рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав

Но, не смотря на это, был поставлен вопрос о предоставлении высшего женского образования, в частности, медицинского, который возник в 1870-е гг. среди женщин, желающих посвятить себя повивальному искусству и врачебному образованию. Именно в медицинском образовании был достигнут наиболее быстрый успех в силу двух обстоятельств: во-первых, врачей, в том числе военных, катастрофически не хватало, и, во-вторых, после педагогики профессия врача казалась наиболее подходящей для женщины. Но для решения этого вопроса сначала требовалось предоставить эту деятельность через допуск женщин к высшему образованию, так как женщина не имела элементарного права получать его. Проблема заключалась в том, что для данного этапа развития вопроса он едва ли мог существовать. Поскольку в стране не было высших учебных заведений для женщин, а в существовавшие мужские их не допускали. Только в 1871 г. по высочайшему утверждению от 14 января, положением Комитета министров было постановлено "… содействие распространению для женщин врачебных курсов с привлечением на оные…"[61]. И в 1872 г. женщины всё - таки были допущены к занятиям в Военно-медицинской академии, при которой в качестве опыта были открыты Женские врачебные курсы. Но до этого положения в силу запретов получать образование русские женщины выезжали на учёбу заграницу. Только за период с 1864 по 1872 г. в Цюрихском университете училось 200 женщин, из которых три четверти составляли студентки из России[62]. И как раз большинство из них изучали медицину, некоторые философию. В ответ на это в 1873 г. последовало высочайшее распоряжение о запрещении русским женщинам учиться в Швейцарии[63]. Женщины, которые сумели получить высшее образование за границей, как правило, возвращались либо на родину, либо просто напросто перешли в другие европейские университеты. Но были и те, кто, получив образование в Европе, возвращались на родину и хотели получить доступ к работе по полученной специальности. Но первые женщины начали работать, не имея на это никакого юридического права. Так, к примеру, женщины-врачи до 1883 г. не были включены в списки врачей и даже в течение пяти лет служили в земских и городских больницах без официального документа[64].

Запреты, связанные с высшим образованием женщин, вызвали рост частной инициативы, под влиянием которой правительство пошло на уступки, а именно, дало разрешение на открытие различных частных женских курсов.

В 1872 г. были открыты первые Высшие женские курсы В.И. Герье в Москве[65]. Они сыграли важную роль в судьбе учрежденных курсов. Прежде всего, следует указать, что энергичная организаторская деятельность, развернутая В.И. Герье находила полное понимание со стороны многих его коллег, в том числе ректора Московского университета, историка С.М. Соловьева. По замыслу основателя, слушательницы должны были получать университетское, но в то же время и энциклопедическое образование, поэтому в учебной программе курсов с историей и литературой соседствовали и астрономия и энциклопедия естественных наук и гигиена[66]. Курсы В.И. Герье явились первым высшим учебным заведением в России, где женщины получали высшее историческое образование[67]. Получается, правительство дало согласие и разрешило женщинам посещать лекции и в последствии снова выезжать за границу и получать диплом[68], но проблема состояла в том, что прав как таковых с юридической точки зрения в Российской империи не было. Женщина по-прежнему оставалась в своей стране всё в том же бесправном положении.

В таких условиях, женщины в России не останавливались и решительно настаивали на продолжении вести начавшуюся борьбу за право на высшее женское образование. И объединёнными усилиями всё тех же незаурядных личностей М.В. Трубниковой, А.П. Философовой, Н.В. Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы, которые привлекали массу слушательниц и послужили преддверием к открытию в 1878 г. Высших Женских курсов в Петербурге[69]. Они были учреждены уже по решению министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, который вынужден был признать данную форму образования женщин, указав и дав понять, что эти курсы могут быть созданы на общественные средства, но при условии, если их официальным учредителем будет один из авторитетных профессоров[70].

Петербургские Высшие женские курсы, носившие название Бестужевских, по имени первого директора профессора К.Н. Бестужева-Рюмина, не давали никаких прав вплоть до 1889 г., а лишь удовлетворяли потребность в высшем образовании, поскольку Министерство внутренних дел не утвердило устав. К тому же государство практически не осуществляло их финансирование. Эту задачу взяло на себя Русское женское взаимно-благотворительное общество, которое в течение 12 лет материально обеспечивало работу курсов. Как отмечала организатор этой работы А.П. Философа, начав с капитала 222 руб.25 коп. Высшие женские курсы стали располагать имуществом на сумму 1005100 руб. [71]. Все хозяйственные хлопоты этого дела лежали на плечах, как профессоров, так и на самих организаторах. Система преподавания на них носила университетский характер. Лекции читали профессора Петербургского университета К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьёв, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров и др.

За период с 1878 по 1886 г. на курсах училось около 3 тысячи человек. Полный курс окончили 1014 человек[72]. Анализ показывает, что для достижения данной цели выбирались разнообразные пути. Наиболее распространённой формой являлись комитеты содействия материальной поддержке курсисток, первыми организаторами которых выступали М.В. Трубников и А.П. Философова[73]. Распорядительницы в течение 10 лет обеспечивали функционирование учебного процесса и создавали все необходимое для пополнения материальной базы. Члены общества вносили немалые средства. На собранные средства в 1884 г. был куплен участок земли, а в 1885 г. построен учебный корпус, где стали располагаться лаборатории, библиотеки и общественные места. Все это свидетельствует об огромном энтузиазме и простого желания получить образование и конечно об огромном потенциале общественной инициативы. Женщины стремились соединить потребность общества с деятельностью власти для продвижения вперед, для прогресса. И это могло быть огромным стимулом в развитии социальной сферы. Однако, не смотря на, казалось бы, общественное признание и социальную значимость женских курсов, государственная политика в этом отношении была непоследовательной. Россия была на данный момент традиционным, скорее консервативно-патриархальным обществом и для женщины того периода не было отведено место как в обществе, так и тем более в лабиринте русской образовательной системы. Поэтому решение этого вопроса было достоянием самих женщин, которые стремились показать необходимость в этой потребности, показав тем самым изменение самого общества. Но государство не стремилось поддерживать общественное мнение.

Вскоре были открыты высшие женские курсы в Казани, Киеве, Харькове и других городах[74]. Стоит заметить, что почти везде инициаторами и организаторами являлись сами женщины. Высшая женская школа в России создавалась подлинными энтузиастами, убеждёнными в её огромном значении для настоящего и будущего страны, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, грозившим свести на нет результаты их усилий.

Во второй половине 1880-х гг. совсем неожиданно Министерством народного просвещения была предпринята попытка остановить процесс развития высшего женского образования. Это было выражено особым циркуляром министерства, по которому прием слушательниц на высшие женские курсы был прекращён[75]. Военный министр обратил внимание на ненормальность существования курсов и с 6 августа 1882 г. приём на курсы был прекращён. В конце 1880-х гг. свои двери закрыли московские, казанские и киевские курсы. Несмотря на прекращение приема в бестужевские курсы им все же посчастливилось более чем другим, поскольку их правление, состоящее из старых феминисток сумело доказать, что если курсы закроют, то русские девушки вновь отправятся за границу. Правительство, хотя и с неохотой, но все, же позволило курсам возобновить свою деятельность, но на новых условиях. Теперь курсы лишились автономии, следовательно, повысилась плата за обучение, и были введены ограничения. Ограничения касались как организаторов, так и участниц, слушательниц. Некоторые из директоров, включая и Надежду Стасову, были уволены, надзор был усилен, но курсы спасены. И во вторых институт должен был содержаться на частные средства, а в слушательницы принимались лица только христианского исповедания. Лишь в 1900 г. в сходной ситуации в Москве были открыты новые женские курсы. Других курсов не было вплоть до 1905 г. [76].

Что заставило государство принять такие меры? Для того чтобы ответить на этот вопрос стоит обратить внимание на период в истории, а именно на 1880-е гг. Самодержавие столкнулось с такой заразой как революционно-демократическое движение. Развитие этих идей шло из Запада, и молодежь, приехавшая с намерением учиться, не оставалась в стороне: "наши студенты и студентки, конечно, принимали горячее участие в рабочем движении, то есть следили за ним, читали рабочие газеты, брошюры и горячо принимали сторону той или другой партии"[77]. И тем самым получалось, что русские студенты нередко начинали заниматься политикой, а не учением: "Большинство из них решило полностью посвятить себя революции, для них учёба отошла на второй план"[78]. Мемуарист свидетельствует, что пользовавшиеся гостеприимством маленькой республики, радикально настроенные русские не испытывали благодарности к земле, давшей им приют: "Их шокировало благополучие чуждых во всём пришельцев, их раздражал уклад жизни русских или, скорее отсутствие всякого уклада, порядка в их жизни, шум и беспокойство"[79].

Действовал и другой фактор, а именно формирование системы женского образования. И происходило это на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача - готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. К тому же власти стали осознавать, насколько легкой добычей для революционной пропаганды являлись русские студенты за границей. Правительство видело, какое революционизирующее влияние оказывает образование, особенно высшее, на женскую молодёжь, поэтому в годы реакции женские учебные заведения оказывались первыми, на кого нападало самодержавие для сдерживания сложившейся ситуации. Стоит задаться вопросом, а действительно было ли это так? Зачем русской девушке хотелось получить образование, что побудило её сделать этот шаг? Чем же объяснить непреодолимое желание русских женщин учиться в университете? Может у них была общая неудовлетворенность самой жизнью, и они придумывали, что заграница даст возможность выбрать путь, иной путь, где будет лучше? Но они не задумывались, как будет этот путь им устроен. Там их ждала бедность, недоброжелательность местного населения, неопределённость своего положения. Заграницей они оказались ничем и никем, постоянно не хватало денег, приходилось буквально голодать, и на выручку приходила взаимопомощь. У них был свой мирок, они, сплотившись, жили своим замкнутым мирком, собирались на сходки, встречи, организовывали кружки. И при таких обстоятельствах легко попадали под влияние революционных агитаторов разного толка[80]. Всё это было подхвачено огромным желанием русских женщин участвовать и влиять на образовательный процесс. В своих воспоминаниях Стасов отмечает, что "…это была горячая, свежая, искренняя потребность, вызванная обстоятельствами…"[81]. И общественное мнение очень часто становилось на их сторону, находилось немало бесплатных сотрудников и меценатов, и наконец, изобретались способы обойти запреты. И тем самым доказывая, что эти запреты наоборот усиливали эту борьбу и заставляли женщин искать новые пути развития и выхода из сложившейся ситуации. К примеру, стали собирать пожертвования, печатать научные статьи и просто обсуждать вопрос о женском врачебном деле в частных кружках. Тем самым женщины не упускали случая поставить на очередь вопрос о призвании к жизни закрытых женских врачебных курсов[82].

Несмотря на то, что были устроены преграды для развития образования, сам процесс развития высшего женского образования в других районах страны полностью не был прекращён. Благодаря усилиям общественности женская высшая школа продолжала существовать. Она лишь приняла несколько иные формы. В борьбе за высшее образование женским организациям приходилось прибегать к разным средствам. Огромную роль за сохранение Бестужевских курсов сыграло "Русское женское взаимно-благотворительное общество". Так, когда Бестужевские курсы были закрыты правительством, "Русское женское взаимно-благотворительное общество", используя свои связи, обратилось в январе 1889 г. непосредственно к императору Александру III с просьбой разрешить прием слушательниц. Государь во избежание недовольства общественности разрешил возобновить прием[83]. С этого момента можно утверждать, что начался качественно новый этап в развитии высшего женского образования, а именно с положения от 28 сентября 1889 г., согласно которому Высшие женские курсы получили статус государственных, с соответствующим расписанием и финансированием[84]. Как можно объяснить это решение? С одной стороны правительство пресекало возможность участия женщин в сфере образования, а с другой разрешило им участвовать в этой области. Этот шаг был, сделал вполне объяснимо, гораздо спокойнее было открыть высшие женские курсы в России, где они находились бы на виду у властей. Тем самым решено было выбрать из двух зол меньшее[85].

И в 1891 г. представление об открытии женского медицинского института было внесено на рассмотрение в Государственный совет, который соглашаясь в принципе с предложением министерства о пользе учреждения. По этим соображениям, 3 февраля 1892 г. последовало Высочайшее повеление, по которому предоставлялось министру народного просвещения право внести устав Женского медицинского института. Проект, вскоре был принят на заседании Государственного совета 22 апреля 1895 г. [86]. А в 1897 г. женщина-врач получала впервые равные права с мужчинами и на врачебную деятельность и государственную службу. Окончившим курс выдавался диплом на звание женщины-врача, который предоставлял им широчайшие права: право частной практики, право занимать должности врачей при женских учебных и богоугодных заведениях, женских и детских больницах, врачебно-полицейских учреждениях[87]. А в 1904 г. Институт был приравнен к медицинским факультетам университетов и содержался полностью за счёт государственной казны. Окончившие институт получали права врача и право получения ученой степени доктора медицины.

Таким образом, были рассеяны все сомнения относительно Высшего медицинского образования, и тем самым вопрос был решен. Женщины сумели доказать свое умение осуществлять доблестные подвиги. Несмотря на незавершённость, ими был сделан первый шаг к осуществлению своих стремлений и потребностей.

И уже в начале ХХ в. потребности экономического развития, а также давление общественности заставили правительство принять, хотя и половинчатые, меры по профессиональному образованию женщин. В ответ на просьбу коммерсантов было разрешено открыть в Москве Высшие женские коммерческие курсы[88]. Открылись Женские сельскохозяйственные курсы и Технико-графический институт, Высшие педагогические курсы в Петербурге и Москве, высшие юридические, строительные, технические курсы, Коммерческие курсы иностранных языков для будущих учительниц. В 1910 г. Высшие женские курсы на собственные средства действовали во всех университетских городах. Число желающих учиться было так велико, что прием осуществлялся на основе конкурса аттестатов и сдачи экзаменов. К 1913 г. на 19 высших курсах училось около 25 тыс. женщин[89].

Быстро стало развиваться высшее женское техническое образование. Главным инициатором движения за их создание была предприимчивая журналистка и феминистка Прасковья Ариан, выпускница Бестужевских курсов[90]. Установив связи с преподавателями технических училищ и с такими известными феминистками, как А.П. Философова, Е.И. Конради и другими, имевшими большой опыт по сбору денег на женские нужды, она в 1904 г. создала своё собственное общество по изысканию средств для нового женского учебного заведения и через несколько дней получила разрешение. Так был открыт Петербургский Женский технический институт (1906-1924), который стал первым учреждением подобного рода. В первое десятилетие своего существования он выпустил около 50 женщин-архитекторов, дизайнеров и инженеров[91]. В Совете министров было даже как-то заявлено, что "ни в одном государстве не существует столько высших учебных заведений специально для лиц женского пола, как в России"[92].

Однако по-прежнему значительное количество девушек училось за границей. Только в швейцарских вузах перед первой мировой войной обучалось 6 тыс. русских женщин[93]. Главной причиной тому было недоброжелательное отношение власти ко всем этим курсам. Курсы работали, но не было полной уверенности, что они будут работать в дальнейшем.

Следует отметить, что развитие среднего и высшего образования затрагивало интересы женщин привилегированных и разночинных слоев. Так, к примеру, в Бестужевских курсах на 1902 г. из 967 человек, по крайней мере, 874 слушательницы принадлежали к хорошо обеспеченным слоям населения. Для Московских высших курсах аналогичные цифры составляли соответственно 719 и 688[94]. Для большинства же женского населения России, работниц и крестьянок, доступ к полноценному образованию был закрыт, во-первых, потому, что экономическая элита была заинтересована в дешевой неграмотной женской рабочей силе, а во-вторых, потому, что государственная политика в сфере образования женских масс, придерживаясь принципа сохранения духовных установок феодально-крепостнического общества, была направлена на сдерживание всеми возможным средствами распространения идей об освобождении женщин.

Реформирование сферы женского образования осуществлялось крайне медленными темпами, с преобладанием методов административного воздействия, отличалось консервативностью и противоречивостью.

Но, тем не менее, решив одну проблему, женщины столкнулись с другими. Большинство из них, к какому бы направлению они не стремились, по окончанию курсов должны были позаботиться о будущей работе или профессии. Но образованные женщины, искавшие работу на своём пути, столкнулись лишь с грубостью и враждебностью, неравенством и незащищённостью.

Таким образом, женщины в России в начале XX в. имели разнообразные возможности для получения высшего образования. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали по существу никаких дополнительных прав при трудоустройстве. Требовалось, прежде всего, уравнение в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали свои позиции. Стоило только иметь место брожению в умах общественности, так правительство сразу же вставало на уступки обществу, но как выяснилось позже ненадолго. К примеру, поражение первой революции в России вызвало резкое изменение правительственной политики в вопросе о высшем женском образовании. Ещё в 1907 г. в Министерстве просвещения находили, что допущение женщин с надлежащим образовательном цензом в университеты на правах студентов вполне соответствует требованиям справедливости и, что министерство относится к этому вопросу с полным сочувствием, с оговоркой на то что, разрешение этого вопроса должно последовать не иначе как в законодательном порядке[95]. А после третьеиюньского переворота, 1 августа 1907 г. министр П. Кауфман, отметив, "что вольнослушательницы установили неправильную точку зрения на своё положение в университете" и предписал им "что они не могут ни получить выпускных свидетельств, ни быть допущены к окончательным экзаменам"[96].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.