рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по краткосрочной финансовой политике

8. по нек. др. счетам

Принципы упр-я ДЗ:

1. Обяз-ть принятия решений по каждому виду и разновидности ДЗ, имеющейся

на б-се.

2. Любая ДЗ - отвлеченные в определенные р-ды ден. ср-ва ( Пр-п минимизации

всех видов и разновидностей ДЗ в практич. фин. работе.

3. В составе ДЗ не просто отвлеченные в нее ден. ср-ва пр-я, а деньги с

приращением, с доходом, с прибылью ( Пр-п выделения прибыльной ДЗ.

4. Пр-п выделения прибыльной ДЗ ( Пр-п максимизации прибыли. Он означает

принципиальное и по каждому виду ДЗ раздельное решение ФМ-ра о Ц/с-ти

минимизировать, сохранять опред. V или максимизировать прибыльную ДЗ.

Все зависит от общего фин.состояния, оценки ФМ-ром его возможностей и

перспектив развития пр-я. ФМ-р д. помнить, что не существует либеральной п-

ки упр-я ДЗ. Особенно в РФ возможна только жестка п-ка упр-я ДЗ,

предусматривающая осознанный и расчетливый риск. Трактовать сомнительные

долги как часть необходимых з-т пр-я, м. лишь на основе реализации след. пр-

па:

5. Пр-п установления Кр-х лимитов для кажд. покупателя и общего Кр-го

лимита для новых и возможных покупателей.

6. Пр-п разделения коммерч. и потребительского Кр-в при продаже товаров

ю.л. и ф.л.

7. Последний пр-п м.б. представлен как пр-п разделения нал. и б/нал.

оборота.

8. При данном V собств. ОбС без привлечения заемного финансирования рост

или снижение ДЗ сопровождается однонаправленным движением КрЗ. ФМ-р д.

следить за размером общего разворота ДЗ и КрЗ на б-се пр-я. В этом состоит

содержание пр-па двойного слежения.

При устойчивом росте общего разворота ДЗ и КрЗ имеет место систематическое

привлечение долгового финансирования, которое не м. завершиться в

кругообороте ден. ср-в в полном объеме. Следствием такого положения

является значительный V просроч. ссуд банков, штрафных санкций со стороны

поставщиков, банков, бюджета и внебюджетных фондов, а также фактическое

отсутствие остатка денежных ср-в пр-я на р/сч на отчетную дату.

Определение базовой цены с помощью метода маржинальных издержек

Метод маржинальных издержек в установлении базовых цен на продукцию,

производимую предприятием, заключается в следующем: К пременным затратам на

1 прд добавляется сумма (процент), покрывающая постоянные затраты и

обеспечивающая достаточную норму прибыли.

Базовая формула: Ц = VC + (FC + ()/Q

Пример: Прогнозируемый объем продаж – 1000 шт. Переменные затраты на

единицу изделия – 15 руб. Планируемые постоянные затраты на период – 2000

руб. Желаемый планируемый объем прибыли – 800 руб.

Желаемый результат от реализации после возмещения переменных затрат (FC +

(): 2000 + 800 = 2800 руб.

Желаемый результат от реализации после возмещения переменных затрат на

единицу изделия: 2800 руб. / 1000 шт. = 2 руб. 80 коп.

Цена = 15 руб. + 2 руб. 80 коп. = 17 руб. 80 коп.

Преимущества метода: Обеспечивает более широкие возможности ценообразования

– полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение

метода облегчается введением в учетную практику и отчетность классификации

затрат на пременные и условно постоянные.

Недостатки метода: Метод основан на немарксистской теории стоимости и пока

недостаточно известен в России. Его внедрение наталкивается на неприятие

частью хозяйственников импортных приемов ведения дел.

Сфера применения: Метод применим практически для любых предприятий.

Роль цены в реализации стратегии предприятия

Ценовая стратегия является важнейшей составной частью общей стратегии

развития предприятия, поскольку от правильного установления цены на

производимую прд напрямую зависят возможности компании по реализации своей

рыночной стратегии. Наиболее важное значение ценовая политика предприятия

имеет для эффективного управления доходами фирмы, поскольку величина

прибыли от реализации товарной прд напрямую зависит от рыночных цен на эту

прд.

Существует несколько видов ценовых стратегий:

Установление цен на уровне цен конкурентов – стратегия нейтрального

ценообразования. Здесь уменьшается финансовая устойчивость предприятия,

ликвидность и платежеспособность.

Предприятие устанавливает цены несколько выше, чем у конкурентов –

стратегия «снятия сливок» или премиального ценообразования. Она позволяет

получить дополнительный доход. Здесь необходимо проанализировать, возможно

ли будет окупить потери в результате сокращения объема продаж при

повышенных ценах. Т.о., повышение цен д.б. оправдано, например введение

дополнительных потребительских услуг, реклама.

Установление цен ниже, чем у конкурентов – стратегия ценового прорыва.

Здесь предприятие некоторое время получает расширение рынков сбыта, но

снижение цен может привести к потере ликвидности предприятия. Т.е.

предприятие д.б. уверено в том, что сможет привлечь дополнительные

источники финансирования и что конкуренты не будут использовать эту

стратегию.

Выбирая ценовую стратегию, необходимо определить долю постоянных затрат в

цене, определит, есть ли возможность для их снижения. Разработка системы

бюджетирования затрат для их оптимизации позволяет предприятию разработать

оптимальную ценовую стратегию. Разработка ценовой стратегии осуществляется

в несколько этапов:

сбор исходной информации.

стратегический анализ

формирование стратегии предприятия

На первом этапе составляется бюджет затрат, определяются поставщики и

покупатели. Т.о., ценовая стратегия является частью бизнес-плана. Затем

проводится углубленный финансовый анализ, что позволяет определить спрос на

продукцию и ассортиментную политику предприятия. От понятия эластичности

спроса зависит равновесная цена. Ценовая эластичность – это выражение в %

объема продаж товара в результате изменения его цены. Обычно это

отрицательный показатель, т.к. увеличения цены обычно ведет к снижению

спроса. Существуют определенные ограничения при использовании понятия

ценовой эластичности, т.к. эластичность обычно определяется на основе

прошлых данных и ее значение для прогнозирования зависит от стабильности

условий.

Поскольку определение ценовой политики – сложное мероприятие, необходимо

разработать такую ценовую политику, которая позволила бы привлечь

дополнительных потребителей продукции. Один из вариантов такой политики –

предоставление системы скидок. Эти скидки м.б. как простыми, так и

накопительными. Простые скидки обычно – снижают цены на конкретную партию

товара. Накопительные скидки – снижают цены на все товары как приобретенные

в течение определенного времени, так и без ограничения временного.

Разновидностью накопительных скидок являются бонусы. Здесь в пользу

покупателя начисляется определенная сумма, рассчитанная или в % отношении к

стоимости товара, или в твердой сумме по каждой покупке. Эту сумму

покупателю можно зачесть в счет оплаты будущих покупок. Такая система

скидок широко используется за границей, т.к. она помогает управлять

дебиторской задолженностью.

Предоставляя скидки, предприятие должно все просчитать, чтобы не оказаться

в убытке. Процесс установления скидок на предприятии можно разбить на

этапы:

Анализ рынка, т.е. необходимо выяснить цены на аналогичную продукцию других

фирм и определить потребительских сектор.

Анализ структуры заказов по размеру приобретенной партии и выявление для

каждой группы возможные результаты от предоставления скидок.

Проведение переговоров с потенциальными покупателями и определение

дополнительных объем продаж от системы скидок.

Накопительные скидки учитывают всю совокупность товаров за определенный

промежуток времени.

Проанализировав затраты предприятия, цены на основе методики пред. анализа

предприятие разрабатывает соответственный прогноз (при каких ценах какую

прибыль можно получить). Максимизация прибыли на основе определения

оптимальной цены основана на линейной зависимости в функции спроса, т.е.

зависимость цены 1 продукции от количества производимого товара.

Алгоритм расчета оптимальных цен и объема продаж:

Собрать данные о прогнозе объема продаж по различным регионам и на их

основе провести статистическую обработку, исключив нетипичные показатели, и

подсчитать среднее значение.

Методом интерполяции определяется цена для соответственного вида продукции.

Цена определяется на основе коэффициентов аппроксимации и данных об объеме

продаж.

Осущ. группировка переменной части затрат для каждого вида продукции

производимого ассортимента

Определяется оптимальный объем продаж и цена для каждого продукта, которая

даст максимальный вклад на покрытие.

Билет 26

Объекты финансового управления на предприятии

К объектам финансового менеджмента на предприятии относятся следующиющие

основные сферы финансового управления:

1. управление оборотными и внеоборотными активами

2. управление финансовыми активами

3. управление структурой капитала

4. управление доходами предприятия

5. управление принятием инвестиционных решений

6. управление процессом формирования собственных и заемных источников

финансирования

7. управление рисками на основе их анализа и минимизации

Выбор источников покрытия потребности в оборотных средствах (ОС)

предприятия

Говоря об источниках покрытия потребности в ОС предприятия следует четко

различать такие понятия, как:

1. источники формирования ОС (источники покрытия потребности в ОС)

2. источники финансирования увеличения потребности в собственных ОС

Когда мы говорим об источниках финансирования дополнительной потребности,

то имеем в виду, за счет каких средств будет производится пополнение

оборотных фондов в предстоящем периоде, а когда мы говорим об источниках

формирования ОС, то рассматриваем, за счет каких ресурсов образована

величина ОС, которой предприятие располагает в данное время.

Принято выделять 4 основные группы источников формирования ОС:

1. Собственные и приравненные к ним средства.

2. Заемные средства.

3. Привлеченные средства.

4. Прочие средства.

Собственные и приравненные к ним средства.

К собственным источникам покрытия ОС относятся:

УФ (УК), или фонды аналогичного назначения в части ОС;

часть Фонда накопления (ФН);

часть Резервного фонда (РФ);

устойчивые пассивы - это средства других предприятий, организаций и

отдельных физических лиц, не принадлежащие данному предприятию, но

постоянно находящиеся в его хозяйственном обороте и не снижающиеся ниже

определенной величины:

нормальная, минимальная переходящая задолженность по оплате труда

собственных работников;

аналогичная задолженность по отчислениям на все виды соц. страхования (ФСС,

ФОМС, ПФ, ФЗН);

резерв на покрытие предстоящих расходов и платежей;

переходящие остатки средств денежных фондов предприятия (ФН, ФПотребления,

РФ);

средства кредиторов, получаемые в порядке оплаты продукции частичной

готовности (образуется в отраслях, где длительный цикл производства и

покупатель рассчитывается за готовую продукцию по частям (например,

судостроение);

средства покупателей по залогам за возвратную тару;

прочие устойчивые пассивы.

Заемные средства (краткосрочные и среднесрочные ссуды, предоставляемы

коммерческими банками).

Под заемными средствами понимаются кратко- и среднесрочные ссуды

коммерческих банков, предоставляемые предприятию на условиях срочности,

возвратности и платности (уплаты % за пользование).

Большую долю заемные средства занимают в сезонных отраслях промышленности.

Привлеченные средства (кредиторская задолженность).

Основу привлеченных средств составляет задолженность предприятия

поставщикам за поставляемые товарно-материальные ценности. Кроме того в эту

группу относятся постоянные задолженности финансовым органам по платежем в

бюджет.

В прочие источники покрытия относятся в основном ссуды других предприятий

(коммерческое кредитование).

В нормальных макроэкономических условиях основными являются первые 2 группы

источников (собственные и заемные) – они покрывают ~80% всей портребности в

ОС. Реально же в настоящее время многие, если не большинство, по крайней

мере, промышленных предприятий на 85-100% покрывают свою потребность в ОС

за счет краткосрочной кредиторской задолженности и за счет того, что ее не

погашают вовремя или вовсе.

Следует помнить, что доля собственных источников в общей величине

источников покрытия ОС, в частности, характеризуется понятием “Финансовая

устойчивость” предприятия. Вообще-то, принято считать, что доля собственных

источников покрытия д.б. не менее 50-70%.

Расчет потребности в приросте ОС и изыскание источников финансирования

дополнительной потребности в ОС осуществляются в процессе составления

финансового плана предприятия. На финансирование приращения ОС используются

следующие основные источники:

1. излишки ОС (если есть) и часть прибыли, оставшейся в распоряжении

предприятия после расчетов с бюджетом;

2. прирост устойчивых пассивов.

Как и по самим ОС, по устойчивым пассивам на предприятиях принято

определять потребность, т.е. тот их размер, ниже которого они не должны

снижаться. Сначала определяется потребность по важнейшим статьям устойчивых

пассивов. После определения потребности по устойчивым пассивам по отдельным

статьям они складываются и образуется совокупная потребность в устойчивых

пассивах к концу планируемого периода. Следует отметить, что источником

финансирования увеличения потребности в ОС выступает не вся сумма

устойчивых пассивов и даже не потребность в них, а только увеличение

потребности в устойчивых пассивах на предстоящий период.

Техника продвижения товаров и роль финансовых служб

Продвижение товаров – это процесс прохождения товаров в пространстве и

времени по каналам товародвижения (КТД) от производителей к потребителям.

Техника продвижения товара, определяющая уровень взаимодействия между

производителем и потребителями, зависит от длины КТД, т.е. его

протяженности и состава. С этой точки зрения выделяют следующие техники

продвижения товаров:

(1) – прямые КТД (прямые продажи);

(2) – косвенные каналы.

(1) – эта самая простая техника продвижения товаров, она не включает никак

участников КТД (нулевой уровень КТД), существует непосредственная связь

между производителем и потребителем: производитель ( потребитель. Эта связь

реализуется через продажи:

- по почте;

- по каталогу;

- непосредственно в розницу;

- через наличие фирменных магазинов.

(2) – предполагает наличие независимых участников КТД. Выделяют 3 основных

разновидности косвенных КТД:

- одноуровневые каналы: производитель ( предприятие розничной торговли (

потребитель.

- двухуровневые каналы: производитель ( оптовые торговцы ( розничные

торговцы ( потребитель.

- трехуровневые каналы: производитель ( оптовые торговцы ( мелкооптовые

торговцы ( розничные торговцы ( потребитель.

Роль финансовой службы заключается в экономическом обосновании выбора той

или иной техники продвижения товаров на основе сопоставления их плюсов и

минусов:

[+] использования независимых участников КТД в продвижении товаров:

1. сокращение издержек на доведение товара до потребителя, которое

происходит за счет превращения внутренних издержек производителя во внешние

для него издержки:

а) Устраняется проблема организации самостоятельных торговых точек ( нет 2

проблем – высокие начальные издержки и низкий оборот.

б) Издержки снижаются из-за специализации торговых предприятий ( экономия

на ресурсах торговых организаций.

в) При использовании косвенных КТД снижаются транзакционные издержки, т.е.

те издержки, котрые сопровождают любую рыночную сделку (найти партнера,

переговоры, консультации…). Наличие КТД сокращает количество сделок (

снижается общая величина издержек.

2. Фирма, которая исользует независимые КТД, увеличивает свою

рентабельность за счет вложения средств в более доходные операции.

3. У фирмы появляется возможность использовать выгодные для нее комбинации

КТД.

[-]: 1. Фирма теряет непосредственную связь с потребителем ( снижается

точность проведения маркетинговых иследований, а отсюда, снижается точность

прогноза финансовых результатов.

2. Уменьшается возможность контроля над распределением и дальнейшим

продвижением товаров, а также качеством распределения, что может снизить

конкурентоспособность продукции и в конечном итоге негативно повлиять на

финансовые результаты. С этой точки зрения финансовый менджер должен

принимать участие в выборе такой техники продвижения товаров, которая

позволяет сохранить определенный контроль за дальнейшим продвижением

товаров и снизить возможное негативное влияние КТД на само предприятие.

Возможные варианты организации работы с посредническими организациями:

вертикальная интеграция (контрактные отношения, корпоративная интеграция,

управляемая интеграция, франчайзинг), горизонтальная интеграция

(кооперативы, ассоциации, объединения…), создание предпринимательской сети

(неформальное объединение).

Если предприятие-производитель выбрало технику продвижения по косвенным

КТД, особое внимание ее финансовой службе и службе сбыта следует уделить

выбору видов оптовых организаций, которые будут осуществлять распределение

ее товаров, поскольку это непосредственно влияет на качество продвижения

товаров и величину расходов по сбыту (оплата услуг посредников виде

различных комиссионных выплат). Выделяют следующие основные виды оптовых

организаций:

1. оптовые организации производителей – это отдельные подразделения в

фирмах производителях (сбытовые конторы, сбытовые отделения, закупочные

конторы…).

2. независимые торговые организации, берущие на себя право собственности на

товар:

а) дистрибьюторы – крупные оптовики, которые принимают на себя право

собственности на товар с полным циклом обслуживания, т.е. полностью

осуществляющие все функции по его продвижению;

б) дилеры – независимые (относительно независимые) мелкие оптовые

организации, которые совмещают мелкооптовую торговлю с розничной. У крупных

фирм-производителей дилеров очень много (до 1000); они владеют ценной

информацией, которую сообщают им фирмы; фирмы проводят обучение дилеров.

3. независимые торговые организации, не берущие на себя право собственности

на товар:

а) брокеры – это торговцы, которые производят сделки в основном на разовой

основе и чаще всего в рамках товарных бирж

б) агенты – оказывают посреднические услуги в продвижении товаров за

комиссионное вознаграждение (% от суммы сделки) путем осуществления

многоразовых контактов со своими производителями и потребителями.

Валовый маржинальный доход и его значение

Валовой маржинальный доход (валовая маржа) не является фундаментальной

экономической категорией в отличие от валового дохода. Валовая маржа (ВМ)

есть счетная величина, по сути представляющая собой комбинацию составных

элементов выручки от реализации (ВР).

ВМ=ВР - Переменные издержки на пр-во и реализацию продукции (VC);

или ВМ=Постоянные издержки (FC) + Прибыль (() от реализации товарной

продукции (Т.П.)

Важное значение показателя ВМ состоит в том, что в зарубежной практике

разработана целая методика, позволяющая в ходе оперативного и

стратегического планирования на основе расчета этого показателя отслеживать

зависимость финансовых результатов от величины издержек производства и

выручки от реализации. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей

"объем продаж – издержки – прибыль", называется операционным анализом.

Используя операционный анализ, ФМР сможет найти ответы на ряд важнейших в

его деятельности вопросов:

1) сколько наличного капитала требуется п/п;

2) каким образом можно мобилизовать эти средства;

3) до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект

финансового рычага;

4) как повлияет на прибыль изменение объема производства и реализации и

величина с/с продукции.

Основными показателями, используемыми в операционном анализе, являются

следующие:

1. ВМ = ВР - переменные издержки производства.

2. Коэффициент валовой маржи = ВМ / ВР.

3. Порог рентабельности (точки безубыточности - ТБУ) = сумма постоянных

затрат / коэффициент валовой маржи.

4. Запас финансовой прочности:

а) в рублях = ВР - порог рентабельности;

б) в % к ВР = порог рентабельности в рублях / ВР.

5. ( = запас финансовой прочности ( коэффициент валовой маржи.

6. Сила воздействия операционного рычага = ВМ / (.

Основное назначение операционного анализа сводится к поиску наиболее

выгодных соотношений между переменными затратами на единицу продукции и

постоянными издержками.

1. ВМ - результат от реализации продукции после возмещения переменных

затрат. В зарубежной практике показатель валовой маржи называют суммой

покрытия или вклада. Одной из основных задач финансового менеджмента

является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является

источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли.

2. Коэффициент валовой маржи является промежуточным показателем. Он

определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном

анализе он используется только для определения прогнозной величины прибыли.

3. Порог рентабельности (точка безубыточности) - такая ситуация, при

которой п/п не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом количество

продаж, находящихся ниже точки безубыточности влекут за собой убытки,

продажи находящиеся выше точки безубыточности приносят прибыль. Чем выше

порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть предприятию. П/п с низким

порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и, как

результат, снижение цены реализации.

[pic]

4. Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от

реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более

финансово устойчивым является п/п.

5. Эта методика используется только для прогнозных расчетов (краткосрочных

и среднесрочных прогнозов).

6. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение

выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение

прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики

постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов

деятельности п/п при изменении объемов производства. Чем больше уровень

постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Указывая на темпы падения прибыли с каждого рубля снижения выручки, сила

воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне

предпринимательского риска данного п/п.

Сила воздействия операционного рычага = ВМ / ( = (FC + () / (. Поскольку в

состав ВМ входят FC пр-ва, не подверженные изменению по мере увеличения

выпуска прд, то рост V пр-ва и реал-ии Т.П. уже по 1 этой причине порождает

> сильную динамику роста (. Однако эта более сильная динамика изменения (

зависит не толька от св-ва FC. Увеличение V пр-ва сопрождается ростом

произв-ти труда (w), снижает с/с прд и увеличивает ( пр-я по след. 6

направлениям:

1. Экономия (Э) мат. з-т за счет роста фондоотдачи, что приводит к снижению

р-ра амортизации на рубль Т.П.

2. Э за счет снижения норм расхода мат. рес-сов

3. Э за счет ликвидации перерасхода мат. рес-сов против норм

4. Э от снижения или ликвидации потерь от брака, а также > высокой степени

утилизации возвратных отходов

5. Э з/п, поскольку рост последней всегда отстает от роста V пр-ва роста w

6. Э на усл.-FC, приходящихся на 1 выпуска Т.П.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.