рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав

И уже 21 мая 1908 г. министерским циркуляром было запрещено принимать женщин в университеты. Но остановить раз начавшийся процесс было уже не возможно. Движение женщин за профессиональную деятельность и доступ к образованию пострадало не существенно, поскольку интеграция женщин в мир просвещения и профессионального труда успешно продолжалось. К этому добавилось распространившаяся по всей стране женская деятельность в общественных организациях. Власть понимала, что целый ряд женщин из профессиональных и общественных объединений насчитывавших уже тысячи женщин, которые могли иметь силу против правительства. И правительству приходилось лавировать между ними из-за пошатнувшегося положения. Тем самым, не решив основных проблем, а только усугубляя и приобретая новые. Всё это говорит о нерешимости и неспособности власти в выборе путей развития.

Следовательно, вопрос о высшем женском образовании был решён частично и касался лишь представительниц привилегированных слоёв общества. Так как встречал множество всяческих препятствий со всех сторон, таких как недостаток средств, так и всяческие препятствия на разрешение. К тому же отказ правительства давать средства. Как будто женщина являлась, каким-то сторонним элементом в своём Отечестве и не вносила своей доли труда для материального обеспечения страны. Но это лишь побуждало женщин настойчиво стучаться в двери университета[97].

Тем самым равного права на образование с мужчиной женщина в условиях сложившегося режима так и не получила. Принцип совместного обучения, которое отстаивало передовая общественность, так и не был осуществлён. Будучи допущены в университеты лишь в качестве вольнослушательниц, женщины часто не могли пользоваться библиотеками, учебными пособиями, лабораториями. бывало во многих университетах они не допускались к экзаменам вовсе и не могли получать диплома. Государство продолжало препятствовать образованию женщин при одновременном разрешении. Что только объяснялось противоречивостью и слабостью власти. В обрез прогрессивной общественности и активным участием различных деятелей для поддержания образования женщин.

По мере расширения доступа к образованию, включения в сферу профессиональной деятельности, накопления политического опыта, роста самосознания к деятельницам движения пришло понимание необходимости отстаивать гражданские права женщин. Первой организацией в России, вступившим на этот путь, было как раз "Русское женское взаимно-благотворительное общество". Его требования освободить женщин от паспортных стеснений, уравнять их в правах наследства были обращены к административным учреждениям, городским и земским самоуправлениям. Женщин поддерживали известные юристы К.Д. Кавелин, И.Д. Беляев, Г.Н. Мотовилов и другие[98]. Однако результативность политической деятельности общества периода 1895 - 1905 гг. была низкой. И лишь с нарастанием к 1905 г. революции в умах либералов и народных масс, организованных политических выступлений рабочего класса, появлением общественных и профессиональных союзов тактика и направленность деятельности женских организаций заметно изменились.

1905 г. стал этапным для женского движения в его борьбе за политические права женщин. Рескрипт Николая II от 18 февраля, его Указ от 6 августа 1905 г. об учреждении новой Государственной думы и Манифест от 17 октября о правах и свободах граждан породили у женщин надежду, что государство востребует их энергию, способности и инициативу, стимулировали деятельность "Русского женского взаимно-благотворительного общества"[99].

Первое в России требование привлечь женщин к участию в представительном "собрании уполномоченных" было сформулировано на общем собрании "Русского женского взаимно-благотворительного общества" по инициативе А.П. Шабановой и направлено в комитет министров. Ответа не последовало, но, как писала Анна Николаевна, его прочла вся Россия в опубликованном законе от 6 августа 1905 г., по смыслу которого женщины приравнивались к лицам несовершеннолетним, слабоумным и состоящим под судом[100]. После появления Манифеста от 17 октября совет женского взаимно-благотворительного общества обратился к председателю Совета министров, графу С.Ю. Витте с запросом: причисляются ли женщины к избирательным классам, или половина населения России лишена права голоса? В ответе отмечалось, что данный вопрос правительством не обсуждался. Не удовлетворившись, женское общество направило в Совет министров мотивированное ходатайство о необходимости распространения закона от 17 октября и на женщин. Власти предпочли отмолчаться.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством женщины не были включены в состав правоспособных граждан. Несмотря на ряд демократических преобразований, правительство упорно придерживалось идеологии патриархата, намеренно не замечало возросшего интеллектуального потенциала значительного слоя женщин. Можно сказать, что именно с этого периода вплоть до октября 1917 г. либерально-демократическое направление женского движения оформилось и действовало как общественно-политическая структура в политической системе России.

Параллельно с "Русским женским взаимно-благотворительным обществом" в политическую жизнь включилась в феврале 1905 г. новая организация - "Союз равноправия женщин" (СРЖ). СРЖ изначально выдвинул главной целью своей деятельности политическое равноправие женщин. В его программе содержались требования демократических свобод, созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права без различия пола, национальной принадлежности и вероисповедования. Требования уравнения прав женщин и мужчин касались всех сфер жизни и всех слоев общества. Союз считал необходимым добиваться: равноправия крестьянок в будущих аграрных реформах; охраны труда работниц, социального страхования наравне с мужчинами; допуска женщин к общественной и служебной деятельности; совместного обучения лиц обоего пола; отмены законов, унижающих человеческое достоинство.

В борьбе за политические права СРЖ выбрал два пути: первый - воздействие на представительные органы власти и общественные движения, второй - участие в забастовочной революционной деятельности политических партий левого толка, помощь политическим ссыльным и заключенным. В 1905 г. состоялись три съезда союза. Его отделения были созданы в 48 городах, в том числе и Москве и Петербурге. Где обсуждалась тактика действий в условиях повой политической ситуации. Так, собравшийся в октябре 1905 г. второй съезд принял решение бойкотировать Булыгинскую думу извне и обратиться к обществу с призывом организовать выборы "свободного собрания представителей".

Стала проходить агитация среди земских и городских собраний. На эту работу ушло лето 1905 г. Так в июле земский съезд, собравшийся в Москве, получил 30 заявлений от отделений СРЖ с предложением включить в решения съезда требование избирательного права для женщин[101]. Однако съезд был явно не готов к обсуждению этого вопроса. Ни одного заявления прочитано не было. В резолюции равноправие признавалось принципиально необходимым, но несвоевременным. Женщины придерживались другого мнения. Они считали, что "в отсталой России крутой перелом должен совершиться сразу: поэтому простая экономия сил требует, чтобы перелом был доведен до конца чтобы обновлению дали проникнуть как можно глубже во все сферы народной жизни, охватить им всю массу населения"[102]. Тем не менее с учетом патриархальности массового сознания решить эту задачу было нелегко. И Союз равноправия берется за формирование общественного мнения. С этой целью бюро СРЖ рассылает членам земских съездов 169 писем-анкет с вопросом об их отношении к избирательным правам женщин. Из 61 полученного ответа 4 были полностью отрицательными, 22 человека допускали возможность расширения прав женщин с ограничениями, 35, или 57%, - ответили утвердительно.

Если познакомиться с аргументами противников и сторонников политического равноправия женщин в начале XX в. то противники считали, что, во-первых, вступая в общественную деятельность, женщина перестает быть матерью, во-вторых, что к политической деятельности стремится мало женщин. Третий аргумент был довольно примечателен: борьба за политические права очень действует на психику, а потому отрицательно скажется на атмосфере семьи[103]. Частичные сторонники политического равноправия женщин исходили из этой же точки зрения, хотя и облекали ее несколько в иную форму. Они утверждали, что политика это дело грязное, не для утонченных женских натур, а потому и может умалиться и творческая деятельность матери и ухудшиться качество расы. Другим аргументом являлась преждевременность предоставления женщинам избирательных прав. Со своей стороны сторонники политического равноправия утверждали, что женщины такие же люди, как и мужчины, что многие из них стоят выше мужчин в умственном и нравственном отношении, а потому им должны быть предоставлены те же права, те же должности, что и мужчинам[104].

О самих результатах опроса общественность была широко оповещена. Между тем, сама атмосфера ожидания демократических перемен, многочисленные женские инициативы на местах способствовали тому, что либерально настроенная часть общества склонялась на сторону женщин. В защиту их избирательных прав в июне и августе 1905 г. высказались тверской, костромской и ярославский земские съезды, уфимское, орловское, макарьевское, старицкое земские собрания, ковенская и либавинская городские думы, первый съезд делегатов Крестьянского союза, съезд городских деятелей. Однако последний перед выборами в Государственную думу земский съезд, собравшийся в сентябре 1905 г., большинством в 9 голосов постановил не включать этот вопрос в повестку дня.

Более успешно шла пропаганда идей равноправия на съезде Крестьянского союза, собравшегося в июле 1905 г. Откликаясь на обращения активисток, депутаты отмечали:". раз мы, крестьяне, добиваясь земли, не исключаем из пользования ею и женщин, то было бы непоследовательно лишать их политических прав. Это особенно важно в тех местностях, где мужское население занимается отхожими промыслами и дома остаются одни женщины"[105]. В результате съезд высказался за активное и пассивное избирательные права женщин.

Таким образом, несмотря на то, что довольно широкие круги общественности выступали за демократическую реформу политической системы России, всеобщие выборы, созыв Учредительного собрания, гарантии личных свобод и т.д. Вопрос о расширении политических прав женщин не был в полном объеме отражен ни в одной из программ, опубликованных в печати или распространяемых в обществе от имени ведущих политических групп. В этом проявилась неготовность общества рассматривать женщину как субъект общественно-политической жизни, равную с мужчиной гражданку в своем государстве.

Активные деятельницы женских организаций все больше осознавали, что им предстоит долгая и упорная работа по завоеванию не только органов власти, но и масс. В этот период закладываются основы пропагандистской деятельности женского движения. "Союз равноправия женщин" печатает книги и брошюры, публикует лекции и рефераты по проблемам равноправия полов, газетные воззвания, ведет агитацию среди работниц и крестьянок с целью распространения идей о равноправии. В конце 1905 г. члены Союза начинают агитацию в создаваемых политических партиях. Таким образом, уже на первом этапе политической деятельности "Русского женского взаимно-благотворительного общества" и "Союза равноправия женщин" складывается такая характерная черта женского движения, как многообразие инициатив и тактических приемов. Среди других женских организаций, которые заявили о себе в период революционного подъема 1905 г., следует выделить студенческие организации, действовавшие на Высших женских Бестужевских курсах под руководством нелегального центрального органа, который принимал постановления о летучих сходках, забастовках, помощи политзаключенным, праздновании юбилеев и т.п. Перед девушками выступали многие политические деятели. Эти организации способствовали политическому образованию, формированию мировоззрения женской молодежи. Что касается женщин-работниц, то у нас нет оснований утверждать, что они являлись в тот период самостоятельным субъектом государственной политики в сфере борьбы за политические права женщин. Как уже отмечалось, в основной своей массе они были неграмотны, политически необразованны, пассивны.

В итоге с первых дней существования российского парламента женские организации использовали его для борьбы за свои гражданские и политические права. Знакомясь с текстом петиции в Первую Государственную думу за подписью пяти тысяч женщин, понимаешь сколько в ней гражданственности и чувства собственного достоинства: "Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском, земледельческом, в работе фабричной, промышленной, на поприще науки, литературы и искусства, на службе в правительственных, общественных и частных учреждениях, в высоком служении врача и учительницы, в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед обязательным для всех граждан законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской. внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении родине"[106]. Заслуживает внимания богатейшая тактика взаимодействия женских организаций с органами представительной власти. Не имея женщин-депутатов в составе Государственной думы, они действовали через депутатов-мужчин, направляли делегации в комиссии думы, подавали прошения, публиковали и распространяли речи депутатов в защиту женского равноправия. Так, 3 мая 1906 г. петиции о женском равноправии, подписанные в общей сложности девятью тысячами женщин, были вручены депутатам Первой Государственной думы Ц.И. Кедрину и Л.И. Петражицкому. Параллельно юридической комиссией СРЖ в инициативном порядке были разработаны проект закона и пояснительная записка по проблеме равноправия полов. Предварительно члены комиссии просмотрели все 16 томов Гражданского уложения, выделив те статьи, где были ограничены или отсутствовали права женщин. Эти материалы были переданы в думскую подкомиссию и опубликованы в печати[107]. Протоколы заседания дум свидетельствуют, что женский вопрос был среди наиболее значимых проблем, которые по мнению депутатов, требовали скорейшего разрешения. Они демонстрируют прогрессивность убеждений образованной части мужского населения России начала XX века. Избранники народа связывали необходимость безотлагательного правовою уравнения женщин с "переустройством всей государственной жизни России на демократических началах"[108]. Приведем отдельные аргументы депутатов Первой Государственной думы в защиту равноправия женщин: "Бесправие женщины в настоящее время является унижением не только для женщин, но еще больше для мужчин" (Алексинский); "Женщины должны быть уравнены в гражданских правах, это половина страны. В свободной стране все свободны" (Аникин); "Мы забываем, что сын рабыни не может быть гражданином" (Рыжков); "Женщина должна быть вовлечена в освободительное движение, так как составляет половину населения страны. Она таит в себе громадные культурные зачатки, эта сила должна быть использована" (Буслов) [109].

После подробного обсуждения законопроект об уравнении прав женщин был сдан в комиссию Первой Государственной думы, однако в свет не вышел по причине ее роспуска. В последующих парламентах женский вопрос в таком объеме не ставился. Женщин в очередной раз ждало разочарование. Тем не менее, они не сложили рук. В женских союзах закипела работа. Новая петиция за семью тысячами подписей была направлена во вторую думу, но ее постигла та же участь. Вторая Государственная дума также была распущена, однако взаимодействие с представительным органом власти способствовало самоутверждению женских организаций как полноценных субъектов гражданского общества.

Во Второй и Третьей думах члены фракций ставили вопрос о допущении женщин в канцелярию Государственной думы. Два законопроекта об участии женщин в выборах органов местного самоуправления вносили в третью думу кадеты и левые октябристы, при этом кадеты выступали за избирательное право в полном объеме, левые октябристы - только за активное избирательное право. За активное избирательное право выступал и Союз 17 октября. Трибуна четвертой думы использовалась членами социал-демократической фракции для донесения до общественности тяжелейшего социально-экономического положения работниц. Как видно из анализа, число партий, выступивших в той или иной степени в защиту интересов женщин, было крайне ограниченно. Результативность их выступлений была низкой.

Таким образом, подводя итог деятельности российского парламента начала XX в. в отношении равноправия женщин, следует отметить, что его роль, несмотря на прогрессивную позицию отдельных фракций и депутатов, была, в основном, инертной. За одиннадцать лет деятельности Государственные думы четырех созывов не сочли возможным добиться для женщин равных с мужчинами политических и гражданских прав, отстранились от таких важных проблем, как улучшение условий труда женщин, охрана материнства и младенчества. Органы местного самоуправления активнее других откликались на женские инициативы в деле образования, доступа к интеллигентным профессиям, однако существенного влияния на изменение правового статуса женщин не оказали. Что касается вопроса об избирательном праве для женщин, то Государственные думы всех созывов оказались не готовы к тому, чтобы признать половину населения страны полноценными гражданами.


Заключение

Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зарождение феминистского сознания, появление женщин иного типа - все эти признаки нового времени были известны ещё в начале XIX в. и остро были поставлены в конце XIX - начале XX столетия. Ещё и потому, что начинался процесс пробуждения в женщине личностного начала. Но помимо пробуждения шёл ещё один процесс, который являлся центральной проблемой на протяжении всего XIX в. - это модернизация в самом широком смысле этого слова. Необходимо было провести глубокое реформирование и хозяйственного уклада, и общественных отношений. И вот последовало освобождение от рабства миллионов крестьян, освоение новых экономических отношений, развитие промышленности, земского и городского самоуправления, судебная реформа, рост народного образования. Начиналось и втягивание женщин в общественное производство в силу необходимости. На первых порах шла речь о "дворянском" и "разночинном" женском пролетариате, то есть о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах увеличившегося разночинного слоя. Именно эти женщины вошли тогда в число "новых" людей, готовых служить России, но не прислуживать власть имущих. Они то и стали основательницами женского движения в стране.

Их занимало всё - и проблемы изменявшегося положения женщин, женской солидарности в преодолении трудностей, и проблемы общества в целом. Вот что вспоминал об этой начальной поре русского движения В.В. Стасов, брат одной из родоначальниц этого движения, Надежды Васильевны Стасовой "пришла пора самой крупной, самой плодотворной для нашего Отечества деятельности, пора самой могучей инициативы их по части освобождения женщины от тысячелетних цепей и принижения…"[110].

Первой проблемой, которую попытались решить участницы этого движения, такие как Н.В. Стасова, М.В. Трубникова и А.А. Философова, была проблема женского труда и женского образования. Они решили её исходя из того, что мужчины и женщины должны иметь равные обязанности в этой жизни. Всё это свидетельствует о том, что специальное образование не есть прихоть, а истинная потребность " мы желали бы, чтобы всякий человек имел право выбирать себе дорогу, без всякой помехи"[111].

Благодаря усилиям этих сподвижниц, к концу XIX - началу XX в. Россия стояла на одном из первых мест в Европе по числу женщин, получивших высшее образование. Беда заключалась в том, что власть не доверяла этим женщинам, как не доверяла всем мыслящим, образованным людям, обладавшим повышенной чуткостью к общественным проблемам. И тем самым женщины тоже входили в категорию неблагонадёжных и подвергались критики со стороны государства. Потому что они в свою очередь подвергали критике российский государственный и общественный строй. Именно в это время небольшая часть женщин вошла в контакт с революционным подпольем. Но подавляющее большинство выбрало путь личной заинтересованности, чтобы заниматься профессиональной деятельностью и приносить пользу обществу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.