными
нижестоящими органами.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 «О
структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что
государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но
это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств,
во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом
равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных
полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых
особенностями выполняемых ими задач и функций.
Однако федеральные министерства и государственные комитеты — это
конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду
с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-
правового характера.
Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они
возглавляются министрами, которые по должности входят в состав
Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам
компетенции возглавляемых ими министерств.
В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра
(председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других
руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц,
входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности
министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в
форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром
министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о
разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и
Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно
находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить
этим лицам своё особое мнение по принятому решению.
Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам
деятельности министерства и подведомственных организаций.
Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств
определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство
органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой
порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции
осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также
решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.
Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые
функции, «привязанные» к функционированию и развитию соответствующей
отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также
обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные
целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают
государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.
Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные
задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.
Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них
действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет
возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав
Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к
статусу федерального министерства, а его председателя — к статусу министра,
председатель входит в состав Правительства.
Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете
образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель
коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и
подведомственных ему организаций.
В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется
компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии,
в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по
вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы,
инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами,
а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.
Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами,
строятся обычно по модели министерств.
Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и
государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти
относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы,
агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты.
Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же
образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного
вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и
освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав
Правительства.
Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и
не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за
установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под
руководством Правительства Российской Федерации.
Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции,
по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом
или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются
коллегиальные и единоначальные органы.
Характерным для правового положения большинства федеральных органов
исполнительной власти является то, что они находятся в ведении
Правительства Российской Федерации (за исключением органов,
подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым
за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации).
В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их
Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях
применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот
или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской
Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках
во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав
правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.
К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным
Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним
Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны,
внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны
Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,
Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная
пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой
полиции Российской Федерации и др.
Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в
основном органы, представляющие атрибуты государства как политической
организации, обладающей аппаратом принуждения.
Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в
силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие
федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения
для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает
особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации
назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.
Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов
исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает
полномочия Правительства Российской Федерации по руководству
соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их
деятельности.
Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом
однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают
структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в
пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников;
утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие
вопросы.
Руководители этих органов несут персональную ответственность за
выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление
ими своих функций.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы
исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в
следующие группы:
a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными
комплексами;
b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;
c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах
предоставленной им компетенции специализированные функции
вневедомственного значения;
d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим
и иным проблемам;
e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики;
сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;
Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного
хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;
Федеральный горный и промышленный надзор и др.
b) Социально-культурной деятельности. Министерства общего и
профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда
и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты
по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и
туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и
радиовещанию и др.
c) Административно-политической деятельности. Министерства обороны;
иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по
делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная
служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой
полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.
В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы
устанавливали общие основы правового положения федеральных органов
исполнительной власти.
Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных
им отраслей и сфер деятельности.
Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах,
осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.
Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их
прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности.
В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит
всестороннее руководство этими объектами.
Главные функции федеральных органов — анализ состояния,
прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер
и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих
предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях
лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по
вопросам компетенции данного органа.
Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права
непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и
организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений,
принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также
издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым
вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства
наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей
сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по
атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации
соответствующих объектов и др.
Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство
федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в
производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий,
учреждений и организаций.
Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на
административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены
более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это
объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения
обороны страны, государственной и общественной безопасности,
правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций
Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий
характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел
Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами,
консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и
оно при этом не исключается.
Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют
неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-
координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают
нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов,
указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не
обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с
осуществлением возложенных на них функций.
Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области
нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по
применению мер административного принуждения. В большинстве своём это
органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует
отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной
безопасности и др.
Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти,
ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены
также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности
предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью
таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например,
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию
общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта
Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и
т.д.
Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами,
Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми
утверждаются положения о каждом из них.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Что представляет собой действующая система органов исполнительной
власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?
Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным,
прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.
Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая
природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие
в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями
организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е.
типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|