рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы государственного бюджета РФ

Расходы государственного бюджета РФ

Московский Государственный Университет Сервиса

Институт «Финансов и систем управления экономикой»

Кафедра «Финансы и налогообложение»

Дисциплина «Бюджетная система РФ»

Курсовая работа

на тему: «Расходы государственного бюджета РФ

на современном этапе развития общества»

Выполнила:

студентка группы ФКД 3-1

Нам Я. О.

Руководитель:

Доцент Чумичева Г. А.

Москва

2003 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ.

1. Классификация расходов бюджета РФ

А) функциональная;

Б) экономическая;

В) ведомственная.

2. Расходы федерального бюджета

3. Расходы бюджетов субъектов РФ

4. Расходы местных бюджетов

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ

2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ

2.3. Анализ расходов отдельного местного бюджетов РФ

2.4. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.

Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств

государственного бюджета РФ.

Заключение

Список литературы

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает

государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для

финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на

экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими

звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу

нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из

центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам

государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Как экономическая категория государственный бюджет РФ

представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений,

возникающих в процессе образования, планового распределения и использования

государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные

отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами

по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных

ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства,

социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного

управления, материального стимулирования.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной

реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой

образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов

бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и

включает в себя:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе

Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты

Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет

автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских,

районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и

расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга

взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование

деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих

доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных

экономических условий развития страны, рыночной конъюктуры и

осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры

бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются

аккумулированные государством средства.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,

каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и

количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить

экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных

расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с

выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические

отношения, на основе которых происходит процесс использования средств

централизованного фонда денежных средств государства по различным

направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство

учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру

расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то:

государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства,

общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер

государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные

статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание

правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура,

образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их

классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике

изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Особо важным

представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и США.

Глава 1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти

затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит

процесс использования средств централизованного фонда денежных средств

государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации

производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или

распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры

бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы

осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит

перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через

дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в

основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться

только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего

главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального

эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности

использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных

средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема

средств. В случае необходимости дополнительного финансирования

бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать

дополнительные источники финансирования.

Целевой характер использования расходов предполагает использование

ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств

не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр

финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа

исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного

самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить

блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь

до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным

Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату

уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении

средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом

ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на

основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом

утвержденных смет.

1. Классификация расходов государственного бюджета

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов

расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной

характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая

экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных

расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов

ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от

экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом

факторов:

- природой и функциями государства;

- уровнем социально-экономического развития страны;

- разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

- административно-территориальным устройством государства;

- формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета

любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической

жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и

практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов

бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их

обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы

на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

1. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы

(текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы,

расходы на пенсии и пособия и т.п.);

2. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и

обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты

регулирования распределением денежных средств между материальным

производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и

социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект

экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на

стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных

сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие

принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-

технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего

перераспределительного характера, способны играть важную роль в

государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка

бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые

государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все

расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

2. расходы на социально-культурные нужды;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в

нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся

приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около

половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и

поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции

государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на

социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является

общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства:

на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на

образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,

государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в

воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных

средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного

производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому

содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового

контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете

сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее

конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов

на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения,

дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям

непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,

медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета

используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе

которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням

управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на

конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное

использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической

литературе можно встретить классификацию государственных расходов по

источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых

фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе

экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но,

как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по

другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому

назначению и др.)

А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает

направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в

том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых

организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на

финансирование осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на

содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета

Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных

исследований.

Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов

формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы

власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ

являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на

государственное и местное управление, средств на выполнение функций

государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления

использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы,

конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление

деятельности государственных и местных органов власти в определенной

области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета

образует третий уровень функциональной классификации и отражает

финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности

главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов

функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов

расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации

расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов

бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

Таблица 1 Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ

|1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |

|Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации |

|Функционирование законодательных (представительных) органов |

|государственной власти |

|Функционирование исполнительных органов государственной власти |

|Деятельность финансовых и налоговых органов |

|Прочие расходы на общегосударственное управление |

|2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |

|Федеральная судебная система |

|3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |

|Международное сотрудничество |

|Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых |

|Государств |

|Международные культурные, научные и информационные связи |

|Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам |

|4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |

|Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации |

|Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии |

|Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки |

|Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и |

|миротворческой деятельности |

|Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны |

|5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА|

|Органы внутренних дел |

|Внутренние войска |

|Уголовно-исполнительная система |

|Органы налоговой полиции |

|Органы государственной безопасности |

|Органы пограничной службы |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.