Расходы государственного бюджета РФ
по векселям Минфина России оцениваются в 3,1 млрд. рублей. В последующие
годы планируется сохранить тенденцию превышения заимствований на внутреннем
рынке над погашением рублевых инструментов
Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начался новый
этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, в том
числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других
уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном
создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне
рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения
эффективности бюджетных расходов. В 2003 общий объем финансовой помощи
бюджетам других уровней составит 714610,2 млн. рублей.
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий. В 2003 году значительно увеличены расходы по данной
статье. По сравнению с 2002 годом они возросли почти в 3 раза и составили
21208,1 млн. рублей.
Исследование и использование космоса. В 2003 году снизились расходы
на исследование космического пространства по сравнению с 2002 годом и
составили 7,7 млрд. рублей. Это связано с тем, что у РФ больше нет
космической орбитальной станции «Мир».
Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального
бюджета на 2003 год включены: расходы по резервным фондам Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на
проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей
из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному
бюджету.
В составе расходов федерального бюджета на 2003 год были утверждены:
- Фонд компенсаций - в сумме 47 011 175 тыс. рублей;
- Фонд софинансирования социальных расходов - в сумме 5000000 тыс. рублей;
- Фонд регионального развития - в сумме 25 072 010 тыс. рублей.
Размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и
направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных:
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", - в сумме 6 630 000 тыс. рублей;
- Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей", - в сумме 22 212 672 тыс. рублей;
- Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв
политических репрессий", - в сумме 1 398400 тыс. рублей;
- Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-I "О статусе Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и
Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении
социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам
ордена Трудовой Славы", - в сумме 158 325 тыс. рублей;
- Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона
Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I);
- федеральными законами от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и от 26 ноября 1998 года N
175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и
сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на возмещение расходов, льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном
транспорте городского и пригородного сообщения, - в сумме 1 100 000 тыс.
рублей;
- федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об
основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в
части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, - в
сумме 13 820 000 тыс. рублей.
В 2003 году Фонд реформирования региональных финансов формируется за
счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1
300 400,0 тыс. рублей. Субсидии из Фонда реформирования региональных
финансов предоставляются субъектам РФ, отобранным на конкурсной основе, и
направляются ими на реформирование и оздоровление региональных финансов,
развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных
расходов, поддержку экономических реформ.
2.2. Анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РФ (Московская область)
Таблица 4 Расходы бюджета Московской области
|Статьи расходов | 2002 г. | 2003 |
| | |г. |
|Расходы, всего |34657877 |45731594 |
|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И |1995304 |1867534 |
|МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | | |
|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И |1971452 |3545148 |
|ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ | | |
|ГОСУДАРСТВА | | |
|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |60097 |107247 |
|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И |1039176 |9225197 |
|СТРОИТЕЛЬСТВО | | |
|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |155349 |249024 |
|ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И|77425 |132473 |
|ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ | | |
|ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |2064972 |2539123 |
|ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |45240 |34913 |
|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ |245250 |343992 |
|ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И| | |
|СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | | |
|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И |225590 |285575 |
|КИНЕМАТОГРАФИЯ | | |
|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |123131 |118731 |
|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ |3555531 |3224265 |
|КУЛЬТУРА | | |
|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |1567112 |10703392 |
|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И |716523 |1565450 |
|МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА | | |
|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |6876760 |14288700 |
|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ |10213822 |8349102 |
|УРОВНЕЙ | | |
|ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО |749874 |847732 |
|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |421615 |3837616 |
Общий объем расходов бюджета рассчитан исходя из уровня дефицита бюджета
Московской области на 2003 год в размере 6,6 процента.
Основным приоритетом бюджетной политики Московской области в области
расходов на 2003 год является дальнейшее повышение жизненного уровня
жителей Московской области.
Основная часть прироста доходов бюджета направлена, в первую очередь, на
обеспечение средствами первоочередных социально-значимых расходов
областного бюджета, общий объем которых составит в 2003 году 10 703 392
тыс. рублей. На обеспечение их источниками финансирования дополнительно
потребуется по сравнению с 2002 годом 4 243 726 тыс. рублей. В целом на
финансирование первоочередных социально-значимых расходов будет
использовано около 35 % собственных доходов областного бюджета.
К указанной группе расходов относится:
1. Выплата заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы с учетом
надбавки, введенной в текущем году и ее повышения в 2003 году (с 1 апреля
2003 года – на 10 процентов), на что в областном бюджете предусмотрено 3
293 694 тыс. рублей;
2.Выплата денежного содержания работникам правоохранительных органов, с
учетом его повышения в текущем году. На указанные цели в 2003 году
предусмотрено 2 142 391 тыс. рублей, что выше, чем на 2002 год на 1 028 865
тыс. рублей;
3. Расходы на выплату платежей на обязательное медицинское страхование
неработающего населения Московской области. Общий объем указанных расходов
составит 2 830 146 тыс. рублей и возрастет по сравнению с текущим годом
более чем в 2 раза;
4. Расходы на выплаты социального характера увеличиваются более чем в 2
раза и составят 829 600 тыс. рублей, а с учетом средств на доплаты к
пенсиям – 1 179 600 тыс. рублей.
В 2003 году общий объем расходов на выплату заработной платы составит 6
268 209 тыс. рублей или около 17 процентов от объема расходов областного
бюджета (без учета целевых бюджетных фондов). Объем средств на указанные
цели возрос по сравнению с 1999 годом более чем в 4 раза.
К данной группе расходов, как указано выше, относятся мероприятия,
связанные с социальной поддержкой населения Московской области, в том
числе:
* доплаты к пенсиям малообеспеченным пенсионерам. На эти цели
предлагается направить 372 974 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2002
годом на 23 млн. рублей;
* материальная помощь участникам боевых действий в Афганистане, Чечне и
республике Дагестан, родителям, вдовам, детям военнослужащих, погибших при
исполнении военной службы в Афганистане, в мирное время, от
террористических актов на территории Таджикистана, на АПРКА “Курск”. На эти
цели предлагается направить 101,6 млн. рублей, что выше по сравнению с 2002
годом на 30,3 млн. рублей, в том числе с учетом предполагаемого повышения
материальной помощи в месяц родителям, вдовам, детям военнослужащих,
погибших при исполнении военной службы в Афганистане с 2000 до 2500 рублей,
участникам боевых действий в Афганистане, Чечне и республике Дагестан с
1800 до 2300 рублей;
* повышение в 2 раза пособий малообеспеченным студентам. На эти цели
предлагается направить 9,6 млн. рублей, что выше по сравнению с 2002 годом
на 6,4 млн. рублей;
* в связи с повышением величины прожиточного минимума предлагается
увеличить на 92,6 млн. рублей объем средств на реализацию Закона Московской
области “О размере государственной социальной помощи", установив его в
объеме 175,6 млн. рублей;
* на рождение второго, третьего и последующих детей в сумме 15 млн.руб;
* на бесплатный проезд детям военнослужащих, погибшим на АПРКА “Курск”
предлагается предусмотреть12 тыс.рублей;
* на дополнительное ежемесячное пенсионное обеспечение за особые
заслуги 4 646,4 тыс.рублей,
* единовременные выплаты лицам 50 и 60 лет, состоящим в браке- 5,5
млн.рублей;
* на реализацию Федерального закона “О ветеранах” предлагается
предусмотреть 90,8 млн. рублей, что выше 2002 года на 9,8 млн. рублей;
* на выплату пособий на погребение согласно Федеральному Закону “О
погребении”-14 млн.рублей;
Также в составе расходов в социальной сфере предусматриваются:
- расходы на выплату пособий выпускникам педагогических ВУЗов и ССУЗов
предлагается предусмотреть в сумме 18,6 млн. рублей, с ростом против 2002
года на 9,1 млн. рублей;
- на выплату стипендии Губернатора Московской области учащимся (100
стипендий) предусмотреть 480,0 тыс. рублей или с ростом против 2002 года на
240,0 тыс. рублей;
- на выплату именных премии Губернатора Московской области педагогам (100
премий) предусмотреть в сумме - 4,5 тыс. рублей, с ростом против 2002 года
на 1,5 млн. рублей;
- доплата выпускникам ВУЗов и при трудоустройстве в областные
образовательные учреждения в сумме - 4,1 млн. рублей, с ростом против 2002
года на 3,5 млн. рублей;
- проезд малообеспеченных студентов ВУЗов в сумме - 6,8 млн. рублей, с
ростом против 2002 года на 6,1 млн. рублей;
- обеспечение бесплатного проезда детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в сумме - 4,1 млн. рублей, с ростом против 2002 года
на 2,2 млн. рублей;
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета,
предусмотрены в объеме 2 270 210 тыс. рублей со снижением против уровня
2002 года на 558 млн. рублей – в размере средств, предусматриваемых к
передаче в бюджет Московской области в соответствии с проектом Федерального
закона “О федеральном бюджете на 2003 год”. К указанным расходам относятся
расходы на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей”, “О реабилитации жертв политических репрессий”, “О статусе Героев
Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена
Славы”, расходы по предоставлению льгот, пострадавшим от радиации и др.
Общий объем социально-значимых расходов в 2003 году увеличивается по
сравнению с 2002 годом в 1,5 раза.
Расходы на поддержку отраслей составили сумму 3 060 319 тыс.
рублей. Объем расходов областного бюджета на обеспечение пассажирских
перевозок на 2003 год предусматривается в сумме 1 901 260 тыс. рублей.
Рост расходов организаций транспорта из-за повышения цен на горюче-
смазочные материалы, а также расходы на повышение заработной платы
водителям, предлагается компенсировать повышением тарифа на пассажирские
перевозки на 2 рубля (с 5 рублей до 7 рублей), что обеспечит дополнительно
300 млн. рублей, а также за счет получения организациями пассажирского
транспорта дополнительных доходов за счет развития коммерческих перевозок.
Расходы на обновление подвижного состава и на строительство и
реконструкцию автовокзалов составили 1 200 000 тыс. рублей, которые
предполагается осуществить за счет предоставления гарантий Московской
области кредитным организациям.
Несмотря на отмену налога на пользователей автомобильных дорог объем
финансовых ресурсов на дорожное хозяйство равен 8 477 321 тыс. рублей, т.е.
с увеличением по сравнению с уровнем 2002 года на 706 350 тыс. рублей.
Средства территориального дорожного фонда в 2003 году с учетом намерений
федеральных органов власти по компенсации впадающих доходов увеличатся по
сравнению с текущим годом на 797 750,7 тыс. рублей и составят 7 442 679
тыс. рублей. Указанные средства будут направлены на финансирование
мероприятий по содержанию, ремонту, реконструкции и новому строительству
автомобильных дорог общего пользования Московской области.
Расходы на поддержку агропромышленного комплекса на 2003 год предусмотрены
в объеме 249 024 тыс. рублей. При этом предусматривается увеличение
финансирования отрасли на возвратной основе. Объем средств на возвратной
основе предусмотрены в сумме 230 000 тыс. рублей.
Предусматривается дальнейшее увеличение объема бюджетных инвестиций в
развитие отраслей. Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на
финансирование Адресной инвестиционной программы Московской области на 2003
год составил 4 685 520 тыс. рублей. На ее исполнение предполагается
использовать 2 155 400 тыс. рублей собственных доходов областного бюджета;
на финансирование мероприятий по газификации Московской области,
приобретению подвижного состава для пассажирских перевозок и строительство
автовокзалов в объеме 1 993 120 тыс. рублей, в полном объеме задействовать
целевой инвестиционный фонд Московской области (537 000 тыс. рублей) и в
объеме 2 318 620 тыс. рублей использовать средства кредитного фонда
Московской области.
Объем бюджетных средств на капитальное строительство на 2003 год составил 2
033 693 тыс. рублей, который предусматривает введение в эксплуатацию в 2003
году объектов образования - 182,6 млн. рублей, здравоохранения - 140,8 млн.
рублей, приобретение жилья для работников бюджетной сферы, нуждающихся в
улучшении жилищных условий - 155 млн. рублей.
Кроме того, финансирование переходящих строительством объектов,
предусмотренных областными целевыми программами: “Дети Подмосковья”,
“Областная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2001-
2003 годы”, “Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской
области на 2001 – 2010 годы”, “Создание системы ипотечного жилищного
кредитования в 2002 – 2003 годы (субсидии областного бюджета)”,
“Обеспечение населения Московской области качественной питьевой водой и
обеспечение водоотведения в Московской области на 2002 – 2006 годы”,
“Развитие индустрии туризма в Московской области на 2002 – 2005 годы”, “О
мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2002 – 2007
годы”, “Жилище на 2002 – 2010 годы”, “Генеральный план развития Московской
области”, а также объектов здравоохранения предполагается осуществить за
счет областного целевого инвестиционного фонда (537 000 тыс. рублей).
Проведенный анализ финансовых ресурсов позволит, кроме этого,
осуществить финансирование программы “Газификация Московской области на
2001 – 2010 годы” осуществить за счет выдачи гарантий Правительства
Московской области (693 120 тыс. рублей). Половину обязательств области по
выданной в текущем году гарантии под данную программу предлагается погасить
за счет средств, предусматриваемых в бюджете на эти цели по отрасли
капитальное строительство, а оставшуюся часть обязательств - пролонгировать
на 2004 год.
Источниками покрытия дефицита местных бюджетов, а также одним из возможных
вариантов решения проблемы недостаточности собственных свободных денежных
средств в муниципальных образованиях для финансирования затрат капитального
характера (например, восстановление системы водоснабжения, строительство и
приобретение оборудования) могут быть выпуски муниципальных займов, в
организации технологии выпуска и размещения органы исполнительной власти
Московской области окажут помощь и содействие муниципальным образованиям
Московской области.
На 2003 год значительно возрастет объем средств, выделяемых муниципальным
образованиям Московской области из областного бюджета в виде целевых
субвенций и субсидий. Совокупный размер указанной финансовой помощи
возрастает по сравнению с текущим годом почти на 1 млрд. рублей и составит
8 515 342 тыс. рублей. Пропорции распределения финансовых ресурсов области
(налоговые и неналоговые доходы с учетом средств, получаемых из
федерального бюджета) складываются в пользу бюджетов муниципальных
образований, которым поступит более 58 процентов имеющихся средств.
Основные показатели консолидированного бюджета Московской области на 2003
год и динамика основных плановых показателей представлены в приложении 3.
2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджета
Таблица 5. Сравнительный анализ расходов Щелковского района (2002-2003)
|Статьи расходов | 2002 год | 2003 год |
| |тыс. рублей |тыс. рублей |
|Государственное |83978.1 |91745,8 |
|управление и местное самоуправление | | |
|Правоохранительная деятельность, |10772.7 |11613,0 |
|обеспечение безопасности государства | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|