рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав

Что же касается брака, в дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Согласно закону, развод, как и самовольное расторжение брака, были запрещены. Несмотря на то, что с юридической точки зрения, вступающие в брак, заключают между собой договор, по которому одна сторона обязана доставлять пропитание, а другая пребывать в послушании. Если муж выгонит жену из дома, она имеет право обратиться с жалобой в суд. Но фактически решение суда окажется неосуществимым. Поскольку суд к тому времени не имел законных средств заставить мужа жить с женой вместе в одной квартире. Закон мог только водворить жену при помощи полиции в дом, но проблема решена не будет, так как муж снова попросит жену удалиться и снова обратиться к властям за помощью. По закону супруги просто были обязаны жить вместе. При переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним[21]. Стоит заметить, что жена могла отлучаться из дома в буквальном смысле на несколько часов, вследствие особенностей паспортной системы, которая не выражала прав женщины. Поскольку муж определял её местоположение, и жена не имела право на отдельное жительство без его же соглашения. Выходит, что права супругов не равны, муж имеет право передвигаться с места на место по собственному желанию, а законность передвижения женщины приобретается только при одобрении её властелина[22]. Всё это подтверждает беспомощность законодательства в деле защиты женщины.

Преимущественное положение мужчин перед женщинами было установлено законом и в вопросе о праве наследования. Здесь при совместном наследовании сына и дочери ближайшее право наследования принадлежит сыновьям и их потомству; дочерям же выделяется из наследственного имущества лишь одна четырнадцатая часть из недвижимого имущества и одна восьмая из движимого, но супруги наследуют друг другу на одинаковых основаниях. А вдова и вдовец имеют одинаковое право на получение указанной части из имущества умершего супруга - одну восьмую часть из недвижимого и одну четвёртую из движимого имущества. Права состояния женщины, кроме общего порядка приобретения их по рождению, приобретаются также через брак и определяются следующим образом: жена следует состоянию мужа, а если жена по роду принадлежит низшему сословию, то после вступления в брак она получает все права и преимущества, сопряжённые с его состоянием. Сюда же и относилось приобретение чина и звания мужа. Причём эти права сохранялись за ней даже тогда, когда муж за преступление будет лишён прав своего состояния[23].

Что же касается уголовного законодательства, то здесь мужчины и женщины состояли в одинаковом положении, за исключением тех случаев, когда строгость карательного закона смягчалась для женщин, в виду её исключительного положения, вызываемого слабостью. Так женщины были отстранены от всех телесных наказаний и пользовались особенной снисходительностью в период беременности[24].

Сказанное свидетельствует, что женщина в некоторых областях общественной и частной жизни достигла к концу XIX в. значительных прав и во многом сравнивалась уже с мужчиной. Тем самым к уже предъявленным ей обязанностям жены и матери она еще присоединилась к широким имущественным правам.

Но сохранялись барьеры в области образования. На данном этапе истории, женщины ни под каким видом не могли допускаться к слушанию лекций в университетах, поскольку в планы правительства высшее женское образование никак не входило.

Ещё со второй половины XIX в. русская женщина стала предъявлять свои права на участие в общественной и государственной жизни общества. Тем самым она стремилась доказать необходимость сломить те средневековые предрассудки и доказать, что она тоже такой же человек и может участвовать в работе на пользу человечества наравне с мужчинами. Но интересы русской женщины не были приняты во внимание. А причина всему - старинное воззрение на женщину, как на вещь, принадлежащую мужу. Но почему в конце XIX в. это было неприемлемо и становилось понятно, что эти положения должны быть изменены? Что же побудило женщину искать таких новых форм бытовой, общественной, социально-экономической и, наконец, политической жизни? Необходимость или случайность? Прошлое или настоящее? Каковы причины возникновения женского вопроса в России в конце XIX - начале XX в.? Ответы на эти вопросы может дать анализ, как положения женщины на данном этапе, так и ценностных ориентаций, мотиваций женщин и сопоставление их с поведенческими характеристиками изучаемых персонажей.

Положение женщины в прошлом делало её заложницей застоя и неподвижности: заключенная в узкую сферу семейной жизни, с её мелкими бытовыми заботами, она не видела перед собой других горизонтов, других интересов, кроме домашних устремлений.

Что же сподвигло женщину на требование прав на развод, на образование, профессию, труд?

На протяжении всего XIX в. происходят изменения в сфере экономических и политических отношений. Освобождение крестьян и эпоха реформ произвели громадный переворот в умах. Все эти изменения не могли пройти вне общества и социального развития. В условиях общественного подъема в стране стало развиваться так называемое женское движение. На начальном этапе своего развития, на этапе становления, женщины искали поддержку со стороны общества. И только выводили на первый план идеи о равноправии мужчин и женщин и выступали против дискриминации в вопросах образования, труда, самостоятельности в выборе целей и форм деятельности и активного сотрудничества с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, что отражало новые процессы в социально-экономическом развитии европейской цивилизации[25].

Таким образом, в результате социально-экономических преобразований стали формироваться новые нормы и ценности. Что и привело к развитию женского вопроса и послужило причиной создания женского движения в России, окончательно сформированного в конце XIX - начале XX в.

Последствия реформы 1861 г. стали основной причиной привлечения женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о дворянстве, которое стремительно стало разоряться, и было вынуждено пойти зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти благородные девицы и стали активными участницами женского движения и выступили первыми поборницами равноправия женщин. Так появились женщины нового типа или "новые женщины" - самостоятельные, образованные, ориентированные на деятельность в публичной сфере.Б. Пиетров-Энкер совершенно справедливо называет этот слой бюргерско-гражданским[26]. По ее мнению, для того чтобы описать этот процесс необходимо рассмотреть и раскрыть особенности ментальных процессов, которые породили "нового человека" - продукт социально-культурной модернизации России в конце XIX начале XX в. Автор берет это определение из литературы того времени, где огромным влиянием пользовались произведения И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского, которые представили широкомасштабную программу эмансипации, дополнившую широкомасштабную идею равенства полов концепциями ранних социалистов. Где стержнем являлось освобождение женского пола от традиционных ограничений. А именно принятие самостоятельного решения вместо веры в сложившиеся порядки, развитие в себе осознания своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, избрание себе своей жизни и пути развития и, наконец, прогресс. Создание своего "Я", образование, труд - всё это отличало так называемую нигилистическую среду, в которой сочеталось стремление обеспечить критику старого порядка и несоответствия традиционных устоев со стремлениями общества. Но следует иметь в виду, что эта концепция стала частью культурной жизни прогрессивной интеллигенции и скорее всего интеллигенции из числа представителей революционно-демократического и либерального толка. Эти вопросы были в центре внимания в творчестве Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.А. Михайлова, Д.И. Ушинского и многих других.

А уже в конце 1870-х годов эти идеи равноправия начали пропагандировать и женщины. Среди них стоит отметить роль таких женщин, как М.К. Цебрикова, Е. И Конради, М.В. Трубникова, А.Н. Шабанова, Н.В. Стасова, А.П. Философова. В первую очередь причины обращения к "женскому вопросу" предстают по воспоминаниям этих женщин как усвоение и реализация популярных идей, или, выражаясь социологическим языком, генерализированных представлений своего времени[27]. "Это было в воздухе. Эмансипация женщин была на языке у всех передовых людей", - писала А.В. Тыркова в своем исследовании о жизни и деятельности А.П. Философовой[28], построенном в значительной степени на личных беседах с последней. Известная общественная деятельница М.К. Цебрикова при подготовке статьи "Женское движение за 25 лет" опросила многих участниц женского движения о причинах "их прихода в женский вопрос", в том числе А.Н. Евреинову, А.П. Философову, А.В. Жаклар, Н.А. Белозерскую, С.В. Ковалевскую. Мнения респонденток совпали. "Жизнь учила, и всё носилось в воздухе"[29] - ответили они. Подъём духа был всеобщий, появилось восторженное состояние, охватившее не только молодых, но даже людей пожилых, выросших при иных тяжёлых условиях[30]. Генерализированные представления об уважении к личности, о принципиальном равенстве людей, о долге образованных классов перед народом были широко распространены среди представителей образованных групп и являлись своего рода знаком передового мышления. Эти убеждения определяли соответствующие формы коллективных действий, такие как "устройство кружков для взаимной помощи … в складчинах для устройства библиотек, частных школ, курсов, чтений … в распространении образования и в низших классах… в устройстве всякого рода ремесленных заведений на общие средства …на началах ассоциации"[31]. Включаясь в общественную работу, будущие лидеры женского движения еще не выделяли сферой своей деятельности решение проблем именно женщин. Они действовали в соответствии с распространенными идеями о долге перед народом. Поэтому первые организации, созданные женщинами, были организации предоставляющие возможности достойной жизни для "низших" классов без различия пола. Так, в Петербурге первой женской инициативой была создание "Общества доставления средств для беднейших жителей Петербурга", а в Москве - "Общество распространения полезного чтения". К женской проблематике лидеры движения пришли не сразу, а в ходе своей практической деятельности, которая затем послужила эмпирической базой их убеждений.

Одновременно с проблемами "низших" классов эти женщины решали проблемы собственной социальной группы, в частности проблему самореализации женщин образованных классов в публичной сфере. Шел процесс поиска женского идеала, соответствующего мужскому идеалу эпохи - гражданина, работающего на пользу общества. Перед "новыми женщинами" стояла проблема нахождения собственной ниши в общественной работе, идеологического и организационного оформления женского участия в созидательной работе "передовых людей". В итоге они сыграли решающую роль в становлении женского движения.

Мотивом участия в движении явился также мотив личностной самореализации в публичной сфере. Участницы движения были, прежде всего личностями с сильной мотивацией к самореализации. Воспоминания о М.В. Трубниковой дает нам представление о её характере и личных качествах как одной из основательниц женского движения России: "Она была настоящая, прирожденная общественная деятельница, у которой светлый ум сочетался с упорной и сосредоточенной волей, которая умела и хотела привлекать людей к определенной задаче, сплачивать их, пробуждать в них желание работать и приносить пользу", а поскольку "…для натуры деятельной нет горше обиды, как вынужденная пассивность", то "…на борьбу за право проявляться, за право участвовать в созидании жизни отдала эта молодая, умная славная женщина всю свою энергию, всю свою душу"[32]. А мотив самореализации позже стал переплетаться с влиянием такого фактора, как неудовлетворенные ожидания личности со стороны женщины. Особенно в ситуации, когда перед глазами реализовывались возможности мужчин того же социального слоя. Это утверждение хорошо иллюстрирует цитата из воспоминаний о М.В. Трубниковой: "Сознание того, что менее способные, менее преданные идеям мужчины могут найти применение для своих сил, а она как женщина, осуждена на общественное бездействие, не может принести всей пользы, о которой мечтает, придавало особую страстность ее феминизму"[33].

Таким образом, самоутверждение шло через реализацию личных установок нравственного, идеологического и, может быть, даже политического характера, путем мобилизации собственных ресурсов и ресурсов своего окружения. Наличие личных, внутренних ресурсов и доступа к внешним ресурсам давали возможность реализации своих устремлений. Помимо вышесказанных: принадлежности к привилегированным слоям общества, наличия денежных средств, свободного времени и т.д. хотелось бы подчеркнуть значимость таких ресурсов как образование и солидарность. Именно образование позволяло выработать свои убеждения, воспринять популярные представления своего времени, развить их применительно к собственной социальной группе - группе образованных женщин, зарабатывающих себе на жизнь. Формирование солидарности понимается как процесс осознания общности интересов и ценностей своей группы и сплочение вокруг них. Та же М.К. Цебрикова писала, что в предреформенную пору происходило "сплочение сил", что "девушки слышали друг о друге, вступали в переписку, разъясняли, что было темного в прочитанной книге или статье, поддерживали друг друга нравственно"[34].

Только в конце XIX века - начале XX в. проблемы и вопросы в положении женщин в обществе занимали умы всё большего числа учёных, писателей и государственных деятелей. Которые стали освещать проблемы раскрепощения женщин, уравнения их в правах с мужчинами, вовлечение в общественно-политическую жизнь и многие другие вопросы. Таким образом, всё настойчивее стали звучать мысли о том, что женщина и признание за ней прав обусловлено интересами государства, общества и культуры.

Глава II. Становление женского движения в России. Взаимодействие отечественных и зарубежных женских организаций

Общепринято считать, что в России женское социальное движение и история организованной женской политической активности берёт своё начало с середины XIX столетия. Популяризация идеалов равенства в русском обществе в конце 60-х гг. XIX в. привела к созданию нового слоя, демонстрировавшие новый тип поведения. Появились девушки, которые стремились к высшему образованию, стали посещать на основе прошения открытые публичные лекции, даже уезжать за границу, где они активно работали педагогами, как в традиционных учебных заведениях, так и в неформальных воскресных школах. Эти "новые женщины" становились врачами и акушерами, они осваивали специальности, считавшиеся до этого сугубо мужскими. Но на их пути встают ограничения и препятствия, вылившиеся, впоследствии в открытые запреты. И именно с этого времени стали появляться общества, преследовавшие основные цели: во-первых, просвещение женщин и обучение их грамоте; во-вторых, борьба за высшее образование; в-третьих, поддержка женщин при вовлечении их в профессиональную деятельность.

Именно в этот промежуток времени впервые женская эмансипация превратилась в предмет широкого обсуждения общественности. С этого времени женщины начали упорно бороться за равные с мужчинами возможностями получения образования. Началом реальной борьбы за становление и развитие своей самостоятельности следует отнести к более позднему периоду - конец 1870-х - начало 1880-х гг. К этому периоду относится образование Высших женских курсов (1882). Они сыграли огромную роль для становления идей о равноправии мужчин и женщин. Стали, прежде всего, почвой для создания женского движения. Жажда образования была так сильна и так охватила женскую молодёжь, что никакие силы не могли её остановить. Тем самым важнейшими событиями этого периода (конец XIX - начало XX в.) явились женские инициативы в борьбе за доступ к высшему образованию. Достигнув частичной самостоятельности, добивших права учиться, русская женщина столкнулась с действительностью, поставившей ей преграду, и тем самым оказалась скованной русским законодательством, которое лишило её самых элементарных гражданских прав человека. И вступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своём бесправии, в заниженной оценке своего труда, женщина не могла не направить все свои силы на борьбу с такими условиями. Бесправие, игнорирование в общеполитической жизни страны, необходимость объединения для достижения равноправия, побудило сплотиться женщин и организоваться для общей деятельности. Такими организациями и явились женские общества, союзы и женские клубы нового поколения, которые ставили своей главной целью улучшение положения женщин в обществе, защиту их прав и интересов[35].

Движение за права женщин зарождается в России почти одновременно с женскими движениями большинства западных стран, и хотя это развитие несколько иначе, оно повлияло на характер и форму организации русских обществ. Под их влиянием формируются новые формы и ценности, которые начинают исповедовать поколение "новых женщин"[36]. Так примеру в Англии семидесятые и восьмидесятые годы XIX столетия ознаменовались необыкновенным прогрессом женского образования во всех его видах и формах. Англичанки также отличались необычайным стремлением к образованию и им главным образом обязано своим успехом знаменитое движение University Extension Movement (Движение за распространение университетского образования). Это движение было много раз описано в русской прессе и сопровождалось значительным успехом, что вызвало подражание во всех странах и не исключая Россию.

Возвращаясь к отечественным женским организациям, стоит отметить, что большинство из них имело благотворительный оттенок. Среди наиболее заметных организационных структур целесообразно выделить "Общество дешевых квартир" (1859), "Дом трудолюбия для образованных женщин" (1863), "Общество взаимопомощи", "Женская издательская артель" и многие другие.

Организаторы считали, что человек должен рассчитывать на собственные силы, что настоящая благотворительность - это поддержка женщин, желающих трудиться. Как отмечалось в отчёте "Дома трудолюбия для образованных женщин" "целесообразнейшая, единственная рациональная формула благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не даровой помощи …"[37]. И тем самым конечная цель благотворительной деятельности была не материальная помощь, а создание условий для активной деятельности женщин, стимулирование образования, профессиональной подготовки. Уже по названию отдельных обществ можно определить их направленность на поддержку трудящихся женщин: "Общество поощрения трудолюбия" (1863), "Общество взаимопомощи женщин-врачей" (1874)"Общество взаимного вспоможения трудящихся женщин" (1902) и многие другие. К ним можно отнести и благотворительные организации коммерческих предприятий, магазинов, пекарен, потребительских обществ, мастерских, типографий. На эти средства, а также отчисления из городской казны. Частные пожертвования они содержали ясли, приюты, школы, дешёвые общежития. Вкладывали средства в профессиональные женские курсы, в материальную поддержку слушательниц высших женских курсов, в женские издательства и др.

Итак, становление отечественного женского движения связано с последствиями реформы 1861 г., одним из которых было втягивание женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о так называемом "дворянском" и "разночинном" женском пролетариате, то есть о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти благородные девицы и стали основательницами женского движения в стране. Их занимало все - и проблемы изменявшегося положения женщин, женской солидарности в преодолении трудностей, и проблемы общества в целом. Вот что вспоминал об этой начальной поре русского женского движения известный литературный критик В.В. Стасов, брат одной из родоначальниц этого движения, Надежды Васильевны Стасовой: "В начале второй половины 60-х г. для лучших и интеллигентнейших русских женщин, а вместе с ними для моей сестры, пришла пора самой крупной, самой плодотворной для нашего отечества деятельности, пора самой могучей инициативы их по части освобождения женщины от тысячелетних цепей и принижения. По всему мужскому нашему миру шли тогда перемены и перевороты, которым ничего подобного не было во всей прежней нашей истории, в эти же самые минуты, выросшие вдруг и расцветшие духом и волей существа женского нашего мира, вся вторая половина русского народа, тоже почувствовала свою прежнюю болезнь,. встали и пошли"[38].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.