Доклад: Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков
[42]
Strab., XI, 8, 8; Steph. Byz., s. v. EÁðáóéÜêáé.
Ср.: он же. К вопросу о маршруте похода Кира на массагетов // ВДИ. 1964,
№3. С. 127; Tarn W.W. The Greeks in Baktria and India. Cambridge, 1951.
P. 91.
[43]
К Геродоту и его предшественникам восходит представление о Танаисе-Доне как о
границе Азии и Европы и также границе Скифии; сведения о Танаисе-Сырдарье,
видимо, восходят к Демокриту; Ктесий сообщал уже о едином Танаисе, границе Азии
и Европы и одновременно Бактрии. См.: Пьянков И.В. Средняя Азия в
античной географической традиции. М., 1997. C. 26-27, 197-220.
[44]
Там же. С. 26-27, 220-228.
[45]
Ср.: он же. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным
античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975. С. 84;
он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. С.
227-228; Gardiner-Garden J.R. Greek conceptions on Inner Asian geography
and ethnography from Ephoros to Eratosthenes. Bloomingstone, 1987. P.37-38.
[46]
Ср. так: Пьянков И.В. К вопросу о маршруте похода Кира на массагетов //
ВДИ. 1964, №3. С. 124 прим.57; он же. Общественный строй ранних
кочевников Средней Азии по данным античных авторов // Ранние кочевники Средней
Азии и Казахстана. Л., 1975. С. 84; он же. Античные авторы о Средней
Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994,
№4. С. 203; он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М.,
1997. C. 228.
[47]
Он же. Массагеты Геродота // ВДИ. 1975, №2. С.62-63; он же.
Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C.17, 193.
[48]
Он же. К вопросу о маршруте похода Кира на массагетов // ВДИ. 1964, №3.
С.121; он же. Массагеты Геродота // ВДИ. 1975, №2. С.65-67;
[49]
Там же. С.51-52, 64; он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии
(Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.192.
[50]
Ср.: он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997.
C.71.
[51]Ср.:
он же. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным античных
авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975. С.84; он
же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C.227-228.
[52]
См.: Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925. С. 20-21; Мачинский
Д.А. О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по
сведениям античных письменных источников // АСГЭ. Вып. 13. 1971. С.30-42; Пьянков
И.В. Кочевники Казахстана и античная литературная традиция // Античность и
античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. М., 1978.
С.186; он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор
работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.206; Галанина Л.К. К
вопросу о Кубанском очане раннескифской культуры // ВДИ. 1997. № 3. С. 125-137.
[53]
Ср. иначе: Gardiner-Garden J.R. Op. cit. P.35.
[54]
Ср. иначе: перевод М.Е. Сергеенко. Так же: Пьянков И.В. Александрия
Крайняя в известиях античных авторов // Исследования по истории и культуре
Ленинабада. Душ., 1986. С. 73
[55]
О принадлежности данного сообщения Аристобулу см.: он же. Ук. соч. С.
74.
[56]
О принадлежности данного сообщения Аристобулу см.: он же. Хорезм в
античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории
и культуре. Душ., 1983. С.50.
[57]
Тема подготовки Александром скифского похода весьма обширна, и поэтому она не
будет в полной мере рассматриваться в данной работе.
[58]
Ср.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 143-144.
[59]
Пьянков И.В. Саки: содержание понятия // ИАН ТаджССР, ООН. 1968, № 3
(53), С. 15 прим. 23; он же. Общественный строй ранних кочевников
Средней Азии по данным античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и
Казахстана. Л., 1975. С.84; Он же. Аскатаки-скифы и восточные каспии //
Памироведение. Душ., 1984. Вып. 1. С.118; Он же. Александрия Крайняя в
известиях античных авторов // Исследования по истории и культуре Ленинабада.
Душ., 1986. С. 73-81; Он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии
(Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.203; Он
же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 47; см.
недоумение по поводу этого же фрагмента: Gardiner-Garden J.R. Op. cit.
P.38 .
[60]
Григорьев В.В. О скифском народе саках. СПб., 1871. С. 123-124; Он
же. Поход Александра Великого в Западный Туркестан // ЖМНП. Ч. 217, отд.
II, сент.-окт. 1881. С. 63; Тревер К.В. Александр Македонский в Согде //
ВИ. 1947, №5. С. ; Бернштам А.Н.
Племенные союзы на Тянь-Шане и Енисее // История Киргизии. Т. I. Фрунзе, 1956.
С. 49; Массон В.М. Поход Александра Македонского в Среднюю Азию.
Освобождение страны от греко-македонско владычества // ИУССР. Т. I, кн. 1.
Ашх., 1957. С. 77; Литвинский Б.А. Борьба народов Средней Азии против
греко-македонских захватчиков // ИТН. Т. I. М., 1963. С. 251, 256-259, 262-263;
Рахманова Р.М. Средняя Азия в V-IV вв. до н.э. Канд. дисс. Л.,1964; Тревер
К.В. Рабовладельческий строй // ИУССР. Ташкент, 1967. С. 96; Литвинский
Б.А. Древние кочевники «Крыши Мира». М., 1972. С. 169; Гулямов Я.Г.
Рабовладельческое общество // ИУССР. Таш., 1974. С. 26; Шофман А.С.
Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976. С. 476, 491; Гафуров
Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980. С.
252-255, 260; Дьяконов М.М. Александр и его преемники на Востоке //
История Востока. Т. I. Восток в древности. М., 1997. С. 510; Tarn W.W.
Alexander the Great. Vol. I. Narrative. Cambridge, 1951. P. 68; Bosworth A.B.
Conquest and Empire: the reign of Alexander the Great. L.,1988. P. 110, 113.
[61]Ср.:
он же. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным
античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975. С.86.
[62]
Ср. перевод М.Е. Сергеенко.
[63]
Ср.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 143-144.
[64]
Григорьев В.В. О скифском народе саках. СПб., 1871. С. 124; он же.
Поход Александра Великого в Западный Туркестан // ЖМНП. Ч. 217, отд. II,
сент.-окт. 1881. С. 63.
[65]
Ср. переводы В.В. Латышева (Известия древних писателей греческих и латинских о
Скифии и Кавказе // ВДИ. 1949, №1. С. 293), А.Ч. Козаржевского (Квинт Курций
Руф. История Александра Македонского. М., 1993.) и И.В. Пьянкова (Древний
Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и
комментарии). Душ., 1972. С. 18).
[66]
Ср. также: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 46-47; Hammond N.G.L. Op.
cit. P. 145 (с некоторым сомнением).
[67]
Пьянков И.В. Ук. соч. С. 46-47; Schwartz E. Op. cit. S.123,126.
[68]
Ср. иначе: он же. К вопросу о маршруте похода Кира на массагетов // ВДИ.
1964, №3. С.126-127, прим. 75.
[69]
Аналогичным образом, «Итинерарий Александра», составленный в середине IV в.
н.э. на основе сочинения Арриана, ошибочно приписывает это посольство
абиям-скифам (Itin. Alex., XCV). Было бы некорректно на основании сопоставления
сведений «Итинерария» и Курция Руфа отождествлять абиев и скифов выше Боспора;
см.: Там же. С.127.
[70]
Он же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад
ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.41.
[71]
Ср.: Массон В.М. Ук. соч. С. 78; Пьянков И.В. Ук. соч. С. 41; Он
же. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание
отрывков и комментарии). Душ., 1972. С. 47.
[72]
Пьянков И.В. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад
ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.43; Он же.
Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 245; о концепции
массагетов у Мегасфена см.: Он же. Массагеты, соседи индийцев // Средняя
Азия в древности и средневековье. М., 1977. С. 53-57.
[73]
Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C.
53-57, 172, 256.
[74]
Он же. Ук. соч. С. 65-72, 232-234, 268; Он же. Античные авторы о
Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ.
1994, №4. С.204-205.
[75]
Ср. также: Хлопин И.Н. Ук. соч. С. 24; иное мнение: Пьянков И.В.
К вопросу о маршруте похода Кира на массагетов // ВДИ. 1964, №3. С. 124.
[76]
Он же. Ук. соч. С. 124-125; Он же. К вопросу о путях
проникновения ираноязычных племён в Переднюю Азию // Переднеазиатский сборник.
III. М., 1973. С. 195; Он же. Массагеты Геродота // ВДИ. 1975, №2. С.68;
Он же. Движение степного населения и взаимодействие его с населением
оазисов Средней Азии III в. до н.э.-I в. н.э. // Всесоюзное научное совещание
«Античная культура Средней Азии и Казахстана». Тез. докл. Таш., 1979. С. 42; Он
же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 226.
Также: Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961, С. 180; Литвинский
Б.А. Ук соч. С. 173; Васильев В.Н., Савельев Н.С. Ранние дахи Южного
Урала по писменным источникам. Уфа, 1993. С. 11-14; Балахванцев А.С.
Дахи и арии у Тацита // ВДИ. 1998, №2. С. 154; Herrman A. Massagetai //
RE. 1930. Bd. 14. Sp. 2129; Wolski J. Der Zusammenbruch der
Seieukidenherrschaft im Iran im 3 Jahrhundert v. Chr. // Der Hellinismus In
Mittelasien. Darmstadt, 1969. S. 203-206. Ср. также более раннюю датировку
(360-е гг. до н.э.): Десятчиков Ю.М. Процесс сарматизации Боспора.
Автореф. канд. дисс. М., 1974. С. 9-10; Он же. Дахи и держава Ахеменидов
// Всесоюзное научное совещание «Античная культура Средней Азии и Казахстана».
Тез. докл. Таш., 1979. С. 94-95.
[77]
Пьянков И.В. Ук. соч. С. 226.
[78]
Толстов С.П. Древний Хорезм. М.-Л., 1948. С. 17-18; Он же. По следам
древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948. С. 108-109; Литвинский Б.А.
Борьба народов Средней Азии против греко-македонских захватчиков // ИТН. Т. I.
М., 1963. С. 263; Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Ук. соч. С. 260; Пьянков
И.В. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми
в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.51; Исмагил Р. Сарматское
окно в Европу // Вопросы археологии Западного Казахстана. Памяти В.В.
Родионова. Вып. 1. Самара, 1996. С.185; Tarn W.W. Op. cit. P. 71; Gardiner-Garden
J.R. Op. cit. P.31.
[79]
Idem J.R. Op. cit. P.31.
[80]
Tarn W.W. Alexander the Great. Vol. II. Sources and Studies. Cambridge,
1950. P.326-329; Gardiner-Garden J.R. Op. cit. P.29, 32.
[81]
Дройзен И.Г. Ук. соч. С. 176-177; Шахермайр Ф. Ук. соч. С.
186-187.
[82]
Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Ук. соч. С. 260; ср.: Пьянков И.В.
Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой
истории и культуре. Душ., 1983. С.51.
[83]
Литвинский Б.А. Ук. соч. С. 262-263; Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Ук.
соч. С. 260.
[84]
Гипотеза, связывающая посольство скифского царя и самих европейских скифов со
скифами Причерноморья, представляется не убедительной. См.: Мачинский Д.А.
Ук. соч. С. 52; Алексеев А.Ю. Ук. соч. С. 133-134; Он же.
Скифские цари и «царские» курганы V-IV вв. до н.э. // ВДИ. 1996, №3. С. 101,
111-112.
[85]
Ср.: Пьянков И.В. Хорасмии Гекатея Милетского // ВДИ. 1972, №2. С. 20 прим. 137; Он же. Хорезм в античной письменной
традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ.,
1983. С.50-51; Robinson C.A. The extraordinary ideas of Alexander the
Great // American Historical Rewiew. Vol. 62. 1957. P. 335-336; Gardiner-Garden
J.R. Op. cit. P. 31.
[86]
Ср.: Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции. М.,
1997. C. 226.
[87]
Он же. Массагеты Геродота // ВДИ. 1975, №2. С.69; Он же. Рец. на:
P. Daffina. L`immigrazione dei Saka nella Drangiana. Roma, 1965 // ВДИ. 1969,
№4. С. 173; Он же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и
Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.50.
[88]
Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Ук. соч. С. 268; Шахермайр Ф. Ук.
соч. С. 186-187; Дройзен И.Г. Ук. соч. С. 218-219; Tarn W.W.
Alexander the Great. Vol. I. Narrative. Cambridge, 1951. P.76.
[89]
Пьянков И.В. Бактрия в античной традиции (Общие данные о стране:
название и территория). Душ., 1982. С. 44-45.
[90]
Ср. более сложную реконструкцию маршрута: Григорьев В.В. Поход
Александра Великого в Западный Туркестан // ЖМНП. Ч. 217, отд. II, сент.-окт.
1881. С. 192-193.
[91]
См.: Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши Мира». М., 1972. С.
167-169.
[92]
А. Херрман считал, что упоминаемая Геллаником «равнина Амиргион» (EÁìýñãéïí·ðåäßïí·Óáê§í),
населённая саками-амиргиями, отождествляется именно с Алайской долиной. См.
также: Там же. С. 174; Пьянков И.В. Античные авторы о Средней Азии и
Скифии (Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4.
С.193; иначе: Он же. Саки: содержание понятия // ИАН Тадж ССР, ООН.
1968, №3 (53). С. 14.
[93]
См.: Пьянков И.В. Басисты (К истории Самаркандского Согда) // ИАН Тадж
ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 42-44; Он же. Древний Самарканд (Мараканды)
в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душ., 1972. С.
41-43.
[94]
Ср.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 143.
[95]
И.В. Пьянков полагает, что в версии Клитарха не сообщалось о Спитамене в связи
с восстанием; см. об этом ниже.
[96]
В тексте -- dò·ôN·âáóßëåéá·ôyò·Óïãäéáíyò.
обоснование конъектуры см.: Пьянков И.В. Басисты (К истории Самаркандского
Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 41-42; Он же. Древний
Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и
комментарии). Душ., 1972. С. 23-24.
[97]
См.: Он же.Ук. соч. С. 41-43.
[98]
О принадлежности данного сообщения Аристобулу см.: Он же. Хорезм в
античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории
и культуре. Душ., 1983. С.50.
[99]
И.В. Пьянков, безусловно, правильно локализует место этой битвы по версии
Клитарха, однако, когда он аналогичным образом пытается трактовать и данные
Птолемея, с ним нельзя согласиться. См.: Он же. Басисты (К истории
Самаркандского Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 43. Обе версии
описывают события совершенно по-разному, и представляется невозможным и
методологически неверным считать истинным только одну из этих версий.
[100]
Высказываемые сомнения в том, что Клитарх действительно говорил о дахах,
представляются необоснованными. См.: Он же. Хорезм в античной письменной
традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ.,
1983. С.50. Вергилий, определённо цитируя Клитарха, упоминает о «неукротимых
дахах» (Aen., VIII, 724-728; см. ниже).
О заимствованиях Вергилия у Клитарха см.: Он же. Средняя Азия в античной
географической традиции. М., 1997. C. 45.
[101]
Нельзя согласиться с мнением, что миссия Гефестиона у Птолемея и основание
шести крепостей около Мараканд в версии Клитарха представляют собой разные
описания одного и того же события. Нельзя также согласиться с тем, что указание
Курция об отправке Гефестиона в Бактрию для заготовки продовольствия на зиму
328/327 гг. до н.э. (VIII, 2, 13) является искажением
сообщения Птолемея о миссии Гефестиона по восстановлению городов. Видимо, этот
эпизод о второй посылке Гефестиона также восходит к Аристобулу, но никак не
связан с восстановлением городов. См.: Пьянков И.В. Древний Самарканд
(Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии).
Душ., 1972. С. 48-49. Также у нас нет никаких оснований связывать с
деятельностью Гефестиона основание Александрии Оксианы (Ай-Ханум ?) в верховьях
Аму-Дарьи; см.: Holt F.L.
Alexander the Great and Bactria. The Formation of a Greek Frontier in Central
Asia. Leiden - New-York. 1988. P. 62. Есть все основания полагать, что
македонцы не появлялись в этом районе до похода Александра в Наутаку весной 327
г. до н.э.
[102]
Мнение, что сообщение Курция о трёх отрядах является переработкой версии
Птолемея, где фигурировали пять отрядов до Мараканд и, якобы, два отряда
(Гефестиона и Кена с Артабазом) – после, представляется не убедительным. См.: Пьянков
И.В. Ук. соч. С. 48. Аристобул, безусловно, точно копирует сведения
Птолемея о трёх отядах (считая и Александра) после Мараканд.
[103]
См.: Он же. Ук. соч. С.45, 47-48. Мнение о принадлежности данного
фрагмента Курция Аристобулу менее убедительно; см.: Hammond N.G.L. Op.
cit. P. 144.
[104]
Кратер не упоминается Аррианом в числе полководцев, оставленных Александром в
Бактрии (IV, 16, 1). Судя по всему, ещё до второго
похода в Согдиану Кратеру была поручена некая миссия за пределами Бактрии (ср.
фраза, что Кратер и Фратаферн, сатрап Парфии, выполнили все задания Александра;
IV, 18, 3). Возможно, что
именно с этой миссией связано подчинение македонцами Маргианы и постройка
Александрии Маргианы: Шахермайр Ф. Ук. соч. С. 208-209, 360 прим. 36;
ср. иначе: Дройзен И.Г. Ук. соч. С. 376, прим. 57.
[105]
И.В. Пьянков осторожно высказывается об источниках этого фрагмента. Он
предполагает здесь тесное переплетение элементов версий Птолемея и Клитарха,
которое должно было присутствовать уже в источнике Курция, причём версия
Птолемея преобладает; см.: Пьянков И.В. Ук. соч. С.47. Н.Г.Л. Хаммонд
наоборот возводит это сообщение целиком к Клитарху: Hammond N.G.L. Op.
cit. P. 145.
[106]
Ср.:Idem. Op. cit. P. 142.
[107]
И,В. Пьянков полагает, что Кен был оставлен в Маракандах, что не логично; см.: Пьянков
И.В. Ук. соч. С. 49.
[108]
И.В. Пьянков считает это сообщение некой переработкой версии Птолемея; см.:
Он же. Ук. соч. С. 44, 47, 49. Н.Г.Л. Хаммонд возводит его к Клитарху: Hammond
N.G.L. Op. cit. P. 146.
[109]
Так: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 44, 46-47, 49.
[110]
Там же. С. 49.
[111]
Ср. также: Рахманова Р.М. Ук. соч. С. 262-263.
[112]
См.: Григорьев В.В. Ук. соч. С. 191-192; Дройзен Г. Ук. соч. С.
377; Литвинский Б.А. Борьба народов Средней Азии против
греко-македонских захватчиков // ИТН. Т. I. М., 1963. С. 266; Ртвеладзе Э.В.
Ксениппа-Паретака // Кавказ и Средняя Азия в древности и в средневековье. М.,
1981. С. 97-99; Пьянков И.В. Басисты (К истории Самаркандского Согда) //
ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 44; Он же Бактрия в античной
традиции (Общие данные о стране: название и территория). Душ., 1982. С. 26, 64
(карта).
[113]
Ср.: Hammond N.G.L. Op. cit. P. 146.
[114]
Ср. иначе: Пьянков И.В. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях
античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душ., 1972. С. 46-47.
[115]
Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 46-47.
[116]
Ср. так же: Он же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и
Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.50.
[117]
Так, например, понял соответствующий фрагмент Аристобула Курций Руф.
[118]
Видимо – Бактрии, хотя не исключено, что этот приказ распространялся и на
согдийскую знать.
[119]
Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 37.
[120]
О представлениях Ктесия: Пьянков И.В. Ук. соч. С. 26-27.
[121]Он
же. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание
отрывков и комментарии). Душ., 1972. С. 41-43.
[122]Он
же. Басисты (К истории Самаркандского Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61),
1970. С. 42.
[123]
Ср.: Gardiner-Garden J.R. Greek conceptions on Inner Asian geography and
ethnography from Ephoros to Eratosthenes. Bloomingstone, 1987. P.34.
[124]
См. напр.: Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский (К проблеме
кризиса полиса). М., 1993. С.50; Крюгер О.О. Арриан и его труд «Поход
Александра» // Арриан. Поход Александра. М., 1993. С. 13.
[125]
Об этом см.: Пьянков И.В. Античные авторы о Средней Азии и Скифии
(Критический обзор работ Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.204-205; Он
же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 65-72,
232-234; Wolski J. Op. cit.
S.209-215.
[126]Он
же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж. Р.
Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.205; Gardiner-Garden
J.R. Apollodoros of Artemita and the Central Asian
Skythias. Bloomingstone, 1987. P. 12.
[127]
Большинство исследователей справедливо считают, что эти речи составлялись
самими Курцием и Аррианом: Крюгер О.О. Ук.соч. С. 37-38; Tarn W.W.
Alexander the Great. Vol. II. Sources and Studies. Cambridge, 1950. P. 286-296.
[128]
И.В. Пьянков здесь и в предыдущем случае в упоминающихся вместе саках и индах
видит некую реминисценцию географических представлений Гекатея: Пьянков И.В.
Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 19, 121. Однако
при таком допущении нам остаётся непонятно, зачем бы Курций стал обращаться к
сведениям архаической древности, когда аналогичная информация содержалась уже в
его непосредственном источнике (у Клитарха). Такое предположение тем более
сомнительно, что мы кроме него не располагаем свидетельствами о том, что
Гекатей локализовал саков рядом с индами.
[129]
Так: Он же. Хорасмии Гекатея Милетского // ВДИ. 1972, №2. С. 6; Он
же. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. C. 19, 121,
195.
[130]
Судя по тому, что в данном фрагменте речь идёт именно о завоевании хорасмиев,
он не может восходить к рассказу Аристобула о посольстве этого народа, где
ничего не говорится об их подчинении Александру.
[131]
В.В. Григорьев предполагает, что в данном случае Арриан намекает на битву у
Танаиса, что являяется аргументом в пользу тождества саков и скифов из-за
Танаиса. См.: Григорьев В.В. Поход Александра Великого в Западный
Туркестан // ЖМНП. Ч. 217, отд. II, сент.-окт. 1881. С. 64. Это допущение
представляется слишком произвольным, чтобы на его основании проводить подобное
отождествление.
[132]
Работа Дж.Р. Гардинер-Гардена на аналогичную тему является крайне поверхностной.
Этот автор полагает, что и Курций и Арриан сообщали только о пяти кочевых
народах Средней Азии: дахах (которых он почему то отождествляет с дербиками
Ктесия), массагетах, саках, европейских скифах и скифах выше Боспора. См.: Gardiner-Garden
J.R. Greek conceptions on Inner Asian geography and ethnography from
Ephoros to Eratosthenes. Bloomingstone, 1987. P.33-39.
[133]
Пьянков И.В. Общественный строй ранних кочевников Средней Азии по данным
античных авторов // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975. С.84;
Он же. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ
Дж. Р. Гардинер-Гардена) // ВДИ. 1994, №4. С.203; Он же. Средняя Азия в
античной географической традиции. М., 1997. C. 47, 227-228.
[134]Он
же. Хорезм в античной письменной традиции // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в
мировой истории и культуре. Душ., 1983. С.50.
[135]
IV, 12, 11; V, 7, 9; 8, 1; VI, 2, 12-14 (частично); 2, 15;
VII, 7, 27 (частично); 10, 15-16 (частично)
|