Реферат: Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого
Что
же такое целомудрие? Какого человека можно назвать целомудренным? Понятие
"целомудрие" многогранно. Этимологический словарь предлагает
следующее объяснение этого термина: "целомудрие это полная мудрость,
здравость, неповрежденность, нормальное состояние внутренней жизни человека,
цельность и крепость личности" В переводе с церковно-славянского
"целомудрие" означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование,
непорочность, девственность.В церковно-славянском и древнерусском языках слово
"цел" значило "здоровый", "нравственно цельный",
"благоразумный и добросердечный" [Краткий справочный
церковно-славянский словарь]. Таким образом, целомудрие - это сохранение
неразрывной связи части нашей жизни с целым, здоровым. Ожегов целомудрие
определял как девственность и как строгую нравственность и чистоту. Русская
философская мысль, в частности В.В.Розанов, трактовал целомудрие как черту
пола, особенность сердца, а не качество ума и характера, как уважение человека
к своему телу, бережное отношение к нему. В.В.Розанов считал целомудрие необходимой
чертой брака [РозановВ.В. В мире неясного, нерешенного. - М., 1995]. Владимир
Соловьев, разъясняя рассматриваемое понятие, писал: "Для человека как
животного совершенно естественно неограниченное удовлетворение своей половой
потребности посредством известного физического действия, но человек как
существо нравственное находит это действие противным своей высшей природе и
стыдится его". Его позиция вероятно восходит к осознанию двухприродности
человека, Соловьев признает под целомудрием приоритет нравственного над
физическим [ТростниковВ.Н. Воспитание безнравственности. // Русский дом.
1998.- N3].
Православная
педагогика предлагает свое понимание целомудрия и его значения как базиса для
нравственного воспитания. Проведем историко-педагогический анализ, для чего
сначала обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов
раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит
богосотворенность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше
физическое, телесное существо - создание Божие. В послании к Коринфянам апостол
Павел пишет: "Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" [1
Кор. 6,19].Человеческое тело устроено таким образом, что является оболочкой для
души. Душа определяет нравственное или безнравственное поведение
человека.Посредством души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому
под целомудрием подразумевается чистота от "плотской греховной
скверны,состояние невинности, здравый смысл, здравый ум". Первоначально
целомудрие отождествлялось с благоразумием [2. Мак.4,37; Деян.26,25,1;
Пет.4,7], здравомыслием, здравомудрием, премудростью в жизни и слове [Феофан
Говоров, еп.Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. - С.
282,488], позднее трактовалось как "противление сладострастию" [Василий
Великий. Слово об отречении от мира], "супружеская верность" у
Исидора Пелусиота [Письмо 266] и у Иоанна Златоустого [Беседа 3-я Послание к
Евреям ], сохранение тела от скверны" у Афанасия Великого [Об определениях
2,4].
Анализ
разных изречений, взглядов, суждений по вопросу целомудрия позволяет выделить
широкий и узкий смысл термина "целомудрия". Целомудрие в христианстве
не ограничивается только физической чистотой, но подразумевает
духовно-нравственный рост человека.
В
широком смысле значение "целомудрие" содержится в творениях
преподобного Иоанна Лествичника. Целомудрие, по его мнению, есть всеобъемлющее
название всех добродетелей [Преподобного отца аввы Иоанна Лествица. - СПб,
1995]. То есть, целомудрие, переводя на обычный язык, представляет собой совокупность
всех нравственных категорий,подразумевает умение управлять своими мыслями,
словами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие
писал о нем как о способности "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая
за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах" [прот. Четвериков С.
Описание жизни блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия... -
С.217]. Целомудрие требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним
попранием эгоизма, самоугодия", - добавляет епископ Феофан [еп. Феофан
Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С.117]. В этом
смысле целомудрие синонимично термину "совершенство".
"Будьте
совершенны, как и Отец Ваш Небесный совершенен есть"- один из ведущих
принципов православной педагогики. Целомудренный человек - есть та цель
воспитания, которую видит перед собой православный педагог. Можно провести
аналогию между целомудренным человеком и всесторонне (разносторонне) развитой
гармонической личностью. Хотя это параллельные, но не тождественные понятия.
Понятие цельного, обладающего полной мудростью человека, в христианской
педагогике несколько иное. Это не разрозненное развитие разных сторон личности
или тем более всех.
Cовершенный,
целомудренный человек с точки зрения православной педагогики предполагает
особое внутреннее устроение, где силы души в иерархическом порядке подчинены,
обеспечивают, подчинены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом
устроении принадлежит духовности "как основе человеческого существа"
[Зеньковский В.В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии. - М.: изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993. - С.150].
Духовность - это стремление человека к Богу, стремление сообразовать свою жизнь
с волей Божией, "очищение сердца, аскетическая работа над собой"
[С.30].
Существует
мнение, что православие призывает к гармоническому развитию личности. Но здесь
"гармония - это пропорциональность, безупречное расположение частей в
пространстве. Гармония возможна только в союзе с Богом.Принцип гармонического
развития и устроения в Православии требует доверия к Богу, к его промыслу,
молитвенного диалога с ним [Сурова Л.В. Православная школа сегодня Книга для
учащихся и учащих. - М.,1996. - С.36-37].
Целомудрие
в каждом человеке проявляется в разной степени. Что касается степеней
целомудрия, понимаемого в широком смысле как всеобъемлющего названия всех
добродетелей, то описания их Святые Отцы не дают. Человек не должен, по их
мнению, знать о своем духовном росте, так как это может повредить духовной
жизни, и тем более повредить "охранительнице добродетелей" -
смирению. Смирение- необходимое условие целомудрия. Само это понятие означает
внутреннее самоограничение, умение отсекать свою волю. Это не раболепие.
Смиренный человек - это тот, который перед собой всегда видит Бога.
"Смирение - это не забитость. Смириться - это не значит отказаться от всей
полноты даров, талантов, которые дал Бог. Настоящее смирение - это мир с Богом
и людьми, гармония,преображение всех человеческих не для горделивого
самоутверждения, а для служения ко спасению ближнего, а значит и для себя"
[Церковь, дети, и современный мир. - СПб: изд-во Новый город, 1997. С.57-58].
Целомудрие невозможно без любви, милосердия, терпения. Опора целомудрия - пост,
молитва, воздержание.
В
узком смысле слова целомудрие рассматривается святыми Отцами как добродетель,
духовно-нравственное качество, противоположное разврату. И если в первом случае
в качестве синонима понятию "целомудрия" мы брали
"совершенство", то во втором близким по значению будет
"чистота". Подобная трактовка целомудрия довольно часто встречается в
творчестве святых Отцов - Иоанна Лествичника, Иоанна Златоустого, Ефрема
Сирина, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Симеона Нового Богослова.
Последний пишет, что "обыкновенно добродетель целомудрия
противопоставляется плотской и распутной жизни" [Симеон Новый Богослов,
прп. Слово 48// Слова. Вып.1. - С.436-437]. И тогда мы можем говорить о чистоте
души и тела. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что "истинно целомудр тот,
кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например
глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления
не входят в сочетание с порочными мыслями." "В чистоте обитают
великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние,
ненасытный сон и густая тьма." Чистота гнушается роскошью, негою,
изысканным убранством одежд. Чистота - ненавистница дорогих яств, бегающая
пьянства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота -
родоначальница любви... [Ефрем Сирин, прп. Творения.Ч.1. - С.132].
Святые
Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени
чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец
("предел и крайняя степень совершенной чистоты") [прп. Отца Аввы
Иоанна Лествица. - СПб., 1995. - С. 122. - Сл.15,8-13]. У Иоанна Кассиана их
шесть, причем высшая степень- это отсутствие нечистоты как в бодрственном
состоянии, так и во сне.
Независимо
от употребления, в широком или узком смысле, различают две группы признаков
целомудрия - внешние и внутренние. Внешние находят свое отражение в поведении,
одежде, облике человека. Внутренние состоят в том, чтобы все доброе делалось не
для людей, а для Бога и перед Богом (т.е. не по человекоугодию, а бескорыстно).
Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы не считать себя завершившимся, это
умение хранить ум и сердце от помыслов. Киприан Карфагенский, говоря о внешнем
целомудрии указывает на необходимость избегать излишнего смеха, неприличных
бесед, обществ. "Целомудрие состоит не в одной только непорочности тела,
но и в скромности и благопристойности одеяния, в скромном убранстве волос"
[Киприан Карфагенский, Книга об одежде девственниц Творения.- Ч.2. - С.131].
Известная народная мудрость гласит: "Если хочешь изменить человека, начни
с его одежды". Не случайно и реформы Петра I были связаны с изменением
одежды и отрезанием бород, менялся не просто внешний облик, но все сознание
народа. Приличная одежда-отражение нравственного состояния человека или,
наоборот, неприличная - признак развращенности. Внешность - это немаловажная
часть характера. Целомудрие проявляется в речи, поступках, походке,поведении.
Целомудренный человек не будет рассматривать журнал, газету с непристойными картинками,
участвовать в нескромных зрелищах и увеселительных мероприятиях.
Святые
Отцы считали целомудрие возможным только в христианстве. Хотя, конечно, если
говорить о нем как о совершенстве, т.е. о высшей степени его проявления.
Целомудрие ценилось не только в христианской среде, другое дело, что светское
общество признавало за целомудрие сохранение тела от разврата, но о внутренней
совершенной чистоте души не могло быть и речи.
Таким
образом, понятие "целомудрие" в широком и узком смысле, каким видели
его Отцы Церкви полнее, чем светская трактовка. В обыденном понимании - это
чистота тела. У Святых Отцов, это или полное совершенство (в широком значении),
либо сохранение в чистоте ума, сердца, тела (в узком).
Начиная
с первых веков распространения христианской веры целомудрие признавалось
общехристианской добродетелью. "Девство и брак не для всех, а целомудрие
для всех" [Высказывание митр. Филарета (Дроздова). Цветник духовный. -
Ч.2. - С.30]. Целомудрие это черта как брака, так и девства.
Довольно
подробно вопрос, касающийся целомудрия: его определение, значение, специфика
проявления, степени, воспитание в нем ребенка освещен в трудах Иоанна
Златоустого. Собственно, именно его творения, его мысли по этому поводу
представляют наш непосредственный интерес и определяют тему дипломной работы.
Творения
святителя, на наш взгляд, являются вершиной святоотеческой педагогики по
вопросу целомудрия. Оценка целомудрия, его места в жизни православного человека
были даны Иоанном Златоустым в ряде его творений: "Пять слов об
Анне"; "К верующему отцу"; "Целуйте Прискиллу и
Акиллу"; "Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна
Богослова", "Беседах на послание к Титу", Тимофею, Коринфянам, к
Фессалоникийцам"; в его учении о браке и т.д. С чем же было связано обращение
Иоанна Златоустого к теме целомудрия.
В
IV-V веках, когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состояние общества
находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда
чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением
законов человеческой природы, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой.
Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали
сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианство от пагубного
влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в своих беседах, посланиях,
сочинениях выступает с проповедью целомудрия.
Термин
целомудрия употребляется им как в широком, так и в узком смысле. Употребляя его
в широком значении, он пишет: "Целомудрие состоит не только в том, чтобы
воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих
страстей.
Следовательно,
и любостяжательный - не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к
телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) - к богатству; даже последний
невоздержание первого" [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к
Титу. Творения. - Т.11. - С.869]. "Целомудренный человек отличается
воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях". В этом значении
целомудрие есть "здравие ума и души" (из Беседы 4-й на послание к
Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех
корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с
Богом - есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие
к святости в творении ["Пять слов об Анне". свт. Иоанн Златоуст.
Беседы на книгу Бытия. - С.783].
Здесь
же показан и пример целомудрия как совершенства, святости. Это пример -
целомудрие Анны, женщины, которая гармонично сочетала в себе все нравственные
черты, которая обрела полную мудрость, поднялась на недоступную многим ступень
нравственной чистоты. Анна была иудеянкой и долго страдала неплодием, в то
время как соперница ее имела детей. Святитель возвращает нас к событиям
древности, тогда нередким, или даже обычным явлением было многоженство, только
позднее, с пришествием Иисуса Христа был установлен моногомный брак.
Возвращаясь к событиям тех далеких времен, он знакомит нас с обычаями, укладом
еврейской семьи. Воспитание было великим делом и, следовательно, рождение детей
почиталось за великую радость и заслуживало уважения среди людей. Бесплодие же
"по природе и само по себе было невыносимо для женщин". Анна
оказывается в таком незавидном, положении когда переносятся незаслуженные
мучения, скорбь, обиды, оскорбления. Что делает человек в подобной ситуации?
Как поступает женщина, даже независимо от того, когда, в какое время она живет?
Дети - бесценный дар, то к чему стремится каждая семья, это цель и смысл жизни.
Но когда их нет, совершенно естественно, что человек впадает в отчаяние и
сомнение, чувствуя свою отверженность и несовершенство.
Однако,
Анна - совсем иной пример. "Она великодушно переносит несчастье",
показывая тем самым образец "высокого благоразумия". Отметим, что
целомудрие и благоразумие имеют в греческом одно и то же значение -
здравомыслие, премудрость в жизни и слове. Иными словами, Анна - пример
высокого целомудрия. Подвергнувшись испытанию, она не жалуется, не скорбит выше
меры, не считает бедствие невыносимым, не падает духом, но терпеливо ждет. В
этом "перед нами открывается премудрость этой жены", богатство ее
веры, величие духа. Терпение, кротость, вера, любомудрие, любовь к Богу,
благогвение, красота души и сердца - вот те великие добродетели, которые как лепестки
сложились в бутон ее цельной личности. Что позволяет говорить о целомудрии
Анны, то, что "...пришедши к Богу с этими дарами (молитвой и верой) она
(Анна) сделала все, чего хотела, и испорченную природу исправила, восстановила
целостность. А это и есть истинное целомудрие, когда духовность становится выше
чувственности, взращивается "луг добродетелей" [С.825,826].
Трактовка
целомудрия в его широком смысле встречается и в ряде других творений, но
большее внимание Иоанн Златоуст акцентирует на целомудрии как чистоте,
характеризуя его как "чистое и нерастленное тело", и советует
воспитывать в нем детей. "О целомудрии их мы особенно должны заботится, к
этому мы особенно должны быть внимательны". "Сие стяжание, - пишет
он, - ценней всех прочих и ради его приходят остальные блага".
Не
случайно и Анна, мать пророка Самуила, начинает воспитание сына с самого
главного, берется за суть, за зернышко, за основу - за целомудрие, "Ей
подражайте, жены, ей будем подражать мужья и такое же будем иметь попечение о
детях, будем так же воспитывать их, как во всем прочем, так и в отношении
целомудрия [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. - С.783]. Здесь святитель
дает понятие о целомудрии в его узком смысле. Он обращается к психологическим
особенностям юношеского возраста, которому свойственны стремительность,
неуравновешенность в делах и поступках, причем как в добрых, так и в злых.
"Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях,
руководителях, надсмотрщиках. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то
самое есть и юность" [Иоанн Златоуст. О воспитании. /Под ред. Воронежской
епархии. - С.22-23].
Поступки
молодежи зачастую непредсказуемы, отсутствуют твердые и крепкие нравственные
устои, сильная воля, способная согласовать свои действия с требованиями долга,
морали. Целомудрие представлено святителем как одна из важных, серьезных и
высоких целей. "Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как
целомудрие и чистота, потому что именно эта страсть обуревает этот
возраст" [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на Книгу Бытия
//Творения. - Т.2. - С.788]. "Ни о чем не нужно столько пещись и
заботиться юношам, как о целомудрии и чистоте..."
Воспитание
детей в целомудрии, внушение им четких понятий о нравственности и
безнравственности, ясных и несомненных убеждений о необходимости сохранения
внутренней и внешней чистоты - главный долг родителей-христиан, "...будем
удерживать порывы наших детей и то страхом, то убеждениями, будем обуздывать
юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так,
чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Не будем оставлять
юношей без попечения; но зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их
браком по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и
чувства целомудрия у них сохраняются и не потерпят они вреда от необузданности,
имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти...
[Азбука православного воспитания: сборник по творениям святителей. - М., 1997.
- С.94].
Но
брак - не единственное основание целомудрия. Иоанн Златоуст предлагает и другие
пути решения проблемы. "Оградим их со всех сторон советами, увещаниями,
страхом и угрозами." Он советует ограждать детей от неприличного общества,
разговоров зрелищ. "...Не станем допускать обращать их взоры туда, где
нескромные служанки, невоздержанные девицы. Будем удалять их (детей) не только
от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не
прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Ничто не
украшает юного возраста, как венец целомудрия" [свт. Иоанн Златоуст. Свт.
Беседы на книгу Бытия. Пять слов об Анне. - Т.2. - С.788-789].
Особое
место в творениях Иоанна Златоустого отводится вопросу целомудрия в браке.
Целомудрие является необходимым нравственно-психологическим условием для
прочного и счастливого брака.
"Человек
порочный и распутный, - говорит святой Златоуст, - не может (чисто) любить свою
жену" [свт.Иоанн Златоуст, Творения. Т.3. - С.211]. "...И жены будут
им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда
юноша будет знать одну женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь
бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее (и жена милее),
когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (правила). Если же юноша и
прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и
бегать к любовницам"[Иоанн Златоуст. Творения. - Т.4. - С.789]. "Кто
был целомудренным до брака, то тем более остался таким после брака. Напротив,
кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же
самое" [Иоанн Златоуст. Св. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею
//Творения. - Т.11. - С.681].
Церковь,
в том числе и в лице Иоанна Златоуста, в качестве важного требования выдвигала
добрачную чистоту и целомудрие брачующихся. В древней Церкви существовал
следующий обычай, неделю после венчания новообрачные носили церковные венцы и
жили как брат и сестра. Это делало их брак целомудренным, в основу его
закладывалось духовное, молитвенное начало. На восьмой день венцы снимались.
Такой подход, безусловно, помогал глубокому осмыслению брачной жизни и любви.
Брак - это не только телесное соответствие, но и полная духовная и душевная
близость. Не случайно христианский брак сравнивается с отношениями Христа и
Церкви.
Пример
целомудрия в браке дан Иоанном Златоустым в одной и его бесед, где он говорит
об Акилле и Прикилле. Это были муж и жена, управляли мастерской, занимались
ремеслом и показали любомудрие гораздо лучшее, нежели многие живущие в
монастыре [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: "целуйте Прикиллу и
Акиллу и пр." // Беседы на разные места Священного писания. - Т.".
С.419].