рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

 Привычка, как говорят, - вторая натура. Привычки, формирующиеся в семье, составляют основу характера. "Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу" гласит народная мудрость. Умелое создание разумных привычек - одна из задач родителей, "к которой мы стремимся и стараемся достигнуть", и которая "требует от нас много трудов", - говорит святитель. Привычка обычно перерастает в характер. Под характером понимается пока не вся личность, в ее полноте, а совокупность прижизненно формируемых индивидуальных свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия. В формировании характера ведущая роль принадлежит именно семье, здесь ребенок впервые проявляет себя, обретает наилучшие формы своего духовного и социального развития.

 Но основная задача семейного воспитания - воспитание религиозное. Уже в структуре семьи скрыт источник религиозных сил. "Семейное чувство - это тема религии. Через семью великая сила Божия светит миру всегда и везде. Религиозное питание ребенка возможно только в семье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребенку легче жить о Боге [В.В.Зеньковский, протопресв. Педагогика. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. - С.69].

 Религиозное воспитание целесообразно начинать с первых лет жизни ребенка. "Послушайте отцы и матери! - говорит Златоуст. Хотите ли, чтобы дети ваши были послушны и благонравны. С раннего детства воспитывайте их в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных писаний было для них делом излишним: Ранний возраст более легкий и благопоспешный в деле воспитания религиозных чувств, лучшая возможность приучать к должному."

 Святитель Иоанн обращает внимание на то, что если в неокрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому,что бывает с восковой печатью. Ты имеешь в нем существо еще робкое, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно [Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. - Т.3. - С.340, 337; Отечник N2 Воспитание детей. - С.11].

 Необходимо дорожить первыми годами жизни. Испокон века в народе живет великая истина о воспитании относительно того, что ребенка надо воспитывать, "пока он лежит поперек лавки, а когда ляжет вдоль, будет уже поздно". Нельзя упускать этот период, когда складывается фундамент личности и формируется характер. Это общее мнение, которое находит свое подтверждение в Священном писании, Творениях Святых Отцов Церкви и во взглядах известных писателей и педагогов.

 Ян Амос Коменский писал, что уже двух-трехлетний ребенок вполне способен воспринять понятие о Боге. "Опыт свидетельствует, пишет отечественный проповедник архиепископ Херсонский Никанор, что дети, начиная с двух-трех-четырех лет и выше, постигают всей цельностью своего духа, всею цельностью чутья ­­умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие. Все это подтвеждается опытом. Сознанию и сердцу ребенка двух-трех лет доступно понять, что Бог живет на небе, дает хлеб; что нужно молиться ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою... Дитя двух-трехлетнее понимает сердцем..." [Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М.: Даниловский благовестник, 1997. - С.243-244].

 Первый учитель ребенка - это его мать. По-настоящему воспитывать ребенка в вере может только любящее материнское сердце. Религиозное воспитание начинается еще во время ее беременности через молитву к Богу за неродившегося младенца и достойную христианскую жизнь. Затем первые месяцы и годы жизни ребенка находятся в поле зрения матери, от нее дитя получает первое знание о Боге, учится молиться, совершать крестное знамение. Это как раз тот способ воспитания, который дан на примере Анны-матери пророка Самуила. Первое, с чего она начала воспитание, было приобщение младенца к храму, таинствам Церкви.

 Но обязанность религиозного воспитания ложится не только на плечи матери. "Это обязанность является общей, как для отцов, так и для матерей", - пишет святитель Иоанн [свт.Иоанн Златоуст. О воспитании. - С.3]. Он предписывает отцу следующее указание: "Я поставил тебя над ним (дитятей) в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.7-8]. "Заботься о духовном" [О воспитании. - С.22].

 Одна из форм религиозного воспитания и образования в семье приобщение к христианскому учению, первоисточникам - Ветхому Завету, Евангелию, Апостольским писаниям. "Для того-то Бог и вложил в природу такое влечение родителей к детям, чтобы поставить их в необходимость заботиться о детях, впоследствии установив законы попечения о них, так, учредив праздники, повелел объяснять их установление. И возвестиши сыну твоему в день он глаголя: сего ради Господь Бог мне, егда исхождах из Египта" [прот.Дернов Методика преподавания Закона Божия. - С. ].

 Иоанн Златоуст указывает на важность личного примера родителей. Первоначальное религиозное воспитание, пробуждение лучших сил души, внутреннего человека совершать посредство образ жизни родителей, их благочестивого поведения. Напомним о важном свойстве души - отождествлять себя с другой личностью, подражать поступкам. Дети - отражение родителей. По словам святителя Иоанна, учение через поступки и жизнь - самое лучшее. Дела говорят сильнее слов. Ребенок замечает и делает то, что делают старшие. Мнение взрослых для них всегда авторитетно. Через призму атосмферы семьи преломляется детское понимание окружающего мира, человека, его поступков, вырабатываются ценностные ориентиры. Каждый шаг родителей оставляет крупицу своего собственного разума нравственности души. Если родителей интересуют только материальные потребности, то это непременно скажется на ребенке. "В самом деле, говорит Иоанн Златоустый, - когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: такой-то человек низкий, из низкого звания, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел больное богатство, стал для всех страшен и знаменит... А о небесном никто ни разу не вспоминает... Вы когда напеваете это детям с самого начала, учите их не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие и тщеславие...". Сама обстановка в семье должна быть религиозной, где на первом месте стоит проведение самими родителями жизни по Евангельским заповедям. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы не развратить собственным примером" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.14].

 В рамках религиозного воспитания немаловажная роль принадлежит чтению Священного Писания, "усердное и внимательное чтение которого, по мнению Иоанна Златоустого, озаряет таинственным светом, как солнце озаряет землю после ночного мрака". Слово Божие научает ребенка познанию Бога и любви к нему. Знакомство с христианскими первоисточниками реализуется через рассказы родителей и самостоятельное чтение детьми Священного Писания.

 Святитель Иоанн дает своего рода методические рекомендации родителям, в частности, по организации бесед. Содержание бесед составляют Библейские рассказы, включающие примеры благочестивой жизни людей. организовывать беседы предлагается следующим образом: "Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно проводит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отвратив его от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес... и расскажи ему: "Вначале были двое детей и родителей..." [Отченик N2. Воспитание детей. - С.17]. Изложение должно быть интересным и доступным ребенку. "Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовлетворение и оно не утомляло его душу. По ходу изложения рассказа отцом ребенку предлагаются вопросы, где бы он смог проявить свое понимание рассказа, событий и поступков людей, дать им нравственную оценку.

Мать также принимает активное участие. "ПУсть и мать сидит рядом и в то время как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтоб и она помогла этому и хвалила рассказываемое. Рассказы родителей носят обучающе-воспитывающий характер, они строятся в соответствии с принципами последовательности, доступности, прочности. Детям предлагается не весь материал, а только та его часть, которую ребенок способен усовить в данный момент. Выбор рассказов обуславливается возрастными особенностями детей, исходя из учета их интеллектуальных способностей, уровня развития, социального опыта. Например, родитель предлагает библейскую историю о Каине и Авеле. Описывая судьбу Каина, убившего своего брата, он использует следующие слова: "Этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычайную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".

 "Ребенок, - обращает внимание родителей Иоанн Златоуст, - не знает, что это такое , но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, трепещешь и страшишься, так и он везде страшился Бога" [Воспитание детей, Отечник, N2. - С.19].

 В изложении материала для обеспечения его доступности святитель предлагает следующие пути: от простого к сложному, от близкого, известного детям к далекому, от рассказов к практическому закреплению. Сначала предлагается материал, наиболее адаптированный для детского сознания - явления жизни, отношения между людьми, которые близки детскому опыту. Иоанн Златоуст рекомендует идти от простых рассказов к более сложным: "Так когда мы еще украшаем врата, то нуждаемся в тех более простых рассказах, теперь же когда войдя внутрь, воспитываем граждан, настает время и этих, более возвышенных рассказов" [Воспитание детей, Отечник N2. С.25]. Положительная роль рассказов закрепляется в практической деятельности- жизни ребенка и родителей.

 Особенно важно посещение церкви в момент ­преподнесения рассказов и проведения бесед по ним. "Но и в церковь веди его, говорит Иоанн Златоустый, - и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее" [С.20]. То есть принципиально важное воспитательное значение имеют не сами по себе рассказы, а прочность усвоения знаний. Главное­- "насадить в душе ребенка", утвердить в разуме моральную значимость рассказов. Ребенок должен извлечь пользу из полученной информации, закрепить ее в своей практической деятельности. Разумное употребление таких рассказов в воспитательной деятельности христианских родителей способствуют достижению хорошего педагогического эффекта: И если одно это правило (извлеченное из рассказа) сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды в воспитателе, ибо этот страх перед Богом лучше всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу" [С.20], "станет и сам отец много лучше, в то время как учит этому, и сам себя будет воспитывать"[Воспитание детей. - Отечник. - N2. - С.20].

 Педагогический процесс не ограничивается только религиозным воспитанием, но подразумевает и нравственное. Нравственное воспитание идет в единстве с религиозным. Христианские родители обязаны воспитывать детей в чистоте нравов, первое, что необходимо образовать - это сердце, так как оно - соредоточие нравственно-религиозной жизни. Воспитывать детей для Бога, ради спасения души значит прививать ему христианские добродетели. Под добродетелями понимаются положительные нравственные качества, обеспечивающие должностное поведение. К ним относятся любовь, скромность, верность, доброта, смирение, послушание, правдивость. "Давай ему (ребенку) великое, а не малое. Научи его любомудрствовать (то есть жить по-христиански). Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность - а не сила речи, дела - а не слова". Христианская нравственность - "опора нашей жизни", - утврерждает святитель Иоанн, это условие для достижения цели - спасения души, основа общественного и личного благополучия [Иоанн Златоуст, свт.Беседа 21-я на послание к Ефесянам. - С.186].

 Наряду с религиозно-нравственным воспитанием родители несут ответственность за умственное воспитание. "Есть еще и другое, говорит Иоанн Златоуст, мы переходим к тому, что важнее всего. Что же это? Я имею в виду разум. Много труда, чтобы сделать его понятливым и излагать всякое неразумие. Ибо это в особенности наибольшая и удивительная часть любомудрия: знать то, что относится к Богу: Начало премудрости - страх Господень". Кроме того необходимо развивать мышление и память. "Установим и разовьем в нем такое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть. Запечатлеем у него в памяти такой совет: "Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся никого другого" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.28]. Таким образом, умственное воспитание подчинено религиозно-нравственному: разум - это свобода от страстей, а самое высшее проявление ума - наличие Страха Божиего, позволяющее иметь должное и правильное суждение о человеческих делах.

 В сферу семейного воспитания входит обязанность формировать у детей эстетические чувства и переживания. "Есть и другие врата­- врата глаз, так как благодаря им душа открывается небу и обладает красотой. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его, например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего это" - предлагает Иоанн Златоуст. Через восприятие природы, явления, предметов происходит эстетическое воспитание, дающее ребенку возможность понимать и оценивать прекрасное, стремиться к красоте и созидать ее внутри себя.

 Таким образом, на основе исследования работ святителя Иоанна Златоустого, касающихся семейного воспитания, можно сделать следующие выводы: постановка воспитания и обучения в православной семье соответствует Евангельскому и Апостолскому учению. В православной семейной традиции четко определены цели, задачи, принципы, методы и приемы воспитания. Содержание педагогического процесса в семье включает широкий спектр сторон развития ребенка: религиозное, нравственное, умственное, эстетическое. Предлагаемые в качестве основополагающих принципы разумной любви к ребенка и приоритета духовного над естественным позволяют обеспечить единство содержания воспитания и обучения в семье. Аспекты педпроцесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены одной цели - спасение души через раскрытие образа Божия в ребенке. Ряд особенностей православной семьи: незыблемый авторитет родителей, утвержденный на основе их личностных качеств, поведения, постоянного стремления к совершенствованию; атмосфера в семье, основанная на послушании и взаимоуважении ее членов, интерес родителей к внутренней и внешней жизни ребенка, уважение к к детской личности, учет желаний, потребностей в сочетании со строгостью, требовательностью, направленность на воспитание "человеческого", нравственного в ребенке, учет его индивидуальности и, наконец, сознание родителями воспитания детей как величайшего долга представляет интерес для современной педагогики семейных отношений, является подспорьем для построения современной семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время значительно возросла роль церкви в организации различных сторон жизни общества, в том числе и в сфере образования. Расширяется система православного образования, создаются воскресные, церковно-приходские школы, православные гимназии, курсы катехизации, начинается преподавание уроков Закона Божиего на базе светских общеобразовательных школ, училищ. Это позволяет говорить о возрождении традиций православной педагогики - воцерковлении детей, стремлении к формированию целостного христианского миропонимания, обращении к культурно-историческим корням, развитии чувств милосердия и сострадания к ближним, приобщении к художественной культуре Православия, то есть ко всему тому, что находится у истоков нашей духовной традиции.

 Совершенно очевидно, что человеку, обществу, чтобы не стать "безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам", "не превратиться в исторический песок и мусор", по утверждению русского мыслителя Ивана Ильина необходимо обрести национальное лицо. А обрести его возможно, возвратившись к православным ценностям и искать их не где-нибудь, а в творениях святых отцов Церкви - Иоанна Златоустого, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Димитрия Ростовского.

 Много веков назад нашими предками было принято православие как национальная религия. Не католический рационализм, а византийское наследие с его внутренней обращенностью к Богу через очищение сердца определило выбор пути, стало частью русской жизни, вошло в педагогику. Не трудами западных мыслителей, а творениями святителя Иоанна Златоустого зачитывались наши предшественники, черпая из них духовную мудрость, христианскую кротость и любовь.

 Мы рассмотрели педагогическую концепцию святителя Иоанна Златоустого, что позволяет сделать следующее заключение: взгляды святителя на воспитание и обучение были ориентированы на Священное Писание. Именно православие стало определяющим фактором содержания и сущности философско-педагогических взглядов Иоанна Златоустого, повлияло на способы постановки и пути решения воспитательно-образовательных задач. В трактовке процесса познания и обучения святитель Иоанн опирался на христианскую теорию познания. Последняя утверждает высшей формой познания - богопознание, признавая истиной личностное, разумное, божественное начало. Богопознание достигается несколькими способами - через созерцание природы, себя, окружающих людей, Священное Писание. Являясь методологической основой обучения, теория познания высвечивает цель обучения, принципы, формы обучения, методы и средства. Цель познания и обучения совпадают с целью христианской жизни - богоуподобление. Иоанном Златоустым было предложено построение процесса обучения по следующим принципам: от простого к сложному, от близкого к далекому, то есть принцип доступности, учет индивидуальных особенностей, систематичность, последовательность, прочность, связь теории с практикой. Святитель в качестве лучшего способа передачи знаний выделил следующий - начинать обучение с видимого, чувственного мира - природы - живой и неживой, то есть дать представление о растениях, животных, человеке, небесных светилах, земле, воде и других физических явлениях, затем переходить к более сложным обобщенным понятиям.

 Сохраняя свою специфику, процесс обучения, согласно учению Иоанна Златоустого, не может быть оторван от воспитания. Педагогический процесс, включающий и воспитание, и обучение, является частью христианской жизни, всецело базирующейся на принципе целостности. Этот принцип лежит у истоков христианского целеполагания. Православное образование в качестве главной цели выдвигает формирование целостной личности ребенка. Под целостной личностью понимается человек, не только усвоивший систему знаний и умеющий применять их в практической деятельности, но и человек со сформированными нравственными ценностями, глубоким пониманием смысла жизни, отношений между людьми, осознанием своего места, с желанием и умением нести в мир согласие, любовь, свет Христовой истины. Воспитание целостной личности возможно только в целостном педагогическом процессе. Одно из ведущих условий целостного педагогического процесса - единство воспитания и обучения, проявляющееся в воспитывающем характере обучения и в обучающем характере воспитания.

 Воспитание и обучение в рамках православной педагогики имеют одну общую цель - спасение души, один образец - Бога, только с эти условием воспитание и обучение включаются в целостный педагогический процесс, становятся преддверием вечности, указывают путь человека в Боге. Единство этих двух процессов в христианстве достигается путем любомудрия. Понятие "любомудрие" включает широкий спектр значений. В трактовке Иоанна Златоустого любомудрие обозначает скорее не внешнюю философию, а совершенный образ жизни, жизнь по-христиански, где одновременно происходит и усвоение знаний - религиозных и светских, и созидание душевной красоты, формирование мировоззрения.

 Знание, наука, как подтвердило данное исследование, не противоречат вере, более того, наука может послужить средством богопознания. Православная педагогика ценила науку, но не просто как систему знаний, а науку, освященную светом веры. Христианство поддерживает светское образование, в котором формируются и укрепляются мыслительные способности человека. Хотя, совершенно естественно, что христианин, принимая образование светское, еще большее значение придает образованию и воспитанию религиозному.

 Вопрос о соотношении веры и знания в общественных педагогических кругах остается до сих пор дискуссионным. Но история Церкви древних веков, в частности творения святителя Иоанна Златоустого, говорят о необходимости гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Приведем в подтверждение слова митрополита Филарета: "Нужно помнить, что христианство вовсе есть не только сфера религиозных переживаний и чувств. Нет, христианство есть законченная система знаний и самых разносторонних данных, относящихся к области не только религиозной, но и научной. Значение христианства как всесторонней законченной научной системы выявляется в курсах христианского нравоучения и вероучения. Здесь христианство предстает перед нами как богатейшая философская система, охватывающая и объясняющая человеку и весь мир, и его самого и указывающая истинный смысл и цель его земной жизни"[митр. Филарет. Нравственность христианина. - М., 1991. С.25].

 Основой духовно-нравственного воспитания является целомудрие. Церковь остается духовным ориентиром в нравственной жизни общества, охранительницей целомудрия, поборницей душевной и телесной чистоты как одной из важнейших христианских добродетелей.

 На протяжении многих веков святые отцы относились к целомудрию как к духовно-нравственной основе построения семьи, отдельной личности, говорили о необходимости воспитания целомудрия в детях. Конечно, ни Иоанн Златоустый, ни другие христианские учителя не могли предвидеть масштабов духовно-нравственного растления детей, юношества в современном обществе, но, по крайней мере, изучение их творений позволяет понять истинный смысл целомудрия, его значение, указать оптимальные пути воспитания целомудрия в сфере светского и православного образования. Святитель Иоанн рассматривал целомудрие с трех позиций: как "чистое и нерастленное тело", как нравственную добродетель, как духовное совершенство. Он выделил широкий и узкий смысл понятия "целомудрие", показал его внешние и внутренние признаки, раскрыл нравственно-психологическое значение.

 В своих взглядах Иоанн Златоуст опирался на знание Ветхого Завета и Евангельское учение, где целомудрие трактуется не только относительно сферы половых отношений, но как духовно нравственное совершенство. Человек - венец творения, христианское понимание душевно-телесной природы указывает на приоритет потребностей духовных над потребностями физическими. Целомудрие связано со стремлением приобретения целостности, непорочности, здорового состояния, чистоты духовной, душевной и телесной.

 Ценность педагогической концепции святителя Иоанна заключается в своего рода методических рекомендациях по воспитанию целомудрия. Иоанн Златоустый считал, что лучшей почвой для такого воспитания является семья. Но если семья не выполняет своих функций, то такая обязанность возлагается на плечи педагога. Что может сделать в этом направлении православное образование: во-первых, по возможности оградить детей от низкопотребной литературы, во-вторых, дать представление о целостной христианской жизни, о природе, человеке, рождении, о богосозданности творений, о смысле жизни; в-третьих, дать четкие знания о браке, его назначении, целях в свете христианского учения; в-четвертых, развивать у детей уважительное и бережное отношение к своему телу, учить соблюдать скромность в одежде, внешнем облике; в-пятых, познакомить детей с литературой, музыкой нравственного характера, приобщить к нравственному христианскому идеалу на примерах целомудренной жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Иосифа Прекрасного, Анны-матери пророка Самуила, вмч. Варвары, Марии Египетской, Елизаветы Федоровны.

 Светская педагогика может найти опору в организации уроков нравственности, приобщить детей к лучшим образцам литературы, истории, классической музыки. Как отмечает один из современных отцов Церкви, "ребенок, который приучен к хорошей классической музыке, менее подвержен влияниям "рока", "металла", "ребенок, приученный к хорошей литературе, драме и поэзии и ощутивший ее воздействие на душу, не станет легко приверженцем современного телевидения и дешевых романов, опустошающих и развращающих душу. Лучшая мировая культура очищает и развивает человека" [иер.Серафим Роуз. Православное мировоззрение // Епархиальный вестник. - Воронеж, 1995. - N5-6].

 Современное общество стремится к гуманизации педагогического процесса, провозглашает личностно-ориентированный подход к ребенку, где важна не сумма переданных знаний, а человек с его духовно-нравственным потенциалом, деятельной любовью к людям. Но чаще всего это остается "мертвой буквой", закостеневшей схоластикой и на деле все оказывается по-другому. В детском саду, в школе ребенок так и продолжает "подвергаться" воспитанию и обучению. С другой стороны, демократизация в стране привела к демократизации образования, но в реальности демонстрирует не свободу, а анархию и вседозволенность.

 Однако в педагогике остаются люди, своего рода подвижники, которые ставят во главу угла - любовь к детям. Это не только православные, но и светские учителя. Поистине бывает так, что "языцы, не имущие закона, естеством законная творят". Люди неверующие, но живущие по законам совести, имеют идеал учительства близкий к христианскому. Православная педагогика, выросшая на христианской этике, по словам К.Д.Ушинского дала миру самый высокий нравственный идеал для педагога. Это образец Иисуса Христа - Бога и человека, в его образе жизни, поступках заключен высший гуманизм, человечность, жертвенность. Он пришел на землю не как царь, а как сын бедного плотника, терпел поношения и, наконец, взошел на крест, чтобы пострадать за грехи людей, которые были его детьми и учениками, ради их спасения. Главный принцип, которому следует христианский учитель, по утверждению Иоанна Златоустого, "сначала снисходить, а затем возвышать", то есть спускаться до уровня ребенка, чтобы поднять до своего.

 Педагог призван быть мостиком, соединяющим ученика и Бога, он должен помочь ребенку раскрыться в полноте его творческой свободы. Общепризнано, что никакие программы не заменят личности учителя. Педагогическая профессия должна быть призванием, умением и желанием отдавать себя до конца детям. Личность учителя - это его высокий нравственный облик, знание учения своей веры, широкий кругозор, жертвенность и самоотречение в учительской профессии, умение видеть каждого ребенка во всех его проявлениях. Такой педагог понимает, что не школа, а семья в большей степени формирует личность ребенка.

 Одной из задач современного воспитания является связь детского сада, школы с семьей. Это проблема как православной, так и светской педагогики. Без их единства невозможно воспитать полноценную целостную личность. Более того, как отмечает святитель Иоанн, именно семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. Семья является той атмосферой, где закладывается личность.

 По выражению Иоанна Златоустого, семья - частица государства. Это признает и наше общество. Состояние государства определяется нравственной атмосферой семьи. Прочные устои семейной жизни и воспитания: взаимная любовь, уважение, послушание, прощение, духовное начало способны сделать жизнеспособной любую страну. С другой стороны, семья, опять же по утверждению святителя, - домашняя церковь, в которой каждый член семьи возрастает, учится духовной жизни и учит других. Сфера религиозного образования является главной: "Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем", - говорит Иоанн Златоуст.

 Наша работа охватила широкий круг вопросов, раскрывающих опыт православной педагогики в понимании процессов познания, обучения, воспитания, целомудрия как нравственной основы воспитания, роли учителя в реализации педагогических прнципов, значения семьи в процессе воспитания и обучения. В поле деятельности вошли творения святителя Иоанна Златоустого.

 Этот опыт вполне может быть использован при построении современной православной школы, семьи на началах духовности и нравственности. Педагог-христианин найдет здесь все необходимое, близкое по духу, сохранившее традиции, христианское понимание задач воспитания, основы для построения педагогической теории.

 Труды Иоанна Златоустого - это кладезь педагогической премудрости не только для христианской педагогики, но и для светского образования. Проблема нравственного воспитания, вопросы о месте семьи, учителя в жизни ребенка, построение педагогического процесса во многих аспектах их рассмотрения в трактовке святителя вполне приемлемы и применимы в нехристианской педагогике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азбука православного воспитания. Сборник. - М., 1997.

 2.Беляев Варнава, епископ. Основы искусства святости. (Опыт изложения православной аскептики). - Нижний Новгород: Изд.: Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.

 3.Бычков О.И. Образование - от слова образ // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - N7-8.

 4.Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. - М., 1845-1848. Ч.7; Творения: В 3 т. - СПб., 191. - Т.1-2.

 5.Воспитание детей. Отечник. - М., 1997 - N2.

 6.Григорьевский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. - Архангельск, 1902.

 7.Григорий Богослов, свт. Творения. - М., 1889. - Ч.4.

 8.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1981-1982. - Т.1-4.

 9.Дернов А.А., протоиер. Методика Закона Божия. Учебное пособие. - СПб., 1913.

 10.Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993.

 11.Зеньковский В.В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт - М., 1996.

 12.Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. - СПб., 1898, Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

 13.Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея ЕВангелиста. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

 14.Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

15.Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

 16.Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - СПб., 1898-1906. Т.3, Т.10, Т.11, Т12.

 17.Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - Т.1. - Кн.1. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1991.

 18.Иоанн Лествичник. Лествица. - СПб., 1995.

 19.Каледа Г., протоиер., проф. Домашняя Церковь (Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях). - М., 1997.

 20.Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.5 ИТП и МИО РАО, 1994.

 21.Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX-XX вв. - М., 1996.

 22.Куламзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - 2-е изд. - Составление, вступительная статья и пер. с англ. С.С.Бычкова. - М.: Мартис, 1994.

 23.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998.

 24.Николаев Б. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9-10.

 25.Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) - М.: Даниловский благовестник, 1997.

 26.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов /под ред. Н.Ю.Шведовой. - 23-е изд. - М.: Русский язык, 1991.

 27.Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей.­- М.: Даниловский благовестник, 1997.

 28.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996.

 29.Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М., 1996.

 30.Розанов В.В. В мире неясного, нерешенного. - М., 1995.

 31.Российская педагогическая энциклопедия.

32.Роуз Серафим, иером. Православное мировоззрение // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - N5-6.

 33.Русская религиозная антропология. - Т.1: Антология /Сост., общ. ред. предисл. и прим. Н.К.Гаврошин. - М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997.

 34.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов С.Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997.

 35.Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М., 1996.

 36.Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. Книга для учителя. - М., 1989.

 37.Тростников В.Н. Воспитание безнравственности //Русский дом. - М., 1998. - N3.

 38.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т.3. М., 1988.

 39.Учение св. Златоуста о браке // Странник. - М., 1899. N12.

 40.Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. - М., 1899.

 41.Феофилакт Болгарский, архиеп. Святое Евангелие от Матфея с толкованием. - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, "Новая книга", 1996.

 42.Филарет (Дроздов), митроп. Нравственность христианина. М., 1991.

 43.Церковь, дети и современный мир. - СПб.: изд-во "Новый город", 1997.

 44.Четверикв С., протоиер. Путь чистоты (беседы священника с молодежью по вопросам пола). - м.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996.

 45.Четвериков С., прот. Описание жизни блаженные памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. - Шамордина, 1912.

 46.Что необходимо знать каждой девочке или Доверительные беседы о самом важном. - М.: Даниловский благовестник, 1998.

 47.Что необходимо знать каждому мальчику. - М.: Даниловский благовестник, 1998.

 48.Что необходимо знать каждой матери - М.: Даниловский благовестник, 1997.

 49.Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов ­­и подвижников Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 1997.

 50.Экономцев И. Православие, Византия, Россия. - М., 1992.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.