рефераты скачать

МЕНЮ


Расходы государственного бюджета РФ

образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее

среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%,

социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных

бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не

менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и

строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства

и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных

учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и

здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно

преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских

бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных,

поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее

быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку,

что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и

проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам

градостроительства, комплексного развития административно-территориальных

единиц и т. д.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг),

финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе

открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным

органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на

выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного

бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с

предприятиями (не договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в

финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе

прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах

внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в

создании объектов инфраструктуры.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного

самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы

муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных

средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий

в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым

исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении

общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в

распределении государственных средств на содержание и развитие социальной

инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных

бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и

сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных

ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы

самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой

поддержки.

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ (2002-2003

гг.)

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2003 год.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ (2000-2003гг.) согласно

функциональной классификации

|Наименование | | | 2002 г. |

|расходов |2000 г. |2001 г. |2003 г. |

| |Млрд. |% к |Млрд. |% к |Млрд.|% к Млрд. |

| |руб. |итогу|руб. |итогу|руб. |% к итогу руб.|

| | | | | | |итогу |

|Расходы, всего |1014,2|100 |1193,5|100 |1947,|100 2345,6|

| | | | | |3 |100 |

|Государственное|26,8 |2,7 |40,7 |3,4 |56,7 |2,9 66,5 |

|и местное | | | | | |2,83 |

|самоуправление | | | | | | |

|Федеральная |8,4 |0,8 |11,3 |1,0 |19,1 |1,0 25,5|

|судебная | | | | | |1,08 |

|система | | | | | | |

|Международная |39,5 |3,9 |22,2 |1,9 |42,8 |2,2 44,4|

|деятельность | | | | | |1,89 |

|Национальная |209,4 |20,6 |214,7 |18,0 |284,2|14,6 344,5 |

|оборона | | | | | |14,64 |

|Правоохранитель|111,5 |11,0 |131,6 |11,0 |173,8|8,9 |

|ная | | | | | |244,8 10,40 |

|деятельность и | | | | | | |

|обеспечение | | | | | | |

|безопасности | | | | | | |

|гос-ва | | | | | | |

|Фундаментальные|15,9 |1,6 |22,0 |1,9 |30,3 |1,5 40,2 |

|исследования | | | | | |1,71 |

|Промышленность,|38,1 |3,8 |44,6 |3,7 |57,7 |3,0 63,4 |

|энергетика и | | | | | |2,69 |

|строительство | | | | | | |

|Сельское |15,4 |1,.5 |20,8 |1,8 |26,8 |1,4 31,2 |

|хозяйство и | | | | | |1,32 |

|рыболовство | | | | | | |

|Транспорт, |1,9 |0,2 |30,6 |2,3 |7,0 |0,4 78,9 |

|дорожное | | | | | |3,36 |

|хозяйство, | | | | | | |

|связь и | | | | | | |

|информатика | | | | | | |

|Социальная |132,9 |13,1 |107,8 |9,0 |430,3|22,0 150,7 |

|политика | | | | | |6,4 |

|Обслуживание |188,7 |18,6 |239,8 |20,1 |285,0|14,6 277,5 |

|гос. Долга | | | | | |11,79 |

|Охрана окр. |3,7 |0,4 |4,7 |0,4 |9,8 |0,5 10,8|

|Среды | | | | | |0,46 |

|Предупреждение |9,0 |0,9 |6,3 |0,5 |8,7 |0.5 21,2|

|и ликвидация | | | | | |0,9 |

|послед-ствий | | | | | | |

|чрезвычайных | | | | | | |

|ситуаций и | | | | | | |

|стихийных | | | | | | |

|бедствий | | | | | | |

|Образование |32,1 |3,2 |48,8 |4,1 |80,0 |4,1 |

| | | | | | |97,7 4,15 |

|Культура, |4,6 |0,5 |6,4 |0,6 |10,3 |0,5 |

|искусство и | | | | | |14,1 0,6 |

|кинематография | | | | | | |

|Средства |5,7 |0,6 |6,2 |0,5 |10,3 |0,5 12 |

|массовой | | | | | |0,5 |

|информации | | | | | | |

|Здравоохранение|15,9 |1,6 |22,2 |1,8 |31,9 |1,6 |

|и физ. культура| | | | | |39,4 1,67 |

|Финансовая |69,1 |6,8 |186,6 |15,6 |265,4|13,6 714,6|

|помощь бюджетам| | | | | |30,37 |

|других уровней | | | | | | |

|Утилизация и |2,.1 |0,2 |6,0 |0,5 |10,3 |0,5 |

|ликвидация | | | | | |10,8 0,46 |

|вооружений, | | | | | | |

|включая | | | | | | |

|выполнение | | | | | | |

|международных | | | | | | |

| | | | | | | |

|договоров | | | | | | |

| |3,4 |0,3 |4,6 |0,4 |9,7 |0,5 |

|Исследование и | | | | | |7,7 0,33 |

|использование | | | | | | |

|космоса | | | | | | |

|Военная реформа|--- |---- |----- |---- |16,5 |0,8 |

| | | | | | |15,8 0,67 |

|Прочие расходы |19,5 |1,9 |1,7 |0,2 |60,6 |3,0 |

| | | | | | |72 3,2 |

|Расходы целевых|60,6 |5,9 |13,9 |1,2 |13,9 |0,7 |

|бюджетных | | | | | |14,1 0,6 |

|фондов | | | | | | |

|Пенсионный |---- |-----|----- |---- |281,2| |

|фонд. Возврат | | | | | | |

|ЕСН | | | | | | |

Полностью расходная часть федерального бюджета РФ на 2003 год представлена

в Приложении 1 и 2.

Расходная часть бюджета РФ на 2002 год была утверждена в сумме 1 947

386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом

объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень

инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в

размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.

Расходная часть бюджета на 2003 год утверждена в сумме 2 345

641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из

прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции

(потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002

года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей

направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение

государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей

на пополнение финансового резерва.

Объем расходов федерального бюджета на 2003 год сформирован в сумме 2345,6

млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые

Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд.

рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы

федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов

федерального бюджета на 2003 год: судебная реформа, оборона и безопасность

государства, наука и образование.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем

бюджетного финансирования в 2002 году предусматривался в размере 56670,6

млн. рублей. В 2003 году произошло увеличение финансирования этой статьи

расходов и составило 66506,9 млн. рублей.

Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной

системы в 2003 году, исходя из Программы социально-экономического развития

РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и федеральной целевой

программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, продолжена

линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально

технической базы судов и увеличение численности судей и работников

аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу

предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2002 года на

6624 млн. рублей.

Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по

разделу "Международная деятельность" в 2003 году планируется в объеме

44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов

федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов

со знаком "минус".

Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу

"Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание

российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации,

финансирование операций неторгового характера, а также расходы по

предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное

сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн.

рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также

расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми

договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2003 году будет

оказывать техническое содействие по строительству, расширению и

модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции

и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам

как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия.

Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По

подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы

на 2003 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе

предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82

млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в

бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей.

Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье

«Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой

международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб.

Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства

были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют

дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В

ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких

преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения

материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета

предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей.

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных

исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в

сумме 40206 млн. рублей.

Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств,

направляемый в 2003 году из федерального бюджета на финансирование отраслей

материального производства планируется на уровне 63404,3 млн. рублей. В

составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на

государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию,

народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной

промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции,

воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Сельское хозяйство и рыболовство. Объем бюджетного финансирования

по этому разделу предусмотрен в размере 31167,6 млн. рублей, что на 3090,8

млн. рублей больше, чем в 2002 году.

Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете

на 2003 год предусмотрены ассигнования в сумме 10807,7 млн. рублей на

финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды.

Указанные средства предполагается направить на осуществление

государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и

содержание государственных природных заповедников и национальных парков.

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. Общий объем

расходов проекта федерального бюджета на 2003 год на поддержку указанных

отраслей оценивается в 6,1 млрд. рублей.

Развитие рыночной инфраструктуры финансовая поддержка малого

предпринимательства. В федеральном бюджете на 2003 год предусмотрены

расходы в сумме 10 млн. рублей для продолжения финансирования мероприятий

по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого

предпринимательства, начатого в предыдущие годы.

Расходы на образование. Расходы на образование определяются в

федеральном бюджете на 2003 год в размере 97672 млн. рублей. Расходы,

направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда,

позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-

технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1

тыс. студентов вузов и других обучающихся.

Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру,

искусство и кинематографию на 2003 год определены в размере 14056,2 млн.

рублей.

Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на

финансирование средств массовой информации на 2003 год определены в сумме

11954,9 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2003 году

ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и

совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской

Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам

медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской

помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую

культуру и спорт на 2003 год определены в сумме 39344,8 млн. рублей.

Расходы на социальную политику. В связи с переходом с 2003 года

формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой

бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов

федерального бюджета. Расходы, ранее отражаемые по разделу "Социальная

политика" и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в

федеральном бюджете на 2003 год отражены по разделу "Финансовая помощь

бюджетам других уровней. Расходы на социальную политику планируются в

проекте федерального бюджета на 2003 год в объеме 150,7млрд. рублей или с

ростом против уровня 2002 года (в сопоставимых условиях) на 37,5 процента.

Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и

центров занятости запланировано направить 4275,7 млн. рублей; на социальную

помощь - 1243,2 млн. рублей, включая расходы на детскую оздоровительную

компанию - 1211,8 млн. рублей; на прочие мероприятия в области социальной

политики - 26421,8 млн. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном

бюджете на 2003 год общий объем процентных расходов определился в 277,5

млрд. рублей, в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 57,5 млрд.

рублей, внешнего - 220 млрд. рублей. Расходы на обслуживание

государственного внутреннего долга в 2003 году составят 57,5 млрд. рублей,

в том числе по государственным ценным бумагам - 52,2 млрд. рублей. Наиболее

значительные расходы приходятся на выплаты по ОФЗ-ФК - 12,95 млрд. рублей,

ОФЗ-ПД - 15,05 млрд. рублей и ОФЗ-АД - 9,64 млрд. рублей. Расходы на

обслуживание ГКО составят 3,77 млрд. рублей. Расходы на выплату процентов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.