рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

 Источник, из которого черпает любовь православный учитель очевиден. "Без Меня не можете делать ничего" [Ин.15.5], - сказано в Евангелии. "Без Бога не до порога", - говорит русская пословица. Вернемся к ранее изложенному о том, что "Бог есть любовь". Любовь в лице Христа явилась в грешный и растленный мир, и любовь победила и возродила мир" [Ил 16,33]. Ею побеждали апостолы, пастыри Церкви и, конечно же, христианские учителя. Святитель Амвросий Медиоланский говорил: "Ллюби и делай, что хочешь". На любви утверждается закон и пороки. Итак, учительство - полное самоотречение. "Он (наставник) должен считать учеников для себя всем" пишет Иоанн Златоуст [Т11, с.766-767]. 

Производные от любви - это долг и ответственность. Учитель, руководствуясь долгом, всегда спешит оказать помощь, следуя кодексу христианской педагогической морали - Закону Божию. Он подобен кормчему на корабле, вожаку стаи, который может погибнуть сам, но спасти других. На осознании чувства долга и ответственности устанавливается педагогический такт. Или, иначе говоря, чувство меры, сознательная дозировка. Данное качество проявляется как раз в умении "снисходить", спускаться до уровня ребенка, строить свою деятельность сообразно с детской природой, возможностями. Учитель должен быть добрым, и в то же время справедливым, разумно требовательным. Справедливость проявляется в стремлении "не тотчас наказывать, но исправлять и всегда выжидать и быть медленну в наказаниях" [Т.10, с.650].

 Не отрицая значимости образовательного уровня учителя, его умения "наставлять", "советовать", "вразумлять", "напоминать о Боге" отметим, что ведущая роль в воспитании и обучении принадлежит личности учителя. Первые уроки педагог подает не словом, а примером. "Приди и виждь", - один из основных принципов христианской педагогики. "Можно много и правильно говорить, но жизнь должна соответствовать словам", - считает один из современных отцов Церкви. Учитель по мнению Иоанна Златоустого должен быть образцом благородства: "Сила его проповеди, - пишет святитель, зависит больше не от учения, а от его дел и жизни. Кто может быть несчастнее того учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь" [Т.11. - С.864-864; Т.7. - С.728]. "Учительство без дел, - продолжает он, - не приносит никакой пользы, но даже приносит великий вред" [Т.1. - С.148]. Эту мысль подтверждает и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы" [Ушинский К.Д. Пед. соч. В 61 тт. - М., 1988. - С.168-169]. Жизнь учителя, его порядочность, честность, глубина веры создают авторитет. Понятие "авторитет" в буквальном смысле означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, проявление уважения, доверия к нему. Специфика педагогического авторитета обусловлена постоянным оцениванием со стороны детей. Поэтому не стоит лишний раз напоминать о моральном облике учителя. Помимо этого, другим важным условием обретения педагогического авторитета является непрерывное самообразование и самосовершенствование. Учитель "должен сначала научить самого себя", - пишет Иоанн Златоуст. Особенность православного педагога в том, что он является одновременно и субъектом, и объектом учительской деятельности. Он сам учится у великого Педагога. "Научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем", говорит Спаситель.

 Истинный учитель узнается по плодам своего труда. В оценке педагогической деятельности особенно важен результат, считает святитель Иоанн. "Ребенок, пока находится под руководством строгого воспитателя, не возбуждает удивления, хотя бы был скромен, хотя бы жил благопристойно, все приписывают скромность юноши страхом перед воспитателем, а когда эта надобность в воспитании минует и он останется при той же чистоте нравов, тогда все вменяют ему самому и скромность предшествующего возраста" [Полное собрание творений святаго отца Иоанна Златоуста. - Т.12 в 3 кн. кн.1. - С. Петербург. - С.720].

 На основе вышеизложенного сделаем следующее заключение: православная педагогика образец учительской деятельности видит в примере Иисуса Христа, пришедшего в мир ради искупления грехов и спасения человечества через собственное страдание и смерть на кресте. Следовательно, главная задача учителя - подготовка ребенка к жизни вечной, созидание его души, что реализуется в процессе воспитания и обучения. Основополагающий принцип, которому подчиняется православный учитель - это, согласно словам Иоанна Златоуста, "искусство сперва снисходить, а потом возвышать, то есть спускаться до уровня ребенка, а потом поднимать до своего уровня". Данный принцип утверждает необходимость самопожертвования и самоотречения в учительской профессии, любви к детям, бескорыстного служения Богу и ближним. Изучение сущности, специфики, функций православного учительства поможет нам в решении одного из ключевых вопросов современной педагогики: какой должна быть личность учителя, что нужно сделать, чтобы педагог стал незаменимым педагогическим фактором в организации учебно-воспитательного процесса.

 

6.ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

Любое разумное общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в педагогическом процессе. В семье находит отражение весь многогранный мир социальных и нравственных отношений общества, удовлетворяются духовные потребности человека в любви, дружбе, материнстве и отцовстве, в эмоциональном общении. Педагогическая функция семьи неизмеримо велика по сравнению с другими институтами человеческой деятельности. Ни детский сад, ни школа не могут заменить семьи. Семья - это идеальная ценность, которую признает весь мир. Для нее возможно раскрыть все заложенные в ребенке способности или же, наоборот, изуродовать его, сделав ни к чему не пригодным.

 Рассмотрение проблемы семейного воспитания в русле современной действительности позволяет сказать, что общественный кризис становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. Детей привлекают больше улица, друзья и хуже всего - телевизор и компьютер, заменяющие ему живые человеческие чувства.

 В этих условиях православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры. Ее можно обрисовать в виде хорошо слаженного механизма, где все основано на взаимосвязи и взаимоподчинении друг другу. Работа этого механизма осуществляется на одном ведущем принципе - принципе любви. "Любовь, - говорит Златоуст, - воссозидает, соединяет и сопрягает нас между собой. Она есть глава, корень, источник и мать всего доброго и всех благ, источник освящения, начало и конец добродетели. Любовь все побеждает, и ничто не может так привлекать, как любовь. Любовь - великая наставница, она может исправлять нравы, исцелять пороки и приводит к благочестию и добрым нравам" [Иоанн Златоустый, свт. Творения, Т.11, с.86;т.9,с.779].

 Взаимная любовь - это первый признак христианской семьи и православной педагогики в целом. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"[Ин 13,35].

 Первейшая обязанность жены - любовь к своему мужу, послушание и преданность ему. "Все происходит от любви, - продолжает святитель. От любви жены бывают добрыми и заботливыми о мужьях, попечительными о доме и бережливыми; любовь служит залогом мира. согласия и привязанности. От любви происходит постоянное целомудрие, уничтожается всякий раздор, если муж язычник, то он скорее уверует благодаря жене-христианке, если христианин, то будет еще лучше Любящая жена не допускает ни роскошь, ни расходов несвоевременных, ни расточительных, ни бесхозяйственности, ни чего-либо подобного [Иоанн Златоустый, свт.Беседа 4-я на послание к Титу //Творения. - Т.11. - С.862]. Даже если муж будет злой, - говорит далее Иоанн Златоуст, - если впадает в неверие, то любящая жена, украшенная христианскими добродетелями, собственным примером может привлечь мужа к благочестию [свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1898. - Т.5. - С.218].

 " _Обязанность . любить возлагается также и на мужей. Каждый из вас да любит свою жену как самого себя" [свт.Иоанн Златоуст. Творения, 1898. - Т.8. - С.410].

 Христианская семья является преддверием Царства Божия и маленькой домашней Церковью. Она подобно Церкви представляет из себя целостный организм, в котором наблюдается определенная иерархичность. "Апостол говорит не только о любви супругов, но и о том, что ее укрепляет. Он указывает, что жена - вторичная власть (в семье), значит она не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою, и он должен не высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она - тело его; если голова станет пренебрегать телом, то отпадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь. Жена участвует с мужем во всем, и в трапезе, и в рождении, и в воспитании детей, и в делах его, и интересах; она во всем ему предана и соединена с ним подобно тому, как тело с головою [свт. Иоанн Златоуст. Творения. 1898.- Т.8. С.410; Т.5. - С.568]. Таким образом, семья зиждется на чувстве любви и согласия. Производная любви мужа и жены - родительская любовь и любовь детей к родителям и между собой. То есть в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети, и родители.

 Прежде чем приступить к рассмотрению педагогических функций семьи, определим место ребенка. Дети в христианстве считаются одной из целей супружества, оправданием ьрака, источником семейной радости и духовных сил. Ребенок понимается как великий дар Божий, благословение от Бога. Дети - это самое дорогое из земных благ. "Вот наследие от Господа: дети, награда от него - плод чрева [Пс. 126,3]. Жена твоя как плодовитая лоза, в доме твоем, сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь... и увидишь сыновей у сыновей твоих" [Пс. 127,3-6]. Дети являются связующей супружеского союза, регулирующей взаимоотношения в семье. "Ребенок, - говорит Златоуст, - служит чем-то вроде мостика, так, что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет одну сторону с другою. Все равно как два города, разделенные рекою, составляют один город, если есть мост, который поддерживает между ними взаимное сообщение, - и здесь то же или еще больше, так как этот мостик устроен из существа их обоих"[Иоанн Златоуст, свт. Беседа 12-я на послание к Колоссянам // Творения Т.11. С.465-466].

 Дети видятся как будущие цлены Царства Божия, "ратоборцы Христа", как называет их святитель. Они - продолжение родительской жизни на земле и после смерти. "Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих, продолжаясь таки образом до пришествия Христова, дело это доставляет всю награду тому, кто послужил корнм - говорит святитель Иоанн [Воспитание детей; Отечник N2 - М.: 1997. - С.32].

 Ребенок, как и взрослый человек, - существо духовно телесное, духовная сторона которого создана по образцу Божию и богоподобна и имеет ведущее значение, о чем неоднократно упоминает Иоанн Златоустый. На образовании и воспитании души ребенка акцентирует свое внимание святитель: "Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христовых храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждая их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов. Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных детях заботимся об их приобретениях, а душою их пренебрегаем"[Воспитание детей. Отечник N2. - М., 1997. - С.30]. Таким образом, православие признает духовность и внутреннюю жизнь ребенка приоритетными по отношению к естественности и внешности.

 Давая оценку детскому возрасту, отметим, что его характеризует. Детство отличается искренней, непорочной, цельной любовью к святому. Опираясь на известные положения психологии и педагогики, скажем, что именно в детском возрасте усваивается информация. Это сензитивный период для развития всех чувств, в том числе и религиозного. Это положение подтверждают слова святителя Ионна: "Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам [Воспитание детей. Отечник N2. - М., 197. - С.32].

 Исходя из понимания природы ребенка и его места в структуре христианской семьи, выделим группу методических принципов, методов и приемов воспитания, содержание процесса воспитания и обучения в семье.

 Закономерности педагогического процесса в семье находятся в прямой зависимости от цели православной педагогики - спасение души через богоуподобление. "Все родители, - говорит Златоуст, должны воспитывать своих детей для Бога [Воспитание детей, Отечник N2. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 1997. - С.6]. Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботится о спасении их души [Иоанн Златоуст, свт. Слово 3-е об Анне // Творение Т.4. - С. 802]. Таким образом, весь процесс обучения и воспитания в семье представляет собой движение по пути богопознания и богоуподобления. Сама семья является своего рода училищем благочестия, школой жизненного опыта и духовного совершенствования: каждый новый возрастной этап символизирует внутренний рост ребенка.

 Один из ведущих принципов, на которых базируется педагогический процес в семье - это разумная любовь к детям. Христианское воспитание не отвергает любовь как естественную потребность родителя, заложенную в его природе. "Дабы родители не пренебрегали Его повелениями воспитывать детей, Он присоединил естественную необходимость, вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о них [Св.Иоанн Златоуст, К верующему отцу III // Творения. - Т.1. Кн.1. - С.86]. Однако разумная любовь не ограничивается физиологической привязанностью к ребенку. Это "не просто одно влечение природы; но, как отмечается святитель Иоанн, - "дело ума и воли" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.4, Иоанн Златоуст, свт. Мысли о воспитании. - С.3].

 С одной стороны, любить ребенка значит уметь сострадать, доверять, помогать ему, уважать его. Но с другой стороны, уметь требовать, быть настойчивым в искоренении недостатков. Любить разумно - это значит растить не эгоиста с потребительской психологией; потакать ребенку во всех его безмерных желаниях. Это не значит напичкать его суммой знаний, чтобы "любя" сделать из него врача, юриста, экономиста, который, пробив себе дорогу в жизни, обеспечил бы себя всем необходимым и не имел материальной нужды.

 Православная педагогика ставит перед собой другую задачу воспитать человека, способного понимать и любить. "Научи его быть добрым", если боишся за ребенка, воспитай борца для Христа! Не о том говорю, чтобы ты отвратил его от брака, послал в пустыню и подготовил к принятию монашеской жизни, не это говорю,.. с детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязненным" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.11]. С таким наставлением обращался к родителям святитель Иоанн.

 К подобному решению приходят и современные педагоги, отмечая необходимость перехода от учебно-дисциплинарной модели образования к личностно-ориентированной. В основу процесса воспитания и обучения, особенно в дошкольном возрасте, должна ложиться не только передача знаний, а личность ребенка в ее своеобразии и идивидуальности, необходимость усвоения нравственных норм и принципов. "Не заботиться о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу. Научим детей быть добрыми, нераздражительными, незлопамятными, готовыми на благодеяние, человеколюбивыми (что свойственно Богу)", - говорит святитель Иоанн, указывая на данный способ воспитания, как на высшее проявление любви к ребенку у родителей-христиан.

 "Вы все делаете, чтобы у вашего сына был слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он был хорош об этом и не думаете". Такая слепая, безрассудная любовь, считает святитель Иоанн, неприемлема для православной семьи. Это "не иначе как безумие, приводящее к деградации и дегуманизации детской личности.

 Для светской педагогики особый интерес представляет правомерность наказаний, особенно физических в процессе воспитания, возможность соединения двух антиномий - любовь и наказание. Иоанн Златоуст считал, что если отрока не бить, то вряд ли из него выйдет толк. Однако он останавливается на том, что наказание является необходимостью при излишней разбалованности и испорченности ребенка. Наступает момент, когда просьба бесполезна, "здесь требуются не увещевания, но уроки более сильные, строгие истязания, врачевание столь же крепкое как зло" - говорит святитель Иоанн. "Подобно тому, - продолжает он, - как если видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь - что, правда составляет наказание, но ведь наказание - это мать спасения - так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают..."[Воспитание детей, Отечник, N2. - С.8].

 Наказание родителями детей не ставит перед собой чель причинения страдания ребенку, нравственного или физического. Наказание­- это научение, "установление закона". Важно, чтобы ребенок осознавал и переживал свою вину. Наказание должно быть обоснованным и справедливым, родителям необходимо понимать стремления и желания детей. Гнев должен быть спокойным. "Гневаясь, не согрешайте" [Еф 4:26] - говорит Апостол. "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" [Кас 3:21]. "Если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду", - советует Иоанн Златоуст [Воспитание детей, Отечник N2. - С.15]. Нельзя все поступки покрывать нежностью. Любовь должна быть разумной и вместе с тем требовательной.

 Еще одна особенность наказания как способа воздействия на детей - это чувство меры. "Ударами же не злоупотребляй, - говорит святитель, - чтобы не привык он к этому способу воспитания." "Нельзя должно быть немного, но твердо установленных, ибо если их много, то они становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание - таково мнение одного из современных учителей Церкви [профессор, протоирей Глеб Каледа, Домашняя церковь. - М., 1997.­ - С.149].Тваким образом разумная любовь родителей к детям заключает в себе умение видеть в ребенке полноценную личность с богатым внутренним миром, сочетать уважение и строгость, "обрабатывать и упорядочивать", "сорную траву исторгать".

 Второй принцип - это преимущество духовно-морального над естественным. Педагогические функции семьи можно разделить на физические и психические. Огромно влияние семьи на формирование организма ребенка. К первой группе функций можно отнести - заботу о здоровье, уход за телом, питанием, одеждой. На первых порах развития ребенка сосредоточение на физическом воспитании, естественных потребностях безусловно необходимо. Но, как мы отмечали ранее, святитель Иоанн обращает внимание на второстепенность биологической функции семьи. Более важна функция социально-педагогическая. "Под долгом воспитать детей я понимаю не только то, чтобы не допустить им умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к своим детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о стремлении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве" [свт. Иоанн Златоуст. О воспитании. - С.3].

 "Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание" [Воспитание детей, Отечник N2. - С.31]. Семья закладывает основы религиозной и нравственной жизни.

 Рассмотрим более детально это положение. Из курса психологии известно, что огромное значение для ребенка имеют привычки. Привычки начинают закладываться в семье. Роль родителей - развивать разумные привычки-добродетели и предохранять ребенка от неразумных". Ничего нет хуже, - считает святитель Иоанн, когда детские поступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти поступки будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его. Наклонности и качества, приобретенные в детстве, по большей части остаются в них на всю жизнь [Православный Календарь, 1998].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.