рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

 Если говорить о степенях целомудрия, то конкретно святитель их нигде не выделяет, однако можно предположить, что высшая степень чистоты относится к лицам, находящимся в безбрачии: монахам и монахиням, занимающимся пустынножительством или живущим в монастыре, девственникам и девственницам, ведущим жизнь в миру, середина - это христианские юноши и девушки, хранящие добрачное целомудрие и начало, основание целомудрия - это ­­чистое христианское супружество.

 Монашество - высшая степень целомудрия, обозначим причины: это призвание, а не закон, обязательный для всех, что подчеркивает святитель Иоанн, ссылаясь на Евангелие: "Говоря о девстве, Он присовокупил: могий вместить да вместит [Матф XIX,12]; не сказал: всяк, не преподал этого в качестве заповеди"[свт. Иоанн Златоуст. Творения. - Т.1. - Кн.1. - С.110]; монашество - дар, "не все вмещают слово сие, но кому дано", то есть "Кому содействует Бог" [Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта.

М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой ЛАвры; "Новая книга", 1996. - С.309], монашество - подчинение только законам духа, искажение природы, естества ради Бога, "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного", то есть есть люди, в которых генетически заложено стремление к целомудрию или, которые приходят к целомудрию вследствие наставления других людей или склоняются к нему по собственному желанию.

Если говорить о браке, то святитель отмечает, что "сохранение целомудрия легко для человека женатого, как пользующегося великой утехой" [Т.1. - Кн.1. - С.110]. Брак - это совмещение физического и духовного, его цель - "единство двух существ, их внутреннее срастание в процессе взаимообусловленного внутреннего роста, духовное единосущее при сохранении личной самобытности" [прот.Б.Николаев Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения Святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9,10].

 Признаки целомудрия могут быть внешними и внутренними. Внутренние - соблюдение в чистоте ума, сердца, молитва (хотя она может быть и внешней). "Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие - легко и удобно может совершить путь благочестивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы молитву" [свт.Иоанн Златоуст. О молитвах// Творения. - Т.2. С.850]. Кроме того, внутренние признаки целомудрия - это умение направлять свою волю в нужное русло, "целомудрие - плод борьбы и подвига" [свт. Иоанн Златоуст. О посте // Творения. - Т.11. С.932]. Внешние признаки - ограничение или, точнее, воздержание в пище, пост, поведение, одежда. Иоанн Златоуст к признакам целомудрия относит и непозволение воззрения на лица другого пола, если конечно оно делается орудием греха. В резкой форме он обличает посещения театров, считая подобного рода занятие недостойным христиан. "Развращаясь на театральных зрелищах, - говорит святитель, - муж, придя домой, не будет ценить целомудренной жены, подруги своей жизни, будучи очарован, пленен чужим обольстительным лицом, виданным на сцене, и на всей блестящей обстановке театра... Слова о целомудрии и чистоте он будет слышать с неудовольствием"[Беседа 3-я о Давиде и Сауле // Творения. - Т.4. С.856-857].

 Таким образом, Иоанн Златоуст разделял два значения целомудрия: как совершенство, святость, свободу от любого порока, приоритет духовного над чувственным, целостность, здравый ум, неповрежденность души, единство, духовную устроенность внутреннего человека, и как чистоту, то есть добродетель, противоположную разврату. Святитель рассмотрел "целомудрие" с трех позиций: первое: "чистое и нерастленное тело", второе - нравственная добродетель, третье - духовное совершенство. Знание психологических особенностей юношеского возраста позволило ему дать своего рода методические рекомендации родителям по воспитанию целомудрия у детей. В обязанности родителей-христиан входят: организация бесед о необходимости физической и нравственной чистоты как основы брака, о целях брака - объединении двух личностей, ради избежания блуда и конечной цели христианской жизни - спасения; рождения и воспитания детей; ограждение ребенка от низкопотребной литературы, музыки, зрелищ, наблюдение за кругом общения детей, создание целомудренной атмосфере в семье, формирование представления о нравственном идеале на примере жизнеописаний Спасителя, Богородицы, святых.

 На основе вышеизложенного можно сказать, что святоотеческая педагогика, в частности творения Иоанна Златоустого, дают полное представление о целомудрии. Различные позиции, с которых святитель рассматривает целомудрие в конечном итоге, фокусируются на христианском понимании о душевно-телесной природе человека, на приоритете потребностей души над потребностями тела. Отсюда вытекает суть главной задачи родителей - научить детей одерживать победу над низменным и безнравственным, формировать уважение к своему телу, как к личному, индивидуальному, способствовать осознанию детьми необходимости целомудрия как условия связи с целым, с Богом. Таким образом, освоение трудов Иоанна Златоустого и других отцов Церкви по данной теме - хороший базис для создания программ по нравственно-половому воспитанию в сфере светского и православного образования.

5.РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей православного педагога, начнем с того, что попытаемся дать определение понятию­- "учитель". Из курса истории педагогики известно, что сначала существовало понятие "воспитатель" от основы слова питать, его синоним- кормить, откуда произошло - вскармливание. Таким образом, воспитателем назывался человек, который занимался воспитанием кого-либо, отвечал за условия жизни и развития личности ребенка.Чаще всего это были люди опытные и уважаемые, в их обязанности входили забота о духовно-нравственном становлении личности, подготовка детей к условиям жизни.

 Слово "учитель" появилось позже, когда знание и необходимость его передачи стали одной из ценностей общества. В словаре В.И. Даля мы встречаем следующее определение: учитель-наставник, преподаватель, обучатель. Аналогичное определение и у Ожегова: учитель- лицо, которое обучает чему-либо, преподаватель, человек, который учит чему-либо.

 Известно, что на разных этапах развития общества задачи образования менялись. Упор делался то на воспитание, то на обучение. Но большинство педагогов придерживались мнения рассматривать учителя как воспитателя. Педагогическая энциклопедия дает следующую характеристику учителю. Это специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися, он передает общественный опыт новым поколениям, подготавливает к жизни и трудовой деятельности. Современные педагоги также стараются не разграничивать понятия "учитель, наставник, воспитатель". Учитель- это человек, который не только передает знания, но и воспитывает, его главная функция, как отмечает В.А.Сластенин, - "сотворение личности", утверждение "человека в человеке".

 Как и любая другая, православная педагогика берет свое начало с учителя. Само понятие "учитель" в христианском понимании имеет широкое значение. Существует несколько ступеней учительства. Святитель Иоанн Златоуст выделяет следующие: первая - это творение и совесть; познавая творения и прислушиваясь к внутреннему голосу совести, ребенок приобретает первые знания о мире, о себе, об окружающих людях. "От начала, - свидетельствует святитель Иоанн, - были эти два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно. Творение возбуждает удивление к ея Создателю, а совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать". Вторая ступень - это родители"учитель, уже не безмолвный, как первые, но такой, который действует на душу словом, увещеванием и советом. Это - родной отец каждого. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание" [Святитель Иоанн Златоустый, Т.2 Беседы на книгу Бытия, 1993. - С.791]. И, наконец, третья группа учителей - один из видов духовной власти в Церкви "старцы", домашние и школьные христианские учителя [Т.3. - С.78; Т.4.

С.832; Т.5. - С.810]. Такое объединение пастырей церкви - священнослужителей, старцев-монахов и христианских учителей, обучавших детей на дому и в школе не случайно. Следует отметить, что в период становления христианской педагогики и во время написания работ Иоанном Златоустым обучение и воспитание детей являлось преимущественно сферой деятельности священников и монахов. 

В данном параграфе наш непосредственный интерес будет представлять третья группа учителей, когда учительство приобретает более профессиональный характер. Обратимся к истокам православного учительства.

 Понятия "учитель", "ученик" мы встречаем еще в Евангелии и Апостольских писаниях, прочтение которых делает очевидным следующий факт: образец учительской деятельности был дан в образе Иисуса Христа - Бога и человека, пришедшего в мир для спасения людей через добровольное страдание на кресте. Именно он является истинным Педагогом, утверждает в своей работе "Педагог" один из учителей Древней Церкви св. Климент Александрийский. Справедливость этого положения подтверждают и творения святителя Иоанна Златоустого "Беседы на книгу Бытия" и "Толкование на Евангелие от Иоанна Богослова". "Бог,- пишет святитель, - от начала промышлял о нашем роде, как научал полезному, когда не было письмен и не дано было Писания... [Т.2 Беседы на Книгу Бытия, с.779]. Евангелие повествует о пришествии Бога на землю, где он продолжил свое обучение, суть которого заключалась в передаче нового знания - откровения о Царствии Небесном. Впоследствии его восприемниками стали апостолы и ученики, посвятившие жизнь проповеди Евангелия и распространению христианской веры, в соответствии со словами Спасителя "...идите, научите все народы учению Моему, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, поучайте их соблюдать все, что я заповедал вам" [Евангелие от Матфея гл. 28 16-20, от Марка гл.16 15-16].

 Таким образом, Бог является первым и главным учителем. Пытаясь дать определение качествам Бога, богословы, Отцы Церкви, христианские писатели останавливаются на одном ведущем: Бог есть любовь. Следовательно и православного педагога должны характеризовать любовь, самопожертвование, самоотречение ради своей профессии и детей, которых он обучает.

 Главный принцип, на котором строится педагогическая деятельность православного учителя, заключается в искусстве сперва спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его, cчитает Иоанн Златоустый. К этому способу прибегал и сам Учитель­- Иисус Христос, который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Он снисходил и до своих учеников-апостолов, вплоть до омовения ног. Даже свое Божество Иисус Христос раскрыл не сразу, но был сначала признан только пророком или святым человеком, а потом словом и делом явил то, чем Он был. "Смотри, - пишет святитель, - как Христос всегда раскрывал не все вдруг, но сначала ставил своего слушателя в затруднение, чтобы он сам доискивался смысла сказанного и затем, не умея помочь себе, тщетно напрягая свой разум, он с гораздо большим рвением принимал искомое, когда оно раскрывалось ему, и тем более возбуждался к внимательному слушанию" [Творения св. Иоанна Златоустого. - Т.4.С.2]. Аналогичным образом поступали и апостолы, когда после появления Христа постепенно подходили к проповеди о самых высоких предметах.

 Учитель как бы живет в ученике, старается прочувствовать его душу, подвести его к знанию, осторожно, ненавязчиво раскрыть его творческий потенциал. Педагог спускается до уровня питомцев, чтобы поднять их до своего уровня. Понимая мир ребенка, он помогает ребенку подойти к истине, к догадке, к открытию. "Наставники не все говорят так, как хотели бы сами, но как требует состояние немощных" [Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова М, Из-во Моск. Патриархата, 1993. - С.194]. В этом направлении немаловажную роль играет умение учителя вести сократическую беседу. Учитель заставляет учеников "рождать собственную мысль". Сам Иоанн Златоуст, как отмечает один из современных педагогов, владел в совершенстве сократической беседой Л.В. Сурова пишет: "Все его толкования на Евангелие - это живые сократические уроки. Он сам себе задает вопросы, но эти вопросы как бы "сняты с языка" слушателей, подслушаны у них. Он их просто опережает. Он сам - первый спрашивающий, за ним в действие втягиваются все присутствующие" [Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М.1996. - С.43]. Суть эвристического метода как нельзя лучше отражается в словах священника Александра Ельчанинова: "В эвристическом методе Сократа поразительны смирение и кротость. Вместо того, чтобы сразить собеседника-оппонента одним резким ударом - терпение матери, ведущей ребенка, подымающей его много раз и опять направляющей... Сократ по душевному своему складу православен; одна из существенных черт православия - "озаренные благодатью сердца в глиняных сосудах" [2 Кор.4,7]. То же пленяет и у Сократа" [Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М.,1992.- с.101].

 В непосредственной связи с основополагающим принципом "сперва снисходить, а потом возвышать" находится цепочка следующих принципов: любви- умения видеть в каждом ребенке образ и подобие Бога, ненасилия - стремление не навредить детской душе, своевременности, суть которого - cообщать знание тогда, когда ребенок готов его воспринять, ответственности, смирения, меры. Последние три принципа святитель Иоанн описывает в слове третьем "К верующему отцу", характеризуя деятельность христианского педагога. Принцип ответственности заключается в "заботе не о маловажном", в беспокойстве за бессмертную душу ребенка. Принцип смирения. Смирение - одна из главных христианских добродетелей: смирение педагога - это осознание себя как проводника воли Божией. Учитель - соработник Бога, "призывающий Бога в посредники" между собой и учеником. И, наконец, принцип меры. Учитель не сразу сообщает совершенное знание, но предлагает "заниматься науками, приносить пользу сверстникам. Педагог старается не "потрясти ростки любомудрия, еще нежные, только насаженные, но ожидает, пока они укоренятся" [Свт. Иоанн, Т.1 кн.1 К верующему отцу, сл.3, 1898.- С.105].

 В ведении учителя находится обучение и воспитание детей. Обучение занимает важную роль в их воспитании. Апостол Павел в послании к Титу [Гл.2 11-12] пишет такие знаменательные слова: "Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая". Подчеркнем это слово "научающая", означающее, что вера должна сопровождаться объяснениями и учением. Дети должны знать о Боге, о великом даре спасения. Поэтому высвечивается следующая функция православного педагога- подготовка ребенка к жизни вечной и весь смысл педагогической деятельности видится в том, чтобы указывать путь ученику, вести его ко Христу- единственному и любящему Учителю. Это и есть для православия истинная педагогика детоводительство, общий путь учителя и ученика. "Достоинство учителя, - говорит святитель Иоанн, - не в том, чтобы приобрести честь и славу от учеников, но вести их ко спасению" [Свт. Иоанн Златоуст, Т. 11. - C. 64].

 Учитель передает ученику сумму знаний. Знание бывает двух типов, которые мы рассмотрели в предыдущих параграфах. Святые Отцы выделяют: знание обычное - внешнее, мирское, раскрывающее суть земных явлений предметов, связи между ними, закономерности развития и знание духовное-внутреннее, которое Василий Великий назвал "нашей ученостью". Есть учителя, которые передают какое-то одно из этих знаний; есть и те, которые способны охватить и то, и другое. Но как отмечает Иоанн Златоустый, "Христос хвалит того учителя, который преподает совершенное учение и делами, и словами" [Свт. Иоанн Златоуст, Творения, Т.5. - с.264].

 Примем во внимание признание православной педагогикой единства обучения и воспитания. В соответствии с данным принципом учитель, обучая, одновременно несет воспитательную функцию. В его обязанности входит следить за условиями жизни и развития личности ребенка. Анализ творений Иоанна Златоустого ставит перед очевидностью факта синонимичности понятий "учитель", "наставник", "воспитатель". Отметим также, что передовые мыслители всех времен не противопоставляли обучающую и воспитывающую функции. Более того, учителя рассматривались как воспитатели. Подобного мнения придерживается и современная педагогика: нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, нельзя решать воспитательные задачи без вооружения детей системой знаний, умений, навыков. [Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, С.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - с.11].

 Таким образом, подготовка ребенка к жизни вечной подразумевает заботу о духовно-нравственном росте его личности, привитие нравственных качеств: доброты, скромности, честности, послушания, целомудрия, смирения, кротости, ответственности. Одновременно с воспитанием личности ребенка реализуется адаптивная функция учителя - приспособление детей к социально-культурной среде, нуждам и запросам общества. Одно из главных умений, которые передает ученику учитель- это умение служить другим людям, трудиться, добросовестно выполнять обязанности по отношению к семье, гражданской должности. "Усовершенствовавшись (через обучение) сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества". Они (дети) сделаются крепкими и способными приносить пользу другим ..., станут врачевать людей, страждущих неизлечимыми болезнями..., будут прославляться как общие благодетели, покровители и спасители... будут жить на земле как ангелы, и обращать на себя взоры всех." Здесь, считает святитель Иоанн, особенно важна роль учителя, приводя в пример апостола Павла, который "приставлял к детям учителей добродетели сначала и с малого их возраста, преграждая порокам доступ к ним" [Свт.Иоанн. Творения, Т.1,гл.1 сл.3 К верующему отцу с.118-119].

 Адаптивная функция всецело связана с подготовкой к вечной жизни: гражданские добродетели, порядочность по отношению к семье, к другим людям и в целом к государству, которые советует воспитывать у подрастающего поколения Иоанн Златоустый, являются лучшей школой для духовного совершенствования заповеданноко Иисусом Христом. "Подлинно - говорит святитель, - если бы все усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бесчисленное количество "благ", ...если бы детей наставляли быть друзьями Божиими и учили прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол и то, что говорится о будущей жизни, все мы имели бы здесь" [Т.1. - Кн.1. - Сл.3. - С.118].

 Православный учитель - это своего рода мостик к Богу, проводник его воли. Это не только профессия, суть которой передать знания. С одной стороны, педагог берет на себя функцию устроения личности. В каком-то смысле, это ноша самого Творца. Учитель созидает душу ребенка. Не случайно Иоанн Златоуст сравнивает духовного воспитателя с художником (скульптором), тщательно обделывающем свою статую. Подобным образом поступает и руководитель, совершенствующий душевную красоту своих подопечных. С другой стороны, о чем уже упоминалось ранее, педагог - это только помощник Божий, понимающий, что жизнь детей и его собственная предопределены промыслом Божиим. И его главная задача - организовать связь души ребенка с Богом, с опытом и жизнью Церкви.

 Необходимым требованием к учительской профессии является профессионализм. Во-первых, учитель должен соответствовать своему званию, то есть обладать определенными познаниями и правилами к руководству. Он должен быть хорошо воспитан, иметь соответствующее образование, четкую постановку задач, обладать широким кругозором. "Учитель, - утверждает Иоанн Златоуст, - должен иметь всесторонне развитый ум" [Т.1,с.947]. Во-вторых, имея знание, он должен умело внедрять его в практику обучения и воспитания, то есть ясно видеть способы его передачи. Эту мысль подтверждает святитель Иоанн: "Учитель должен знать, как нужно учить здравому учению" [Т.11, с.849].

 Однако, высокий профессионализм должен быть одухотворен идеалами добра, подготовленностью, духовностью, старательностью в радении на ниве Божией.

 Одно из ведущих требований, без которых не мыслится не один учитель - это любовь к ребенку. На этом мнении сходятся педагоги всех времен и представители самых разных концепций. В христианской педагогике любовь утверждает жертвенный характер учительской профессии, когда учителем руководит желание привести ребенка к вечной жизни, сберечь его душу, проявлять уважение, чуткость и доброту по отношению к нему. Наставник, по мнению святителя Иоанна Златоуста, "должен быть нежным к своим ученикам, как кормилица к дитяти" [Т.11, с.488]. Действительно, воспитывать детей может только тот, кто их любит, а не тот, кто к ним безразличен. Только любовь способна понять любого ребенка и быть терпелива к нему. Никакой опыт, никакая наука без любви не помогут учителю. Любовь­- это мостик к детскому сердцу. Согласно словам апостола Павла, "любовь не раздражается, не ищет своего" [1. Кор13,5]. Она ставит на второй план личную жизнь и интересы. Надо самих себя всецело отдать детям, сродниться с их интересами, запросами. Надо окружить детей заботой, вниманием, лаской и вместе с тем, когда необходимо увещеванием и взыскательностью. Детское сердце чутко и отзывчиво. Законы любви одни для всех. "Сыне даждь ми сердце", [Притч. 23,26] - говорит Священное Писание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.