рефераты скачать

МЕНЮ


Освобождение от уголовной ответственности

возглавляется Руководителем Аппарата правительства. Аппарат правительства

взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации,

аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации и обеспечивает

совместно с органами исполнительной власти и другими государственными

органами реализацию полномочий правительства.

Руководитель аппарата правительства назначается на должность и

освобождается от должности президентом по представления председателя

правительства.

Руководитель аппарата:

o Организует деятельность аппарата и несёт ответственность за

выполнение возложенных на аппарат функций;

o Формирует в установленном порядке проекты плана заседаний

правительства на очередной период и повестки заседаний

правительства;

o Издаёт приказы и даёт поручения по вопросам работы аппарата;

o Совместно с руководителем администрации президента утверждает план

ежегодной полготовки государственных служащих федеральной

государственной службы;

o Решает вопросы, связанные с прохождением федеральной

государственной службы в аппарате правительства;

o Имеет другие полномочия в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Заместители руководителя аппарата правительства в соответствии с

распределением обязанностей между ними координируют и контролируют работу

соответствующих подразделений аппарата правительства, организуют подготовку

решений правительства, а также материалов к заседаниям правительства и его

президиума.

Организационная структура аппарата правительства включает в себя

руководство аппарата и подразделения аппарата — департаменты, управления и

секретариаты председателя правительства и его заместителей. В составе

департаментов и управлений создаются отделы. В аппарате правительства могут

образовываться также самостоятельные отделы, полномочия которых и

рассматриваемые ими вопросы устанавливаются руководителем аппарата.

Структурные подразделения аппарата правительства осуществляют свою

деятельность в тесном взаимодействии между собой.

Федеральные органы исполнительной власти.

Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном

несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и

государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими

чертами:

a) Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

b) Они относятся к центральным органам исполнительной власти и

действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской

Федерации;

c) Большинство этих органов работает под непосредственным руководством

Правительства Российской Федерации;

d) Министры, председатели государственных комитетов назначаются

Президентом Российской Федерации;

e) Положение о каждом федеральном министерстве, государственном

комитете утверждается Президентом или по его поручению

Правительством Российской Федерации;

f) Министерства и государственные комитеты пользуются

самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами

других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными

нижестоящими органами.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 «О

структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что

государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но

это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств,

во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом

равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных

полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых

особенностями выполняемых ими задач и функций.

Однако федеральные министерства и государственные комитеты — это

конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду

с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-

правового характера.

Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они

возглавляются министрами, которые по должности входят в состав

Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам

компетенции возглавляемых ими министерств.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра

(председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других

руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц,

входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской

Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности

министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в

форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,

приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром

министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о

разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и

Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно

находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить

этим лицам своё особое мнение по принятому решению.

Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам

деятельности министерства и подведомственных организаций.

Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств

определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство

органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой

порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции

осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также

решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые

функции, «привязанные» к функционированию и развитию соответствующей

отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также

обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные

целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают

государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные

задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.

Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них

действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет

возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав

Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к

статусу федерального министерства, а его председателя — к статусу министра,

председатель входит в состав Правительства.

Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете

образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель

коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и

подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется

компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии,

в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по

вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы,

инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами,

а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами,

строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и

государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти

относятся ведомства в их разнообразных формах — комитеты, службы,

агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты.

Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же

образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного

вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и

освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав

Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и

не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за

установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под

руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции,

по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом

или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются

коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинства федеральных органов

исполнительной власти является то, что они находятся в ведении

Правительства Российской Федерации (за исключением органов,

подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым

за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с

законодательными актами Российской Федерации).

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их

Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях

применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот

или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним

Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской

Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках

во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав

правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным

Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним

Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными

актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны,

внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны

Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации,

Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная

пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой

полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в

основном органы, представляющие атрибуты государства как политической

организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в

силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие

федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения

для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает

особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации

назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов

исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает

полномочия Правительства Российской Федерации по руководству

соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их

деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом

однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают

структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в

пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников;

утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие

вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за

выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление

ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы

исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в

следующие группы:

a) Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными

комплексами;

b) Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

c) Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах

предоставленной им компетенции специализированные функции

вневедомственного значения;

d) Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим

и иным проблемам;

e) Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

a) Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики;

сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли;

Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного

хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

Федеральный горный и промышленный надзор и др.

b) Социально-культурной деятельности. Министерства общего и

профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда

и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты

по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и

туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и

радиовещанию и др.

c) Административно-политической деятельности. Министерства обороны;

иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по

делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная

служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой

полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы

устанавливали общие основы правового положения федеральных органов

исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных

им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах,

осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их

прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит

всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов — анализ состояния,

прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер

и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих

предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях

лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по

вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права

непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и

организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений,

принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также

издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым

вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства

наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей

сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по

атомной энергии — по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации

соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство

федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в

производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий,

учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на

административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены

более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это

объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения

обороны страны, государственной и общественной безопасности,

правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций

Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий

характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел

Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами,

консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и

оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют

неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-

координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают

нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов,

указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не

обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с

осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области

нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по

применению мер административного принуждения. В большинстве своём это

органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует

отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной

безопасности и др.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти,

ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены

также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности

предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью

таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например,

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию

общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта

Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и

т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами,

Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми

утверждаются положения о каждом из них.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Что представляет собой действующая система органов исполнительной

власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным,

прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.

Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая

природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие

в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями

организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е.

типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.