рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав

Первый этап женского движения растянулся на полвека - 1860-1895 гг. и представлял собой борьбу женщин за доступ к высшему образованию. Этот процесс был насыщен инициативными действиями женских организаций и благотворительности. Поиск самореализации трансформировался в женскую благотворительность благодаря целому ряду уникальных политических, культурных и экономических факторов. А благотворительность позволяла участвовать в общественной и даже политической жизни в условиях законодательного ограничения прав женщин и патриархальной культуры внутри семьи. Под огромным влиянием женских кружков и организаций благотворительного характера свои двери для женщин открыл Петербургский Университет. Уникален был опыт общества по доставлению средств высшим женским курсам, о которых будет много сказано в отдельной главе.

Расцвет женского движения в России стоит отнести к 1895-1906 гг., так как к этому периоду относится так называемая первая волна феминизма, главной целью которого на данном этапе было обеспечение политического и гражданского равноправия. Второй этап женского движения можно ещё назвать этапом дифференциации и политизации[39]. Поскольку в женском движении формируются два течения - женские организации, которые выступали за идею конструктивной благотворительности и организации, которые ставили целью борьбу за избирательные и другие гражданские права женщин. Тем самым благотворительность стала не только делом милосердия, но и почти единственной возможностью добровольных ассоциаций, часто сочеталась с движением против несправедливости и даже включала законодательные инициативы. Для женщин эта деятельность стала своеобразной школой феминизма, школой лидерства и социальной ответственности на рубеже XIX-XX в. Практически все русские феминистки так или иначе участвовали в различных инициативах, связанных с женской взаимопомощью. Первой такой организацией, появление которой стало следствием усилившегося влияния со стороны Запада, стало "Русское женское взаимно-благотворительное общество", основанное в 1895 г. под руководством А. Н Шабановой и А.П. Философовой. Это общество изначально задумывалось как прототип женских клубов в США. При обществе были открыты библиотеки, служба занятости, детский сад и пансионы, деятельность которых была схожа с деятельностью пансионов в США, где женщины из средних классов не только оказывали материальную помощь своим менее самостоятельным соотечественницам, но и помогли им лучше устроиться в жизни, приобщиться к культуре. Так, например, в Хал-Хаузе (пансион для женщин в Чикаго, созданный в 1893 г.) имелся филиал городской библиотеки, читались лекции по искусству, работал, кружок живописи, проводились благотворительные концерты. Молодым девушкам оказывалась помощь в приобретении профессии. Не оставались без внимания и молодые мамы, для которых работали курсы домохозяек, домашней экономики[40].

Лозунгом "Русского взаимно-благотворительного общества" и женского движения в целом стало "Свобода и равенства всех перед законом, без различия пола"[41]. Основательницы общества в самом названии имели в виду не только благотворительность. Они объединились для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга, открывать женщине доступ к разностороннему образованию, улучшить правовое положение женщин в различных сферах труда, привлечь женщин к участию в управлении государством. Особенностью общества составляло то, что в нём было соединение взаимной помощи с благотворительностью. Доказав тем самым, что задачи взаимной помощи вполне совместимы с благотворительностью[42].

Общество рассматривалось как средство, выводящее женщин из "узкого круга семейных и служебных связей"[43]. Конкретные формы борьбы за женское гражданское признание можно свести к следующему: "освобождение женщин от паспортных стеснений, уравнение прав наследства, участие женщин в городском и женском самоуправлении, допущение в университеты и расширение области труда"[44].

Вся деятельность "Русского женского взаимно-благотворительного общества" была посвящена объединению женщин, поддержке трудящихся, улучшению положения неимущих. Соответственно своим задачам Общество имело следующие отделы:

Общежитие имени А.П. Философовой, доставляющее возможность одиноким за небольшую плату пользоваться комфортом семейной жизни и находиться в обществе себе подобных;

благотворительный отдел, который заключал в себе общежитие для женщин, столовую, трудовую площадь, выдавал стипендии, ссуды, пособия и оказывал широкую и правильную организованную помощь трудящимся одиноким женщинам;

детский очаг, целью его было - облегчить положение интеллигентных тружениц - матерей, дети которых оставались в Очаге во время их занятия, пользуясь пищей, уходом и обучением.

А.Н. Шабанова в своей речи в 1905 г., обращённой к участникам общего собрания "Русского женского взаимно-благотворительного общества", выразила основные принципы, которыми оно руководствовалось: "несомненно, конечно, та истина, что женщина может ожидать своей полной независимости только в преобразованном обществе, но делать для этого попытки в настоящее время составляет обязанность всякой женской организации"[45]. Общество для осуществления своих целей обращалось и в административные учреждения, и в городские и земские самоуправления, и к редакторам университетов, и собрало со всей России статистические сведения о службе и вольнонаёмном труде женщин[46].

В конце 1890-х г. происходит установление связей "Русского женского взаимно-благотворительного общества" с международным, которое в свою очередь сыграло важную роль в установлении женского движения в России, особенно в годы репрессий и запретов властей. В 1899 г. делегация от "Русского женского взаимно-благотворительного общества" присутствовали на Съезде Международного Союза женщин в защиту женского равноправия в Лондоне, а А.П. Философова была избрана почётным вице-президентом этой организации. Где была сделана попытка создать русский национальный совет женщин как филиал Международного Союза в защиту женского равноправия. Но эта попытка закончилась неудачей, поскольку проект был запрещён правительством.

Новые перспективы перед женским движением открылись с началом Первой Российской революции и активизации всех демократических сил. Революция 1905 г. совершенно изменила ситуацию в стране. Мужская сторона населения после публикации Манифеста 17 октября получила определённые гражданские и политические права и свободы. А женщины гражданского признания не получили и сразу же начали требовать и добиваться его. В понимании женщин Манифест разрушил все надежды на равноправие и не признал их за население [47].

В этот самый момент появляются новые женские организации, и продолжает своё существование и развитие "Русское женское взаимно-благотворительное общество", но уже с иными требованиями. К примеру, был выдвинут вопрос об участии женщины в политической жизни страны[48]. Что касается новых организаций, то в 1905 г. был создан "Союз равноправия женщин", который включился в политическую жизнь параллельно с "Русским женским взаимно-благотворительным обществом". Как отмечали сами женщины, "Союз равноправия женщин" возник с ростом революционной волны. И объединил в первую очередь социально мыслящих интеллигенток с более правыми элементами. Эта сильная и серьезная организация сыграла главную роль в широком движении 1905 года, когда не осталось, кажется, уголка в России, где бы так или иначе не раздавался голос женщины, напоминавшей о себе, требовавшей себе гражданских прав[49].

Союз установил тесные контакты с более радикальной международной феминистской организацией - Международным Женским Суфражистским Союзом (МЖСС) [50]. Что в иной раз подтверждает значение и особое влияние зарубежных организаций на формирование отечественного женского движения. В программе Союза содержались такие требования, как немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего прямого, тайного избирательного права без различия пола, веры, национальности. Признание прав народов, входящих в состав Российской империи, на политическую автономию и национально-культурное самоуправление; уравнение в политических и гражданских правах женщин с мужчинами во всех областях жизни и соях общества без ограничения прав замужних женщин. "Равноправки", как называли себя участницы "Союза равноправия женщин", требовали также уравнение прав крестьянок с правами мужчин при аграрных реформах; охраны труда женщин и проституции, унижающих достоинство женщин[51].

В 1906 г. первая делегация "Союза равноправия женщин" присутствовала на конференции МЖСС в Копенгагене, где была тепло встречена.

Наряду с участием в деятельности международных организаций русские женщины стали налаживать связи с феминистским движением в отдельных странах. А с 1904 г. в России начинается издаваться общественно-политический журнал "Женский вестник", где стали широко освещаться проблемы и успехи женского движения в разных странах мира. В итоге это играло огромную роль в пропаганде отечественного движения. Активистки "Союза равноправия женщин" по всем регионам страны читали лекции о положении женщин, как в России, так и за рубежом: "Равноправки" пользовались моментом, чтобы укрепить раз пробудившееся любопытство, развить его до степени уже сознательного интереса. Провинция, притихшая и придавленная, вообще нуждается в лекциях, и на них охотно идут. Приходили и военные, и чиновники, учащаяся молодежь и так называемые городские дамы, конторщицы, телеграфистки, работницы, даже священники. Словом, приходилось говорить при самой смешанной, пестрой аудитории, где на несколько сот слушателей вряд ли было несколько десятков людей, серьезно задумывавшихся когда-нибудь над серьезностью женского вопроса[52]. В целях просветительства стали регулярно издавать многочисленные публицистические материалы по проблемам равноправия полов. Известно, что Н. Мирович читала лекции "Женское движение в современной Великобритании" в Москве и Смоленске. Такое внимание объясняется тем, что Н. Мирович, одна из руководительниц Союза провела значительную часть жизни в Англии и сотрудничала с членом Национального Союза женских обществ, а также с Женской лигой свободы во главе с Шарлотой Деспард[53]. Не меньший интерес у русских женщин вызывало движение феминисток в США. Целые разделы женских журналов были посвященными рассказам о положении женщин в США, а деятельность американских феминисток рассматривалась как образец для подражания.

В 1906 г. всеобщее внимание приковывало феминистского движения в Финляндии, которая в то время была частью Российской империи. С конца XIX в. за права женщин в Финляндии вели две организации: умеренная Финская женская ассоциация и более радикальный Союз женских прав. Первоначально, как и в других странах, они состояли из представительниц верхних слоёв, которые занимались просветительством и благотворительностью, но с началом революции эти организации включились в борьбу против царского режима, за предоставление Финляндии собственной Конституции и объединились со всеми оппозиционными силами. В результате этой борьбы в 1905 г. Финляндия получила конституцию, а в мае 1906 г. финский парламент принял новый избирательный закон, предоставлявший всем гражданам независимо от пола, избирательное право[54]. Это в свою очередь вызвало дискуссии в обществе. А русские феминистки вообще это рассматривали как результат объединённых действий всех классов и прежде всего как образец для подражания. Сам факт предоставления финским женщинам избирательных прав вызвал широкий международный резонанс и, конечно это могло сподвигнуть и русских женщин, но в самой России с завершением революционного подъёма в 1907 г. и наступлением полосы реакции вновь пришли запреты со стороны власти. Так в 1908 г. под воздействием репрессий прекратил своё существование "Союз равноправия женщин", водились запреты на деятельность многих женских организаций в городах и провинциях.

Так закончился второй этап женского движения и начался новый, третий период - 1907-1917 гг., который можно охарактеризовать как этап зрелости. Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал I Всероссийский женский съезд - событие уникальное в общей истории женского движения России. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 г. Инициатива его проведения принадлежала "Русскому женскому взаимно-благотворительному обществу". Он собрал более 1000 участников - делегаток от различных женских организаций, объединений, групп, от женских фракций в политических партиях, а также исследователей, журналистов, представителей общественности, политических и государственных деятелей. Этот Съезд представил всей стране и миру что такое русский феминизм и в частности, что такое женское движение в России[55]. Что это не просто сумма женских объединений. В разной степени отстаивающих права женщин, но в том числе это и интеллектуальное течение, внесшее значительный вклад в пересмотр многих современных взглядов на развитие общества и государства. Тем самым женское движение это не просто самостоятельная инициатива, а прежде всего это процесс общественной активности.

Русский феминизм был представлен на съезде во всём многообразии его подходов, оценок, определений. На Съезде высказались все: и те, кто был занят благотворительностью или просвещением и те, кто отстаивал право женщин на труд и социальную защиту. Особенностью этого Съезда было то, что с докладами высказывались представительницы как умеренного, так и их противники радикального толка. Таким образом, женский вопрос был обсуждаем. Говорили о социально-политическом статусе женщины, об экономическом и правовом положении в семье и обществе, об итогах и задачах женского движения, о перспективах социального освобождения женщин. Тем сам идея борьбы за общее дело стала довлеть над внешне частными вопросами признания проблематики прав женщин: Феминизм стремился не увеличить существующую обособленность мужчин от женщины, но уничтожить её. Феминистки хотели просто иметь одинаковые с мужчинами права по закону, на такое же образование, на труд и общественную деятельность[56].

Таким образом, женское движение в России прошло несколько этапов. Первый этап 1860 - 1895 гг., обозначен как этап благотворительной деятельности, характеризующий возникновение идей о равноправии мужчин и женщин. Создаются отдельные замкнутые общества, связанные с повседневными нуждами женщин: просвещение женщин, обучение грамоте, где использовались различные средства для финансовой базы через сотрудничество с прогрессивно мыслящей интеллигенцией, общественными и государственными деятелями. Второй этап 1895 - 1906 гг. - этап политизации, где основным лозунгом женского движения было "Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола". Стали создаваться крупные политические структуры: "Русское взаимно-благотворительное общество" и "Союз равноправия женщин". Где прослеживается трансформация благотворительности в организации, требующие гражданских и политических прав для женщин. Эти организации оставались ведущими до конца 1917 г. Третий этап 1907 - 1917 гг. - этап формирования массового движения с уже разветвлённой инфраструктурой. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжают возрастать. В целом, не смотря на препятствия, движение разрасталось. Важным в истории движения был I Всероссийский женский съезд, поскольку он получил широкий резонансом как внутри страны, так и за её пределами. По словам А.Н. Шабановой, "после съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы"[57].


Глава III. Борьба женщин России за предоставление гражданских и политических прав

Важнейшей группой прав, обеспечивающей участие женщин в общественно-политической жизни, являются гражданские и политические права. Это, прежде всего, права женщин в области образования, право участия в местном самоуправлении, в области наследования, территориального передвижения, избирательное право. Уровень политических прав и свобод личности определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает. Важными предпосылками реализации политических прав гражданина являются сложившиеся на данном историческом этапе в государстве тип политического режима, уровень самоуправления, процедуры формирования всех структур власти и степень участия в них членов общества.

Поскольку в конце XIX - начале XX в., и вплоть до 1905 г., стержнем государственного устройства Российской Империи была самодержавная власть, органы представительной власти, а значит, и избирательные права населения отсутствовали, женские организации того периода были исторически не готовы к борьбе за политические права. Поэтому на первом этапе, 1860 - 1895 гг., женские организации сосредоточили внимание на отстаивание своих социально-экономических прав. Важнейшим событием этого периода стала борьба женщин за предоставление высшего образования, которое в итоге стало отправной точкой для решения женского вопроса. И тем самым явилась толчком к становлению и созданию женского движения в России в конце XIX - начале XX в. Такое стремление возникло в среде образованных женщин-дворянок, и только им было доступно образование, хотя и ограниченное. И тем самым можно отметить, что изначально женский вопрос заключался именно в решении проблемы женского образования и улучшении его, и лишь позднее развился во всеобъемлющую антропологическую дискуссию об индивидуальной одаренности и особенной судьбе женщины, где выявились потребности в приобретении иных гражданских и политических прав. Поэтому необходимо рассмотреть ход борьбы женщин за предоставление образовательных прав.

Путь женщин к высшему образованию и науке в дореволюционной России был достаточно труден. Настоятельные высказывания о необходимости расширения прав женщин в области просвещения слышались давно. Требования признать за женщиной право участвовать в этой сфере последовали сразу после отмены крепостного права. Освободительная эпоха 1860-х гг. явилась как нельзя благоприятствующей для решения этого вопроса.

Широкий размах требования равноправия женщин в области получения знаний приобрело в конце 1860-х - начале 1870-х гг. Проявилось это в первую очередь после того как в 1859 г., впервые в истории женского высшего образования женщины стали сами посещать лекции в Петербургском университете. Поскольку в университетах были разрешены публичные лекции, и их стали посещать гимназисты, чиновники, офицеры, дамы из общества, юные девушки разных сословий.

Но действовало это только до 1863-1864 гг., так как позже был создан Университетский устав 1863 г., который запрещал обучение женщин и к 1864 г. все женщины были удалены из университетов. Это побудило женщин через прошение получить право посещать университетские лекции. Первое такое прошение было подано ректору Петербургского университета в мае 1868 г. Среди подписавших его значились дочь военного министра Д.А. Милютина, графиня А.Н. Толстая, жена главного военного прокурора А.П. Философова и другие[58]. И только после этого прошения в России женщины смогли получить образование только с конца 60-х гг., с созданием в Петербурге Аларчинских высших женские курсов (1870), которые работали до 1875 г. Активными деятелями этих курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова, Е.Н. Воронина и профессор А.Н. Бекетов. Именно эти люди стояли у истоков создания других курсов, о которых речь пойдёт ниже. Тем самым начало постановки проблемы о женском образовании имело место.

Сама эпоха показала, что с отменой крепостного права, а затем последовавшего за ним развитием промышленности требовалось вовлечение женщин в изменившуюся систему производства не только бедных слоёв, но и представительниц дворянского происхождения. Эта смена просто напросто оставила без средств к существованию многих дворянок. А в России эта ситуация осложнилась тем, что круг профессий, которыми могла заниматься женщина был ограничен. А как женщина могла участвовать в системе производства, если она не имела места в жизни общества? И ее залогом и главным местом в жизни была семья и домашний очаг? Эти и многие другие вопросы встали ребром перед обществом. Поэтому первоочередной задачей среди женщин встала потребность в получении прав в области образования и его реализации в сфере производства. Всё началось с простого желания посещать высшие учебные заведения. И это право они завоевывали явочным путём. Присутствовали на занятиях в университетах, создавали кружки, где читались лекции по естественным науками и медицине[59]. Но царская семья не симпатизировала университетскому образованию девушек. Например, императрица не считала подходящим для женщины изучение естественных наук, заявив однажды делегации женщин, что они должны оставаться дома и вязать[60].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.